ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 2742
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.
2. Возникновение и основные этапы развития международного права.
3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.
4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.
5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.
6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.
8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
10. Обычай как источник международного права
11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники
22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.
28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.
51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры
53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.
54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники
60. Виды территорий в международном праве
64. Международное морское право: понятие, источники, институты
65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
70. Международно-правовая борьба с пиратством
74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).
76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).
77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.
87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
Политические права:
1) свобода мирных собраний и ассоциаций, а также свобода от принуждения вступать в какую-либо ассоциацию (ст.20); 2) принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей; равный доступ к государственной службе в своей стране (ст.21).
Экономические и социальные права:
1) право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания достоинства и свободного развития личности прав в экономической, социальной и культурной областях посредством национальных усилий и м/н сотрудничества (ст.22); 2) право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы; на равную оплату за равный труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование его и его семьи, дополняемое другими средствами социального обеспечения; право создавать профсоюзы и входить в них для защиты своих интересов (ст.23); 3) право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст.24); 4) право каждого на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи; право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая угрозы средств к существованию (ст.25).
Культурные права:
1) право каждого на обязательное бесплатное начальное и общее образование, на общедоступность технического и профессионального образования, на одинаковую доступность на основе способностей каждого высшего образования (ст.26); 2) право каждого свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами, право на интеллектуальную собственность (ст.27).
При осуществлении своих прав и свобод человек должен подвергаться только ограничениям, установленным законом только для обеспечения признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст.29).
Всеобщая декларации прав человека -первый развернутый м/н документ в области прав человека, поэтому ее значение велико, несмотря на то, что она не имела для государств обязательной юридической силы, это м/н пакт о гражданских и политических правах и м/н пакт об экономических, социальных и культурных правах — своего рода Хартия прав человека (являются фундаментом, базой отрасли прав и свобод человека в МП).
СССР воздержался при голосовании по Декларации по следующим основаниям: 1) не закреплено право на самоопределение народов, а также особые права национальных меньшинств; 2) не говорится о запрете пропаганды войны; 3) не содержится положений о запрете деятельности фашистских и иных антинародных организаций.
32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.
Международный пакт о гражданских и политических правах — пакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. Пакт является международным договором и имеет обязательную силу для 168 государств-участников, по состоянию на сентябрь 2016 года. Кроме государств-участников, пакт подписан ещё 7 странами.
Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР 18 сентября 1973 года.
Надзор за выполнением пакта осуществляет Комитет по правам человека ООН, рассматривая доклады стран-участниц, публикуя комментарии («замечания общего порядка») к пакту и рассматривая жалобы на нарушение пакта странами-участницами первого факультативного протокола.
Международный пакт о гражданских и политических правах содержит 53 статьи (2/3 которых посвящены непосредственно правам человека; закреплены те же права и свободы, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948).
В Пакте устранены недостатки Декларации, в силу которых СССР воздержался при голосовании по ней:
1) закреплено право народов на самоопределение и право на свободное установление своего политического статуса, свободное обеспечение своего экономического, социального и культурного развития, а также право свободно распоряжаться своими естественными богатствами (ст.1);
2) всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом (то же относится к запрету выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, как к подстрекательству к дискриминации, вражде или насилию) (ст.20).
Механизм реализации положений Пакта (предписано создание Комитета по правам человека (состоит из 18 человек, избираемых на 4-летний срок); государства – участники Пакта предоставляют доклады по соблюдению прав человека Генеральному секретарю ООН, который направляет их в Комитет для рассмотрения).
Первый Факультативный протокол 1966 (предусматривает наделение Комитета компетенцией принимать и рассматривать сообщения от подлежащих юрисдикции государств – участников Протокола лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушения данным государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте) (обращаться в Комитет могут лица, исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты) (РФ участвует).
Комитет доводит сообщение до сведения участвующего в Протоколе государства, которое в течение 6 месяцев обязано предоставить в Комитет письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и принятые меры.
Ратифицирован ВС СССР 5 июля 1991 г.
На 2016 год — 115 государств-участников.
Второй Факультативный протокол 1989 (направлен на отмену смертной казни – РФ не участвует (не готова отменить смертную казнь)).
РФ направила 5 докладов о соблюдении положений Пакта (последний в 2003) (члены Комитета пришли к выводу о значительном прогрессе, достигнутом РФ в деле выполнения своих обязательств по Пакту).
Международные эксперты отметили (учреждение института Уполномоченного по правам человека; важность шагов по обеспечению применения судами общепризнанных принципов и норм МП; реформу судебной системы в РФ; улучшение содержания заключенных; борьбу с преступлениями в сфере трудовой и сексуальной эксплуатации; профилактику негуманного обращения и пыток со стороны сотрудников правоохранительных органов; разрешение проблемы переполнения тюрем; принятие законодательства об альтернативной гражданской службе; усилия, направленные на запрет и преследование групп, пропагандирующих расистские идеи и разжигающих ксенофобию).
Эксперты высказали озабоченность (в связи с необходимостью принятия дополнительных мер по предотвращению торговли женщинами; недостаточной реальной защищенностью прав задержанных лиц; случаями безнаказанности представителей правоохранительных органов за злоупотребления и нарушения законодательства; неудовлетворительной санитарной обстановкой в местах содержания под стражей; восстановлением конституционного порядка в Чеченской республике и добровольным возвращением перемещенных лиц на родину).
33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.
62 государства. Крупнейшее государство, не являющееся участником пакта, — США.
Принят 1966 году Генеральной Ассамблеей ООН.
Основные положения:
-
Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
-
Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами;
-
Равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами,
-
Право на социальное обеспечение,
-
Право на труд, на выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда,
-
Право на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, право на отдых и досуг, на разумное ограничение рабочего дня, на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека, его семьи,
-
Право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, старости;
-
Право на бесплатное начальное и общее образование, на общедоступность на основе способностей каждого высшего образования, право участвовать в культурной жизни общества.
Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются представлять доклады о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых в этом Пакте. Все доклады представляются Генеральному секретарю ООН, который направляет их экземпляры на рассмотрение в Экономический и Социальный Совет в соответствии с положениями настоящего Пакта. Совет вырабатывает программу осуществления целей.
34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм
Состоит из 53 статей. Содержит общее положение, как-то: равноправие мужчин и женщин в пользовании провозглашенного в Пакте права, не дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иных обстоятельств. Закреплено право народов на самоопределение и право на свободное установление своего политического статуса, свободное обеспечение своего экономического, социального и культурного развития, а также право свободно распоряжаться своими естественными богатствами.
Участвующие в Пакте обязуются уважать и обеспечивать всем права, признаваемые в нем. Установлены жесткие требования: государства-участники могут отступать от своих обязательств только в случае чрезвычайного положения, которое официально объявлено. Меры, предпринимаемые государством в таких ситуациях, не должны быть дискриминационными в отношении определенных групп индивидов, и они не могут затрагивать специально оговоренных в Пакте прав: на жизнь, запрещения пыток, рабства и принудительного труда, долгового рабства и др.
Механизм реализации положений Пакта (предписано создание Комитета по правам человека (состоит из 18 человек, избираемых на 4-летний срок); государства – участники Пакта предоставляют доклады по соблюдению прав человека Генеральному секретарю ООН, который направляет их в Комитет для рассмотрения).
Первый Факультативный протокол 1966 предусматривает процедуру рассмотрения Комитетом компетенции сообщений о нарушениях государствами-участниками пакта) (обращаться в Комитет могут лица, исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты. Комитет доводит сообщение до сведения участвующего в Протоколе государства, которое в течение 6 месяцев обязано предоставить в Комитет письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и принятые меры. Второй Факультативный протокол 1989 направлен на отмену смертной казни.
35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
Конвенции в отношении защиты женщин:
1) Конвенция о политических правах женщин 1953 (уравняла политические права женщин и мужчин: право женщин голосовать наравне с мужчинами, быть избранными, занимать должности на государственной службе);
2) Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 (женщина, выходя замуж, имеет право сама определять свое гражданство, а не следовать гражданству мужа);
3) Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 (женщина сама решает все вопросы брака с учетом национального законодательства);
4) Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979. Государства обязались запрещать любые формы дискриминации в отношении женщин (политической и общественной жизни страны; приобретения, изменения или сохранения гражданства; образования; занятости; экономической и социальной жизни; брачно-семейных отношениях). Государства должны принимать все меры для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции.
Комитет по ликвидации дискриминации женщин создан в соответствии с Конвенцией (государства – участники обязаны представлять Генеральному секретарю ООН для рассмотрения Комитетом доклад о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых ими для выполнения положений Конвенции).
Конвенция о правах ребенка 1989 (предписывает всем государствам – участникам принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав ребенка, признанных данной Конвенцией).
Согласно Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является до достижения 18 лет. Государства обязались обеспечивать всем детям все права, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии или любых др. обстоятельств, в том числе взглядов и убеждений самого ребенка и членов его семьи. Первоочередное внимание должно уделяться обеспечению интересов ребенка. Всем детям даны общие права человека (право на жизнь, свободу мысли, совести и религии, право на защиту закона от вмешательства в личную жизнь), и специальные (право на имя и приобретение гражданства, право не разлучаться со своими родителями). Конвенция устанавливает требования к внутригосударственным институтам усыновления и опеки, системе здравоохранения, образования. Предусмотрена защита от эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребенка или наносить ущерб его полноценному развитию.
36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
Регламентирует Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и 12 протоколов к ней (контрольный механизм складывается из ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) и Комитета министров Совета Европы). Задачи этих органов в отношении контроля за соблюдением прав и основных свобод человека (рассмотрение заявлений государств о возможных нарушениях другими государствами — участниками положений Конвенции, а также рассмотрение индивидуальных заявлений). ЕСПЧ — главная инстанция, осуществляющая защиту прав и свобод человека. Условия для подачи жалобы Конвенцией 1950: 1) предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или протоколами к ней; 2) жалоба может исходить только от самого потерпевшего (если жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии); 3) жалоба должна быть подана не позднее чем через 6 месяцев после окончания рассмотрения вопроса компетентным государственным органом; 4) жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством — участником (РФ в 1998 г.); 5) для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права (прежде всего судебные средства такой защиты). Суд не принимает к рассмотрению индивидуальную жалобу: 1) если она является анонимной; 2) если она по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена; 3) если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или протоколов к ней. Решение Суда носит окончательный характер и обжалованию не подлежит.