ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 2669

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.

2. Возникновение и основные этапы развития международного права.

3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.

4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.

5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.

6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.

7. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормы juscogens. Кодификация в международном праве.

8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.

9. Источники международного права, их общая характеристика и соотношение. Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм

10. Обычай как источник международного права

11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила

12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм

13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств

14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.

15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ

16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации

17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники

18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств

19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности

21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности

22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания

23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего СССР

24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.

25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.

26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.

27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.

28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.

29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.

30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.

31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.

32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.

33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.

34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм

35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций

36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры

38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.

39. Порядок рассмотрения и условия приемлемости индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам человека (с учетом изменений, внесенных Протоколом №14 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.).

40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.

41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.

42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.

43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.

45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.

46. Международная организация труда (МОТ). Конвенции МОТ по охране трудовых и социальных прав человека.

47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.

49. Совет Безопасности ООН: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.

50. Международный суд ООН: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда

51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры

52. Правовой статус Комиссии международного права ООН, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права

53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.

54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции

55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.

56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений

57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники

58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. ВТО и Россия.

59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках ВТО. Разрешение международных инвестиционных споров

60. Виды территорий в международном праве

61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы

62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф

63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм

64. Международное морское право: понятие, источники, институты

65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.

66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления

67. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Суверенные права и юрисдикция прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство РФ об исключительной экономической зоне

68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство РФ о континентальном шельфе

69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам

70. Международно-правовая борьба с пиратством

71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района

72. Международное воздушное право: понятие, принципы, источники. Виды воздушного пространства и их правовой режим

73. Международная организация гражданской авиации (ИКАО): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты

74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).

75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.

76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).

77. Международно-правовая охрана Мирового океана.

78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.

79. Понятие международного уголовного права. Его становление и развитие. Принципы и источники международного уголовного права.

80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.

81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.

83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.

85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде

86. Понятие и источники международного гуманитарного права, система принципов. Виды вооруженных конфликтов.

87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов

88. Статус военнопленных и порядок обращения с ними.

90. Запрещенные методы и средства ведения войны.


В соответствии с Уставом МВТ 1945г. 3 группы:


-преступления против мира – планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение международных договоров, соглашений или в заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий.


-военные преступления, т.е. нарушение законов и обычаев ведения войны.


-преступления против человечности – убийства, истребления, порабощение и др.


Принцип индивидуальной ответственности признается в современном МП наряду с ответственностью государства за преступления против мира, военные преступления, преступления против человечества.


Индивидуальная ответственность может реализовываться как международными судебными органами, так и национальными судами.


Преступления международного характера - деяния, предусмотренные международными соглашениями, посягающие на нормальные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений, а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам международных отношений, ратифицированных в установленном порядке, либо согласно нормам национального законодательства в соответствии с этими соглашениями.


Преступление относится к ПМХ если: 1) общественная опасность посягает на международные отношения, международный правопорядок, т.е. затрагивает интересы не одного, а нескольких государств и 2) в отношении этого деяния принята специальная международная конвенция, либо положение о нем есть в другой международной конвенции, носящей более общий характер.


Несколько групп ПМХ:


- преступления, посягающие на стабильность международных отношений


-преступления. Наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств


- преступления, посягающие на личные права человека


- преступления, совершаемые на море


81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.


Международный терроризм – общественно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами.


Единого определения не существует, каждая конвенция дает определение исходя из своих целей.


Основные виды сотрудничества (в соответствии с его основными направлениями – сотрудничеством путем заключения международных договоров и сотрудничества в рамках международных организаций):


1) конвенционное (осуществляется в форме заключения многосторонних универсальных, региональных и двусторонних локальных соглашений);


2) институционное и институциональное (институционное осуществляется органами государств, международными межправительственными организациями и их главными органами (СБ ООН и др.), институциональное – органами целенаправленной антитеррористической деятельности (контртеррористический комитет СБ ООН, антитеррористический центр СНГ и др.).



Формы конвенционного сотрудничества:


1) Универсальное сотрудничество – разработка, принятие и введение в действие 12 многосторонних соглашений:


а) Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях на борту ВС 1963;


б) Гаагская конвенция по борьбе с незаконных захватом воздушного судна 1970;


в) Конвенция о предотвращении финансирования терроризма 1999 и др.


2) Региональные сотрудничество:


а) члены Организации американских государств приняли Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за него 1971;


б) государства – члены ЕС приняли Европейскую конвенцию о пресечении терроризма 1977;


в) члены Шанхайской организации сотрудничества приняли Конвенцию о борьбе с терроризмом 2001.


3) Двустороннее сотрудничество (многочисленные и достаточно эффективно действующие двусторонние соглашения о борьбе с терроризмом).


Указанные договоры идут дальше, чем договоры о правовой помощи (не только содействуют сотрудничеству правоохранительных государственных органов, но и в сотрудничестве с ООН определяют международные институциональные контртеррористические механизмы).



82. Преступления против гражданской авиации.


Государства, ООН и ИКАО придают исключительно важное значение защите международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. С этой целью ИКАО разработаны пять правовых документов, направленных против незаконного захвата и угона воздушных судов. Первым документом в этой области стала Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна, подписанная 14 сентября 1963 г. в Токио. Эта Конвенция касается не только преступлений, но и всех актов, независимо от того, являются они преступлениями или нет, которые могут угрожать или угрожают безопасности полета воздушного судна либо находящимся на борту лицам и имуществу, поддержанию должного порядка и дисциплины на борту воздушного судна. В Токийской конвенции 1963 г. впервые была сделана попытка дать юридическую квалификацию незаконного захвата воздушного судна или незаконного вмешательства в его эксплуатацию. Но суть Конвенции свелась лишь к обязанности государства обеспечить возвращение контроля над воздушным судном его командиру, взятие под стражу предполагаемых преступников и требование скорейшего предоставления пассажирам и экипажу воздушного судна возможности продолжить свой полет.


Токийская конвенция 1963 г. не квалифицирует незаконный захват воздушного судна как международное преступление, не признает его как преступление согласно принципам международного права и не обязывает государства признать захват воздушного судна в качестве преступления по их внутригосударственному праву. Более того, в предмет Конвенции не входят акты незаконного захвата по политическим или религиозным мотивам, не создавшие угрозу безопасности полета воздушного судна. Она также не содержит никаких обязательств в отношении передачи предполагаемых преступников компетентным органам для уголовного преследования виновных, если нет соответствующих просьб об их выдаче. Тем не менее Токийская конвенция 1963 г. положила начало борьбе с незаконным захватом и угоном самолетов.



Вторым документом в этой области была Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанная в Гааге 16 декабря 1970 г., которая впервые квалифицировала акт незаконного захвата воздушного судна как преступление, сопровождаемое насилием либо угрозой применения насилия. При этом воздушное судно должно находиться в полете, а преступление должно быть совершено на его борту. Согласно Конвенции государства-участники обязаны установить свою юрисдикцию: это может быть государство регистрации воздушного судна; государство, на территории которого воздушное судно производит посадку, когда на его борту находится преступник; либо государство, на территории которого находится основное место деятельности арендатора, если речь идет о воздушном судне, сданном в аренду.


Государство, на территории которого оказывается преступник, должно установить свою юрисдикцию, если ни с одним из упомянутых выше государств у него нет договора о выдаче преступника. Дело на конкретного преступника должно быть передано полномочным органам соответствующего государства для уголовного преследования.


Значение Гаагской конвенции 1970 г. состоит в том, что она установила принцип универсальной юрисдикции государств-участников, признала акт незаконного захвата международным преступлением и потребовала от государств-участников признания акта незаконного захвата воздушного судна в качестве серьезного преступления согласно их внутригосударственному праву. Конвенция не делает исключений в отношении политических преступлений и устанавливает принцип "выдай или накажи". В совокупности эти положения Гаагской конвенции 1970 г. способствовали формированию такого правового положения, при котором любой преступник, совершивший акт незаконного захвата, не может найти безопасное убежище и остаться безнаказанным.


Многочисленные акты саботажа и диверсий в отношении гражданской авиации в 1970 г., пробелы Гаагской конвенции вызвали срочную необходимость усиления мер борьбы с угоном и захватом самолетов.


Третьим документом в этой области стала подписанная 23 сентября 1971 г. в Монреале Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, предназначенная для предотвращения и предупреждения актов саботажа и насилия, направленных против какого-либо конкретного воздушного судна. В Монреальской конвенции 1971 г. значительно расширен перечень признаков, определяющих те или иные действия в качестве актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. В ней указано, что любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно: совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна; разрушает воздушное судно, находящееся в эксплуатации, или причиняет этому воздушному судну повреждение, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете; помещает или совершает действия, приводящие к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройства или вещества, которые могут разрушить такое воздушное судно или причинить ему повреждение, которое выводит его из строя, или причинить ему повреждение, которое может угрожать его безопасности в полете; разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование или вмешивается в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете; сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете.



В Монреальской конвенции получил свое подтверждение принцип "выдай или накажи", но при этом расширены полномочия государств по осуществлению в соответствии с международным правом своей юрисдикции над преступниками. Право на осуществление своей юрисдикции возникает у государства, на территории которого совершает посадку воздушное судно с преступником на борту, или у государства, на территории которого оказывается предполагаемый преступник. В случае его невыдачи данное государство обязано передать дело своим полномочным органам для целей уголовного преследования.


Нападения на токийский аэропорт Нарита, а также аэропорты Рима и Вены в декабре 1985 г. привели к принятию четвертого документа - Протокола о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию. Подписанный в Монреале 24 февраля 1988 г., он дополняет Монреальскую конвенцию 1971 г., включив следующие акты в определение преступлений подобного рода: акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть; акт разрушения или серьезного повреждения оборудования и сооружений международного аэропорта либо расположенных в аэропорту воздушных судов, не находящихся в эксплуатации; или акт нарушения работы служб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту. Согласно Протоколу государства-участники обязаны установить свою юрисдикцию над подобными преступлениями в случае, когда преступник находится на их территории и они не могут выдать его государству, на территории которого было совершено данное преступление. Протокол дополнил правовую основу, необходимую для предотвращения незаконных актов, направленных против безопасности гражданской авиации.


Трагическая потеря рейса 103 авиакомпании "Пан Америкэн" над Локерби, Шотландия, в декабре 1988 г. и взрыв на борту воздушного судна авиакомпании ЮТА над Нигером в сентябре 1989 г. вызвали необходимость подготовки пятого документа - Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, которая была принята в Монреале в начале 1991 г. Согласно Конвенции государства-участники обязались принять меры по запрещению и предотвращению несанкционированного изготовления, экспорта и импорта немаркированных пластических взрывчатых веществ, а также по уничтожению всех запасов таких веществ, если они имеются. К Конвенции приняты Техническое приложение, содержащее описание взрывчатых веществ, к которым применяется Конвенция, и список веществ, которые могут быть использованы для "маркировки" взрывчатых веществ. Время от времени в приложение будут вноситься изменения, вызванные техническим прогрессом в области производства, маркировки и обнаружения взрывчатых веществ.



Трагические события 11 сентября 2001 г., когда гражданские воздушные


суда, захваченные террористами, были использованы для совершения террористических актов, повлекли принятие ИКАО Пекинской декларации 2010 г. В ней определены новые меры борьбы с актами террора, совершаемые с помощью захваченных воздушных судов.


83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.


Интерпол - международная организация уголовной полиции, создана в 1946 г., а в 1956 г. был принят ныне действующий Устав. В соответствии с Уставом Интерпол должен:


- обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции в пределах существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека;


- создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общеуголовной преступностью.


Запрещается любое вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера => она обязуется содействовать, только предупреждению преступности и борьбе с ней, не вторгаясь в политические и иные дела.


Интерпол действует через Генеральную Ассамблею, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат, Национальные центральные бюро, Советников.


Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации и состоит из делегатов, назначаемых членами Организации. Функции Генеральной Ассамблеи: выполнение обязанностей, предусмотренных Уставом; определение принципов деятельности и выработка общих мер, которые должны способствовать выполнению целей Организации; рассмотрение и утверждение общего плана работы, предлагаемого Генеральным секретарем на следующий год; принятие решений и дача рекомендаций членам Организации по вопросам, входящим в ее компетенцию; определение финансовой политики Организации; рассмотрение и одобрение соглашений с другими организациями.


Исполнительный комитет в целом осуществляет контроль за исполнением решений Генеральной Ассамблеи; готовит повестку дня сессий Генеральной Ассамблеи; представляет Генеральной Ассамблее планы работы и предложения, которые он считает целесообразными; осуществляет контроль за деятельностью Генерального секретаря; кроме того, он пользуется всеми полномочиями, которые делегирует ему Ассамблея.


Постоянно действующими службами Интерпола являются Генеральный секретариат и Генеральный секретарь. Особое место в системе органов Интерпола занимают Национальные центральные бюро государств (НЦБ) - членов Организации. Структурно, как правило, НЦБ входят в ведомство, на


которое ложится главная ответственность в стране за борьбу с преступностью.


Российское НЦБ Интерпола является главным управлением Центрального аппарата МВД России.


Основными задачами НЦБ являются: