Файл: Науки и высшего образования Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Этапы исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Управление в общеобразовательной организации

Современные модели управления образовательной организацией

Рис. 1. Линейная структура.

Рис. 2. Функциональная структура.

Рис.3 Линейно-функциональная структура.

Рис. 4 Матричная структура.

Критерии эффективности модели управления в образовательной организации

Рис. 5. Технологическая цепочка управленческой деятельности.

Рис. 6. Критериальный комплекс показателей эффективности управления школой.

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Реализация модели современного управления в образовательной организации

1. Создание медико-педагогической службы для диагностики и коррекции наиболее распространенных заболеваний.

Результаты апробации модели современного управления в образовательной организации

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

совершенствования образовательного процесса в качестве самостоятельной долгосрочной цели. Для этого необходимо определить способы совершенствования процесса – состава участников и взаимодействия между ними. Включение дополнительных участников может привести к дополнительным издержкам, и, соответственно, к удорожанию предлагаемого решения. Этот подход не является популярным по следующим причинам: очень сложно определять долгосрочные цели; оценка затрат, включенная в разработку вариантов достижения долгосрочной цели, является очень трудоемкой задачей; определение критерия для выбора варианта решения оставляет неразрешенным вопрос о его правильности; серьезным фактором выбора варианта решения становятся ресурсные

ограничения. Полученные достижения поставленных целей выходят очень дорогими в результате трудоемкости их подготовки [38].

Управление по целям (далее УПЦ) очень похоже на «классическое» определение управления. В него входит контроль результатов деятельности объекта управления и сопоставления его с долгосрочными целями его деятельности. Исходя из конечных задач, предложенных руководителем, формулируются промежуточные задачи для подчиненных, которые в свою очередь используют их как основу для формулирования целей нижестоящего звена цепочки. Главным условием использования УПЦ является измеримость результатов [38].

Данный подход может быть использован в образовательной организации в форме оптимизация набора и последовательности изучаемых дисциплин, определение форм и методов
входного, промежуточного и выходного контроля. Несмотря на ее успешное применение в существующей системе образования, исследователи и практики отмечают высокую трудоемкость данной модели, так как она требует не только постановки общих для объекта управления задач, но и частных задач для каждого участника, для каждого работника образовательного учреждения, а также контроля и оценки их решения. Этой модели управления также свойственны недостатки, связанные с определением долгосрочной цели, ее декомпозицией до уровня конкретных задач и пр.

Бюджетирование на нулевой основе (далее БНО) основывается на денежной оценке любого выполняемого действия, четком обосновании необходимости всех расходов и их размеров. Любая программа, обязана оправдывать свое существование. БНО раскладывает организацию или процесс на определенные виды деятельности и требует ранжирования всех видов деятельности по их затратам полученным результатам. Ресурсы выдаются в соответствии с проанализированным ранжированием. Этот подход рассматривается как обоснование: необходимости осуществления каждого отдельного вида деятельности внутри объекта управления. В

образовании подобное ранжирование не всегда является целесообразным, так как подразумевается, что в рамках образовательной деятельности имеют право на существование виды деятельности более и менее нужные. Образовательный процесс предполагает равную необходимость для всех обоснованных видов деятельности

[38].

Стратегическое планирование аналогично рассматривается в качестве частного случая управления по целям, так как оно предполагает определение наиболее важной для организации или процесса цели, и выбор путей, средств, способов ее достижения. Чаще всего оно используется в сфере высшего профессионального образования. Ведущим основанием для стратегического планирования можно считать постановку отдаленных целей, на достижение которых оказывают влияние многочисленные факторы, которые отличаются большей неопределенностью. Например, состояние внешней среды, перспективы ресурсного обеспечения и др. Особенности сферы образования предполагают, что, состояние и развитие объектов внутри нее могут в большей степени определяться внешними факторами, которые не зависят или слабо зависят от внутреннего состояния самих объектов. Например, социально-экономическое развитие страны и регионов, определяющее объем ресурсов, направляемых в систему образования и в отдельные образовательные учреждения; численность детей и молодежи, обучающихся в системе образования и пр. Соответственно, стратегические цели в образовательных организациях могут определяться указанными факторам. Но существует такая же проблема, связанная с определением целей вообще и долгосрочных масштабных целей в частности. Сложности также представляют попытки определить понятие стратегической цели, которые сводятся к указанию на более длительный временной горизонт и масштабность такой цели, причем без приведения и обоснования количественных параметров этих показателей [38].

Использование бенчмаркинга
как модели построения управления предполагает изучение чужой практики с целью сопоставления с ней

собственной. В результате сравнения формулируется цель повышение эффективности деятельности «по образцу». Объектом данного подхода могут быть отдельные элементы организации: структурные подразделения, отдельные процессы или их элементы. Недостатками подобного подхода можно считать: затруднительность прямого перенесения «чужого» опыта в

«свои» условия; необходимость анализа и переработки этого опыта для иных условий, требующая времени и затрат; возможное отсутствие необходимого опыта в других организациях, невозможность его оценки на предмет сопоставления с собственным.

«Товаризация образования» представляет образование как процесс производства и одновременного потребления платных образовательных услуг. Управление этим процессом организуется по аналогии с управлением в коммерческих организациях: экономическое положение определяется прибылью; эффективность деятельности определяется отношением прибыли к затратам; эффективность деятельности структурных подразделений и реализации отдельных процессов определяется их вкладом в формирование прибыли. Недостаткам данного подхода является смещение внимания от непосредственного содержания образовательного процесса к финансовым результатам деятельности образовательной организации [38].

Всеобщее управление качеством (далее ВУК, TQM—Total Quality Management) предполагает измерение
качества везде, где это возможно и целесообразно. ВУК можно объяснить, как управление процессом по параметрам качества. В образовании этот подход можно использовать как инструмент измерения параметров и выдачи исходной информации для принятия решений по его управлению. Оценивание параметров качества в учебном заведении, является необходимым элементом его осуществления и управления. Следовательно, применение системы ВУК является необходимым, вне зависимости от того используемого подхода для построения системы управления [54].

Максимальный интерес представляет реинжиниринг бизнес-процессов (далее РБП). В основе данной модели: регулярное перепроектирование в организации процессов функционирования объекта управления на предмет наиболее адекватного внешним и внутренним условиям деятельности варианта на данный момент времени. В образовательной организации это свидетельствует о том, что существует нахождение такого сочетания участников, форм и методов их взаимодействия, оснащения, контроля и пр., при котором ее состояние будет более высокое, чем сейчас. Подобный подход позволяет решить ряд важных проблем, связанных с: оценкой состояния образовательного процесса; сопоставлением оценок состояния образовательного процесса; критерием выбора лучшего состояния [38].

Активное практическое использование РБП затрудняется в связи с тем, что: оно достаточно длительное и дорогостоящее; эффект от его проведения должен превышать расходы, а это трудно достижимо, учитывая некоммерческий характер образовательной деятельности; в образовательный