Файл: ПОНЯТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 2212

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Определение международного уголовного права

1.2 Основные особенности международного уголовного права

1.3. Общие принципы международного уголовного права

1.3.1 Определение общих принципов международного уголовного права

1.3.2 Принцип законности и его модальности

1.3.3 Принцип всеобщности и обязательности закона

6.1. Определение состава преступления

6.2. Объективный элемент преступления (ACTUS REUS)

6.3. Субъективный элемент преступления (MENS REA)

6.3.1. Намерение

6.3.2. Знание

6.3.3. Цель

6.3.4. Мотив

6.3.5. Специальное намерение

6.3.6. Безрассудство

6.3.7. Преступная халатность

6.4. Контекстуальный элемент

2.1. Общая характеристика источников международного права

2.1.1. Понятие источников международного права

2.1.2. Договорное и обычное право

2.1.3. Международный договор

2.1.4 Международно-правовой обычай

2.2 Классификация источников международного уголовного права

2.3 Международное гуманитарное право

2.3.1. Определение и основные принципы международного гуманитарного права

2.3.2. Договорное гуманитарное право

2.3.3 Дихотомия международного и внутреннего конфликтов в договорном гуманитарном праве

2.3.4. Обычное гуманитарное право

2.3.5. Преодоление дихотомии международного и внутреннего конфликтов в обычном праве

2.3.6. Понятие вооруженного конфликта и типы вооруженных конфликтов

2.3.7 Действие гуманитарного права в пространстве и во времени в условиях немеждународных конфликтов

2.4. Международное право в области прав человека

2.5. Самостоятельные источники международного уголовного права

2.5.1. Уставы международных уголовных судов и трибуналов и связанные с ними документы

2.5.2 Правила процедуры и доказывания международных уголовных судов и трибуналов

2.5.3. Международные договоры в области международного уголовного права

2.5.4. Другие применимые международные договоры

2.5.5. Общие принципы права

2.6. Международное и национальное прецедентное право

2.6.1. Определение

2.6.2. Актуальные разделы прецедентного права

2.6.3. Доктрины выдающихся юристов

2.6.4. Иные вспомогательные средства, используемые при определении международно-правового обычая и при судебном толковании

3.1 Определение международного преступления

3.2. Правовые последствия признания деяния международным преступлением

3.3. Классификация международных преступлений

3.3.1 Возникновение и развитие доктрины военного преступления

3.3.2 Возникновение и развитие доктрины преступления против человечности

3.3.3. Возникновение и развитие доктрины преступления геноцида

3.3.4 Доктрина преступления агрессии в международном праве

3.3.5 Пытка, как самостоятельное международное преступление

3.3.6 Международный терроризм

3.4 Взаимосвязь между различными классами международных преступлений и степень их тяжести

3.5 Криминализация международных преступлений в национальном уголовном законодательстве

страны-"поставщика",

транзитной страны,

страны-"потребителя".

Криминологические исследования показывают, что применительно к отдельным видам транснациональных преступлений выделяются специфические регионы или группы стран, задействованные в их совершении.

Известно, в частности, что основной поток нелегального оружия поступает в Россию из Германии, Австрии, Чехии и Италии транзитом через страны Прибалтики и Польшу, а из России идет в зоны напряженности на Кавказе и в ту же Европу; в ситуации с наркобизнесом Россия стала страной транзита наркотиков природного происхождения из стран Центрально-Азиатского региона в Европу, а наркотиков синтетического происхождения - из Германии, Голландии, Польши в страны Азии и Японию; потоки краденых автомобилей идут в Россию из Германии через Белоруссию и Украину; торговля людьми в России осуществляется преимущественно в страны Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии и т.д..

Итак, объекты посягательства рассматриваемых преступлений:

общий - сотрудничество, интересы международного сообщества,

непосредственный - сферы международной жизни.

Преступления международного характера занимают промежуточное положение между обычными уголовными преступлениями и международными преступлениями. Они опасны, но нет непосредственной угрозы международному миру и безопасности.


.2 Субъективные элементы преступлений международного характера


В качестве субъекта преступления международного характера могут признаться только физические лица; это принципиально отличается от ответственности субъекта международного права (что касается субъекта международных преступлений, то ответственность за их совершение несут как государства и иные юридические лица, так и отдельные индивиды).

Уголовная ответственность индивида за преступление международного характера подлежит преследованию национальными судами (в борьбе с общеуголовными преступлениями и преступлениями международного характера основными средствами являются именно национально-правовые).

Следует иметь в виду, что существует определенная связь между тяжкими международно-противоправными деяниями государства, обозначаемыми ныне термином "преступление государства", и сопутствующими ему преступлениями международного характера индивидов, в частности руководящих должностных лиц. Это создает впечатление, что уголовная ответственность таких лиц, как и ответственность государства, возникает непосредственно на основании международного права и является одной из форм ответственности государства за его международное преступление.

В действительности же, преступления государства и преступления физических лиц, в том числе преступления международного характера, - явления совершенно разноплановые. Ответственность государства существует на основании и в соответствии с международным правом, а уголовная ответственность индивида - в соответствии с внутренним правом государства, коль скоро она таковым предусмотрена.


Кроме того, определенная взаимосвязь между преступлениями государств и преступлениями международного характера физических лиц отнюдь не абсолютна. Ее вообще может не существовать и действительно во многих случаях не существует.

Например, преступления индивидов против мира, как они определены в ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала, безусловно связаны с совершенным государством преступлением агрессии. Но военные преступления и преступления против человечности могут совершаться не только вооруженными силами и агентами государства-агрессора и не только в ходе международного вооруженного конфликта. Преступление геноцида может совершаться индивидами самостоятельно, вне связи с международным преступлением геноцида, совершаемым государством.

Имеют место также преступления государств, в связи с которыми международное право не предусматривает обязанности уголовного преследования индивидов. И наоборот, обязанность государств преследовать по своему национальному праву (или выдать) за многие виды преступлений международного характера установлена ныне в соответствии с общепризнанными положениями современного международного права вне какой-либо связи с преступлениями государств.

Таким образом, обязанность государств в соответствии с общепризнанными положениями современного международного права преследовать лиц, совершивших уголовные преступления или подозреваемых в их совершении, установлена ныне в отношении преступлений, терминологически обозначенных как преступления международного характера.

Кроме того, говоря о субъекте рассматриваемых преступлений, нужно отметить следующее.

Международная преступность в контексте преступления международного характера исходит из противоправного действия и функционирования транснационально структурированных профессиональных преступных объединений. Подобные преступные объединения не состоят из привычных преступников разной численности. Они имеют признак сплоченности и создаются на длительной и кратковременной основе.

Характерными чертами подобного преступного объединения считаются его стабильный или меняющийся состав, обязательным элементом действия которого (с объективной стороны) является пересечение границ двух или более государств для реализации преступного замысла. Даже если вся совокупность деяний может совершаться в одном государстве, их последствия проявляются за пределами страны. В конечном итоге противозаконное добывание, получение материальных или денежных средств нередко становятся основной целью преступления международного характера.

С учетом сказанного представляется, что основное внимание в процессе универсализации уголовного права для борьбы с транснациональными преступлениями следует уделить региональному уровню правотворчества. Именно здесь можно в полной мере учесть специфику совершаемых преступлений и тем самым "разбить" транснациональные криминальные каналы.


Основным средством универсализации уголовного права на региональном уровне может стать унификация законодательства, проявляющаяся в:

создании единых нормативных актов;

выработке единой системы и структуры нормативных актов;

расширении круга общих норм;

обеспечении смысловой однозначности правовых предписаний и унификации правовой терминологии;

разработке примерных нормативных актов;

и т.д.

При этом возможно два механизма унификации:

неформальное заимствование (например, в ситуации, когда представители правотворческих и правоприменительных органов сотрудничают в подготовке нормативных актов или при разработке модельного законодательства);

правовые обязательства, для которых характерна выработка на наднациональном уровне международно-правовых документов, имеющих обязательный для стран-участниц характер.

