ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 2715

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.

2. Возникновение и основные этапы развития международного права.

3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.

4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.

5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.

6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.

7. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормы juscogens. Кодификация в международном праве.

8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.

9. Источники международного права, их общая характеристика и соотношение. Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм

10. Обычай как источник международного права

11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила

12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм

13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств

14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.

15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ

16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации

17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники

18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств

19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности

21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности

22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания

23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего СССР

24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.

25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.

26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.

27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.

28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.

29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.

30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.

31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.

32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.

33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.

34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм

35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций

36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры

38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.

39. Порядок рассмотрения и условия приемлемости индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам человека (с учетом изменений, внесенных Протоколом №14 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.).

40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.

41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.

42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.

43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.

45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.

46. Международная организация труда (МОТ). Конвенции МОТ по охране трудовых и социальных прав человека.

47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.

49. Совет Безопасности ООН: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.

50. Международный суд ООН: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда

51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры

52. Правовой статус Комиссии международного права ООН, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права

53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.

54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции

55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.

56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений

57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники

58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. ВТО и Россия.

59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках ВТО. Разрешение международных инвестиционных споров

60. Виды территорий в международном праве

61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы

62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф

63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм

64. Международное морское право: понятие, источники, институты

65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.

66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления

67. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Суверенные права и юрисдикция прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство РФ об исключительной экономической зоне

68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство РФ о континентальном шельфе

69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам

70. Международно-правовая борьба с пиратством

71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района

72. Международное воздушное право: понятие, принципы, источники. Виды воздушного пространства и их правовой режим

73. Международная организация гражданской авиации (ИКАО): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты

74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).

75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.

76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).

77. Международно-правовая охрана Мирового океана.

78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.

79. Понятие международного уголовного права. Его становление и развитие. Принципы и источники международного уголовного права.

80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.

81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.

83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.

85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде

86. Понятие и источники международного гуманитарного права, система принципов. Виды вооруженных конфликтов.

87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов

88. Статус военнопленных и порядок обращения с ними.

90. Запрещенные методы и средства ведения войны.

Таким образом, и в процессе создания нормативных резолюций международных организаций можно выделить два этапа создания международно-правовых норм: установление правила поведения и придание согласованному правилу юридической силы международно-правовой нормы.

Способы придания содержанию резолюций юридической силы и тем самым включения его во внутреннее право:

  • признание нормами обычного международного права;

  • оформление в качестве постановлений договора;

  • отсылка договора к резолюциям конференций или организаций.

  • государственно-правовые способы придания содержанию резолюций юридической силы.

По мере усиления значимости резолюций международных конференций государства стремятся повысить их авторитет и действенную силу по сравнению с простыми рекомендациями. Специально оговаривается, что принимаемые акты являются политическими обязательствами, с которыми участники должны сообразовывать свое поведение, в частности учитывать их в своей нормотворческой деятельности.

В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву содержит следующее положение: «При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные права, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения» Заключительного акта СБСЕ.

Следовательно, четко различаются юридические обязательства по международному праву и положения Заключительного акта. Вместе с тем государства договорились должным образом учитывать и выполнять их положения, в том числе в нормотворческом процессе. В порядке выполнения своих обязательств по документам СБСЕ, а теперь и ОБСЕ государства регулярно принимают внутренние правовые акты. Такие акты известны и практике России. В качестве примера можно указать на развернутое Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. о мероприятиях по реализации документов ОБСЕ.

Заслуживает быть отмеченной особо деятельность Международной организации труда, многочисленные акты которой явились важным фактором развития трудового права государств; а также Всеобщая декларация прав человека, которая содержалась в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, имеющей статус рекомендации.

Практике Генеральной Ассамблеи ООН известны и иные пути воздействия на внутреннее право. Декларация о ликвидации всех видов расовой дискриминации 1963 г. потребовала от государств отмены законов и правил, порождающих и закрепляющих расовую дискриминацию. Генеральная Ассамблея ООН в ряде резолюций призвала государства принять законы об уголовной наказуемости использования наемников, а самих наемников признать преступниками. Соответствующие положения имеются и в резолюциях о борьбе с международным терроризмом.


Принимаемые Советом Безопасности в соответствии со ст. 25 Устава ООН решения являются юридически обязательными. Международный Суд подтвердил, что такие решения имеют силу обязательств по Уставу и, следовательно, в соответствии со ст. 103 Устава преобладают над любым обязательством государств, вытекающим из любого договора.


12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм

Основные принципы международного права являются концентрированным выражением общепризнанных норм поведения субъектов международного права, касающихся наиболее важных вопросов международных отношений. Они являются критериями законности всех других норм, последние должны соответствовать основным принципам международного права.

Основные принципы международного права отличаются от других принципов и норм тем, что основные принципы: 1) наиболее важные, коренные нормы этого права; 2) наиболее общие нормы; 3) нормы общепризнанные.

В Уставе ООН (ст. 2) закреплены семь основных принципов международного права. В дальнейшем они уточнялись и развивались Генеральной Ассамблеей ООН путем принятий резолюций, разработки и одобрения проектов международных договоров.

В частности, XXV сессия Генеральной Ассамблеи 24 октября 1970 г. одобрила Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (далее — Декларация о принципах международного права 1970 г.).

В Декларации подробно сформулированы следующие семь основных принципов:

  1. Принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН.

  2. Принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

  3. Принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

  4. Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН.

  5. Принцип равноправия и самоопределения народов.

  6. Принцип суверенного равенства государств.

  7. Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.

Принципы, содержащиеся в данной Декларации, представляют собой основные принципы международного права. Декларация призывает все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения.


Вместе с тем это не означает, что в общем международном праве только семь основных принципов. Например, 33 государства Европы, а также США и Канада 1 августа 1975 г. подписали в Хельсинки Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — Заключительный акт СБСЕ), в котором закреплены десять основных принципов. К перечисленным выше семи принципам добавлены следующие три принципа: 8) нерушимости границ, 9) территориальной целостности государств и 10) уважения прав человека и основных свобод.

В этом документе сказано, что все десять принципов имеют первостепенную важность, и они будут неукоснительно применяться государствами — участниками Совещания, и отношения с другими государствами будут осуществляться в духе этих принципов.

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков.

1. Это наиболее важные, коренные нормы международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм.

2. Принципы мп являются наиболее общими нормами. Их содержание многогранно; оно раскрывается посредством конкретизирующего нормотворчества. Закрепленные в общем виде в Уставе ООН принципы международного права детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., Заключительным актом СБСЕ 1975 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г. и др.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что прогрессивное развитие и кодификация принципов будут способствовать обеспечению их более эффективного применения в рамках международного сообщества.

3. Принципы являются общепризнанными нормами, обязательными для всех государств и иных субъектов международного права. Устав ООН провозглашает в ст. 2 комплекс принципов в качестве обязательных для государств — членов Организации, оговаривая в п. 6 этой статьи, что Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами.

4. Принципы — это императивные нормы jus cogens, обладающие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обеспечить стабильность международного правопорядка и международную законность.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).


6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Принципам МП присущи две основные функции: стабилизирующая, которая заключается в определении основ взаимодействия субъектов МП путем создания нормативных рамок, и развивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике межд. отношений.

По форме закрепления принципы делятся на писаные и обычные, что не означает различия в юридической силе.

Основные принципы мп являются универсальными и не включают отраслевых принципов; имеют характер общепризнанных; являются принципами jus cogens.


13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств

Принцип уважения государственного суверенитета. Данный принцип начал формироваться вместе с возникновением государств. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Нормативное содержание принципа уважения государственного суверенитета заключается в следующем:

а) юрисдикции государства над всеми индивидами и юридическими лицами, проживающими на его территории;

б) юрисдикции рассматривать споры в судебном порядке, а также преследовать преступления, совершенные на территории государства иностранцами, а также иностранцев против иностранцев (принцип территориальности);

в) юрисдикции обеспечивать неукоснительное соблюдение прав на территории конкретного государства;

г) праве государства свободно использовать и распоряжаться территорией, находящейся под его юрисдикцией, и осуществлять всякого рода деятельность, необходимую или благоприятную для проживающего на ней населения;

д) запрете для любого государства на вторжение на территорию другого государства (так называемое jus excludendi alios — право исключить остальных);

е) праве на иммунитет от юрисдикции иностранных судов в отношении актов и действий, предпринятых государством в качестве суверена;

ж) праве государства на иммунитет государственных представителей, действующих в официальном качестве (функциональный иммунитет);

з) праве находящихся за границей граждан и должностных лиц иностранного государства на жизнь и на неприкосновенность их собственности.

Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в ст. 2 Устава ООН – «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».


Данный принцип закреплен в уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. С наибольшей полнотой принцип отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для Новой Европы 1990 г.

Социальное назначение принципа состоит в обеспечении юридически равного участия в международных отношениях всех государств независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Принцип суверенного равенства государств. Данный принцип является одним из древнейших в международном праве.

С XV в. до наших дней равенство государств было главным мотивом международных отношений. Оно было завоеванием Нового времени и должно было заменить господствовавшее до того начала неравенства, или иерархии, государств.

Рассматриваемый принцип закреплен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ и в Декларации принципов, регулирующих отношения между государствами-членами, принятой 14 сентября 1999 г. Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Нормативное содержание принципа сводится к следующему. Все государства суверенно равны. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического и иного характера.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства государств включает следующие элементы: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Заключительный акт СБСЕ уточнил и расширил понятие суверенного равенства государств. В частности, в этом документе отмечается, что государства имеют право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участниками союзных договоров. Они также имеют право на нейтралитет.