ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 2733
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.
2. Возникновение и основные этапы развития международного права.
3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.
4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.
5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.
6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.
8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
10. Обычай как источник международного права
11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники
22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.
28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.
51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры
53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.
54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники
60. Виды территорий в международном праве
64. Международное морское право: понятие, источники, институты
65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
70. Международно-правовая борьба с пиратством
74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).
76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).
77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.
87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы МП и междунар. договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если междунар. договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междунар. договора. Конституция РФ определила связь МП с правовой системой РФ. В ФЗ «О междунар. договорах РФ» 1995 г. подтверждается приверженность основополагающему принципу МП — принципу добросовестного выполнения междунар. обязательств.
Конституционный Суд РФ в своих постановлениях неоднократно ссылался на общепризнанные принципы МП (например, на принципы защиты прав и основных свобод человека, самоопределения и территориальной целостности, суверенитета и целостности гос-ва).
Согласно постановлению Пленума ВС РФ от 10.10.2003 г. № 5 «О применении судами общ. юрисдикции общепризнанных принципов и норм МП и междунар. договоров РФ» междунар. договоры (МД), кот. имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе РФ, применимы судами, в т. ч. военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности: — при рассмотрении гражданских дел, если МД РФ установлены иные правила, чем законом РФ, кот. регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения; — при рассмотрении гражд. и уголовных дел, если МД РФ установлены иные правила судопроизводства, чем ГПК РФ или УПК РФ; если МД РФ регулируются отношения, в т. ч. отношения с иностранными лицами, ставшие предметом судебного рассмотрения; — при рассмотрении дел об административных правонарушениях, если междунар. договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Пленум ВС РФ в Постановлении от 31.10.1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" высказал мнение, что "суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для РФ МД, решение о согласии на обязательность кот. для РФ было принято в форме ФЗ, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила МД". В более позднем акте - Постановлении Пленума от 10.10.2003 г. N 5 ВС РФ вернулся к данному вопросу, указав, что "правила действующего МД РФ, согласие на обязательность кот. было принято в форме ФЗ, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ". Таким образом, термин "МД", как он употреблен в Конституции, означает именно ратифицированный договор, согласие на обязательность кот. для РФ было выражено в форме ФЗ. Второе предложение ч. 4 ст. 15 Конституции вовсе не предусматривает подчиненности российского закона верховенству юр. силы междунар. договора. Не соответствующие договору положения нац. закона, полностью сохраняя свою правовую силу, не применяются лишь в тех конкретных делах, к кот. имеет касательство гос-во, являющееся партнером РФ по данному договору. Иными словами, договор не отменяет нац. закон, он устанавливает приоритет нормы договора над нормой закона только в сфере применения. Анализируя ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, необходимо помнить о ч. 1 той же статьи: "Конституция РФ имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ". Что же касается МД, то в соответствии с ч. 6 ст. 125 Конституции "не соответствующие Конституции РФ МД РФ не подлежат введению в действие и применению". Конституция устанавливает жесткие рамки, в кот. может осуществляться норма о приоритете применения МД. В случае коллизии между нормами договора и Конституцией безусловным верховенством будет пользоваться последняя, что же касается не соответствующего Конституции МД, то он лишается преимущества по отношению к нац. закону.
6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.
МП как самостоятельная правовая система состоит из ряда отраслей, обособленных и межотраслевых институтов.
Отрасль права – совокупность обособленных юр. норм и правовых институтов, кот. регулируется определенная область общественных отношений, обладающих качественным своеобразием. Ей присущи спец. принципы.
Хотя МП возникло давно, тем не менее нет общепризнанных четких параметров (критериев) разделения его на отрасли. Признанными отраслями МП являются: междунар. морское право, междунар. воздушное право, междунар. космическое право, междунар. экологическое право, междунар. гуманитарное право, междунар. трудовое право, междунар. уголовное право, междунар. экономическое право, право междунар. организаций, право междунар. безопасности, право междунар. договоров, право внешних сношений, междунар. право прав человека.
В процессе активного становления находятся междунар. антитеррористическое право, междунар. информационное право, междунар. ядерное (атомное) право, междунар. туристическое право.
Межотраслевыми институтами МП являются право междунар. ответственности, междунар.-правовые средства разрешения споров, юрисдикция в МП, междунар.-правовой контроль и гарантии и др. Нормы их пронизывают все или почти все отрасли права.
К обособленным институтам МП можно отнести право разоружения, междунар. с/х право, право междунар. продовольственной безопасности, междунар. торговое право, междунар. фин. право, междуанр. таможенное право, междунар. водное право, междунар. транспортное право, междунар. рыболовное право и др. Нормы обособленного института МП регулируют отношения между субъектами в узкой, но достаточно обособленной сфере.
По охвату отношений и субъектов в системе МП выделяются три составные части: общее (универсальное) МП, региональное (групповое) МП и партикулярное (локальное) МП. Они отличаются соотношением императивного и диспозитивного начал. По регулирующей роли международно-правовых норм систему МП можно подразделить на материальное МП и процессуальное МП.
Единой, общепризнанной системы МП на доктринальном уровне нет. Каждый учебник МП построен согласно представлениям авторов о системе МП. Определенный консенсус имеется но поводу состава Особенной части МП, в нее, как правило, включают отрасли МП.
В отечественной науке получило распространение представление о том, что МП целесообразно делить на общую и особенную части. В общую часть помещают все, что относится к основным понятиям МП, а в особенную - его отрасли.
7. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормы juscogens. Кодификация в международном праве.
Норма - правило, руководящее начало, образец. Норма МП — правило поведения, кот. признается гос-вами и др. субъектами МП в качестве юридически обязательного. Содержание норм МП - права и обязанности, кот. наделяются гос-ва и др. субъекты МП. МП норма упорядочивает поведение участников междунар. отношений, то есть выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов МП.
Создания норм МП носит согласительный характер. Соглашение субъектов МП может быть явно выражено (договорные нормы) или молчаливо (обычные нормы).
Классификация норм МП.
1. Юр. сила: императивные; диспозитивные - нормы, от кот. гос-ва могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам др. государств.
2. Сфера действия: универсальные - регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства государств мира (напр., положения Устава ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.); региональные - регламентируют отношения с участием государств, принадлежащих к одному географич. региону (напр., Договор о Европейском союзе 1992 г).; локальные - регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов МП.
3. Характер воздействия: запрещающие; разрешающие; управомочивающие.
4. Функциям в системе: материальные; процессуальные (те, кот. регулируют процессы создания и осуществления МП).
5. По источнику: обычные; договорные; нормы решений международных организаций и др.
6. В зависимости от содержания, целевого назнач. и хар-ра изложения: нормы-принципы - основные принципы; нормы-определения - в различн. статьях междунар. договора; нормы-цели — закрепляют цели и задач, на достижение кот. должна быть направлена деят-сть субъекта или субъектов МП.
Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в др. нормах, актах. Выделяют организационные нормы, кот. имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности междунар. органов и организаций.
Среди императивных норм выделяются нормы jus cogens. Ст. 58 Венской конвенции о праве междунар. договоров 1969 г.: норма jus cogens (императивн. норма общего МП) - норма общ. МП, принимаемая и признаваемая междунар. сообществом государств в целом как норма, отклонение от кот. недопустимо; может быть изменена только последующей нормой общ. МП такого же хар-ра. Отличие норм jus cogens от др. норм императивн. хар-ра: любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными; они должны соблюдаться и быть применимыми к любой сфере межд. отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего МП, его основные принципы. Сложилось общее понимание, что нормами jus cogens являются принципы Устава ООН, содержание кот. отражено в Декларации о принципах МП. Нет международно-правового акта, кот. перечислял бы императивные нормы, имеющие характер jus cogens. Выделение норм jus cogens было вызвано признанием гос-вами наличия ряда международно-правовых норм, кот. составляют основу междунар. правопорядка. Отклонение от таких норм рассматривается как посягательство на общее МП.
Кодификация МП - способ междунар. правотворчества - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющ. пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.
Осуществляется следующ. способами: - установление точного содержания и четкого формулирования уже существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм МП в той или иной сфере отношений между гос-вами; - изменение или пересмотр устаревших норм; - разработка новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей междунар. отношений; - закрепление в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).
Кодификация может быть: - официальной - в форме договоров; появилась во второй половине 20 в. и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, кот. выработала механизм для кодификации МП. Центр. место в нем занимает Комиссия МП (КМП), состоящая из 34 членов, избираемых на 5 лет. На базе проектов КМП приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатич. и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также др. структурные подразделения ООН (Комиссия по правам человека). - неофициальной — осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Междунар. Красным Крестом, на основе кот. были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два доп. Протокола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийск. юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией МП активно занимались Ассоциация МП и Институт МП.
8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
Любая МП норма юридически обязательна, а ее нарушение влечет применение санкций в различн. форме и степени. Норма МП выступает в качестве своеобразной меры равного масштаба , применяемого при оценке поведения субъектов этого права. Она является критерием определения правомерности или неправомерности действий различн. субъектов МП.
Степень обобщенности норм МП различна. Наиболее общий хар-р имеют нормы, содержащиеся в Уставе ООН. В нем закреплены 7 общепризнанн. принципов МП., определены м-п гарантии обеспечения междунар. безопасности, перечислены основные направления междунар. сотрудничества в соответствующих областях междунар. отношений.
Нормы МП являются продуктом согласования воль соответствующих субъектов МП.
В зарубежн. лит-ре широко обсуждаются нормы «мягкого» права. Одни авторы считают «мягкое» право «натуральным» правом, др. – квазиправом, третьи полагают, что нормы «мягкого» права не имеют нормативного хар-ра.
Понятие «мягкого» права – условно. Его нормы не обеспечены принуждением, и, следовательно, не являются нормами МП, а относятся к нормам междунар. морали или вежливости. Однако они могут являться своего рода сигналом о формировании обычной нормы МП.
Процесс создания норм МП — процесс согласования воль государств.
Стадии данного процесса: 1) согласование воль государств относительно содержания правил поведения (содержание воли гос-ва — его международно-правовая позиция; согласованная воля государств — их общая, одинаковая воля (результат компромиссов, взаимных уступок и договоренностей)); 2) согласование воль государств относительно признания этого правила поведения юридически обязательным, имеющим характер нормы права.
Основные черты процесса создания норм МП: 1) согласованность воль государств (свидетельствует о направленности на признание определенного правила в качестве правовой нормы); 2) взаимообусловленность воль государств (их взаимосвязанность, выражение принципа взаимности, заложенного в основу создания норм МП и проявляющегося в процессе их реализации).
Достигнутое согласие закрепляется: 1) в виде совпадающих прав и обязанностей участников соглашения; 2) путем баланса (одно гос-во наделяется одними правами и обязанностями, другое — др).
Способы создания норм МП.
Общепризнано, что основным способом создания норм МП является междунар. договор. Договоры, как правило, заключаются в письм. форме. Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве междунар. договоров 1969 г. договор – междунар. соглашение, заключенное между гос-вами в письм. форме и регистрируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Междунар. договором является также учредительный акт междунар. организации.
Важной функцией договоров является систематизации как конвенционных, так и обычных норм.
Договор может воспроизводить и подтверждать нормы действующего МП, конкретизировать их, развивать, создавать новые и ликвидировать старые нормы.
Процесс заключения м-н договора — процесс согласования воль государств, результатом кот. является соглашение, воплощающееся в нормах договора.
Международно-правовой обычай — не является результатом согласования воль субъектов МП. Правовой принцип (opinion juris) означает, что гос-во рассматривает то или иное обычное правило как норму МП, как правило, юридически обязательное в МП (это выражение воли гос-ва; при выражении воли др. государств в том же направлении образуется молчаливое соглашение о признании обычного правила в качестве МПН).
Виды обычных норм: 1) сложившееся в практике неписаные правила, за кот. субъекты признают юр. силу; 2) созданные путем признания нескольких или даже одного предшествующего акта неписаные правила, за кот. признается юр. сила.