ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 2685
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.
2. Возникновение и основные этапы развития международного права.
3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.
4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.
5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.
6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.
8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
10. Обычай как источник международного права
11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники
22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.
28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.
51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры
53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.
54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники
60. Виды территорий в международном праве
64. Международное морское право: понятие, источники, институты
65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
70. Международно-правовая борьба с пиратством
74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).
76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).
77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.
87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
3. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. Таковы Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1971 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (1987 г.).
4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971 гг.) (аналогичные соглашения были заключены СССР с Вбр в 1967г, Фр в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения яд войны между СССР и США (1971 г.), обмен письмами между СССР и Фр о предупреждении случайного или несанкционированного применения яд оружия (1976 г), Соглашение между Правительством СССР и Правительством Вбр о предотвращении случайного возникновения яд войны (1977 г.), Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988 г.) и некоторые другие.
Конференция по разоружению ГА ООН 1978 г. 65 (чл) + 40 стран (набл). Конференция по разоружению была создана в 1979 году по итогам первой специальной сессии Генеральной
Ассамблеи ООН по разоружению 1978 года, как единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по разоружению. Она стала правопреемником таких ранее основанных в Женеве переговорных форумов, как Комитет десяти государств по разоружению (1960 год), Комитет восемнадцати государств по разоружению (1962–68 годы), и Совещание Комитета по разоружению (1969–78 годы). Конференция по разоружению и ее предшественники успешно провели переговоры о заключении таких основных многосторонних соглашений в области ограничения вооружений и разоружения как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО 1968), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976), договоры о морском дне, Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972), Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1993) и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ 1996). ДВЗЯИ (не вступил в силу) подписали 183 государства, в том числе 41 государство из 44, необходимых для вступления договора в силу — не подписали только «молодые» ядерные державы Индия, Пакистан, КНДР.
ОБСЕ: Договор об обычных вооружённых силах в Европе (1990 г. ДОВСЕ – мораторий РФ с 2007, неучастие в консультативной группе с 2015 г. – итог – полное приост. участия), Договор по открытому небу (ДОН 1992 г.).
ОДКБ (2003, 7 стран: Арм, Бел, Каз, Кирг, РФ, Тадж, Узб).
54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
Русский проект конвенции для Брюссельской конференции 1874 г. по кодификации законов и обычаев войны (автор – Мартенс Фёдор Фёдорович – он же Мартенс Фридрих Фромхольд – российский юрист-международник, автор фундаментального труда в области международного права «Современное международное право цивилизованных народов» (1882) содержал положение о запрете на войне токсичных химикатов (не вошло в Декларацию конференции). В 1899 году, на Первой мирной Гаагской конференции на основе наработок Мартенса, была принята специальная декларация, запрещающая использовать в ходе военных действии снаряды, единственной целью которых является доставка удушающих и вредоносных газов. Это положение позднее зафиксировано в статье 23 Приложения на Второй Гаагской конференции 1907 г. Несмотря на существование такого запрета, в ходе Первой мировой войны химическое оружие получило крупномасштабное боевое применение.
Соглашение о защите на море во время войны жизни граждан нейтральных и невоюющих стран и о предупреждении использования во время войны вредоносных газов и химических средств. 1922 г. (подписано США, Великобританией, Францией, Италией и Японией).
В июне 1925 г. в Женеве представители 37 государств подписали «Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств». В дальнейшем Женевский протокол ратифицировали (или присоединились к нему) около 100 государств мира с оговоркой, разрешающей ответное применение ХО (в т.ч. и СССР – в 1927 г., РФ сняла оговорки в 2000 г.). Однако в 1935-1943 гг. Италия в Эфиопии и Япония в Китае широко применяли ХО. В 1945 г. был риск применения ХО Германией (заявление Гитлера о выходе из Женевских конвенций). С 1961 г., американцы широко использовали химическое оружие в Индокитае. США к Протоколу присоединились в 1975 г. По меньшей мере, в 20 совр. военных конфликтах использовались ХО.
