Файл: ПОНЯТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 2296
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Определение международного уголовного права
1.2 Основные особенности международного уголовного права
1.3. Общие принципы международного уголовного права
1.3.1 Определение общих принципов международного уголовного права
1.3.2 Принцип законности и его модальности
1.3.3 Принцип всеобщности и обязательности закона
6.1. Определение состава преступления
6.2. Объективный элемент преступления (ACTUS REUS)
6.3. Субъективный элемент преступления (MENS REA)
2.1. Общая характеристика источников международного права
2.1.1. Понятие источников международного права
2.1.2. Договорное и обычное право
2.1.4 Международно-правовой обычай
2.2 Классификация источников международного уголовного права
2.3 Международное гуманитарное право
2.3.1. Определение и основные принципы международного гуманитарного права
2.3.2. Договорное гуманитарное право
2.3.3 Дихотомия международного и внутреннего конфликтов в договорном гуманитарном праве
2.3.4. Обычное гуманитарное право
2.3.5. Преодоление дихотомии международного и внутреннего конфликтов в обычном праве
2.3.6. Понятие вооруженного конфликта и типы вооруженных конфликтов
2.3.7 Действие гуманитарного права в пространстве и во времени в условиях немеждународных конфликтов
2.4. Международное право в области прав человека
2.5. Самостоятельные источники международного уголовного права
2.5.1. Уставы международных уголовных судов и трибуналов и связанные с ними документы
2.5.2 Правила процедуры и доказывания международных уголовных судов и трибуналов
2.5.3. Международные договоры в области международного уголовного права
2.5.4. Другие применимые международные договоры
2.6. Международное и национальное прецедентное право
2.6.2. Актуальные разделы прецедентного права
2.6.3. Доктрины выдающихся юристов
3.1 Определение международного преступления
3.2. Правовые последствия признания деяния международным преступлением
3.3. Классификация международных преступлений
3.3.1 Возникновение и развитие доктрины военного преступления
3.3.2 Возникновение и развитие доктрины преступления против человечности
3.3.3. Возникновение и развитие доктрины преступления геноцида
3.3.4 Доктрина преступления агрессии в международном праве
3.3.5 Пытка, как самостоятельное международное преступление
3.4 Взаимосвязь между различными классами международных преступлений и степень их тяжести
3.5 Криминализация международных преступлений в национальном уголовном законодательстве
б) каковы территориальные границы действия международного гуманитарного права в ситуации вооруженного конфликта, ограничено ли оно районом непосредственных военных действий или простирается на другие территории и ситуации, и если да, то в какой степени.
Особенно актуально рассмотреть эти вопросы в контексте ситуации вооруженного конфликта немеждународного характера — ведь именно такие конфликты составляют абсолютное большинство идущих в современном мире войн.
Для ответа нам снова необходимо вернуться к формулировке параграфа 70 решения Апелляционной камеры МТБЮ по промежуточной апелляции Тадича:
«Вооруженный конфликт имеет место всякий раз, когда в отношениях между государствами прибегают к вооруженной силе или когда в отношениях между государственными властями и организованными вооруженными группами или в отношениях между такими группами в рамках того или иного государства уже давно прибегают к насилию с применением оружия.
Международное гуманитарное право применяется с самого начала таких вооруженных конфликтов и продолжает применяться и после прекращения боевых действий, пока не достигнуто общее мирное соглашение, или в случае внутренних конфликтов, пока не достигнуто мирное урегулирование. До такого момента международное гуманитарное право продолжает применяться на всей территории воюющих государств или, в случае внутренних конфликтов, на всей территории, находящейся под контролем той или иной стороны, независимо от того, имеют ли место боевые действия»[95].
Для правильного уяснения сказанного необходимо обратиться к аргументации, использованной Апелляционной камерой при обосновании этого определения, и к ее дополнительным разъяснениям.
Прежде всего, констатируя, что определение термина «вооруженный конфликт» изменяется в зависимости от того, являются ли военные действия международными или внутренними, Суд отметил, что временные и географические рамки как внутренних, так и международных вооруженных конфликтов простираются вне точного времени и места военных действий. Рассмотрев правовой контекст международного конфликта, Судьи подробно проанализировали ситуацию конфликта, не имеющего международного характера.
Приступая к данному анализу, Апелляционная камера подчеркнула, что бенефициарами общей для Женевских конвенций статьи 3 являются лица, не принимающие никакого участия или прекратившие принимать активное участие в военных действиях. Это, по мнению Судей, указывает на то, что правила, содержащиеся в статье 3, применяются вне узкого географического контекста фактического театра военных действий. Те же категории покровительствуемых лиц называет и статья 1 Дополнительного протокола II. Далее Суд обратил особое внимание на статью 2 этого Протокола, которая говорит, что Протокол применяется «ко всем лицам, затрагиваемым вооруженным конфликтом, как он определен в статье 1», и что «по окончании вооруженного конфликта все лица, которые были подвергнуты лишению или ограничению свободы по причинам, связанным с таким конфликтом, а также те лица, которые подвергаются лишению или ограничению свободы по тем же причинам после конфликта, пользуются защитой, предусмотренной статьями 5 и 6, до конца периода такого лишения или ограничения их свободы».
Согласно толкованию Суда, это условие ясно демонстрирует, что временные рамки этих правил распространяются за пределы фактических военных действий. Кроме того, по мысли Судей, относительно свободный языковой характер оборота «по причинам, связанным с таким конфликтом» также говорит о широком географическом охвате. В данном случае требуется только наличие связи между вооруженным конфликтом и фактом лишения свободы, однако совсем не требуется, чтобы это лишение свободы имело место в ходе боевых действий. Даже если существенные боевые столкновения не происходили в конкретной области, в конкретное время и в конкретном месте, где и когда преступления предположительно были совершены, международное гуманитарное право тем не менее применяется и к этим событиям. Поэтому, для применения норм права «достаточно, что инкриминируемые преступления были близко связаны с военными действиями, происходящими в других частях территорий, контролируемых сторонами конфликта»[96].
Этого же подхода придерживается и Международный трибунал по Руанде. В решениях по делам Акаезу, Рутаганда, Кайшема и Рузиндана, Мусема, Семанза и других решениях Судебная камера МТР подчеркнула, что общая для Женевских конвенций статья 3 и Дополнительный протокол II применяются на всей территории, где существует конфликт, и их применение не ограничено «военным фронтом» или «узким географическим контекстом театра боевых операций»[97]. В деле Багилишема Суд заявил: «С момента, когда материальные требования общей статьи 3 или Дополнительного протокола II удовлетворены, эти инструменты немедленно применяются не только в пределах ограниченного театра военных действий, но также и на всей территории государства, участвующего в конфликте. Следовательно, стороны, участвующие в военных действиях, обязаны уважать условия этих инструментов на всей этой территории»[98] (курсив наш — авт.).
Таким образом, из текстов общей статьи 3 Женевских конвенций, Дополнительного протокола II, других источников права и их судебного толкования следует:
1. Международное гуманитарное право применяется без различия как в ситуациях вооруженного конфликта между государственными и антиправительственными силами, так и в ситуациях вооруженного конфликта между организованными вооруженными группами, не являющимися государственными (это соответствует и формулировке ст. 8(2)(f) Римского статута).
2. Временные и географические рамки вооруженного конфликта простираются вне точного времени и места военных действий.
3. Началом вооруженного конфликта является момент, когда противостояние между государственными и антиправительственными силами или между негосударственными организованными вооруженными группами достигает стадии насилия с применением оружия.
4. Прекращение боевых действий само по себе не является завершением вооруженного конфликта.
5. Вооруженный конфликт считается завершенным, когда достигается общее мирное соглашение или мирное урегулирование (для внутреннего конфликта достаточно последнего условия).
6. Международное гуманитарное право действует в течение всего времени вооруженного конфликта.
7. Территорией, охватываемой действием гуманитарного права, является вся территория, контролируемая сторонами вооруженного конфликта, или, иными словами, вся территория государства, вовлеченного в вооруженный конфликт немеждународного характера. Международное гуманитарное право применяется не только к боевым действиям, но и к ситуациям, близко связанным с боевыми действиями, происходящими в других частях территорий, контролируемых сторонами вооруженного конфликта, а также в отношении лиц, лишенных свободы по причинам, связанным с конфликтом.
8. В отношении лиц, лишенных свободы по причинам, связанным с конфликтом, международное гуманитарное право продолжает действовать и после завершения вооруженного конфликта в течение всего времени, пока такие лица лишены свободы, или свобода таких лиц ограничена.
2.4. Международное право в области прав человека
Международное право прав человека – следующий важнейший источник международного уголовного права. Во-первых, его грубые нарушения (нарушения фундаментальных или основных прав человека) могут образовывать составы международных преступлений, в частности, военных преступлений (если они связаны с вооруженным конфликтом), преступлений против человечности (если они носили массовый или (и) систематический характер) и такого самостоятельного (дискретного) международного преступления, как применение пыток. Во-вторых, общепризнанные стандарты в области прав человека оказывают значительное влияние на международное уголовно-процессуальное право.
Необходимо различать права человека как моральную доктрину и права человека как самостоятельный раздел международного права. Если первое является отраслью философии права, то второе представляет собой корпус международно-правовых норм, обязательных для соблюдения государствами. Однако нельзя забывать, что именно развитие философии прав человека, которую некоторые авторы называют «светской религией современности», оказала определяющее влияние на возникновение и развитие этой правовой отрасли и появлению его норм. Основным стимулом распространения философской доктрины прав человека на область права явилась Вторая мировая война, ужаснувшая человечество беспрецедентным для «цивилизованных наций» уровнем зверств. Принятие Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека и последующее заключение ряда многосторонних договоров в этой области является одновременно и реакцией международного сообщества на эти ужасы, и попыткой создания действенного правового механизма, способного гарантировать мир от их повторения.
В основе философии прав человека лежит убежденность в том, что любой человек по самому факту рождения обладает комплексом неотъемлемых прав, которых он не может быть кем-либо произвольно лишен.
В юридическом смысле права человека – это нормы, которыми должны руководствоваться государственные органы при обращении с отдельными людьми и группами лиц[99].
Международное право прав человека (international law of human rights) состоит из комплекса норм, связанных с правами и свободами личности и содержащих гарантии и механизмы защиты этих прав и свобод. Права человека носят универсальный характер и не могут быть исключительно внутренним делом государств. Однако на своей территории государство является основным гарантом соблюдения прав и свобод человека. Поэтому, если объектом возможного нарушения этих прав является человек, то субъектом – государство или лица, действующие как представители государства. При определенных обстоятельствах, например в условиях внутреннего вооруженного конфликта, субъектами нарушений прав человека могут выступать структуры, осуществляющие на данной территории функции фактической власти, и лица, действующие как представители этих структур. Лицо, действующее в частном качестве, не может быть субъектом нарушения прав человека. Оно может совершать уголовное преступление против личности, но такое преступление не может быть охарактеризовано как нарушение прав человека, если только такое лицо не действовало по приказу или при прямом или косвенном подстрекательстве со стороны государства либо его представителей. Таким образом, нормы прав человека нацелены на защиту личности от государственного произвола, или, шире, от произвола власти.
Роль международного обычая в системе прав человека существенно ниже, чем в гуманитарном праве. Это связано с тем, что возникновение норм прав человека шло, как правило, не по пути кодификации уже существующего обычая, а по пути закрепления в международных конвенциях определенных базовых ценностей, которые после этого становились юридически обязательными нормами. Таким образом, международное право в области прав человека – преимущественно договорное. Тем не менее об обычном праве прав человека можно говорить в том смысле, что многие его договорные нормы стали сейчас нормами обычного права, и даже нормами jus cogens, то есть обязательными для всех государств вне зависимости от того, являются ли они участниками соответствующих соглашений. К таким нормам относятся, например, запрет произвольного лишения жизни, запрет пыток и иных форм жестокого обращения, запрет рабства и т.п. Другой особенностью международного права прав человека является высокая роль прецедентного права в его развитии и применении. Нормы прав человека в ряде случаев сформулированы в международных соглашениях в достаточно общих чертах, и поэтому важное значение для их толкования имеют судебные решения таких судебных органов, как Европейский и Межамериканский суды по правам человека, решения Комиссии ООН по правам человека и других подобных органов.
Обычно права человека подразделяют на гражданские, политические, социально-экономические и культурные. Отдельно выделяют также гендерные права, права ребенка и т.п. Особняком стоят такие права, как право на самоопределение народов, права национальных меньшинств и т.п. Они не являются правами человека в собственном смысле, а относятся к правам групп.
Следует сразу оговориться, что международные преступления, как правило, могут образовывать не все нарушения прав человека, а только нарушения ряда так называемых «основных» или «фундаментальных» прав, которые не могут быть ограничены государством ни при каких обстоятельствах. Эти права составляют ядро группы «гражданских прав». К их числу относятся право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу от пыток и других форм жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, право на свободу от рабства и принудительного труда, право на справедливое судебное разбирательство, право на защиту от произвольного лишения имущества и т.п. Несомненно, что нарушение как минимум одного из прав групп также образует международное преступление, причем самое тяжкое – это нарушение права на защиту от геноцида. Однако источники этого запрета будут рассмотрены нами в разделе, посвященном источникам международного уголовного права как самостоятельной отрасли (см. Раздел 2.5.3).
Для международного уголовного права наиболее важное значение имеют следующие международные (универсальные и региональные) документы в области прав человека.
Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948 года. Хотя этот документ формально не является юридически обязывающим, многие его нормы стали теперь нормами обычного международного права.
Международный пакт о гражданских и политических правах и его Факультативный протокол, 16 декабря 1966 года.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Рим, 4 ноября 1950 г. (Европейская конвенция о правах человека), измененная и дополненная Протоколом № 11.
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 10 декабря 1984 г.
Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений, принятая Резолюцией 47/133 Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 1992 года.
Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, открыта для подписания и ратификации 20 декабря 2006 г.
Также следует упомянуть такие источники «мягкого права», как соответствующие Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Комитета и Комиссии по правам человека ООН, других органов ООН, документы ОБСЕ в области человеческого измерения и т.п. Упомянутые решения вместе с прецедентным правом международных судов и комиссий в области прав человека являются вспомогательными источниками международного уголовного права и используются международными уголовными судами при установлении существования той или иной нормы права и при судебном толковании.