Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1088
Скачиваний: 1
оказывать всяческое влияние и, таким образом, тянутся целые территории. Вот почему и Сколково стали создавать — было подсчитано, что на сырьевом секторе Россия может прокормить только 30 миллионов населения, то есть практически третью или четвертую часть всего населения. И поэтому, несмотря на то, что Россия богата и сырье есть, поэтому и решили ориентироваться на инновационную экономику, потому что она должна потянуть за собой инфраструктуру. Оганесян А.Г.: Последнее, уточняющий вопрос, который связан с тем, о чем Вы говорите. Может быть ситуация иная в Белоруссии и Украине? Я хотел бы с ним так же обратиться к нашим коллегам. В том то и беда, и головная боль российского государства, в лучших ее представителях, что бизнес у нас крайне инертный. И его творческую энергию давно пора освободить, и бизнес не берет деньги под новые технологии. Они лежат, но никто не берет и не делает заявок, почему и сырьевые деньги во многих программах возвращаются в бюджет. Может быть, у Белоруссии и Украины бизнес гораздо более активен по части введения новых технологий. Инновационный процесс не запустишь без интереса предпринимателя. В этом проблема, в которую все упирается в России. Может быть, в Белоруссии и Украине картина иная? Новикова И.В.: Вы знаете, почему у вас в России, насколько мне кажется, слишком много ниш пока еще там, где можно много заработать, не вкладываясь. Если наш бизнес не будет вкладывать, все это перекупят американцы. Когда они ваше Сколково смотрели, знаете, они говорили: «А пусть создают, как только появится толковое изобретение, мы его перекупим». Чисто американский подход. Не обязательно делить прибыль по долям. Государство дает и говорит, что в течение трех лет надо коммерцилизировать эту разработку. Если в течение трех лет она не запустилась в оборот, не коммерцилизировалась, не создала новые рабочие места (это, кстати, очень хорошая логика — создаются рабочие места), вот тогда государство не забирает, но делится по долям.
Оганесян А.Г.: А если это три государства? Если это Белоруссия, Украина, Россия — как они между собой поделят? Новикова И.В.: Так же и три могут поделить. Я считаю, это чисто техническим вопросом, особенно насчет государств. Государство создано для нормального общества, для развития экономики. Если с помощью открытия, которое сделано и финансировалось тремя государствами, создано, например, миллион рабочих мест, они что будут требовать деньги обратно? Это пойдут налоги. Но у нас нет законодательства. Вот почему я привела пример законодательства американского, оно отдает, государство не заинтересовано забрать себе, а заинтересовано, чтобы пошли рабочие места и налоги — все.
Оганесян А.Г.: Спасибо, Ирина Васильевна! Ваш интереснейший доклад спровоцировал такую хорошую дискуссию. Я считаю, что надо будет разрабатывать законодательство, на основе которого страны будут решать это. Тема следующего доклада: «Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина на пути к Евразийскому союзу».
Максименко В.И.: Я хотел бы относительно этого доклада высказать свои соображения. Лет 10 назад, когда слово «глобализация» становилось чем-то вроде заклинания, я попробовал разобраться для себя, откуда же оно вдруг взялось. Потому что еще в середине 90-х гг. никто в мире не знал, что такое глобализация и слова этого не было, я уверяю вас. Xотя процессы, о которых говорила Ирина Васильевна, проходили и протекали и раньше. Слово «глобализация», которое приобрело потом статус термина, было брошено и родилось в Давосе на известном экономическом форуме в 1996 году. А дальше пошла всемирная операция по внедрению этого термина в общественное сознание, в научный дискурс, в политические круги. Значит ли это, что я допустил бы такую неосторожность, что стал бы отрицать процессы, объективно даю
щие обоснования для их обозначения словом глобализация. Нет, конечно. Употреблять термин «глобализация» без грамматического приложения - полная бессмыслица. Американцы, как вы правильно сказали, это делают, но это делается в рамках глобалисткого идеологического дискурса. А если мы зададимся вопросом, глобализация чего в действительности имеет место, то мы выйдем на ограниченный по своей природе ответ. Имеет место то, что исследователь Кеннеди (не президент) называл информационно-финансовой глобализацией. Вы об этом сказали. Имеет место глобализация процессов передачи данных. Имеет место глобализация движения финансовых средств. Имеет место еще, на мой взгляд, глобализация средств массового уничтожения. И глобализация некоторых (но далеко не всех) товарных рынков. Я говорю о том, что неамериканским ученым и ученым неамериканской научной культуры надо быть осторожнее, придирчивее и скептичнее в отношении рамок употребления этого термина. Второе, мне представляется, что тезис о том, что роль государств в международных отношениях будет падать и сходить на «нет», он недоказуем. Я тоже отношу это насчет идеологической пропаганды. Вы еще упомянули «восточное партнерство», это свежая тема. В Варшаве недавно пошла сходка (у нас здесь сидит специалист по «восточному партнерству» Владислав Гулевич, который недавно опубликовал у нас на сайте несколько хороших статей по этой теме). Я хочу сказать, что «восточное партнерство» никого и ничего не подтягивает к себе по той простой причине, что задуманное в Брюсселе как проект отсечения от РФ трех восточноевропейских и трех закавказских государств. «Восточное партнерство» (а Брюссель не мог предложить ничего практически значимого) стало разваливаться на глазах. И как пять государств постсоветских отреагировали на попытку заклеймить Белоруссию в Варшаве. Вы знаете лучше меня. Они единогласно - от Грузии с Саакашвили до Белоруссии с Лукашенко - отказались подписать. Последнее, насчет Сколково и москвичей (я москвич). Люди, которые побывали в Скол-ково, имеют разные представления. Мы все были поражены, что все надписи на всех кабинетах, залах конференций, помещениях и даже на туалетах, сделаны на английском языке. У меня вопрос — для кого создается Сколково?
Новикова И.В.: Насчет термина «глобализация» не соглашусь. Впервые в оборот (у меня есть доказательства) в 1980 году вышла статья профессора Гарвардского университета Теодора Левита. Не помню, как она называлась, но там впервые был употреблен этот термин «глобализация» и эпиграф у статьи был очень хороший: «американские компании так должны научиться оперировать на мировом рынке, как если бы они работали дома». То есть американцы поняли, что этот процесс не остановить, и они решили возглавить его. И Рейган когда пришел, почему его они по сей день любят, потому что он стал проламывать интересы своих транснациональных компаний за рубежом. Это абсолютно правильно. То есть против объективного процесса, который они не могут преодолеть. Но не только американцы проводят подобные компании. Американские компании очень сильно потеснены последние 10 лет. Более того, если посмотреть на прямые иностранные инвестиции, то в начале 2000-х годов американцы притягивали 25% мировых инвестиций, то сейчас только 20%. Поэтому говорить о том, что проект американский и создан в Давосе, я не совсем с этим согласна. 1980 год — термин использован впервые. Я встречала работы со ссылками, что в 1972 году этот термин уже использовался. Если же говорить как о явлении, когда оно возникло, тоже могу вам сказать — во второй половине 1950—х гг., когда США приняли закон «О полной конвертации по платежному балансу». И два ученых (американец и англичанин) в 1960-х гг. увидели, что потоки денежные движутся быстрее, чем товарные потоки, то есть стали возникать
транснациональные корпорации. На чем выросли Южная Корея, Сингапур, Гонконг, потом позже Новая Зеландия? Они выросли на том, что в них стали эти крупные компании из развитых стран вкладывать средства. Почему они стали вкладывать, потому что там запутанная налоговая система, большие налоги, экологическое законодательство, трудовое законодательство - очень сложное. Они стали выходить в те страны, и, таким образом, начался процесс глобализации. С этой точки зрения он объективен, потому что деньги ищут, где прибыль.
Гаврилечко Ю.В.: Вы спрашивали насчет того, как в Украине. Инновация в Украине -это новый способ, как украсть деньги из бюджета. Это единственное, что в Украине подразумевается под инновациями. На сегодняшний момент у нас есть целое Агентство по инновациям и инвестициям, которое переваривает больше миллиарда бюджетных денег. На самом деле, это просто утилизация бюджетных денег, больше ничего; никаких проектов, ничего не создается и никак не кла-стируется. Это, к сожалению, реальность. Все идет в карман.