С 1968 Комитет 18-ти гос-в по разоружению (с 1978 г. Конференция по разоружению) представлял ежегодный отчёт о ХО для ГА ООН. В отчёте 1984 г. был предложен текст Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. ГА ООН приняла Конвенцию 30 ноября 1992 г (открыта для подписания с января 1993
г.). Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 г. (65-я ратификация). В 2016 г. – 192 подписанта (почти все страны, кроме Египта, Ю.Судана, С. Кореи), 13 стран задекларировали ХО, сейчас уничтожено более 90 % мировых запасов ХО (данные ОЗХО на кц 2015 г.), на 04.2016 - 93 % в России.
Положения Конвенции: запрещение производства и применения ХО, поэтапная (по графику: 4 периода – с апреля 2000 г. по апрель 2012 г.) ликвидация запасов ХО, списки компонентов ХО ранжированы по степени опасности, ограничение на экспорт компонентов в неподписавшие страны, международное сотрудничество, контрольные механизмы. Производить компоненты в незапрещённых Конвенцией целях – можно.
Контрольные механизмы: Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО, в Гааге): главный орган – Конференция (ежегодно), Исполнительный совет (41 страна, не менее 4 раз в год), Технический секретариат (возглавляет Гендиректор ОЗХО: аппарат, эксперты, инспекторы), инспекции ОЗХО к местам хранения, производства и уничтожения ХО.
Биологическое оружие. Женевский протокол 1925 г. не запрещал БО из вирусов и токсинов.
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) разработана в рамках Комитета (с 1978 – Конференции) по разоружению по инициативе Вбр. в 1971 г. и открыта для подписания в Женеве с 10 апреля 1972 г. Вступила в силу в 1975 году. В ноябре 2016 г. – 178 подписантов.
Положения: Запрет производства средств доставки и боеприпасов, компонентов БО «таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных или других мирных целей» (то есть, фактически, разрешено с ограниченными целями). Нельзя накапливать и приобретать БО, передавать другим странам или помогать, поощрять либо понуждать их к приобретению БО. Необходимость сотрудничества.
Контрольные механизмы: Эффективность Конвенции ограничена отсутствием действенного механизма контроля. В 1986 году страны-участницы договорились ежегодно докладывать о мерах по укреплению доверия. Все государства-участники ежегодно представляют в ООН информацию о биологических и биотехнологических работах, программах и объектах, публикациях, конференциях и национальном законодательстве. Эти меры являются добровольными. Предоставленная информация рассматривается в ходе Обзорных Конференций, собираемых раз в пять лет.
На следующей Обзорной Конференции 1991 года была создана группа правительственных экспертов (VEREX). С 1995 г. по 2001 г. в Женеве велись переговоры Спецгруппы государств-участников по выработке обязывающего протокола о проверках к Конвенции, процесс прекращён по инициативе США. Состоялось 7 Обзорных конференций стран-участниц (1980-2011 гг.).
Технические руководящие указания и процедуры по своевременному и эффективному расследованию сообщений о возможном применении химического и бактериологического (биологического) или токсинного оружия, разработанные в соответствии с резолюцией N 620 (1988г.) 43-ей сессии ГА ООН и принятые на 44-й сессии ГА ООН (приложение I к документу А/44/561, 1989г.).
Также в рамках темы имеют значение Резолюции Совета Безопасности ООН N 687 и N 715 (1991г.) и другие резолюции Совета Безопасности ООН (1991-2000гг.) о контроле за разоружением Ирака (инспекции, мониторинг, эмбарго, экспорт и другие международные задачи).
В 1996 г. Россия внесла соответствующие статьи в национальный Уголовный кодекс: Статья 189. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; Статья 355. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения; Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны.
55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
Начиная с 1957 г. ГА ООН принимает резолюции, призывающие государства к созданию безъядерных зон.
По Договору об Антарктике от 1 декабря 1959 г. запрещены любые ядерные взрывы и размещение в этом районе радиоактивных материалов.
