ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 2675
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.
2. Возникновение и основные этапы развития международного права.
3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.
4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.
5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.
6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.
8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
10. Обычай как источник международного права
11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники
22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.
28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.
51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры
53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.
54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники
60. Виды территорий в международном праве
64. Международное морское право: понятие, источники, институты
65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
70. Международно-правовая борьба с пиратством
74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).
76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).
77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.
87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
- международный обмен информацией об уголовных деяниях и международных преступниках; исполнение запросов иностранных государств и международных организаций по борьбе с уголовной преступностью;
- наблюдение за реализацией международных договоров, касающихся борьбы с преступностью.
По актуальным практическим и научным вопросам Организация может консультироваться с Советниками, которые назначаются Исполнительным комитетом сроком на три года и исполняют исключительно консультативные функции. Советники избираются из числа лиц, пользующихся международной известностью в интересующей Организацию области деятельности. Советник может быть отстранен от должности по решению Генеральной Ассамблеи.
В настоящее время в Международную организацию уголовной полиции входит 182 государства. СССР, а ныне Российская Федерация является членом Интерпола с 1990 г.
Соглашения о правовой помощи регулируют процедуру выдачи (экстрадиции) преступников (этим вопросам также
посвящены двусторонние соглашения о выдаче преступников; положения также могут содержаться в многосторонних конвенциях о борьбе с преступлениями международного характера).
Экстрадиция - передача лица государством, на территории которого такое лицо находится, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
Необходимость более тесного сотрудничества государств в вопросах борьбы с преступностью, в частности в вопросах выдачи преступников (в современном мире в результате интеграционных процессов упростилась процедура пересечения государственных границ, что позволяет лицам, совершившим преступление в одном государстве, укрываться в другом).
В договорах, предусматривающих экстрадицию, перечислены случаи, в которых выдача не осуществляется:
1) если лицо, выдача которого требуется, - гражданин государства, к которому обращено требование;
2) преступление совершено на территории государства, к которому обращено требование;
3) уголовное преследование не допускается ввиду истечения срока давности, по иным законным основаниям;
4) в отношении лица, совершившего преступление, уже вынесен приговор за то же самое преступление или имеется постановление о
прекращении дела, вынесенное судом или другим органом государства, к которому обращено требование;
5) преступление в соответствии с законодательством обоих государств преследуется в порядке частного обвинения.
Конвенция о передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами
которого они являются 1978:
1) граждане каждого из государств - участников, осужденные к лишению свободы в другом государстве, будут по взаимному согласию этих государств передаваться для отбывания наказания в то государство, гражданами которого они являются;
2) передача осужденного возможна после вступления приговора в законную силу;
3) передача осужденного не производится, если:
а) по законодательству государства, гражданином которого он является, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а также если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства;
б) наказание не может быть исполнено в государстве, гражданином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;
в) осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства, судом которого вынесен
приговор;
г) не достигнуто согласия о передаче осужденного на условиях, предусмотренных Конвенцией.
Страсбургская конвенция о передаче осужденных лии 1983 (принята в рамках Совета Европы; при соблюдении определенных условий в процедуре передачи осужденных лиц могут принимать участие государства, не являющиеся членами Совета Европы).
В некоторых странах приняты специальные законы о выдаче (Австрия, ФРЕ, Швеция) (в большинстве государств соответствующие нормы содержатся в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном праве; в некоторых государствах при отсутствии международных договоров собственное право является основанием для выдачи (ФРЕ, Италия, Франция); в РФ положение о выдаче содержится в КРФ (не выдаются собственные граждане, а также иностранные граждане, если им на основании КРФ предоставлено политическое убежище)).
85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде
Основание привлечения к уголовной ответственности ф/л - совершение ими международного преступления или уголовного
преступления международного характера.
Ф/л (граждане государств и лица без гражданства), совершившие указанные преступления, могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с:
1) действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения;
2) национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают.
За совершение отдельных преступлений (пиратство или угон воздушного судна) ф/л могут быть привлечены к уголовной ответственности по законам государства, захватившего пиратов или угонщиков воздушного судна.
К ф/л применимы положения:
1) Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968;
2) конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений;
3) конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам.
Главный приниип - неотвратимость наказания за совершение указанных преступлений.
Международный уголовный суд (МУС) (Статут МУС принят в 1998 г. на Дипломатической конференции ООН, вступил в силу с 01.07.2002; Ассамблея государств - участников избрала 18 судей).
МУС учрежден как постоянный орган, уполномоченный осуществлять юрисдикцию в отношении лии, ответственных за международные преступления, и дополняет национальные органы уголовной юстиции (обладает юрисдикцией в отношении преступлений геноцида; преступлений против человечества; военных преступлений и преступлений агрессии).
Принципы деятельности МУС:
1) принцип индивидуальнойуголовной ответственности (не влияет на ответственность государств по МП);
2) принцип комплементарности (дополнительности) (уголовное преследование за совершение международных преступлений осуществляет национальная юстиция, а МУС дополняет ее в случаях, когда государство не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом).
Полномочия МУС ограничены во времени и в пространстве:
1) уполномочен рассматривать только международные преступления, совершенные после 01.07.2002;
2) к суду привлекаются только граждане государств, ратифицировавших Статут, или те, кто соверши преступления на территории данных государств.
Лицо, совершившее преступление, подпадающее под юрисдикцию МУС, несет индивидуальную ответственность и подлежит наказанию, если это лицо:
1) совершает такое преступление индивидуально, совместно с другим лицом или через другое лицо;
2) приказывает, подстрекает или побуждает совершить такое преступление (если это преступление совершается или имеет место покушение на преступление);
3) с целью облегчить совершение такого преступления пособничает, подстрекает или иным образом содействует его совершению, включая предоставление средств для его совершения;
4) любым другим образом способствует его совершению или
покушению на совершение группой лиц, действующих с общей целью (содействие должно оказываться умышленно или в целях поддержки преступной деятельности).
Статут МУС:
1) не применяется в отношении лиц, не достигших 18 лет на момент совершения преступления;
2) применяется в отношении всех лиц независимо от их должностного положения;
3) устанавливает ответственность командиров и других начальников за деяния подчиненных;
4) закрепляет отсутствие сроков давности по преступлениям, подпадающим под юрисдикцию МУС;
5) устанавливает, что лицо не подлежит уголовной ответственности, если в момент совершения деяния оно в момент совершения деяния (страдало психическим заболеванием; находилось в состоянии интоксикации; действовало разумно для защиты себя, другого лица или имущества, являвшегося особо важным для их выживания).
Руганы МУС (Президиум, Апелляционное отделение, Судебная палата, Палата предварительного производства, Канцелярия прокурора, Секретариат).
В своей деятельности МУС применяет Статут, Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания, а там, где уместно - применимые договоры, принципы и нормы МП.
Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. (учрежден СБ ООН в 1993 г.; процессуальная деятельность определяется Статутом 1993 и Правилами процедуры и доказывания 1994).
Трибунал уполномочен осуществлять судебное преследование лиц:
1) нарушающих законы и обычаи войны (применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий; бессмысленное разрушение населенных пунктов; нападение на незащищенные населенные пункты или здания);
2) совершающих геноцид;
3) ответственных за следующие преступления, совершаемые в ходе вооруженного конфликта международного и внутреннего характера и направленные против гражданского населения (убийство; истребление; порабощение; депортация; заключение в тюрьму; пытки; изнасилование; преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам).
Юрисдикция Трибунала (распространяется на ф/л и имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов (на любом этапе может попросить национальные суды передать ему производство по делу)).
Органы Трибунала (Судебные камеры (по 11 судей), Апелляционная камера, Обвинитель, Секретариат) (судьи Трибунала избираются ГА ООН из представляемого СБ ООН списка; обвинитель назначается СБ ООН по рекомендации Генерального секретаря ООН),
Государства сотрудничают с Трибуналом в вопросах расследования и судебного преследования лиц, обвиняемых в совершении серьезных нарушений международного гуманитарного права.
Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и
другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 01.01.1994 по 31.12.1994 (Статут Трибунала утвержден резолюцией СБ ООН 1994; процессуальная деятельность определяется Статутом и Правилами процедуры и доказывания).
Трибунал уполномочен осуществлять судебное преследование лиц:
1) совершивших геноцид и другие международные преступления;
2) совершивших или отдавших приказ о совершении серьезных нарушений Женевских конвенций 1949 о защите жертв
войны.
Юрисдикция Трибунала (распространяется на ф/л и имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов (на любом этапе может попросить национальные суды передать ему производство по делу)).
Органы Трибунала (две Судебные камеры (по 11 судей), Апелляционная камера, Обвинитель, Секретариат) (Обвинитель Трибунала по бывшей Югославии является также Обвинителем Трибунала по Руанде),
86. Понятие и источники международного гуманитарного права, система принципов. Виды вооруженных конфликтов.
Международное право запрещает применение силы или угрозы ее применения в межгосударственных отношениях. Однако реалии современной международной жизни таковы, что постоянно то в одном регионе, то в другом, а то и в нескольких одновременно происходят вооруженные конфликты. Международное право не могло оказаться в стороне от того, чтобы не гуманизировать правила ведения вооруженных конфликтов. Поэтому оно содержит комплекс принципов и норм, которые направлены на регулирование поведения государств и иных субъектов международного права в период вооруженных конфликтов в целях гуманизации данных правил и скорейшего прекращения конфликта. Этот комплекс принципов и норм международного права составляет его отдельную отрасль – международное гуманитарное право.
Таким образом, международное гуманитарное право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в период вооруженных конфликтов.
Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г: Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г, Женевская конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949 года и Женевская конвенция об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 года, Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г., Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г, 2 дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1977 г.
Принципы международного гуманитарного права: Защита жертв войны, Ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны, Защита гражданских объектов и культурных ценностей, Охрана природной среды, Защита интересов нейтральных государств, Ответственность государств за нарушение норм международного гуманитарного права.
Виды вооруженных конфликтов:
1. Вооруженные конфликты международного характера, представляющие собой вооруженное столкновение между государствами; борьба народов против колониального господства и иностранной оккупации, а также против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года.
2. вооруженные конфликты немеждународного характера, если военные действия происходят в пределах территории одного государства.