Файл: Науки и высшего образования Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Этапы исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Управление в общеобразовательной организации

Современные модели управления образовательной организацией

Рис. 1. Линейная структура.

Рис. 2. Функциональная структура.

Рис.3 Линейно-функциональная структура.

Рис. 4 Матричная структура.

Критерии эффективности модели управления в образовательной организации

Рис. 5. Технологическая цепочка управленческой деятельности.

Рис. 6. Критериальный комплекс показателей эффективности управления школой.

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Реализация модели современного управления в образовательной организации

1. Создание медико-педагогической службы для диагностики и коррекции наиболее распространенных заболеваний.

Результаты апробации модели современного управления в образовательной организации

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

и наделенных четкими правами [19].


координатор

проектов
В современных условиях наиболее эффективным выполнением поставленной цели соответствует построение матричной структуры управления. Данная структура основывается на принципе двойного подчинения исполнителей: непосредственному руководителю функциональной службы и руководителю проекта, который имеет определенные полномочия в зависимости от запланированных сроков реализации проекта. Таким образом, в линейно-функциональную структуру были введены особые штабные органы, координирующие имеющиеся горизонтальные связи по выполнению конкретного проекта, не меняя вертикальные отношения в сложившейся структуре. Большая часть сотрудников, реализующих проект, находится в подчинении не менее двух руководителей, но по разным вопросам.





Рис. 4 Матричная структура.


Преимуществами матричной структуры являются: оптимальная ориентация на проектные цели и спрос; качественное текущее управление; привлечение всех членов организации к активной творческой деятельности; оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ; высокая ответственность руководителя проекта; использование эффективных методов управления; определенная автономность проектных групп, способствующая отработки у сотрудников навыков в области принятия решений; своевременная реакция на нужды проекта и желания заказчиков [41].

Недостатки матричной структуры проявляются в следующем: проблемы, при установлении приоритетности, нарушающие стабильность деятельности организации; сложности в распределении ответственности за работу подразделения; возможность нарушения продуктивной деятельности организации из-за длительного отрыва сотрудников, работающих над проектом; трудность в приобретении навыков эффективной работы в больших коллективах; высокая вероятность конфликтов между менеджерами подразделений и проектов.

Описанная выше модель матричной структуры управления образовательной организацией лишь отражает принципиальный подход к формированию управленческой системы, поэтому может дополняться, видоизменяться по мере необходимости.

Интересный опыт применения матричной структуры в общеобразовательной организации был успешно спроектирован и апробирован под руководством Р.М.

Гайнутдинова, доцента кафедры менеджмента ГАУ ДПО ЯО Институт развития образования в СОШ № 2 г. Ярославля. В школе были введены должности линейных менеджеров по группам параллели, а также проектного менеджера на разработку и внедрение проекта «Электронная школа». В должностные обязанности линейного менеджера входило осуществление регулярного менеджмента на локальном участке, обеспечивающего функционирование элементов системы

на заданном уровне. Линейные менеджеры работали в тесном сотрудничестве с проектными менеджерами, оказывая необходимую помощь в реализации проектов [54].

В результате апробации в управленческой структуре образовательной организации данная модель продемонстрировала большую гибкость и возможность маневра и наращивания потенциала прогрессивных изменений. Изменения структуры потребовали изменения некоторых локальных актов: введение должностных инструкций линейных и программных менеджеров; изменения в приказах и пр.; были созданы новые тематические проекты -

«Здоровье», «Одаренные дети». Матричная структура в образовательной организации работает довольно эффективно и способствует не только оптимизации структуры управления, но и повышает возможности горизонтальной и вертикальной ротации сотрудников школы, снижает риск

«профессионального выгорания» и текучести кадров в связи с неудовлетворенностью потребностей самореализации [54].

Таким образом, в целях повышения эффективности управления в современных условиях,
с учетом ФГОС, а также профессионального стандарта педагога и руководителя, особенно важным представляется соблюдение следующих составляющих:

      1. Распределенное лидерство. Включение сотрудников в проектную работу, временные творческие группы и т. п.

      2. Эффективная организационная культура. Важнейшим ценностным основанием является любовь к детям и бережное отношение к развитию индивидуальности ребенка.

      3. Развитие индивидуальности сотрудников через возможности организации внутрифирменного обучения педагогов.

      4. Оптимальная организационная структура. Уважительное, внимательное отношение к сотрудникам, чьи успехи и неудачи играют важную роль для всего коллектива.

      5. Наличие и использование персонал-технологий, соответствующих целям школы, в том числе оптимизация существующей системы стимулирования.

Проектирование современной модели внутришкольного управления в условиях реализации ФГОС ООО сконцентрировано на политике организации качественного образования. Определение «качество образования» является многогранным. Данное понятие все участники образовательного процесса понимают неоднозначно. Кальней В.А. и Шишов С.Е. в своих работах обосновывают данное многообразие определений, поясняя, что под качеством образования некоторые ученые подразумевают степень возможного удовлетворения ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых услуг, когда как другие подчеркивают, что качество образования соответствует степени достижения
определенных данным образованием целей и задач [59].

В Академии проблем качества Российской Федерации существует определение качества как категории управления, которая позволяет определить ведущий образ жизни, социальную и экономическую основу эффективного развития подрастающего поколения и общества в целом [34].

Третьяков П.И. и Шамова Т.И. формулируют данное определение следующим образом. Они видят качество образования как равнодействующую таких составляющих как потребности личности и общества, целевые приоритеты, прогнозируемый процесс и результат, определенный стандартом образования [39].

Давыденко Т.М. и Шибанова Г.Н. подчеркивают, что под качеством образования подразумевается не только определение итоговых результатов, но и качество условий образовательного процесса [61].

Словарь-справочник «Внутришкольное управление» трактует качество образования как самый значимый показатель успеха образовательного учреждения, и основная задача внутришкольного управления. При этом

отмечается, что современное понимание качества образования не сводится к определенным процентам [15].

Основываясь на ведущих положениях менеджмента всеобщего каче- ства и специфике образования в целом, сущность понятия «качество образования» будет формулироваться как интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования выяснение возможной степени соответствия