Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 483
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
На защиту выносятся следующие положения:
Управление в общеобразовательной организации
Современные модели управления образовательной организацией
Рис. 2. Функциональная структура.
Рис.3 Линейно-функциональная структура.
Критерии эффективности модели управления в образовательной организации
Рис. 5. Технологическая цепочка управленческой деятельности.
Рис. 6. Критериальный комплекс показателей эффективности управления школой.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Реализация модели современного управления в образовательной организации
Результаты апробации модели современного управления в образовательной организации
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностические методики
Диагностика общеучебных умений и навыков учащихся
Мы выделяем три группы общеучебных умений и навыков, которые пронизывают все виды учебной деятельности, — это интеллектуальные, организационные и коммуникативные. Данную диагностику уровня сформированности ОУНов имеет смысл проводить начиная с 5-го класса. Это связано с тем, что устойчивый «профессиональный почерк» школьника, основные способы его учебной деятельности формируются примерно к началу учебы в основном звене школы. В опросе принимают участие учителя, ведущие уроки по основным предметам. Каждый учитель получает по три опросных листа («Интеллектуальные ОУНы», «Организационные ОУНы», «Коммуникативные ОУНы»), которые заполняет в соответствии с инструкций. Ниже предлагается текст опроса, ключ для обработки полученных данных, описание результатов диагностики и рекомендации для учителей по использованию этих результатов.
Опросные листы (Методика М. Ступницкой) Уважаемые коллеги!
Все мы знаем, как важно развивать у учащихся не только предметные, но и общеучебные (интеллектуальные, организационные, коммуникативные) Умения и навыки. Предлагаемый вам экспертный опрос поможет определить, хорошо ли развиваются эти навыки у наших учащихся. Ваши ответы помогут в совершенствовании нашей общей работы в этом направлении.
Инструкция. В средней колонке («Виды работы на уроке») приводятся некоторые
характеристики учебной работы детей, которые Вы постоянно наблюдаете на своих уроках. Выберите наиболее подходящую характеристику и поставьте галочку на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.
Спасибо!
Интеллектуальные умения и навыки
Баллы | Виды работы на уроке | Фамилии учащихся | |||||||
| | | | | | | | ||
1. Восприятие информации 1.1. Устную инструкцию воспринимает: | |||||||||
4 | с первого предъявления | | | | | | | | |
3 | нуждается в дополнительных разъяснениях | | | | | | | | |
2 | нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | | | | | | | | |
1 | не воспринимает устную информацию | | | | | | | | |
1.2. Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает: | |||||||||
4 | самостоятельно | | | | | | | | |
3 | нуждается в разъяснениях | | | | | | | | |
2 | нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | | | | | | | | |
1 | не воспринимает письменную информацию | | | | | | | | |
2. Интеллектуальная обработка информации 2.1.Умеет ли выделять главное в предложенной информации: | |||||||||
3 | способен выделить самостоятельно | | | | | | | | |
2 | нуждается в дополнительных (наводящих) вопросах | | | | | | | | |
1 | испытывает значительные затруднения | | | | | | | | |
2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале: | |||||||||
3 | способен выделить самостоятельно | | | | | | | | |
2 | нуждается в помощи | | | | | | | | |
1 | испытывает значительные затруднения | | | | | | | | |
2.3. Темп интеллектуальной деятельности: | |||||||||
3 | выше, чем у других учащихся класса | | | | | | | | |
2 | такой же, как у других учащихся класса | | | | | | | | |
1 | значительно снижен | | | | | | | | |
| |||||||||
4 | успешно (рационально, эффективно); | | | | | | | | |
3 | воспроизводит предложенный учителем алгоритм оригинальным творческим способом | | | | | | | | |
2 | нерациональным («длинным») путём | | | | | | | | |
1 | путём подгонки под ответ («методом тыка») | | | | | | | | |
3.2. Предъявление результата: | |||||||||
4 | способен дать развёрнутый ответ и аргументировать своё решение | | | | | | | | |
3 | способен дать правильный ответ, но не может его обосновать | | | | | | | | |
2 | приходится «вытягивать» ответы | | | | | | | | |
1 | необходимость отвечать, как правило, вызывает серьёзные затруднения | | | | | | | | |
4. Самооценка результата работы: | |||||||||
3 | способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок | | | | | | | | |
2 | не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки | | | | | | | | |
1 | не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки | | | | | | | | |
5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения: | |||||||||
3 | способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки | | | | | | | | |
2 | для освоения программы требуется система дополнительных занятий | | | | | | | | |
1 | освоение программы по различным причинам | | | | | | | | |
| затруднено | | | | | | | | |
| Общий балл | | | | | | | | |
Обработка данных опроса (ключ)
Каждой позиции, выбранной учителем для каждого ученика, соответствует определенный балл (см. крайнюю левую колонку). Необходимо сложить все баллы каждого ученика и записать их в строку «Общий балл». Далее все «общие баллы» каждого ученика, присвоенные ему учителями — участниками опроса по данной шкале («Интеллектуальные ОУНы»), складываются и делятся на число, соответствующее количеству участников опроса. Так мы получаем среднеарифметический балл каждого ученика по шкале «Интеллектуальные ОУНы». Эти баллы — условны, они нужны для того, чтобы отнести учащихся класса к определенной группе. В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 9 до 15 баллов), средняя группа (от 16 до 23 баллов), сильная группа (от 24 до 31 баллов).
Баллы | Статус | Рекомендации учителям |
Слабая группа 9-15 баллов | Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражение снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем, что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено. | Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий. |
Средняя группа 16-23 балла | Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку | Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать |
| зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки. | свою работу. |
Сильная группа 24-31 балл | Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок. | Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив. |
Организационные умения и навыки
Баллы | Виды работы на уроке | Фамилии учащихся | |||||||
| | | | | | | | ||
1. Получив задание | |||||||||
3 | планирует работу до её начала | | | | | | | | |
2 | планирует действия в ходе работы | | | | | | | | |
1 | вообще не составляет плана | | | | | | | | |
2. Вопросы, уточняющие задание: | |||||||||
4 | не нуждается в дополнительных пояснениях | | | | | | | | |
3 | задаёт до начала работы | | | | | | | | |
2 | задаёт в ходе работы | | | | | | | | |
1 | не задаёт, хотя и нуждается в пояснениях | | | | | | | | |
3. Выполняя задание: | |||||||||
4 | точно придерживается плана | | | | | | | | |
3 | отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий | | | | | | | | |
2 | начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий | | | | | | | | |
1 | работает хаотично, без плана | | | | | | | | |
4. Завершая задание : | |||||||||
3 | обязательно добивается запланированного результата | | | | | | | | |
2 | не доводит работу до окончательного результата | | | | | | | | |
1 | довольствуется ошибочным результатом | | | | | | | | |
5. Закончив работу: | |||||||||
4 | проверяет её результат, находит и исправляет ошибки | | | | | | | | |
3 | результат не проверяет, так как довольствуется любым результатом | | | | | | | | |
2 | результат не проверяет, так как всегда убеждён в его правильности | | | | | | | | |
1 | результат проверяет, но ошибок «не видит» | | | | | | | | |