Региональное нормотворчество будет эффективным лишь в том случае, если его минимальные предписания будут реципированы или имплементированы в национальные правовые источники. Борьба с транснациональными преступлениями, по большому счету, не требует создания наднациональных судебных органов. Лица, их совершившие, попадают под юрисдикцию того или иного конкретного государства (с учетом принципов действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц), которое и осуществляет правосудие. Гораздо важнее здесь решение вопросов международного (регионального) полицейского, пенитенциарного сотрудничества и надежный механизм экстрадиции.

Что касается универсализации уголовно-правовых норм по борьбе с транснациональными преступлениями на глобальном уровне, то она также представляется весьма значимой. Здесь важна, возможно, не столько унификация, сколько гармонизация законодательства:

установление единых принципов, подходов, общих институтов,

рамочных требований, которые будут развиваться, наполняться конкретным содержанием на уровне регионального правотворчества.

Наконец, общеуголовные преступления, посягающие на традиционные объекты охраны. Как представляется, собственно уголовно-правовая основа борьбы с ними (в части норм, обеспечивающих криминализацию соответствующих деяний) вполне обеспечена локальным, внутригосударственным правом и многовековой опыт противодействия таким преступлениям со стороны каждого отдельного государства вполне доказывает его эффективность.

Что же касается возможной универсализации уголовного права в целях борьбы с данными преступлениями, то она, думается, не исключена. Однако основное направление универсализации должно состоять в гармонизации общих правовых предписаний: принципы ответственности, режим ответственности для различных демографических групп, статус правонарушителя и жертвы и т.д. Унификация уголовно-правовых норм, определяющих составы конкретных преступлений, здесь вряд ли целесообразна, поскольку при всем том, что к общеуголовным относятся преступления, обусловленные природой человека, каждое государство имеет свой уникальный опыт их правовой оценки и преследования.


Итак, преступления международного характера - особая категория преступлений физических лиц (группы лиц), которые являются социально опасными преступлениями для человечества в целом, и в отношении которых международное сообщество государств установило особую компетенцию (обязанность) каждого государства в деле борьбы с такими преступлениями.


Заключение


В результате исследования были полностью решены задачи работы и достигнута ее цель.

В 1-й главе мною были изучены понятие, виды и нормативное закрепление преступлений международного характера. Показано, что научные взгляды на международное уголовное право стали складываться уже в Средние века под влиянием развития самой идеи международного права и ответственности за международные правонарушения во время военных действий.

Особую историческую роль в доктринировании и прогрессивном развитии международного уголовного права сыграла Комиссия международного права ООН, которая с 1947 г. занималась разработкой Свода принципов международного права. В 1950 г. профессор В. Пелла передал в Комиссию меморандум, где содержался его авторский проект Кодекса, а в будущем - "Проект четырех статей 1954 г.". Но работа Комиссии приостановилась на время "холодной войны". Активная работа над Кодексом возобновилась спустя 30 лет, когда в 1984 г. член Комиссии Д. Тиам представил доклад с перечнем деяний, квалифицируемых как преступления против мира и безопасности человечества.

В наши дни преступления, которые посягают не только на государственный, но и на международный правопорядок, чрезвычайно распространены. Так, в настоящее время в мире действует около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибло 15 тыс. человек и 11,5 тыс. пострадало.

Борьба с рассматриваемыми преступлениями требует особых форм международного сотрудничества. От того, в какой мере преступления затрагивают интересы сообщества государств, их подразделяют на международные преступления и преступления международного характера. Впервые такое подразделение было предложено в 1927 г. на I Международной конференции по унификации международного уголовного права.

Преступления международного характера - это деяния, предусмотренные международными соглашениями (конвенциями), не относящиеся к преступлениям против человечества, но посягающие на нормальные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений (экономических, социально-культурных, имущественных и т.п.), а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам, установленным в международных соглашениях (конвенциях), ратифицированных в установленном порядке, либо согласно нормам национального уголовного законодательства в соответствии с этими соглашениями.

Преступность в мире за последние 30 лет увеличилась в 4 раза. По данным ООН, преступность в мире с конца 1990-х гг. в среднем увеличивается на 5% в год, прирост же населения составляет 1% в год.

Источниками международного уголовного права являются: 1) конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.п.); 2) договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам; 3) договоры, регулирующие деятельность международных организаций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью.