ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 2665
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.
2. Возникновение и основные этапы развития международного права.
3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.
4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.
5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.
6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.
8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
10. Обычай как источник международного права
11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники
22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.
28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.
51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры
53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.
54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники
60. Виды территорий в международном праве
64. Международное морское право: понятие, источники, институты
65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
70. Международно-правовая борьба с пиратством
74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).
76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).
77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.
87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
Правовой режим космического пространства распространяется на космонавтов, под которыми понимаются граждане запускающих государств. На таких лиц в процессе всего времени их нахождения в космосе распространяется юрисдикция и контроль запускающего государства. Неурегулированным до настоящего времени остаются правовой статус космических туристов. Представляется, что в отношении таковых юрисдикцию должно осуществлять государство регистрации космических объектов.
Правовое положение космонавтов определяется в том числе Соглашением 1968г. о спасении космонавтов и возвращении космонавтов, и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. В соответствии с этим Соглашением каждое государство-участник, получив сведения, что экипаж космического аппарата потерпел аварию или совершил непреднамеренную посадку на его территории, в открытом море или другом месте, немедленно:
- информирует власти, осуществившие запуск, или немедленно сообщает об этом для всеобщего сведения;
- информирует генерального секретаря ООН, который должен распространить эту информацию с помощью всех имеющихся в его распоряжении средств связи.
Должны быть предприняты все возможные меры для спасения такого объекта и его экипажа. Государство обнаружения аварийного космического объекта должно действовать в сотрудничестве с государством запуска.
По Конвенции 1976г. о регистрации искусственных объектов каждый из них подлежит регистрации путем внесения данных о нем в национальный реестр и реестр, который ведет Генеральный секретарь ООН. При этом должны быть указаны данные, характеризующие основные параметры запущенного объекта.
76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).
МЭП – совокупность принципов и норм, направленных на обеспечение рационального использования природных ресурсов и защиту окружающей среды от загрязнения.
В Декларацию тысячелетия 8 сентября 2000г., одобренную LV сессией ГА ООН, включен раздел «Охрана нашей общей окружающей среды». В нем указывается на то, что уважение к природе в качестве одной из фундаментальных ценностей будет иметь существенно важное значение для международных отношений в 21 веке. Международное сообщество будет придерживаться новой этики бережного и ответственного отношения к природе (п. 23).
Все основные принципы международного права (их 10) являются регуляторами правоотношений в сфере охраны и рационального использования окружающей среды. Вместе с тем МЭП имеет свои принципы.
1. Окружающая среда – общая забота человечества. Закреплен в преамбулах Международной конвенции по регулированию китобойного промысла 1946г., Африканской конвенции по сохранению природы и природных ресурсов 1968г. и Конвенции о биологическом разнообразии 1992г.
2. Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества. Т.е. окружающая среда вне национальных границ не подлежит присвоению или оккупации. Закреплен в Договоре о космосе 1967г., Конвенции ООН по морскому праву 1982г., Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979г.
3. Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов. Закреплен в Договоре об Антарктике 1959г., Договоре о космосе 1967г., Конвенции ООН по морскому праву 1982г. и др.
4. Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды. Отражен в Конвенции ООН по морскому праву 1982г., Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980г. и др.
5. Предосторожный подход к окружающей среде. В соответствии со ст.3 Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992г. государства –участники должны принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий (Конвенция по охране морской среды Балтийского моря 1992г, Конвенция по охране и использовании трансграничных водных путей и международных озер 1992г.).
6. Принцип «загрязнитель платит». Закреплен в Декларации РИО - 92 и в многочисленных рекомендациях Совета ОЭСР и ЕС.
7. Принцип доступа к информации, касающейся окружающей среды. Закреплен в Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среде 1972г., в Декларации РИО – 92 и Конвенции о доступе к
информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 1998г.
77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
Международные конвенции по предотвращению Мирового океана от загрязнения.
1. Конвенция ООН по морскому праву 1982г. обязывает государства защищать и сохранять морскую среду (ст.192). Государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или контролем не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения. Эти меры относятся ко всем источникам загрязнения морской среды. Согласно ст.207 государства должны принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из находящихся на суше источников, в том числе рек, эстуариев, трубопроводов и водоотводящих сооружений. Государство флага судна и государство порта обязаны обеспечить выполнение национальных и международных правил по предотвращению загрязнения Мирового океана.
2. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973/1978гг. содержит технико-юридические нормы по предотвращению загрязнения моря не только нефтью, но и другими вредными веществами, которые перевозятся на судах или образуются в процессе их эксплуатации. Суда, подпадающие под действие этой конвенции, обязаны иметь международные свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами, а также Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке ядовитых жидких веществ наливом.
3. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972г. Конвенция запрещает сброс в море отходов и материалов с судов, самолетов, платформ и иных конструкций. Сброс возможен только в исключительных случаях: для обеспечения безопасности человеческих жизней или судов, самолетов, платформ при форс-мажорных обстоятельствах, а также при получении предварительного разрешения, выданного компетентными властями. Также дан перечень веществ, сброс которых полностью запрещен.
Плюс: Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1992г.; Конвенция по охране Средиземного моря от загрязнения 1976г., Конвенция об охране морской среды и прибрежных зон юго-восточной части Тихого океана 1981г., Региональная конвенция по охране морской среды Красного моря и Аденского залива 1982г.; Конвенция об охране и освоении морской среды Большого Карибского района 1983г.
Охрана живых ресурсов Мирового океана.
Конвенция 1982г. содержит основные принципы и механизмы сохранения живых ресурсов Мирового океана и управления ими. Ст. 117 – все государства обязаны принимать такие меры или сотрудничать с другими государствами в принятии в отношении своих граждан таких мер, какие окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря. Государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ресурсов и управлении ими в районах открытого моря. Для сохранения рыбных запасов государства обязаны принимать меры по обеспечению их долгосрочной устойчивости.
Помимо универсальных договоров государствами заключено более 200 региональных и двусторонних конвенций и соглашений по сохранению живых ресурсов и управлению ими (например, конвенция о будущем многостороннем сотрудничестве по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана 1978г.; Конвенция об охране лосося в северной части Атлантического океана 1982г.).
78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.
Атмосферный воздух охраняется многими международными конвенциями.
Согласно конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979г. трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния – загрязнение воздуха, физический источник которого находится полностью или частично в пределах территории, находящейся под национальной юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства, на таком расстоянии, что в целом невозможно определить долю отдельных источников или групп источников выбросов. Участники Конвенции 1979г. взяли на себя обязательства постепенно сокращать и предотвращать загрязнение воздуха, включая его транснациональное загрязнение на большие расстояния. Также определены основные направления в проведении исследований и разработок относительно предотвращения загрязнений, закреплены основные принципы сотрудничества:
- ограничение, а в дальнейшем постепенное сокращение и предотвращение загрязнения воздуха;
- разработка политики и стратегии в качестве борьбы с выбросами загрязнителей воздуха;
- проведение консультаций между государствами, на которые распространяются неблагоприятные последствия трансграничного загрязнения воздуха, и государствами, в пределах которых и под юрисдикцией которых
возникает или может возникнуть значительная доля трансграничного загрязнения воздуха на большом расстоянии в связи с осуществляемой или предусматриваемой ими деятельностью.
Согласно Венской конвенции о защите озонового слоя 1985г. озоновый слой – слой атмосферного озона над пограничным слоем планеты. Неблагоприятное воздействие означает изменения в физической среде или биоте, включая изменения климата, которые имеют значительные вредные последствия для здоровья человека или для состава воздуха, восстановительной способности или продуктивности природных и регулируемых экосистем или для материалов, используемых человеком.
В соответствии со ст. 2 Конвенции 1985г. ее участники сотрудничают посредством систематических наблюдений, исследований и обмена информацией, для того чтобы глубже понять и оценить воздействие деятельности человека на озоновый слой и последствия изменения состояния озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды. Для обеспечения выполнения требований Конвенции 1985г. созывается Конференция сторон.
В 1987г. государства-участники приняли Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой.
В соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата 1992г. изменение климата – изменение, которое прямо или косвенно обусловлено деятельностью человека, вызывающей изменения в составе глобальной атмосферы, и накладывается на естественные колебания климата, наблюдаемые на протяжении сопоставимых периодов времени. Цель данной Конвенции – добиться стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. В 1997г. подписан Киотский протокол к данной Конвенции. В 2011г. его действие было продлено.
На 7-й Конференции сторон Киотского протокола в г. Дурбане участники одобрили 4 резолюции, касающиеся второго периода обязательств по Киотскому протоколу; Зеленого климатического фонда, политических обязательств по сокращению выбросов парниковых газов после 2020г.; программы действий, направленных на долгосрочное совместное сотрудничество.
На Конференции в Дохе в 2012г. принят «Дохинский климатический портал», в котором рассматриваются вопросы подготовки нового соглашения, запуска второго периода действия Киотского протокола, создание института компенсации ущерба и др. Конференция по климату в Париже, посвящённая климатическим изменениям, проходила в Ле-Бурже во Франции с 30 ноября по 12 декабря 2015 года. Цель конференции — подписание международного соглашения по поддержанию увеличения средней температуры планеты на уровне ниже 2 °C, применимого ко всем странам. Накануне этой конференции, 4 и 5 июня 2015 года, в Марселе прошла также конференция, посвящённая климатическим проблемам Средиземноморья. Цель этой конференции — впервые « достичь универсального и обязательного для выполнения соглашения, позволяющего эффективно бороться против изменения климата и ускорить переход к обществу и экономике, мало потребляющим углеродные технологии». С этой целью соглашение, которое, как ожидается, вступит в силу в 2020 году, должно привести к снижению выбросов парниковых газов и адаптации компаний к изменениям климата, настоящим и будущим. Оно призвано найти баланс между потребностями и возможностями каждой страны. Распределение усилий между развитыми странами и странами с формирующейся экономикой является одной из самых болезненных точек переговоров.
79. Понятие международного уголовного права. Его становление и развитие. Принципы и источники международного уголовного права.
Международное уголовное право (МУП) – система общих и специальных принципов и норм, регулирующих сотрудничество субъектов международного права в сфере предупреждения преступлений и привлечения виновных лиц к ответственности за совершение международных преступлений и преступлений международного характера, а также оказания правовой помощи по уголовным делам.
Особенности:
1. предмет- сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью.
2. носит комплексный характер. Источники включают нормы уголовного права, уголовного-процесса, уголовно-исполнительного права. В основе лежит предупреждение преступности, поэтому МУП включает в себя международную криминологию.
3. нормы МУП в некоторых случаях имеют обратную силу. Это относится к материальным нормам уставов международных трибуналов, которые не противоречат ст. 15 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.
4. субъектами являются как физические лица, так и государства.
Общие и специальные принципы:
Общие: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, принцип невмешательства во внутренние дела государств, принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип сотрудничества.
Специальные: закреплены в Уставе МВТ 1945г., Всеобщей декларации прав и основных свобод человека 1948г., Пакте о гражданских и политических правах 1966г., Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950г. и др.
Их 2 группы:
1. признанные Уставом МВТ 1945г.: запрещение агрессивных войн, неотвратимость уголовного наказания за преступления против МП; принцип личной уголовной ответственности; неприменение сроков давности к военным преступлениям и др.
2. закрепленные в актах, направленные на защиту прав и основных свобод человека: презумпция невиновности; запрещение пропаганды войны; запрет рабства, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающее человеческое достоинство видов обращения и наказания; гласность судебного разбирательства; запрещение принуждения к даче показаний и признанию своей вины; осуществление правосудия только судом; равенство лиц перед законом и судом и др.
Источники:
-Началом кодификации можно считать принятие в 1945г. Устава МВТ. Далее Устав МТДВ 1946г., Устав МТБЮ 1993г., Устав МТР 1994г., Статут МУС 1998г. и др.
-Конвенции о запрете рабства и работорговли; преступности и наказуемости фальшивомонетничества, терроризма; незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и др.
-Международные договоры.
80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
Международные преступления – особо опасные для человеческой цивилизации нарушения основных принципов и норм МП.