Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 478
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
На защиту выносятся следующие положения:
Управление в общеобразовательной организации
Современные модели управления образовательной организацией
Рис. 2. Функциональная структура.
Рис.3 Линейно-функциональная структура.
Критерии эффективности модели управления в образовательной организации
Рис. 5. Технологическая цепочка управленческой деятельности.
Рис. 6. Критериальный комплекс показателей эффективности управления школой.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Реализация модели современного управления в образовательной организации
Результаты апробации модели современного управления в образовательной организации
матрицы с введением должности проектного менеджера, а также реализовано внутрифирменное обучение педагогов.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи.
Теоретико-методологической основой исследования явились ведущие идеи: системного подхода Аверьянова А.Н., Беспалько В.П., Лазарева B.C и др.; методологические основы управления педагогическими системами Беспалько В.П., Конаржевского Ю.А., Лазарева B.C., Поташника М.М., Шамовой Т.И. и др.; теоретические и методологические основания исследования педагогических систем:
Беспалько В.П., Загвязинского В.И., Краевского В.В., Колесникова В.Ф., Слободчикова В.И., Шерайзина P.M. и др.; особенности процессного подхода в управлении образованием Лазарева В.С. и Поташника М.М.; результаты исследований в области качества образования Барабаш О.А., Кальней В.А., Шишова С.Е., Селитрениковой Т.А.; особенности СМКШ выделенные в исследованиях Зайкина М.И., Суворовой Г.Ф., Цирульникова А.М. и др.
Методы исследования определялись его целью,
необходимостью разрешения методологических, теоретических и практических проблем.
Теоретические методы: анализ педагогической, философской, психологической и социологической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов, регламентирующих управление образовательным учреждением; обобщение, систематизация и классификация отечественного и зарубежного опыта проектирования моделей управления; метод моделирования.
Эмпирические методы: психолого-педагогическое наблюдение; диагностические методы (социологические опросы, анкетирование, интервьюирование); метод системного анализа и экспертных оценок.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в три этапа на базе МКОУ «Трехозерская ООШ».
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и успешно апробирована модель управления современной общеобразовательной организации на основе матричной структуры управления.
Структура работы: введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, список литературы и приложения.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон «Об образовании»), в систему образования входят: федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС), образовательные программы различного вида; организации, которые осуществляют образовательную деятельность, всех участников образовательного процесса; педагогических работников, обучающихся и родителей; федеральные органы государственного управления и органы местного самоуправления в образовании, а также, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; организации, обеспечивающие образовательную деятельность и оценку его качества; различные объединения, действующие в сфере образования[58].
Важнейшим элементом этой системы являются образовательные организации, где основным, ключевым процессом деятельности выступает образовательный процесс. Понятие образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства сформулировано в Законе «Об образовании». Там же дано определение образовательной организации, как некоммерческой организации, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности
в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Важнейшим признаком, который позволяет идентифицировать организацию организующую обучение, является наличие обучения сотрудников [58].
Соответственно, основными признаками образовательной организации, являются: цель и направление деятельности – реализация образовательных программ; ведение образовательной деятельности на основе лицензии; статус некоммерческой организации – организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Образовательная организация может организовываться в любой форме, в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с образовательной программой, выделяются типы образовательных организаций: дошкольная; общеобразовательная; профессиональная; высшего образования; дополнительного образования; дополнительного профессионального образования. В названии каждого типа отражена цель создания конкретной образовательной организации. Ее тип определяется при ее создании и указывается в уставе образовательной организации [58].
В данной работе мы будем проводить опытно-поисковую деятельность на базе общеобразовательной организации. Общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи.
-
Рассмотреть ключевые особенности образовательной организации и основные факторы, способствующие повышению качества ее управления. -
Изучить существующие в мировой практике модели управления организациями и проанализировать возможности их применения в общеобразовательной организации. -
Определить критерии оценки эффективности модели управления образовательной организацией. -
На основе существующих инновационных моделей разработать и апробировать модель управления общеобразовательной организацией.
Теоретико-методологической основой исследования явились ведущие идеи: системного подхода Аверьянова А.Н., Беспалько В.П., Лазарева B.C и др.; методологические основы управления педагогическими системами Беспалько В.П., Конаржевского Ю.А., Лазарева B.C., Поташника М.М., Шамовой Т.И. и др.; теоретические и методологические основания исследования педагогических систем:
Беспалько В.П., Загвязинского В.И., Краевского В.В., Колесникова В.Ф., Слободчикова В.И., Шерайзина P.M. и др.; особенности процессного подхода в управлении образованием Лазарева В.С. и Поташника М.М.; результаты исследований в области качества образования Барабаш О.А., Кальней В.А., Шишова С.Е., Селитрениковой Т.А.; особенности СМКШ выделенные в исследованиях Зайкина М.И., Суворовой Г.Ф., Цирульникова А.М. и др.
Методы исследования определялись его целью,
необходимостью разрешения методологических, теоретических и практических проблем.
Теоретические методы: анализ педагогической, философской, психологической и социологической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов, регламентирующих управление образовательным учреждением; обобщение, систематизация и классификация отечественного и зарубежного опыта проектирования моделей управления; метод моделирования.
Эмпирические методы: психолого-педагогическое наблюдение; диагностические методы (социологические опросы, анкетирование, интервьюирование); метод системного анализа и экспертных оценок.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в три этапа на базе МКОУ «Трехозерская ООШ».
Этапы исследования:
-
этап: изучалась литература по исследуемой проблеме, определялись предмет, объект, задачи, база исследования, состояние проблемы в практике управления образовательными организациями. -
этап: осуществлялась разработка и апробация модели управления образовательной организацией и основных концептуальных положений исследования. -
этап: теоретическое осмысление полученных результатов исследования и их обобщение, окончательное оформление текста диссертации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и успешно апробирована модель управления современной общеобразовательной организации на основе матричной структуры управления.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Управленческая деятельности в образовательной организации будет успешной если ее основной целью и результатом будет оказание качественных образовательных услуг: в ее структуре будут присутствовать элементы матрицы с введением должности проектного менеджера, а также реализовано внутрифирменное обучение педагогов. -
Эффективность управления в образовательной организации зависит от следующих критериев: надежность организационной структуры управления, которая определяется степенью рациональности системы в целом и структуры взаимоотношений между ее элементами; степень использования рыночных возможностей; степень использования внутренних возможностей. -
Критериальный комплекс эффективности управления общеобразовательной организацией включает в себя четыре группы критериев: качества результатов образования; эффективности функционирования образовательного процесса; эффективности созданных в школе условий; престижа школы. -
Применение предложенной модели управления современной образовательной организацией способствует повышению качества оказываемых образовательных услуг.
Структура работы: введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
-
Понятие образовательной организации: определение и сущность
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон «Об образовании»), в систему образования входят: федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС), образовательные программы различного вида; организации, которые осуществляют образовательную деятельность, всех участников образовательного процесса; педагогических работников, обучающихся и родителей; федеральные органы государственного управления и органы местного самоуправления в образовании, а также, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; организации, обеспечивающие образовательную деятельность и оценку его качества; различные объединения, действующие в сфере образования[58].
Важнейшим элементом этой системы являются образовательные организации, где основным, ключевым процессом деятельности выступает образовательный процесс. Понятие образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства сформулировано в Законе «Об образовании». Там же дано определение образовательной организации, как некоммерческой организации, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности
в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Важнейшим признаком, который позволяет идентифицировать организацию организующую обучение, является наличие обучения сотрудников [58].
Соответственно, основными признаками образовательной организации, являются: цель и направление деятельности – реализация образовательных программ; ведение образовательной деятельности на основе лицензии; статус некоммерческой организации – организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Образовательная организация может организовываться в любой форме, в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с образовательной программой, выделяются типы образовательных организаций: дошкольная; общеобразовательная; профессиональная; высшего образования; дополнительного образования; дополнительного профессионального образования. В названии каждого типа отражена цель создания конкретной образовательной организации. Ее тип определяется при ее создании и указывается в уставе образовательной организации [58].
В данной работе мы будем проводить опытно-поисковую деятельность на базе общеобразовательной организации. Общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего