ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 2687
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.
2. Возникновение и основные этапы развития международного права.
3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.
4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.
5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.
6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.
8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
10. Обычай как источник международного права
11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники
22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.
28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.
51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры
53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.
54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники
60. Виды территорий в международном праве
64. Международное морское право: понятие, источники, институты
65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
70. Международно-правовая борьба с пиратством
74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).
76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).
77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.
87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
В международном морском праве действуют все принципы jus cogens общего международного права. Вместе с тем имеются и свои – специальные принципы:
принцип свободы открытого моря,
принцип использования открытого моря в мирных целях,
принцип рационального использования морских ресурсов,
принцип предотвращения загрязнения морской среды,
принцип свободы морских научных исследований
Институты.
Конвенция ООН по морскому праву 1982г. предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:
-
территориальное море и прилежащая зона;
65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
Внутренние морские воды- это водное пространство, расположенное между береговой линией и исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря, также Внутренние морские воды это часть государственной территории и на них распространяется суверенитет прибрежного государства.
Правовой режим внутренних морских вод – это совокупность правил захода в эти воды и порты, пребывание в них и выхода из них. Этот режим устанавливается национальным законодательством при соблюдении норм международного права.
К внутренним морским водам относятся воды портов, заливов, бухт, лиманов, берега которых принадлежат данному государству, заливов, морей и океанов, исторически принадлежавшие прибережному государству (например Гудзонов Залив (Канада).
66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления
Территориальным морем называется находящийся за пределами сухопутной территории и внутренних вод государства морской пояс, примыкающий к берегу. На территориальное море распространяется суверенитет прибрежного государства. Ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль.
В соответствии с конвенцией 1982г. суверенитет государства распространяется не только на территориальное море, но и на воздушное пространство над ним, равно как и на поверхность и недра дна в пределах этих вод. Ни годно иностранное государство не в праве вести лов рыбы или использовать другие естественные ресурсы в пределах территориального моря без явно выраженного согласия на это со стороны прибрежного государства.
Согласно ст. 4 конвенции 1982г. внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря. В местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходных линий может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.
Прибрежные государства, обладая суверенитетом над территориальным морем, как правило, запрещают рыбакам других стран вести лов рыбы в этих водах без соответствующего разрешения. За нарушение правил рыболовства в территориальном море лица подвергаются административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности, а в РФ еще и материальной (таксовой).
Конвенция 1982г. признает за судами всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, вне зависимости от груза, вооружения и типа двигательной установки право мирного прохода через территориальное море, под которым понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его без захода во внутренние воды или, не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод. Под мирным проходом понимается также плавание через территориальное море с целью пройти во внутренние воды или выйти из них, став на таком рейде или у такого портового сооружения. Суда, осуществляющие право мирного прохода, соблюдают все законы, правила прибрежного государства, принятые согласно существующим нормам международного права, содержащиеся в ст. 21-23 и 25 конвенции 1982г. Проход судна должен быть непрерывным, быстрым и мирным. Эти же правила касаются и мирного прохода военных кораблей.
Власти прибрежного государства, как правило, не обладают правом ареста какого-либо лица или производить расследование в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время прохода его через территориальное море. Исключением могут быть случаи, когда последствия преступления распространяются на прибрежное государство или преступление нарушает спокойствие в стране.
За прибрежным государством не признается право останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс.
67. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Суверенные права и юрисдикция прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство РФ об исключительной экономической зоне
Конвенция 1982 г. предоставила прибрежным государствам право устанавливать в его пределах исключительную экономическую зону с особым правовым режимом. В соответствии с Конвенцией 1982 г. исключительная экономическая зона - это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под установленный в настоящей Конвенции особый правовой режим. Внешняя граница исключительной экономической зоны (далее - ИЭЗ) не должна находиться далее 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
ИЭЗ является территорией, на которую не распространяется суверенитет ни одного из государств, и имеет смешанный правовой режим. Прибрежное государство в этом районе имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах. Наряду с этим прибрежное государство имеет суверенные права и в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Иностранные государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по Конвенции 1982 г. в ИЭЗ должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства. При этом они должны соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права.
Прибрежное государство наряду с отдельными суверенными правами обладает и юрисдикцией, предусмотренной в соответствующих положениях Конвенции 1982 г., в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды; другими правами и обязанностями, предусмотренными этой Конвенцией. Так, для целей разведки, разработки исключительной экономической зоны и для других экономических целей прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Эти объекты не обладают статусом островов, не имеют своего территориального моря, и их наличие не влияет на определение границ территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа. Прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.
Прибрежное государство может там, где это необходимо, устанавливать вокруг таких объектов разумные зоны безопасности, в которых оно может принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности как судоходства, так и самих искусственных островов, установок и сооружений. Ширина таких зон определяется прибрежным государством с учетом применимых международных стандартов на удалении не более чем на 500 метров, отмеряемых от каждой точки их внешнего края. Исключение составляют случаи, предусмотренные общепринятыми международными стандартами или рекомендациями компетентных международных организаций. О протяженности зон безопасности дается надлежащее оповещение. Как правило, подобные оповещения содержатся в "Извещениях мореплавателям", передаются по радио в "Навигационных предупреждениях" и "Прибрежных предупреждениях".
Искусственные острова, установки и сооружения и зоны безопасности вокруг них не могут устанавливаться, если это может создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих большое значение для международного судоходства.
В ИЭЗ продолжают действовать международно-правовые нормы, определяющие правовой режим открытого моря, совместимые с режимом этой зоны. Прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в ИЭЗ может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство. Оно имеет право преследовать судно в открытом море за пределами ИЭЗ по горячим следам.
Арестованное в таких случаях иностранное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления разумного залога или другого обеспечения. Наказания, налагаемые прибрежным государством за нарушение законов и правил рыболовства в ИЭЗ, не могут включать тюремное заключение, при отсутствии соглашения заинтересованных государств об обратном, или любую другую форму личного наказания. В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство незамедлительно уведомляет государство флага через соответствующие каналы о принятых мерах и о любом последовавшем наказании.
Правовой режим ИЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами нашего государства. Состоит из 7 глав: общие положения, осуществление рыболовства в иэз, разведка и разработка неживых ресурсов, защита и сохранение морской среды, особенности экономических отношений при пользовании водными биоресурсами и неживыми ресурсами, обеспечение выполнения положений закона.
68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство РФ о континентальном шельфе
В соответствии со ст. 76 Конвенции 1982 г. континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Сама подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дно океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.
Для целей Конвенции 1982 г. прибрежное государство устанавливает внешнюю границу подводной окраины материка во всех случаях, когда эта окраина простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря в порядке, предусмотренном в этой Конвенции. В то же время линия внешних границ континентального шельфа на морском дне должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров.
Данные о границах КШ за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, представляются соответствующим прибрежным государством в Комиссию по границам континентального шельфа. Эта Комиссия дает прибрежным государствам рекомендации по вопросам, касающимся установления внешних границ их КШ. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательны. Россия в 2001 г. первым из государств подала заявку в Комиссию по установлению внешней границы ее континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. В настоящее время осуществляется ее дополнительное обоснование. Вместе с тем Комиссия удовлетворила заявку России о включении в состав ее континентального шельфа анклава площадью 52 тыс. кв. км, находящегося в срединной части Охотского моря.
Прибрежное государство осуществляет над КШ суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов (минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам). Эти права являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать это без определенно выраженного согласия прибрежного государства.
Права прибрежного государства на КШ не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами.
Реализация прав прибрежного государства в отношении КШ не должна ущемлять осуществление судоходства и другие права и свободы других государств, предусмотренные в Конвенции 1982 г., или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.
Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на КШ. В то же время определение трассы для прокладки таких трубопроводов в его пределах осуществляется с согласия прибрежного государства. Прибрежное государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности таких кабелей или трубопроводов.
Делимитация КШ между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права в целях достижения справедливого решения (напр., между Норвегией и Англией о разграничении континентального шельфа в Северном море 1965 г., между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане 2010 г). До заключения соответствующего соглашения заинтересованные государства в духе взаимопонимания и сотрудничества предпринимают все усилия для того, чтобы достигнуть временной договоренности практического характера и в течение этого переходного периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению. Такая договоренность не должна наносить ущерб окончательной делимитации.
Положения Конвенции 1982 г. об ИЭЗ применяются mutatis mutandis (термин, означающий: с заменой того, что подлежит замене) к искусственным островам, установкам и сооружениям на КШ. Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на КШ для любых целей. Право преследования по горячим следам применяется mutatis mutandis к нарушениям на КШ, включая зоны безопасности вокруг установок на нем, законов и правил прибрежного государства, применимых в соответствии с Конвенцией в отношении КШ, включая такие зоны безопасности.
Правовой режим КШ в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами нашего государства.