Согласно Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. (123 гос-ва) его участники обязались запретить, предотвратить и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: в атмосфере; за ее пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море, а также в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства.
Договор по космосу от 27 января 1967 г. и Соглашение о Луне от 18 декабря 1979 г. обязывают государства-участников не выводить на орбиту вокруг Земли, Луны или на другую траекторию полета к Луне или вокруг нее объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах, на Луне, не размещать такое оружие в космическом пространстве, не использовать такое оружие на поверхности Луны или в ее недрах.
В Договоре по морскому дну от 11 февраля 1971 г. содержатся обязательства государств-участников не устанавливать и не размещать ядерное оружие на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом зоны морского дна
3 июля 1974 года, в г. Москве заключён Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. Максимальная мощность испытательных зарядов огр. 150 Кт.
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г. (ДВЗЯИ). Договор состоит из преамбулы, 17 статей, двух Приложений и Протокола. НЕ ВСТ. В С.!
В окт. 2016 г. - 166 стран ратифицировали и ещё 17 стран только подписали. Договор вступает в силу через 180 дней после того, как 44 перечисленных в Приложении 2 государства ратифицируют его. Сейчас 5 таких стран «зависли» с ратификацией: США, Китай, Израиль, Иран, Египет, а 3 – вовсе не подписали: Индия, Пакистан, С. Корея.
Каждое государство-участник обязуется не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем. Обязуется далее воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия и любого другого ядерного взрыва.
6 декабря 2006 г. ГА ООН была принята резолюция, подчёркивающая необходимость скорейшего подписания и ратификации ДВЗЯИ. За принятие резолюции проголосовали 172 страны, против — две: КНДР и США.
Контрольные механизмы: Создана и работает Подготовительная комиссия Организации по ДВЗЯИ (ОДВЗЯИ, по аналогии с ОЗХО). Комиссия создаёт и сертифицирует Международную систему мониторинга ядерных испытаний (337 геофизических лабораторий по всему миру: технологии инфразвука, сейсмологии, гидроакустики, в т. ч. 32 объекта создаются в России).
Большим достижением государств Центральной Азии явилось заключение в Семипалатинске 8 сентября 2006 г. Договора об объявлении этой территории безъядерной зоной.
Консультативное заключение Международного Суда ООН от 8 июля 1996 г., вынесенное по запросу Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о законности угрозы ядерным оружием или его применения. Ни в обычном, ни в конвенционном международном праве не содержится какого-либо конкретного разрешения угрожать ядерным оружием или применять его, но не содержится также и
запрещения угрозы ядерным оружием или его применения как такового. Семью голосами против семи, голос Председательствующего был решающим. Суд указал, что угроза ядерным оружием или его применение в общем противоречили бы нормам международного права, применяемого в период вооруженного конфликта, и в частности принципам и нормам гуманитарного права, однако Суд не может прийти к окончательному выводу о том, являются ли угроза ядерным оружием или его применение законными или незаконными в экстремальных обстоятельствах самообороны, когда речь идет о самом выживании того или иного государства. Единогласно Судом было принято положение о том, что существует обязательство проводить добросовестным образом и доводить до конца переговоры, ведущие к ядерному разоружению во всех его аспектах под строгим и эффективным международным контролем.
56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений
ДНЯО – многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН (с 1978 г. – Конференция) с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия; создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии.
Одобрен ГА ООН 12 июня 1968 г. и открыт для подписания 1 июля 1968 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 г. Вступил в силу 5 марта 1970 г.
Франция и КНР подписали Договор в 1992 г. Договор не подписали: Израиль, Индия и Пакистан, а т ж Ю.Судан. Вышла из договора - КНДР. Всего 190 стран ратифицировали договор или приняли его. ДНЯО – наиболее широко подписанный договор по контролю за вооруж. в истории.
По Договору, каждое из государств-участников Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними. Каждое из государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать от кого бы то ни было ядерного оружия и/или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве.