ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 2744
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.
2. Возникновение и основные этапы развития международного права.
3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.
4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.
5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.
6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.
8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
10. Обычай как источник международного права
11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники
22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.
28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.
51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры
53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.
54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники
60. Виды территорий в международном праве
64. Международное морское право: понятие, источники, институты
65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
70. Международно-правовая борьба с пиратством
74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).
76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).
77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.
87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
4) Примирительные комиссии - порядок образования изложен в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Если спор не был разрешен в результате консультаций, то любое гос-во , участвующее в консультациях, может передать спор в примирительную комиссию и сообщить об этом письменно организации, при которой представлено такое гос-во. Каждая примирительная комиссия состоит из 3х членов: двух, назначенных каждой из сторон в споре, и Председателя. Комиссия устанавливает собственные правила процедуры и принимает свои решения и рекомендации большинством голосов. Она может рекомендовать запросить консультативное заключение Международного суда ООН относительно толкования Конвенции. Если в течение 2х месяцев Комиссии не удалось достичь соглашения между сторонами, она должна подготовить доклад о проделанной работе и направить сторонам. Примирительные комиссии дают толкование фактам и выносят рекомендации в целях содействия разрешения спора
5) Добрые услуги и посредничество – государство в случае серьезного разногласия между ними обязаны прибегнуть к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных стран. Право предлагать добрые услуги или посредничество принадлежит не причастным к спору государствам.
Пример: СССР и РФ не раз оказывали добрые услуги в разрешение споров, совместно с четырьмя государствами Китаем, Корейской республикой, США и Японией – РФ выступает посредником в разрешении спора между КНДР и США по проблеме свертывания ядерной программы КНДР. СССР в октябре 1962 г приняла добрые услуги Генерального секретаря ООН в урегулировании карибсокго кризиса.
6) Международный третейский суд – Конвенция 1907 рекомендует государствам-участникам обращаться в случае необходимости к третейскому суду. В 1899 г в Гааге создана постоянная палата третейского суда. Палата рассматривает любые споры между гос-ми и международными организациями, юридическими и физическими лицами.
7) Постоянная палата международного правосудия, учрежденная под эгидой Лиги Наций в 1920 г. – имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблей Лиги Наций.
На замену ей пришел с 1945 г Международный суд ООН.
8) Международный трибунал по морскому праву (Гамбург, ФРГ)
9) ЕСПЧ
26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
Международный третейский суд – один из разумных способов миролюбивого разрешения международных споров.
В 1899 была создана Постоянная палата третейского суда, в Гаааге. Каждое гос-во – участник Конвенции 1907 назначает не более 4х лиц, которые известны своими познаниями в области МП, пользуются полнейшим уважением и выражают готовность принять на себя обязанности третейского судьи. Члены палаты избираются на 6 лет.
Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия, учрежденная в 1920 под эгидой Лиги Наций. После Второй мировой войны на смену пришел Международный суд ООН, созданный в 1945. Участниками статута Международного суда являются все государства – члены ООН. Суд состоит из 15 судей, причем в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда. Члены суда избираются на 9 лет.
Международный трибунал по морскому праву создан в соответствии с приложением 6 Конвенции ООН по морскому праву 1982, располагается в Гамбурге. Состоит из коллегии в составе 21 независимого члена, избираемых на совещании государств –участников Конвенции по морскому праву сроком на 9 лет. Трибунал начал свою деятельность в августе 1996.
Европейский суд по правам человека – учрежден в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 2950. В его состав входят судьи из государств –членов Совета Европы. В натсоящее время их 45, избираются на 6 лет.
27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.
Мирное разрешение споров в ООН осуществляется в основном 4мя главными органами: Генеральной Ассамблеей (ГА), Советом Безопасности, Международным Судом и Секретариатом.
ГА – может обсуждать любую ситуацию, которая может нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, и рекомендовать меры для ее мирного урегулирования. Государства – члены ООН, когда они сочтут это уместным, могут довести до сведения ГА информацию о любом споре или вызвать спор. ГА может быть форумом для консультаций с целью содействия скорейшему разрешению спора или учредить соотв. Вспомогательные органы.
СБ ООН – принадлежит центральная роль в системе органов, занимающихся проблемами мирного разрешения споров. СБ уполномочен расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор или ситуацию, угрожающую поддержанию международного мира и безопасности. СБ уполномочен рекомендовать по выбору процедуры или метода урегулирования спора.
Генсек ООН – играет важную роль в урегулировании споров. Устав ООН предоставляет ГС право доводить до сведения СБ любые вопросы, которые по его мнению могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. ГС по поручению СБ или ГА осуществляет посреднические полномочия или оказывает добрые услуги государствам -участникам спора.
Международный Суд ООН – главный судебный орган ООН. Манильская декларация о мирном разрешении межд. Споров 1982 рекомендует государствам включать в договоры положения, предусматривающие передачу в МС ООН споров, которые могут возникать при толковании или применении таких договоров; изучить возможность в порядке свободного осуществления своего суверенитета признания юрисдикцию МС обязательной и тд.
28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
МД – означает международное соглашение, заключенное субъектами МП в письменной или устной форме и регулируемое МП независимо от того, содержится лит такое соглашение в одном или нескольких связанных между собой документах.
МД является основным источником МП, важным инструментом осуществления внешних функций государства.
Виды договоров: двусторонние и многосторонние.
Многосторонние подразделяются на общие (универсальные) и локальные.
-
Общие многосторонние касаются кодификации и прогрессивного развития МП или их объект и цели представляют интерес для международного сообщества в целом. Такие договоры должны быть открыты для всеобщего участия.
-
Локальные договоры предполагают участие в них ограниченного числа государств (например, одного географического региона) – возможность заключения локальных договоров предусмотрена в ст. 52 Устава ООН.
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 – регламентирует порядок заключения международных договоров, значение такого договора для третьих государств, основания их недействительности, право на оговорку и ряд других вопросов договорного права.
Конвенция была подготовлена Комиссией международного права ООН и подписана в Вене (Австрия) в 1969 году. Конвенция вступила в силу в 1980 году и к настоящему времени насчитывает 114 государств-участников. Конвенция применяется к договорам, заключаемым между государствами в письменной форме.
Состоит из 85 статей, 8 частей, таких как: Часть I. Введение, Часть II. Заключение и вступление договоров в силу, Часть III. Соблюдение, применение и толкование Договоров, Часть IV. Поправки к договорам и изменение договоров, Часть V. Недействительность, прекращение и приостановление действия договоров, Часть VI. Прочие постановления, Часть VII. Депозитарии, уведомления, исправления и регистрация, Часть VIII. Заключительные статьи (подписание, ратификации и тд).
29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.
Стадии: 1) Переговоры по согласованию текста договора (принятие текста договора осуществляется голосованием. Тексты двусторонних договоров принимаются единогласно. Многосторонние договоры могут приниматься как консенсусом, так и 2/3 голосов).
2) Установление аутентичности текста (речь идет о фиксировании того факта, что подготовленный текст окончательный и изменениям не подлежит. Аутентичность текста двустороннего договора может устанавливаться путем парафирования, то есть постановки уполномоченными свои инициалов.)
3) Подписание договора – важнейший способ выражения согласия государства на обязательность для него договора, если он не требует последующей ратификации.
4) Ратификация – утверждение договора высшим органом гос власти, в результате чего он приобретает обязательную для этой страны силу. (В РФ ратификация – через ФЗ: такие договоры как о правах и свободах человека, о разграничении исключительной экономической зоны, о вооружении и тд))
5) Утверждение (принятие) – одобрение договора тем органом, в компетенцию которого входит его заключение.
6) Присоединение - осуществляется тогда, когда гос-во, не участвующее в заключении договора, изъявило желание стать его участником на предусмотренных в нем условиях.
Регистрация – оформление вступившего в силу международного договора в силу. Всякий дог-р, заключенный любым членом ООН может быть зарегистрирован в Секретариате ООН (вносится в специальный реестр и публикуется). В РФ договоры официально публикуются в Собрании законодательства РФ и Бюллетене международных договоров.
30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
Форма дог-в выбирается по усмотрению сторон – государств и других субъектов Мп. МП не предписывает обязательной формы договора. Существует две формы: письменная и устная. В практике встречаются различные наименования договоров: договор, конвенция, соглашение, пакт и тд.
Структура договора: Как правило состоит из трех частей: преамбулы (указывает мотивы заключения договора и его цели), содержания договора (статьи дог-ра, определяющие предмет дог-ра, права и обязанности) и заключительной части (постановления о порядке вступления дог-ра в силу, сроке действия и его прекращении).
Оговорка – одностороннее официальное заявление гос-ва при подписании, ратификации, принятии или утверждении им международного дог-ра или присоединения к нему, посредством которого гос-во желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений дог-ра в их применении к данному гос-ву.
Оговорка не допускается, если 1) она запрещена дог-м 2) дог-р предусматривает, что можно сделать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит 3) оговорка не совместима с объектом и целями договора.
Действительным считается дог-р если: 1) он не противоречит основным принципам МП 2) соблюдены установленные правила при его заключении
Недействительным: 1) заключен с явными нарушениями внутренних конституционных норм относительно компетенции и порядка его заключения 2) согласие на обязательство по договору дано по ошибке 3) гос-во заключило дог-р под влиянием обманных действий другого участвующего в переговорах гос-ва 4) согласие гос-ва на обязательность для него дог-ра было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах гос-м 5) представитель гос-ва дал согласие на условия дог-ра под принуждением или угрозами, направленными против него 6) заключение дог-ра явилось результатом угрозы силой или ее применением в нарушение принципов международного права 7) договор в момент заключения противоречит основным принципам МП.
Прекращение действия международного договора означает, что он утратил свою обязательную юридическую силу в отношениях между его участниками и перестал порождать права и обязанности между ними.
1) истек срок на который он был заключен
2) договор исполнен
3) договор денонсирован – гос-во правомерно отказалось от него на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре.
4) Дог-р аннулирован, гос-во в одностороннем порядке отказалось от заключенного им договора на условиях, которые не прописаны в данном договоре, но в соответствии с МП государство-участник имеет на это право. (в случае существенных нарушений Контрагентом обязательств, коренное изменение обстоятельств и прочее)
5) наступили отменительные условия при которых прекращается действие дог-ра
6) прекратило существование гос-во или езменился его статус
7) сократилось число участников, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу
8) возникла новая императивная норма общего МП (jus cogens), которой противоречат нормы данного договора
Приостановление действия договора – временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств, наступающих в следующих случаях:
1) предусмотрено самим договором
2) с согласия всех участников
3) не влияет на пользование другими Участниками своими правами, вытекающими из данного дог-ра, и на выполнение ими своих обязательств.
4) не противоречит объекту и целям договора
31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
Принята III сессией ГА ООН 12.12.1948 г. (12 декабря — День прав человека).
Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей(сформулирован комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека).
Гражданские права: 1) на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст.3); 2) свобода от рабства или нахождения в подневольном состоянии (ст.4); 3) свобода от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ст.5); 4) признание правосубъектности каждого человека (ст.6); 5) равенство всех людей перед законом; равную защиту от дискриминации и от подстрекательства к ней (ст.7); 6) эффективное восстановление в правах национальными судами в случаях нарушения основных прав человека, предоставленных ему конституций или законом (ст.8); 7) свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания (ст.9); 8) рассмотрение дела каждого на основе полного равенства гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст.10); 9) презумпция невиновности (ст.11); 10) невмешательство в личную и семейную жизнь каждого; неприкосновенность жилища; тайна корреспонденции; честь и репутация (ст.12); 11) свободное передвижение и выбор места жительства в пределах каждого государства; возможность покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст.13); 12) право искать убежища от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем (ст.14); 13) гражданство, невозможность его лишения (ст.15); 14) право на вступление в брак и основание семьи (ст.16); 15) право владеть своим имуществом как единолично, так и совместно с другими (ст.17); 16) свобода мысли, совести и религии (ст.18); 17) свобода убеждений и свободное их выражение (ст.19).