Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 465
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
На защиту выносятся следующие положения:
Управление в общеобразовательной организации
Современные модели управления образовательной организацией
Рис. 2. Функциональная структура.
Рис.3 Линейно-функциональная структура.
Критерии эффективности модели управления в образовательной организации
Рис. 5. Технологическая цепочка управленческой деятельности.
Рис. 6. Критериальный комплекс показателей эффективности управления школой.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Реализация модели современного управления в образовательной организации
Результаты апробации модели современного управления в образовательной организации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт общественных наук
Кафедра экономики и менеджмента
Модель современного управления образовательной организацией
Выпускная квалификационная работа
Квалификационная работа допущена к защите Зав. кафедрой ЭиМ С.Л. Фоменко дата подпись | Исполнитель: Матвеев Виталий Дмитриевич, обучающийсяМЕН-1601z группы подпись |
| Руководитель: Трофимова О. А., к.п.н., доцент _ подпись |
Екатеринбург 2018г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ………………………………………………………........ | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ........................................... | 9 | |
1.1. Понятие образовательной организации: определение и сущность............................................................................................. | 9 | |
1.2. Особенности управления общеобразовательной организации...................................................................................... | 17 | |
1.3.Современные модели управления образовательной организацией..................................................................................... | 30 | |
1.4. Факторы, оказывающие влияние на качество управления образовательной организацией ...................................................... | 46 | |
Выводы по первой главе................................................................... | 51 | |
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…………………................. | 54 | |
2.1. Описание модели современного управления в образовательной организации.......................................................... | 54 | |
2.2. Реализация модели современного управления в образовательной организации.......................................................... | 76 | |
2.3. Результаты апробации модели современного управления в образовательной организации…………………………………….. | 91 | |
Выводы по второй главе................................................................... | 101 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... | 103 | |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......................................... | 107 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1....................................................................................... | 113 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2....................................................................................... | 155 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что обеспечение качественного и полноценного образования подрастающего поколения во многом зависит от эффективности управления образовательной организацией, что является важнейшим направлением государственной политики. Образовательная организация является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
На сегодняшний день в управлении образовательными организациями существует определенные проблемы: недостаточная культура удовлетворения запросов клиента; формализованность образовательных организаций со стороны государственных, местных и других контролирующих органов; слабое стратегическое мышление руководства, которое приводит к организационной пассивности; недостаточное использование современных методов и технологий управления. С одной стороны, изменения должны идти со стороны органов власти, в форме предоставления больших свобод в управлении образовательной организацией, но с другой стороны, изменения в системе управления образовательной организации необходимо начинать изнутри.
Проектирование эффективной модели управления развитием общеобразовательного учреждения предполагает обращение к историческому опыту отечественной и зарубежной школы, обобщение современного передового опыта управления образовательными учреждениями в России, учет социальной ситуации в стране,
регионе и состояние научно-педагогических исследований по вопросам управления ученическими и педагогическими коллективами, инфраструктурой школы, процессами воспитания и обучения. Эффективность управленческой деятельности определяется реальными результатами деятельности образовательной организации. Умение
проектировать модель управления образовательной организации с учетом изменений в содержании и технологии образовательного процесса будет способствовать достижению высокого качества образования.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ современной научно-педагогической литературы по проблеме управления образованием позволяет выделить несколько направлений в области управления образовательными организациями. Первое направление рассматривается в трудах отечественных ученых таких как Конаржевского Ю.А., Краевского В.В., Кричевского В.Ю., Лазарева B.C., Орлова A.A., Поташника М.М., Сластенина В.А., Третьякова П.И., Шамовой Т.И. и др., в которых образовательное учреждение рассматривается как открытая педагогическая система, которая может работать в режиме функционирования и развития. Следующее направление представляет образовательную организацию в виде социальной системы, управление которой подчинено общим закономерностям и исследовано в работах Афанасьева В.Г., Беспалько В.П., Загузова Н.И., Лазареав B.C., Скаткина М.Н., Селивановой H.JI., Слободчикоав В.И., Субетто А.И. и др. Методология системного и ситуационного подходов управления
и проектирование управленческих подсистем в образовании раскрывается такими учеными как Березина Т.И., Давыденко Т.М., Конаржевский Ю.А., Кричевский В.Ю., Лазарев B.C., Моисеев A.M., Поташник М.М., Симонов В.П., Сластенин В.А., Третьяков П.И., Чекмарева Т.К. и др. Вопросами развития и совершенствования деятельности сельских малокомплектных школ (далее СМКШ) занимались Кондратенков А.Е., Косоножкин И.М., Неустроев Н.Д., Осовский Е.Г., Суворова Г.Ф.
Большое значение в формировании научно-методического аппарата работы приобрели исследования зарубежных и отечественных авторов по общей теории управления социальными организациями Тейлора Ф.У.; по управлению социальными системами Афанасьева В.Г., Альберта М., Кричевского В.Ю. Файоля А. и др.; по управлению функционированием и
развитием социальных и образовательных процессов и систем Аллана Ж., Асеева В.Г., Гершунского B.C., Здравомыслова А.Г., Лазарева B.C., Моисеева A.M., Шамовой Т.И. и др.; посвященные проблемам демократизации и гуманизации управления Поташника М.М., Шамовой Т.Н., Ямбурга Е.А., а также вопросам сотворческого управления Разбивной Г.А., Степанова С.Ю. и др.
Несмотря на повышенное внимание ученых и практиков к проблеме повышения эффективности управления в образовательных организациях остается тенденция применения традиционных управленческих моделей, которые не отражают современное состояние и требования, предъявляемые к образовательной организации. Анализ научно-методической литературы по проблеме управления в образовательной организации позволили выделить
ряд противоречий между: необходимостью решения стоящей перед образовательными организациями задачей по формированию конкурентоспособной личности и стандартными методами и формами организации управленческой деятельности; практической необходимостью и возможностью решения задачи повышения эффективности деятельности образовательной организации посредством совершенствования системы управления на основе современных управленческих подходов и технологий и недостаточностью их применения в практике руководства образовательной организации; потребностью в новых эффективных моделях управления образовательными организациями и недостаточной разработанностью вопросов моделирования современного управления образовательной организацией и внедрения их в практику образовательных организаций.
Таким образом, мы выделяем проблему исследования: какой должна быть модель эффективного управления современной образовательной организацией? Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования: определить и научно обосновать модель управления современной образовательной организацией, обеспечивающую высокую эффективность ее деятельности и качество образования.
Объект исследования: управление современной образовательной организацией.
Предмет исследования: модель управления общеобразовательной организацией.
Гипотеза исследования: модель управления общеобразовательным учреждением будет эффективной, если ее основной целью и результатом будет оказание качественных образовательных услуг; в ее структуре будут присутствовать элементы