ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 2532

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.

2. Возникновение и основные этапы развития международного права.

3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.

4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.

5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.

6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.

7. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормы juscogens. Кодификация в международном праве.

8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.

9. Источники международного права, их общая характеристика и соотношение. Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм

10. Обычай как источник международного права

11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила

12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм

13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств

14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.

15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ

16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации

17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники

18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств

19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности

21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности

22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания

23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего СССР

24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.

25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.

26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.

27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.

28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.

29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.

30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.

31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.

32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.

33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.

34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм

35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций

36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры

38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.

39. Порядок рассмотрения и условия приемлемости индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам человека (с учетом изменений, внесенных Протоколом №14 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.).

40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.

41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.

42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.

43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.

45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.

46. Международная организация труда (МОТ). Конвенции МОТ по охране трудовых и социальных прав человека.

47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.

49. Совет Безопасности ООН: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.

50. Международный суд ООН: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда

51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры

52. Правовой статус Комиссии международного права ООН, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права

53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.

54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции

55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.

56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений

57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники

58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. ВТО и Россия.

59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках ВТО. Разрешение международных инвестиционных споров

60. Виды территорий в международном праве

61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы

62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф

63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм

64. Международное морское право: понятие, источники, институты

65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.

66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления

67. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Суверенные права и юрисдикция прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство РФ об исключительной экономической зоне

68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство РФ о континентальном шельфе

69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам

70. Международно-правовая борьба с пиратством

71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района

72. Международное воздушное право: понятие, принципы, источники. Виды воздушного пространства и их правовой режим

73. Международная организация гражданской авиации (ИКАО): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты

74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).

75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.

76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).

77. Международно-правовая охрана Мирового океана.

78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.

79. Понятие международного уголовного права. Его становление и развитие. Принципы и источники международного уголовного права.

80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.

81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.

83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.

85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде

86. Понятие и источники международного гуманитарного права, система принципов. Виды вооруженных конфликтов.

87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов

88. Статус военнопленных и порядок обращения с ними.

90. Запрещенные методы и средства ведения войны.

3) Деликтоспособностью (способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения).

Правосубъектность (все субъекты МП — носители соответствующих прав и обязанностей) (включает правоспособность и дееспособность).

Субъект МП — актор, обладающий правосубъектностью (лицо, потенциально способное быть участником МПО).

Правовой статус включает правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов МП (основные элементы правового статуса — права и обязанности акторов МП в реальных ПО, основанием возникновения которых служат принципы МП и соответствующий юридический факт).

Основные права и обязанности характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов м/н права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, м/н организациям и т.д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

Таким образом, правовое положение различных субъектов м/н права неодинаково, поскольку различны объем распространяющихся на них м/н норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

Виды правосубъектности, которой обладают субъекты МП:

1) Общая (способность акторов быть субъектом МП вообще; ею обладают только суверенные государства (являются первичными субъектами МП); теоретически ею обладают нации, борющиеся за свою независимость).

2) Отраслевая (способность акторов быть участниками ПО в определенной области межгосударственных отношений; ею обладают межправительственные организации (их правосубъектность ограничивается определенной отраслью или обособленной проблемой)).

3) Специальная (способность акторов быть участником только определенного круга ПО в рамках отдельной отрасли МП; ею обладают все ф/л (определяется потребностью защиты прав и свобод человека)).



20. Государства как основные субъекты международного права. Права и обязанности государств. Государственный суверенитет в международном праве

Государство является основным субъектом международного права, так как обладает первоначальной правосубъектностью. Государства обладают наибольшим объемом международных прав и обязанностей.

Государства имеют следующие признаки:

-аппарат власти и управления,

-территория,

-население и суверенитет.

Суверенитет определяется в теории права следующим образом: это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.


Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права, которые перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.



21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности

М/н организации являются субъектами МП (ст.3 Венской конвенции о праве договоров между государствами и м/ни организациями 1986) (государства наделяют их соответствующими правами и обязанностями, четко определенными в учредительных актах).

М/н правосубъектность м/н организации (проявляется в ее правовом положении, в объеме прав и обязанностей, которыми государства наделяют ее и в зависимости от характера которых она в дальнейшем может (не может) приобретать другие права и обязанности).

Учредительные акты м/н организаций регулируют отношения между ними и их государствами — членами (межгосударственные по характеру отношения) (в них регламентированы вопросы членства, статуса организации, полномочия на заключение м/н договоров и другие нормы).

Учредительные акты многих м/н организаций содержат положения об их правосубъектности (Устав Евросоюза, Устав африканского банка развития).

Отсутствие в учредительном документе м/н организации положений о ее правосубъектности не означает, что она не является субъектом МП (Лига Наций; ООН).

Правомочия м/н организации устанавливаются ее учредительным актом, соглашениями с государствами и другими субъектами МП (различный объем специальной правосубъектности).

Выделяют следующие виды м/н организаций:

1) м/н межправительственные организации — организации, созданные первичными субъектами м/н права (ООН, Совет Европы, ЕС, СНГ и другие);


2) неправительственные м/н организации, такие как Всемирная федерация профсоюзов, Amnesty International, М/н комитет Красного Креста. Их особенность заключается в том, что, как правило, они учреждаются ю/л и ф/л (группами лиц) и являются общественными объединениями, осложненными иностранным элементом. Уставы этих организаций, в отличие от уставов межгос. организаций, не являются м/н договорами, и, следовательно, подобные м/н организации не рассматриваются в качестве субъектов м/н права, несмотря на зачастую серьезное влияние на м/н правопорядок. Так, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправит. организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Однако не соблюдено основное требование к субъекту м/н правоотношений — неправит. организации не вправе создавать нормы м/н права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами м/н правосубъектности.

Характеристика М/н межправительственных организаций:

• не обладают суверенитетом,

• не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства;

• создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с м/н правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

В отношении учредительных документов м/н организаций действует Венская конвенция о праве м/н договоров 1969 г.

В уставе организации определяются цели ее образования, принципы ее деятельности, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все м/н организации обязаны выполнять основные принципы м/н права, а деятельность региональных м/н организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права м/н организаций следующие:

• право участвовать в создании международно-правовых норм;

• право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

• право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

• право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.


22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания

МП признает право и дееспособность субъекта в МО (каждому законному обществу принадлежит право на признание со стороны всех цивилизованных государств законности своего существования; государство становится м/н лицом и субъектом МП только путем признания).


Международно-правовое признание — односторонний, добровольный акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта МП и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на МП отношения.

Признание выражается в том, что государство (группа государств) обращаются к правительству возникшего государства и заявляют об объеме и характере своих отношений с вновь возникшим государством (сопровождается выражением желания установить дипломатические отношения и обменяться представительствами).

Классическая форма признания — заявление об установлении дипломатических отношений (даже если в заявлении об их установлении нет заявления об официальном признании).

Виды признания:

1) Фактическое (de facto) — признание де-факто выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно (в случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта МП, а также когда указанный субъект считает себя временным образованием) (реализуется путем участия в конференциях, договорах, организациях; не влечет установления дипломатических отношений; может быть взято обратно, если не будут реализованы требуемые для признания отсутствующие условия).

2) Официальное (de jure) — признание полное и окончательное; предполагает установление между субъектами м/н права м/н отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений (выражается в официальных актах (резолюциях м/н организаций, итоговых документах конференций, заявлениях правительств)) (реализуется путем установления дипломатических отношений, заключения договоров).

3) Признание ad hoc — подобное признание означает «разовое» признание, признание «на какой-нибудь случай», для решения каких-либо конкретных вопросов (временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели).

Признание государства — своего рода оферта на установление ПО с признаваемым государством (в принципе признание — политический акт двух государств (признающего и признаваемого).).

Теории признания государств:

1) Конститутивная теория (признание обозначает возникновение м/н прав и обязанностей признанного общества; м/н правосубъектность становится действительной и конкретной одновременно с признанием; нет признания — нет субъекта МП) (игнорирует факт, что государство еще до признания пользуется всеми правами и обязанностями, вытекающими из принципа суверенитета).

2) Декларативная теория (признание только констатирует возникновение нового субъекта МП; предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства, не создает нового субъекта МП).


Право на признание основано на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Новое государство может появиться в результате (социальной революции; образования государства в ходе национально-освободительной борьбы; слияния или разделения государств).

Признание нового государства — свободный акт, посредством которого государство (государства) констатируют существование на определенной территории человеческого общества, организованного в политическом отношении, независимо от всякого другого существующего государства, способного соблюдать предписания МП и вследствие этого заявляют о своей воле рассматривать его как члена м/н сообщества.

Признание не влияет на существование нового государства (имеет декларативное значение).

Юридические последствия м/н признания — признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.

Акт, противоположный признанию, в литературе именуется протестом. Сущность протеста — в несогласии с правомерностью соответствующего юридически значимого факта или события, в квалификации его как международно-противоправного деяния. Протест должен быть явно выраженным и так или иначе доведенным до сведения государства, которого он касается.


23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего СССР

М/н правопреемство — переход прав и обязанностей от одного субъекта МП к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории (пределы правопреемства определяются суверенной волей государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП).

Правопреемство государств — смена одного государства другим в несении ответственности за м/н отношения какой-либо территории. Причем в процессе правопреемства следует различать государство-предшественник (т.е. государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Понятие "момент правопреемства" означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются:

1) объединение государств;

2) разделение государства;

3) отделение от государства части территории;

4) передача части территории одного государства другому.

Теории правопреемства государств:

1) теория универсального (полного) правопреемства (государство — ю/л, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, переходящих к его правопреемнику);