Файл: Науки и высшего образования Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 363

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Этапы исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Управление в общеобразовательной организации

Современные модели управления образовательной организацией

Рис. 1. Линейная структура.

Рис. 2. Функциональная структура.

Рис.3 Линейно-функциональная структура.

Рис. 4 Матричная структура.

Критерии эффективности модели управления в образовательной организации

Рис. 5. Технологическая цепочка управленческой деятельности.

Рис. 6. Критериальный комплекс показателей эффективности управления школой.

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Реализация модели современного управления в образовательной организации

1. Создание медико-педагогической службы для диагностики и коррекции наиболее распространенных заболеваний.

Результаты апробации модели современного управления в образовательной организации

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

общего образования. Общеобразовательная организация может реализовывать образовательные программы дошкольного образования; дополнительные общеобразовательные программы; программы профессионального обучения [58].

В соответствии с Письмом Минобрнауки России от 10.06.2013 N ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» переименование образовательных учреждений связано с приведением его типа в соответствие с Законом «Об образовании». Если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то его переименование в рамках Федерального закона об образовании не потребуется. Понятие «образовательная

организация» используется в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. Следовательно, в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация» [59].

Среди государственных и муниципальных образовательных учреждений существуют разновидности: казенные, бюджетные, автономные. Выбор происходит при их создании. Различия между казенными, бюджетными и автономными учреждениями зависят от гражданско- правового статуса образовательной организации и прослеживаются по нескольким основным критериям.

      1. Осуществление приносящей доход деятельности и распоряжение полученными от нее средствами. Казенные учреждения имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, если это зафиксировано в их учредительных документах, при этом доходы поступают в бюджетную систему РФ. Бюджетные и автономные учреждения осуществляют приносящую доход деятельность в соответствии с целями этих учреждений. В этом случае доходы от этой деятельности поступают в распоряжение учреждений.

      2. Имущество учреждения. Казенное учреждение не может отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником. Бюджетное и автономное учреждения имеют право распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника. Заключение крупных сделок в казенных и бюджетных учреждениях возможно с согласия учредителя, а в автономном учреждении – с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения.

      3. Ответственность учреждения по обязательствам. Казенное учреждение отвечает по обязательствам только своими денежными средствами, при недостаточности которых ответственность несет учредитель


– собственник имущества казенного учреждения. Бюджетные и автономные учреждения отвечают по своим обязательствам имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного.

      1. Финансирование деятельности учреждения. В казенном учреждение финансирование проходит посредством утверждения бюджетных смет, а бюджетные и автономные учреждения через государственное (муниципальное) задание.

      2. Осуществление расчетов. Казенные и бюджетные учреждения проводят свои расчеты только через лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Для автономных учреждений, помимо этого предусмотрена возможность осуществления расчетов через счета, открытые в кредитных организациях [49].

В компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности находятся: разработка и принятие локальных нормативных актов; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств и результатах самообследования; установление штатного расписания; прием на работу работников, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников; разработка и утверждение образовательных программ; разработка программы развития образовательной организации; прием обучающихся; определение списка учебно-методического комплекта (далее УМК); организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

индивидуальный учет результатов освоения образовательных программ; использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания

обучающихся и работников образовательной организации; создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом; содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей; организация научно-методической работы; обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации [23].

В.А. Сластенин в своих монографиях доказывает, что педагогической организации присущи определенные особенности: зависимость поведения от специфики профессиональной деятельности, связанной с обучением, воспитанием; тесное взаимодействие с различными коллективами; многофункциональность педагогической работы; большая степень самоуправляемости; коллективный характер труда и коллективная ответственность за его результаты; отсутствие четких и строгих временных рамок труда; преимущественно женский коллектив сотрудников; недостаточная социальная защищенность; приблизительно равный образовательный уровень; высокая эмоционально-психологическая и умственная напряженность труда [51].

Следовательно, педагогический персонал образовательного учреждения можно считать организованной частью трудового коллектива общеобразовательной организации,
включенную в процесс реализации осуществляемых им педагогических функций и представленную учителями, социальными педагогами и педагогами-психологами, воспитателями, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, другими педагогическими специалистами, а также самой администрацией школы [34].

В условиях кардинальных изменений всей системы образования особое внимание уделяется сельским общеобразовательным школам, большой процент из которых являются малокомплектными. Малокомплектная сельская школа – это общеобразовательное учреждение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, укомплектованное классами с неполным составом учащихся или классами-

комплектами, без параллельных классов, с общим числом учащихся в начальной общеобразовательной школе до 30 человек, в основной общеобразовательной школе до 70 человек, в средней (полной) общеобразовательной школе до 100 человек [52].

Сельская малокомплектная школа (СМКШ) является составной частью общегосударственной системы образования. Это главный резерв пополнения кадров для сельскохозяйственного производства. Её состояние и уровень работы оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических проблем [59].

В работах Авдеева Ф.С., Зайкина М.И., Суворовой Г.Ф., Цирульникова А.М. и других исследователей выделены следующие особенности СМКШ: отсутствие параллелей классов; отсутствие одного или нескольких классов; объединение некоторых классов в
один комплект; разобщенность территории школьного микрорайона; безальтернативность образовательного пространства; недоукомплектованность образовательной организации необходимым оборудованием; малый педагогический состав; многофункциональность сельского педагога; особые социальные условия СМШК обуславливают необходимость многочисленных социально- педагогических функций; слитность с природным окружением; малочисленный родительский коллектив; низкий образовательный ценз родителей; «педагогическое одиночество»; большая значимость трудового воспитания; взаимосвязь процесса обучения и воспитания с народными традициями [54].

Несмотря на многочисленные проблемы у обучения в СМКШ есть большие плюсы: осуществление индивидуального подхода к учащимся; большие возможности в реализации личностно-ориентированного подхода; практическая направленность учебной деятельности учащихся; максимальные возможности для осуществления нравственного,

патриотического воспитания учащихся; высокий уровень практико- ориентированных знаний выпускников.

Важной особенностью современных малокомплектных школ является их тесная взаимосвязь с детскими дошкольными учреждениями. Чаще всего это объединенный комплекс «школа-детский сад», который имеет определенные преимущества: учебно-воспитательный процесс реализуется по единому плану; оптимальные условия для диагностики развития детей и эффективного управления данным процессом; разновозрастные детские объединения, где старшие помогают младшим; экономия материальных средств и ресурсов; хорошие условия для