Следующий момент - насчет приватизации. Как я уже говорил в своем докладе, приватизация — самый худший способ что-либо улучшить или получить прибыль в наших условиях. Первое, государство никак не гарантирует, что то, что приватизировано, у тебя останется навсегда. Поэтому любой нормальный бизнесмен, что-нибудь купив или получив в виде каких-то бонусов, чтобы нормально и быстро обеспечить оперативную ликвидность этого, не будет никуда встраиваться, модернизировать. Единственный способ, чтобы какие-то инновации заработали — это нанимать директоров на работу, чтобы их единственным способом заработка было запустить что-то в производство. Кирюхин Д.И.: Я хотел бы развеять мрачный тон своего коллеги. Да, конечно, у нас в Украине есть существенные проблемы, но не все, на самом деле, так плохо. Тот же недавно существовавший Индустриальный союз Донбасса до кризиса сумел полностью модернизировать все свое металлургическое производство на более энергоэффективное. Сейчас активно развиваются проекты по развитию солнечных батарей - как раз в Крыму строятся эти предприятия, в которые вкладываются мощные финансовые ресурсы. Есть проблема в том, что вместо инноваций существует приоритет получения прибыли сейчас, а дальше - хоть трава не расти. Но есть объективные обстоятельства, в том числе, и повышение цен на газ для Украины со стороны России, в этом смысле спасибо вам, это заставляет думать, как нам быть, чтобы выживать дальше, как же нам самих себя модернизировать.
Оганесян А.Г.: Спасибо! Надо отдавать себе отчет в том, что если мы, научное сообщество, не будем представлять себе идеальных моделей, а будем исходить только из эмпирической данности, тогда нам здесь не надо собираться. Критические замечания тоже необходимы, но только в единстве противоречий и противоположностей мы можем к чему-то выйти. Мы говорим о гражданском обществе. Гражданское общество сейчас становится зрелее. Оно вооружается всей этой энергией критики не уличной, а именно той, которая начинает бороться с этой. И их, конечно, надо начинать снизу подталкивать и даже воспитывать. Это процесс очень непростой. Но, не имея идеальных моделей и идеальных подходов, мы исходим из той реальности, которая наплодилась в последнее время. Поэтому все очень хорошо, и я очень рад такому представлению Ирины Васильевны Новиковой. Я во многом с ней согласен. И благодарен тем, кто увидел там уязвимость со стороны наличной реальности, но одно другого не исключает. Наоборот, будем идеалистами, а иначе нам нечего собственно делать. Следующий доклад на тему «Евразийский союз и историческая Россия».
Максименко Владимир Ильич
Кандидат исторических наук, генеральный директор аналитического центра Фонда стратегической культуры:
В статье В.Путина «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» намечена траектория поступательного движения по четырем точкам: Таможенный союз — Единое экономическое пространство — Евразийский экономический союз — Евразийский союз. Это определённая логическая линия исторического развития, и здесь речь идёт не о нескольких автономных проектах, а о едином проекте - о превращении интеграции стран бывшего СССР в «понятный, привлекательный для граждан и бизнеса устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры». Можно предположить, что выдвижение такого проекта в условиях 2011 года во многом обусловлено объективными обстоятельствами внешнего характера: мировой финансово-экономический кризис, диктующий сложение сил в борьбе с кризисными тенденциями; стремительное обострение международной напряжённости под влиянием событий на Ближнем Востоке... Однако я бы не сводил логику появления «евразийского проекта Путина» к факторам внешних влияний. Речь идёт, как мне представляется, ещё и о сознательном политическом выборе. Позволю заметить, что от постоянства этого выбора, от его неконъюнктурного характера напрямую зависит судьба десятков миллионов людей в полутора десятках признанных и ещё нескольких непризнанных государств, зависит судьба общего наследия поколений наших отцов. Итак - «новый интеграционный проект для Евразии». Однако Евразия велика. У того же Бжезинского с его геостратегическими играми Евразия изображена в виде «Великой шахматной доски», на которой некий игрок, находящийся вне пределов Великого континента, передвигает фигуры и пешки (государства, государственных деятелей), как ему заблагорассудится. В нашем же случае речь идёт о судьбе постсоветской Евразии. Её расхожее обозначение - «постсоветское пространство». Сразу скажу: термин этот, хотя он и стал чем-то вроде речевого тика, - довольно странный, неудачный и дезориентирующий. С одной стороны, вроде всё верно: сама по себе потребность языка использовать применительно к полутора десяткам государств объединяющее их выражение «постсоветское пространство» указывает на общность, сохранившуюся и 20 лет спустя после того, как наше общее отечество начали резать на куски государственными границами, структурами, непонятно кому принадлежащей собственности, а также — мощными операциями информационной войны, призванными лишить наши народы общего прошлого (упразднить понятие «Отечественная война» применительно к войне 1941-1945 гг. и т.