ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 2698
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.
2. Возникновение и основные этапы развития международного права.
3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.
4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.
5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.
6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.
8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
10. Обычай как источник международного права
11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники
22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.
28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.
51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры
53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.
54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники
60. Виды территорий в международном праве
64. Международное морское право: понятие, источники, институты
65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
70. Международно-правовая борьба с пиратством
74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).
76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).
77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.
87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
-
Классическое МП – становление капиталистического способа производства: 1648 – 1919 гг.
Главный источник – договор; демократизация МП; закрепляет колониализм; война еще признается законным, хотя и нежелательным, способом разрешения междунар. споров.
Развивается идея суверенн. равенства государств, утвержд. новые принципов и нормы МП, основанные на концепциях естественн. права, кот. провозглашены в актах французс. революции конца 18 в.
Характерные черты: • Суверенитет гос-ва начинает связываться с суверенитетом народов. Все народы и гос-ва независимы и равноправны, обладают рядом основн. прав и обязанностей. • Гуманизация правил ведения войны, что было установлено в принятой в Петербурге в 1868 г. Декларации о запрещении разрывных пуль. • В практику введен новый демократич. институт — при голосовании учитывалось волеизъявление населения передаваемой территории. • Утверждается принцип свободы откр. моря (провозглашенная Россией в 1780 Декларация о вооруженн. нейтралитете, требовавшая обеспечение свободы морск. судоходства для нейтральных государств). • Венский конгресс 1814 — 1815 гг. - возникновение постоянного нейтралитета Швейцарии, содействие запрещению работорговли, развитию дипломатич. права, становлению статуса междунар. рек. • Парижский конгресс 1856 г. упразднил каперство — захват, разграбление или потопление судов воюющих государств, а также нейтральных стран; объявил нейтрализованным Черное море. • Берлинский конгресс 1878 г.: коллективное признание независимости Сербии, Черногории и Румынии, провозглашение принципа недопустимости дискриминации кого-либо в отношении пользования гражданск. и политич. правами, доступа к публичным должностям в силу различия в религиозных верованиях и исповеданиях. • Гаагские конференции мира 1899 и 1906 — 1907 гг. Первая приняла, в частности, Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственное назначение — распространять удушающие и вредоносные газы, и Декларацию о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов, а также Конвенцию о мирном разрешении междунар. столкновений. На второй были приняты 10 новых конвенций и пересмотрены три акта конференции 1899 г.
Первая мировая война оказала влияние на развитие МП. Победители серией договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы (предусмотрено создание новых государств в Центр. и Ю-В Европе, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, для ряда западных стран устанавливался принцип «открытых дверей» в Китае). Важным звеном Версальской системы и ее гарантом призвана была стать Лига Наций, статус кот. содержал обязательства ее членов не прибегать к войне, пока спор между ними не будет подвергнут третейскому разбирательству, судебному разрешению либо рассмотрению Советом Лиги, т.е. не запрещал войну.
Революция в России 1917 г. создала Декрет о мире (предложения всем воюющим гос-вам начать немедленно переговоры о справедливом демократич. мире без аннексий и контрибуций, идеи запрещения агрессивной войны).
-
МП XX-XXI вв.
Складывалось и развивается под воздействием важнейших историч. событий: I и II Мировые войны; образование Лиги Наций и ООН; создание, развитие и прекращение существования СССР. Особенности: антивоенн. направленность; антиколониальн. сущность; значит. рост числа договорн. норм; возникновение новых отраслей; расширение пространственной сферы распространения МП.
Сложившаяся в ходе Второй мировой войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению, что послевоенное устройство мира должно быть построено на таких началах, кот. обеспечили бы гос-вам международно-правовые гарантии их безопасности. Вопросы поддержания междунар. мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях трех союзных держав: СССР, США и Великобритании. Признано, что новая междунар. организация должна отличаться от Лиги Наций, быть наделенной механизмами, необходимыми для поддержания междунар. мира и безопасности. Создана ООН, Устав кот. был принят 26.06.1945, что ознаменовало собой новый совр. этап развития МП. Принципиально новыми в Уставе ООН явились положения, запрещающие агрессию и устанавливающие механизм санкций в отношении гос-ва-агрессора. Запрет агрессивн. войны привел к пересмотру содержания многих МП отраслей и институтов, в частности норм об ответственности государств, норм об основаниях наказания преступников войны, норм о мирн. ср-вах разрешения междунар. споров, норм, касающихся междунар. организаций. Закрепление в Уставе ООН права народов на самоопределение.
Система действующих МП норм, ушедшая далеко вперед от стандартов «классического» МП 19 в., получила название «современное МП».
3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.
Россия внесла существенный вклад в развитие МП. Инициатор ряда междунар. форумов, в т. ч. двух Гаагских конференций мира – 1899 и 1907 годов. Россия всегда отстаивала гуманные принципы ведения войн, а на более позднем этапе – способствовала их запрещению. Советский Союз много сделал для того, чтобы после Второй мировой войны Устав ООН оставался главным регулятором междунар. отношений, чтобы на основе его принципов и норм МП развивалось в демократическом духе, чтобы оно способствовало утверждению в междунар. отношениях уважения суверенитета государств, защиты прав и свобод человека.
Труды отеч. ученых XIX-XXI вв. были и остаются заметным явлением в мировой науке МП. Звездой первой величины по праву называют профессора, в течение 33 лет возглавлявшего кафедру МП Петербургского университета, Федора Федоровича Мартенса (1845 - 1909), автора двухтомного курса «Современное МП цивилизованных народов»(1882-1883 гг.), выдержавшего 5 изданий в дореволюционной России и переведенного на 13 ин. языков.
Широко известен труд профессора Московского университета Леонида Алексеевича Камаровского (1846 - 1912) «О международном суде» 1881 г., а также работы профессора, первого заведующего кафедрой МП Петербурского университета, в течение 33 лет возглавлявшего эту кафедру, И. И. Ивановского (1807 - 1886) («Краткий взгляд на науку дипломатии вообще», «О началах постепенного усовершенствования государств»), профессора Харьковского университета В. П. Даневского, заведующего кафедрой МП Московского университета М.Н. Капустина (1828 - 1899), профессора Петербургского университета Н.М. Коркунова(1853 - 1904), профессора Киевского университета В.А. Незабитовского (1824 - 1883), профессора Харьковского университета В.А. Уляницкого (1855 - 1917), профессора Харьковского университета Д.И. Каченовского(1827 - 1872).
Существенный вклад в науку МП внесли отеч. ученые ХХ века: профессора, заведующие кафедрами МП Московского университета им М. В. Ломоносова Е.А. Коровин (1892 - 1964), Г.И. Тункин (1906 - 1993), Л.Н. Шестаков (1937 - 2009), РУДН И.П. Блищенко(1930 - 2001), Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета Р.Л. Бобров(1910 -1978), С.А. Малинин (1923 - 2006), МГИМО В.Н. Дурденевский (1899 - 1963), Ф.И. Кожевников(1903 - 1990), Высшей дипломатической школы С.Б. Крылов(1888 - 1958), В.Э. Грабарь (1865 - 1956), Дипломатической академии МИД РФ В.И. Кузнецов(1940 - 2007), А.М. Ладыженский (1891 - 1972), Д.Б. Левин (р. 1903), Института государства и права РАН Н.А. Ушаков(1918 - 2001), И.И. Лукашук (1926 - 2007), Казанского университета Д.И. Фельдман (1922 -1994).
В наст. время науку МП активно разрабатывают А. Х. Абашидзе, К. А. Бекяшев, Г. П. Жуков, Г. В. Игнатенко, Р. А. Каламкарян, А. Я. Капустин, А. А. Ковалев, А. Л. Колодкин, Ю. М. Колосов, Г. И. Курдюков, О. И. Тиунов, Е. Т. Усенко, С. В. Черниченкои и др. ученые.
Также следует упомянуть роль РФ в кодификации МП.
Кодификация МП – это усовершенствование и прогрессивное развитие действующих принципов и норм МП путем приведения их в определенный порядок.
Кодификацией на неофициальном уровне может осуществляться междунар. неправительственными организациями, национальными неправительственными организациями, ассоциациями, отдельными учеными и специалистами.
Активную роль в кодификации играет ассоциация МП, созданная в Брюсселе в 1873 г. Первоначальное название – Ассоциация для реформы и кодификации МП. Цель: изучение, разъяснение и развитие МП и разработка предложений по разрешению коллизий и унификации правовых норм. Состоит из 3700 чел. В нее входит и ассоциация МП РФ. Штаб-квартира – в Лондоне.
В 1880 г. в Санкт-Петербурге учреждено Общество МП, кот. должно было «покровительствовать всем попыткам кодификации принципов МП».
Ассоциация МП РФ. Является правопреемником и продолжателем Советской Ассоциации МП, созданной в 1957 г. по инициативе ведущих отеч. юристов-международников. Основные цели: содействие объединению научного и интеллектуального потенциала науки и практики, обмен опытом в целях прогрессивного развития, актуализации и эффективного применения МП публичного и частного. Первый президент - профессор Г.И. Тункин. Первый Ученый секретарь - Л.В. Корбут, которая занимает эту должность до наст. времени. Ассоциация объединяет в своих рядах преподавателей, практических работников, ученых-исследователей, а также студентов и аспирантов, интересующихся вопросами МП. Ассоциация содействует издательской деятельности, под ее эгидой издается Российский ежегодник МП и несколько журналов по МП. Ассоциация активно участвует в мероприятиях, проводимых Всемирной Ассоциацией МП. Ассоциация активно сотрудничает с МИД РФ, др. гос. и общественными организациями нашей страны.
4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.
Международно-правовая наука выработала 2 теории соотношения МП и внутригосударственного права (ВП): монистическая и дуалистическая.
Монистическая теория: универсальное единство права, существует единая правовая система, охватывающая весь мир и включающая множество более узких отдельных систем, расположенных в определенной иерархии. Существует 2 направления монистической теории.
Концепция главенства ВП (основоположник – немецк. философ Г. Гегель): «возвышение» своих собственных законов над междунар. договорами. Напр., США и ряд западноевропейских стран. Американское статутное право обязательно для судов США, даже если оно противоречит предшествующему обычному или конвенционному МП.
Концепция главенства МП (основоположник – Г. Кельзен): наиболее распространена в наст. время, закреплена во многих междунар. договорах, иных источниках, нац. законодат-ве государств. Если между нормами ВП и МП - коллизии, то, как правило, они должны разрешаться в пользу норм МП.
Согласно МП гос-ва не могут ссылаться на внутренние законы, чтобы освободить себя от выполнения междунар. обязательств. Ст. 27 Венской конвенции 1969 г. о праве междунар. договоров: участник любого договора не может ссылаться на положения своего ВП в качестве оправдания для невыполнения им договора. Ст. 46 гос-во не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность для него договора было выражено в нарушение того или иного положения его ВП, касающегося компетенции заключать договоры, как на основание недействительности его согласия.
Представители: напр., РФ, ФРГ. Исходя из прямолинейного толкования п. 4 ст. 15 Конституции РФ, могло бы показаться, что это так. На самом деле, все обстоит значительно сложнее. Главенства в собственном смысле слова, т.е. подчинения ВП МП, нет. Есть координация предписаний ВП с международно-правовыми положениями, связывающими РФ.
Дуалистическая теория: МП и ВП – различные правовые системы, хотя и тесно связанные между собой. Основоположник – Г. Трипель и Д. Анцилотти. МП и ВП могут регулировать правоотношения, лежащие в одной предметной сфере, и дополнять др. друга. МП и ВП - отдельные правовые системы и не может быть главенства одной из них над другой. ВП не может регулировать междунар. отношения. Международно-правовые нормы не являются производными от внутригос. норм. Нормы МП не могут оказывать влияния на обязательную силу внутригос. норм, и наоборот. У них разные объекты регулирования, разные субъекты права, разные источники.
Влияние МП на ВП четко просматривается в таких отраслях совр. МП, как МП прав человека, право внешн. сношений, право междунар. договоров, междунар. экономич. право, междунар. экологическое право и др. Особенно наглядными являются примеры воздействия решений Европейского суда по правам человека на внутригос. практику в области защиты прав человека, гарантированных нормами Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Эта концепция сформулирована в Конституции Венгрии 1949 г.: правовая система Венгерской Республики принимает общепризнанные положения МП, а также обеспечивает согласованность принятых требований МП и права внутреннего.
Положение дуалистической теории о том, что нормы МП и ВП могут регулировать правоотношения в одной и той же предметной сфере закреплено в ряде междунар. договоров и в законодательстве многих государств. В ст. 11 Соглашения между правительствами РФ и Белоруссии о сотрудничестве в области охраны и рац. использования трансграничных водных объектов 2002 г. указано, что порядок возмещения нанесенного трансграничным воздействием ущерба определяется в соответствии с нормами МП или законодательством каждой из Сторон. Основы дуалистич. теории - в п. 4 ст. 15 Конституции РФ («Общепризнанные принципы и нормы МП и междунар. договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если междунар. договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междунар. договора»). При этом положения официально опубликованных междунар. договоров РФ, не требующие издания внутригос. актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений междунар. договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.
Существует немало различных сфер общественной жизни, в кот. нормы МП и ВП соприкасаются: заключение, исполнение и денонсация междун. договоров, дипломатич. и консульские отношения, установление и изменение гос. границ, воздушное и космич. право и др. Однако у каждой из названных категорий норм имеется свой, присущий только им объект воздействия: у предписаний ВП – общественные отношения, обусловленные системой власти и подчинения, а у правил МП – межгос. общественные отношения.
5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.
Базовым принципом российской внешней политики является соблюдение норм МП. Наша страна постоянно стремится соблюдать дух и букву МП. В подтверждение можно сослаться на выступления Президента РФ, кот. постоянно призывает гос-ва соблюдать общепризнанные принципы и нормы МП, в т. ч. его главный документ - Устав ООН.
РФ проводит активную внешн. политику, направленную на обеспечение мира и безопасности народов, защиту нац. безопасности страны. В основу внешн. политики положены общепризнанные принципы и нормы МП. Отличительной чертой российской внешн. политики является ее сбалансированность, что обусловлено геополитическим положением РФ как крупнейшей евроазиатской державы, требующей учета ее законных прав и интересов.
В Конституции РФ 1993 г. закреплены принципы и цели внешн. политики. Основные начала внешн. политики РФ закреплены в Концепции нац. безопасности РФ от 2000 г., Военной доктрине РФ от 21.04.2000 г. и Концепции внешней политики РФ от 28.06.2000 г.