д.). А с другой стороны, термин «постсоветское пространство» загоняет сознание в языковую ловушку. Пресловутое «пост» указывает на нечто неопределённое, чему и имени-то нет, но с чем приходится иметь дело после того как ликвидирован ключевой геополитический фактор в Евразии (Маккиндер сказал бы: разрушена «материковая сердцевина мира») — после того,
как перестало существовать государство, исторические освоившее это пространство и свободно вмещавшееся в его границы. Если угодно, этот термин-суррогат, «постсоветское пространство», - другое наименование того, что Бжезинский предложил считать «геополитическим вакуумом» или «чёрной дырой». Если мы, граждане стран бывшего СССР, не хотим числить себя обитателями «чёрной дыры», то мы должны со всей определённостью признать очевиднейшую вещь, и именно: так называемое «постсоветское пространство» - это единое, внутренне связанное культурно-историческое пространство взаимодействия народа, власти и территории, в котором возводилось и существовало тысячелетнее здание российской государственности. И строилось это здание не кем-то, а людьми, с которыми мы, ныне живущие, связаны бесчисленными нитями - родовой памятью, преемственностью культуры, а кто-то ещё и узами духовной верности. Это здание ИСТОРИЧЕСКОЙ РОССИИ. Сегодня понятие «историческая Россия» всё больше входит в обиход. В середине октября 2011 года, в Москве прошла рабочая конференция движения «Интернациональная Россия», где были приняты программные тезисы, носящие многоговорящее название «Воссоединение разделённого народа исторической России». Об исторической России говорит сегодня Патриарх Кирилл, говорит и пишет Наталья Нарочницкая и многие другие. Что касается смысла, который несёт в себе понятие исторической России, то он нуждается в принципиально важном уточнении. «Историческая» - не в том вульгарном смысле, что когда-то существовавшая, а потом исчезнувшая, канувшая в небытие. Историческая Россия — это Россия, набравшая мощную инерцию движения во времени и пространстве благодаря созидательному труду, войнам, духовному подвигу многих поколений народа. Эта инерция движения сквозь века обладает такой силой, что ни территориальные утраты, ни смена политических режимов, ни разброд «Смутного времени» и поныне не в состоянии отменить факт существования феномена исторической России. «Потеряться», стать прошлым, которого уже нет, историческая Россия сможет только тогда, когда её образ будет вытеснен из сознания последнего русского. Сегодня историческая Россия существует абсолютно реально и зримо, по крайней мере, в трёх измерениях, трёх сферах жизни:
-
в культурной сфере доминирования русского языка как языка международного общения для десятков народов постсоветской Евразии;
-
в материальной сфере железнодорожных, трубопроводных, речных и иных коммуникаций, скрепляющих территорию одной шестой части земной суши;
-
в духовной сфере единства канонической территории Русской Православной Церкви. Само собой разумеется, что, говоря об исторической России, мы подразумеваем: главную государствообразующую роль в её созидании и развитии всегда играли русские. Говорить о русских как о государствообразующем народе надо прямо, открыто, без политкорректных ужимок и ничего не объясняющих ссылок на пресловутую «многонациональность». Да, Россию населяют многие народы, на протяжении веков Российское государство обеспечивало этим народам чувство безопасности жизни, однако ткань Русской цивилизации и костяк Российской государственности образованы русским народом. Настаивать на этом очевидном факте приходится лишь потому, что предпринимаются неимоверные усилия, направленные на то, чтобы скрыть этот факт, вытеснить его из сознания.
Здесь я хочу сделать одно немаловажное уточнение.
Сто с лишним лет назад Пётр Аркадьевич Столыпин говорил о том, что нашей стране необходимо правительство «стойкое и чисто русское», что любые, в том числе самые глубокие преобразования в стране должны неуклонно проводиться на основе «русских национальных начал». Однако надо заметить,