Файл: Государственного университета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 978

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA

Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)

Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк

Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным

Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.

Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине

Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985

Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.

История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.

Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.

Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии

«Хвост, виляющий собакой»: колония Аден и трансформация британской политики в Южной Аравии, 1959–1964 гг.

Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.

Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain

ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY

Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе

ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY

Визуальный образ Царства Польского во второй половине XIX – начале XX в. в российской прессе и печатных изданиях

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY

Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде

Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект

РЕЦЕНЗИИ BOOK REVIEW

Советская деревня в русском поле киноисследований

2023 № 82

main sources for the research are the documents published in "History of Siberia" by G. F. Miller, collections "Historical acts", "Additions to historical Acts", "Russian-Mongolian relations" and several other publications. The expeditions for salt usually took about three or four months. The start of the expeditions most often was in June. The return of the cara- van of ships back to Tobolsk took place in September or October. The main type of cargo ship used to transport salt was “doschanik”. A typical convoy consisted of 30-40 “doschaniks” in the second half of the 17th century. A detachment of the Siberian servitors for the production and delivery of salt typically ranges from 400 to 750 people and more. Thus, in campaigns for salt usually participated from 15 to 25 % of all serving people from garrisons of Russian towns and “ostrogs” of Western Siberia. The basis of the detachment necessarily consisted of contingents of servitors from Tobolsk, Tyumen and Tara. Smaller units were additionally joined from Verkhoturye, Turinsk, Berezov, Surgut and Pelym. The main part of participants of expeditions were archers, foot Cossacks and gunners. In addition to serving people in the campaigns for salt involved commercial people. They came to the lake to trade with Kalmyks, Bukharans and others during the Yamyshev fair. A large number of well-armed Siberian servitors was due to the danger of nomads. The main nomadic neighbours of Russians in the 17th century in the South of Western Siberia were Kalmyks, and at the end of the century – Kazakhs. Relations with them were not always peaceful. Therefore, a significant number of well-armed servicemen and their construction of fortifications in the lake area were the only reliable guarantee of safety during expeditions for salt. The conclusion that the Russian expedition to the salt Lake of Yamysh was the most large- scale events of service-class people of Western Siberia in the 17th century is made.

Keywords: Western Siberia, 17th century, Yamysh Lake, salt-mining, service-class people, nomads, Kalmyk, Kazakhs
© Д.А. Васьков, 2023

For citation: Vaskov, D.A. (2023) Organization, number and composition of participants of the Russian expeditions to the salt lake of Yamysh in the 17th century. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya – Tomsk StateUniversityJournalof History. 82. pp. 38–47. doi: 10.17223/19988613/82/4



Особое место в истории колонизации Западной Сибири в конце XVI – начале XVIII в. занимают еже- годные экспедиции русских служилых людей за солью к соленому озеру Ямыш (ныне оз. Тузкала в 50 км к югу от г. Павлодара в Казахстане). Добыча соли из местных источников была необходима для сокращения и без того значительных расходов, идущих на содержание недавно присоединенного края. Соль, как известно, была в то время продуктом стратегической важности. Тем более что наряду с денежным и хлебным оклада- ми она составляла третью часть жалованья сибирских служилых людей.

Различные сюжеты, связанные с начальным этапом соледобычи в Западной Сибири, освещались в иссле- дованиях С.В. Бахрушина, О.Н. Вилкова, Д.Я. Резуна, Н.И. Никитина, И.П. Каменецкого и других историков- сибиреведов. Однако эта тема еще не становилась объ- ектом самостоятельного изучения. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией экспедиций к оз. Ямыш, которое являлось основным месторождением самосадочной соли для Западной Сибири в течение всего XVII в. Следует отметить, что источники для рассмотрения этой темы не отличаются полнотой. Многие сведения имеют весьма отрывоч- ный характер. Во-первых, это обусловлено плохой сохранностью источниковой базы по ранним этапам русской колонизации Сибири, а во-вторых, тем, что экспедиции были ежегодными и для современников не были чем-то экстраординарным, поэтому информация не всегда откладывалась со всей полнотой даже в те- кущей документации сибирских городов и острогов.

Первая документально подтверждаемая экспедиция относится к 1608 г. [1. С. 36], хотя известно, что одна из первых попыток достичь озера могла иметь место в 1594 г. [2. С. 285, 352]. Регулярные же походы кара- ванов дощаников за солью начались с 1613 г. По нашим подсчетам, информация имеется примерно по поло- вине совершенных экспедиций, из которых только по 37 походам известны имена руководителей (караван- ных голов). По другой половине экспедиций сведения отсутствуют вовсе. Только дальнейшие архивные разыскания, в первую очередь обращение к обширно- му фонду Сибирского приказа РГАДА, возможно, поз- волят с большей полнотой осветить историю походов за солью. Тем не менее даже на основе имеющихся весьма скудных данных можно в общих чертах рекон- струировать организацию и особенности проведения соляных экспедиций, а также определить их числен- ность и состав участников.

Что касается продолжительности экспедиций за со- лью, то О.Н. Вилков отмечал, что караваны обычно уходили к озеру в конце мая – начале июня, а в обрат- ный путь отправлялись в конце августа – начале сен- тября [3. С. 102–103]. Эти данные нуждаются в уточне- нии, хотя в имеющихся источниках редко содержится информация о точном времени отбытия и возвращения
соляных караванов. Самое раннее начало похода 17 мая относится к 1626 г., когда его возглавили (во второй раз, первый – в 1624 г.) голова тобольских конных казаков Гроза Иванов и сын боярский Дмит- рий Черкасов. Уже 31 августа эта экспедиция верну- лась в Тобольск [4. Стб. 336, 342, 377–378, 419–420]. Поход 1676 г. начался 25 июня, а в 1684 г. старт экс- педиции состоялся только 1 июля [5. С. 169, 174]. Воз- вращение экспедиций в Тобольск обычно происходило в конце сентября – начале октября, хотя самое ранее известное возвращение 29 августа состоялось в 1645 г. [6. С. 308; 7. С. 259]. Экспедиция 1685 г. под командованием тобольского дворянина Федора Шуль- гина вышла из Тобольска 24 июня и вернулась назад 17 октября [5. С. 175]. Это самое позднее из отмечен- ных в документах возвращение. Известный славянский просветитель Юрий Крижанич отбывал в Тобольске ссылку с 1661 по 1676 г. и поэтому был хорошо осве- домлен о многих реалиях сибирской жизни. В своей

«Истории Сибири», составленной не позднее 1680 г., он отмечал, что соляные экспедиции совершались в четыре месяца [8. С. 184–185]. Примерно так оно и было. Например, экспедиция 1642 г. под командовани- ем новокрещена Якова Буголакова вышла из Тоболь- ска 3 июня и вернулась назад 21 сентября [6. С. 262–

263; 7. С. 224–225]. Однако походы за солью могли совершаться и за более короткий срок. В частности, экспедиция 1684 г., возглавляемая головой пеших ка- заков Алексеем Выходцевым, отбыла из Тобольска 1 июля и вернулась обратно уже 13 сентября, затратив в общей сложности два с половиной месяца [5. С. 174]. Пожалуй, наиболее типичная по срокам экспедиция состоялась в 1642 г. под командованием тобольского новокрещена Якова Буголакова [6. С. 262–263; 7. С. 224– 225]. Караван двинулся от Тобольска 3 июня, и путь до Тары занял три с половиной недели. В Тарском го- роде стояли неделю. От Тары до оз. Ямыш шли пять с половиной недель. У озера находились две недели и два дня. Этого времени хватило на погрузку соли и торговлю с калмыками. Обратный путь вниз по Ир- тышу от озера до Тарского города занял еще три неде- ли, а стоянка в городе на этот раз длилась три дня. И от Тары до Тобольска плыли еще две недели, вер- нувшись в столицу Сибири 21 сентября.

Как организовывались соляные экспедиции? По всей видимости, на подготовку похода могло уходить не- сколько месяцев. Сначала в Тобольск поступала грамо- та из Москвы, в которой говорилось о необходимости посылки служилых людей к оз. Ямыш. Грамота часто ограничивалась общей рекомендацией. В частности, в наказе основателю Тары князю А.В. Елецкому ниче- го конкретно не говорится, помимо общего требования послать «татар и стрельцов на озеро на Ямыш, и веле- ти соли привести в стругех» [2. С. 285, 352]. Впрочем, в первые десятилетия после «Ермакова взятия», когда Сибирь еще во многом оставалась на «ручном управ-


лении», из Москвы мог быть назначен руководитель экспедиции, как это сделали в 1608 г. Тогда им назна- чили тарского письменного голову А.Ф. Поленова [1. С. 28]. (Правда, в конечном итоге вместо него поход возглавил ротмистр Воин Волконовский.) В дальнейшем решение всех конкретных вопросов стали возлагать на тобольских воевод. Именно они назначали руководи- теля похода караванного голову. Для последнего составлялся воеводский наказ, в котором подробно расписывалось, как должна проходить экспедиция. Нам известен только один документ подобного рода, к тому же относящийся к самому концу XVII в. Это наказ тобольскому дворянину Федору Феофилову, возглавлявшему экспедицию 1699 г. [9. С. 520–532]. Параллельно в Тобольске формировался отряд из мест- ных служилых людей и татар. Одновременно в столи- цу Сибири подтягивались отряды служилых людей из других западносибирских городов, обычно из Тюмени, Туринска, Верхотурья, Сургута, Березова и Пелыма. В это же время собирался караван дощаников и других судов, на которые свозились различные припасы.

Наконец, наступал день, когда все было готово, и караван отчаливал от берега, чтобы начать движение вверх по течению Иртыша. Путь на дощаниках от Тобольска до Тарского города обычно занимал три- четыре недели [8. С. 15, 37, 44]. В Таре делалась оста- новка от нескольких дней до недели, после чего кара- ван продолжал свое движение к озеру, обязательно присоединив отряд из местных служилых людей и татар, двигавшийся на своих судах. Путь от Тары «до пристанки, с которого места ходят по соль на Ямыше- ве озеро» занимал обычно четыре недели и даже более [8. С. 15, 37, 44, 76]. Достигнув расположенного на правом берегу Иртыша «соляного пристанища», отряд высаживался и создавал укрепленный лагерь. До само- го озера от берега было пять верст.

Достаточно красочное описание того, как происхо- дила высадка и добыча соли, оставил Ю. Крижанич:

«Как только москвитяне достигают этого места, они производят залп из пушек и снова их заряжают; затем производят огонь из ручных пищалей; отсалютовав таким образом тайше, москвитяне дают заложников, и получив таковых же от калмыков, в тот же день воз- двигают на берегу укрепление и ставят на нем пушки, чтоб иметь защиту в случае вероломства. Добыв из озера соль, они нагружают ею суда и затем вступают в торг меновой» [8. С. 185]. Упоминаемый Ю. Крижа- ничем «укрепленный лагерь» в русских документах назывался обычно «острожком». Это укрепление было временным и возводилось каждый раз, как русский отряд приходил к месту добычи соли. Насущная необходи- мость возведения фортификационных сооружений в месте соледобычи была осознана русскими властями с самого начала. Так, еще в царской грамоте к тарско- му воеводе И.В. Кольцову-Мосальскому от 27 февраля 1608 г. есть такие слова: «А у соленых де озер вверх по Иртишу без острожку и без крепости быти нельзя для колмацких людей укрепленья» [1. С. 25]. По всей видимости, этот острожек ставился в ходе каждого похода с начала регулярных экспедиций с 1613 г. Так, в челобитной атамана тюменских конных казаков

Ивана Войнова рассказывается, как в 1625 г. служи- лым людям пришлось в «соляном острожке» сидеть в осаде и совершать вылазки против калмыков [4. Стб. 514–515]. Тогда же в Москве озадачились строи- тельством полноценного капитального острога возле озера с гарнизоном не менее 500 человек. Однако из-за отсутствия поблизости «пашенных мест» и «хоромно- го леса», в связи с чем «в том остроге прибыли чаять мало», построен он так и не был [4. Стб. 335–342]. По- этому служилым людям приходилось ежегодно ста- вить укрепления для безопасной добычи соли.

Более подробное описание фортификационных со- оружений в районе озера содержится в воеводском наказе тобольскому дворянину Федору Феофилову, возглавлявшему экспедицию 1699 г. [9. С. 522]. По прибытии к месту высадки ему предписывалось «по- ставить от судов до Ямыша озера на степи, куды хо- дить служилым людем по соль, три острожка, один у пристанища, а другой на половине, а третей у соля- ного Ямыш озера, и поделать меж острожков надолбы, по обе стороны, и иные всякие крепости, против прежняго, и поставить по острожкам и в надолбех, где пригоже, пищали полуторные и полковые и затин- ные». При этом отдельно оговаривалось: «А будет для соляной возки тех трех острожков мало, и к тем острожкам прибавить острожков, сколько пригоже, смотря по тамошнему». Столь обширная строительная деятельность, скорее всего, являлась исключением и была вызвана значительным усилением угрозы со сто- роны кочевников в конце XVII в. Надо полагать, что обычно служилые люди возводили только одно вре- менное укрепление у «соляного пристанища» на бере- гу Иртыша, чтобы максимально обезопасить место стоянки дощаников. Также путь, по которому от озера к дощаникам возили соль, мог защищаться с помощью специально установленных вдоль него надолбов, как это было сделано в 1634 г. [10. С. 479]. Изображение, по всей видимости, типичного «острожка» находим в «Хорографической чертежной книге Сибири» (1697– 1711 гг.) С.У. Ремезова (рис. 1). Здесь показано прямо- угольное в плане и, скорее всего, деревоземляное фор- тификационное полевое укрепление с установленными в нем пушками. По сути, оно представляло собой хо- рошо укрепленный лагерь, в котором служилые люди могли отсидеться в случае возникновения конфликт- ных ситуаций с часто непредсказуемыми кочевника- ми. И этого в целом было достаточно. По крайней ме- ре нам не известны случаи, когда ойраты или казахи успешно действовали против засевших за укреплением и умело отстреливавшихся служилых людей. Шансы

/у них появлялись только тогда, когда русские выхо- дили из «острожка».

Что касается самой технологии добычи соли из озера, то она не представляла собой чего-то уникаль- ного. В соленой воде оз. Ямыш и подобных ему соль естественным образом выпадала в осадок, образуя на дне соляные пласты. Собственно, они и являлись объ- ектом промысла. Так называемый соляной «череп» на дне озера сначала ломали, после чего соль выгребали на берег, грузили в тележки или на вьючных живот- ных и везли до «соляного пристанища» для погрузки


на дощаники. Эта технология добычи соли из Ямы- шевского озера впервые была приведена в «Описании новых земель, сиречь Сибирского царства» (1683):

«…служилые люди сибирцы соль-бузу из того озера ломают рычагами емлют и возят тележками на себе, на лошадях и на велбудах и струги грузят» [8. С. 76].




Рис. 1. Изображение типичного «острожка» в «Хорографической чертежной книге Сибири» (1697–1711 гг.) С.У. Ремезова

Единственное, что смущает в приведенном отрывке из «Описания новых земель…» – это упоминание о том, что плавания до озера и обратно осуществлялись на стругах, что может свидетельствовать о недостаточном знакомстве автора с сибирскими реалиями. Все-таки основным типом судна, использовавшимся в ходе со- ляных экспедиций, был дощаник, что подтверждается многими документами. Дощаник был самым распро- страненным речным парусно-гребным судном в Сиби- ри в XVII в. Согласно данным Е.В. Вершинина, специ- ально изучавшего историю судостроения в Западной Сибири, дощаник представлял собой наборное палуб- ное плоскодонное речное судно, предназначенное для транспортно-грузовых перевозок [11. С. 91]. Посколь- ку в первую очередь дощаники были приспособлены для перевозки грузов, они были самыми крупными речными судами в Западной Сибири. Длина киля со- ставляла 21,5 м, ширина по миделю – 4,5 м, высота от киля до палубы – немногим более 2 м, а осадка – около 1 м [11. С. 95]. Осадка большого груженого дощаника могла составлять 1,44 м [12. С. 169]. К концу столетия стали строить более крупные дощаники, длина корпуса которых достигала 26 м, а ширина – 4,86 м [11. С. 97– 98]. Грузоподъемность малого дощаника по разным данным колебалась от 17,9 до 24 т [11. С. 98]. Большой дощаник мог принимать до 40 т груза [12. С. 169]. Срок службы дощаников был недолгим, составляя в среднем две-три навигации. Поскольку дощаники были самыми вместительными и грузоподъемными

судами, то именно они и составляли основу соляных караванов. Тем более что из Москвы (и в Сибири это отлично понимали) постоянно требовали привозить соли

«болши прежнего, чтоб государеву делу было прибыль- нее». Таким образом, дощаник был основным типом судна, использовавшимся для перевозки «государевой соляной казны». Основным, но не единственным. По крайней мере имеется свидетельство, что экспедиция 1626 г. двигалась к озеру на 23 судах 16 дощаниках и 7 ладьях [4. Стб. 419]. Это единственное известное упоминание, когда помимо дощаников для перевозки соли использовались другие суда. По данным Е.В. Вер- шинина, ладья была меньше большого дощаника и ее грузоподъемность могла достигать 32 т [12. С. 169].

Что касается количества судов в составе соляных караванов, то некоторую информацию могут дать нар- ративные источники конца XVII в. В частности, рус- ский посланец в Китай Николай Спафарий в своих записках, датируемых 1675–1678 гг., отмечал, что за солью «ежегодно ходят из Тобольска и из Томского и из иных сибирских городов по 30 и по 40 дощаников, и соль собирают в дощаники самородную» [13. С. 35]. Юрий Крижанич в своей «Истории Сибири» писал, что «тобольский воевода ежегодно высылает вверх по Иртышу флот из сорока или более парусных судов в землю Калмыков к Соленому озеру, находящемуся недалеко от реки» [8. С. 184–185]. В «Книге запис- ной», составленной не позднее 1687 г. и являющейся ранней редакцией Сибирского летописного свода, есть


упоминания, что в 1676 и 1685 гг. экспедиции к озеру двигались на 30 дощаниках [5. С. 169, 175]. При этом все же стоит отметить, что помимо дощаников в со- став каравана входили и более мелкие суда. Обычно это были струги и различные лодки, используемые для разъездов и разведки. Последнее было необходимо в целях безопасности. Надо полагать, что соляной ка- раван редко когда шел вверх по Иртышу без разведки. Так, в 1661 г. разведчики из числа тарских татар «в ма- лых лотках» двигались впереди каравана на удалении одного-двух дней от него [14. Стб. 597. Л. 68, 70].

Интересно отметить, что имеющиеся источники практически не содержат сведений о кораблекрушени- ях, навигационных ошибках и авариях судов соляных караванов в ходе экспедиций. Как показал Е.В. Вер- шинин, подобного рода происшествия с русскими су- дами, нередко сопровождавшиеся гибелью людей и грузов, иногда случались во время плаваний в низо- вьях Оби и особенно в Обской губе [12. С. 191, 193–194, 197–198, 204– 206]. Очевидно, что условия навигации в среднем и верхнем течении Иртыша были достаточ- но благоприятными и безопасными для судоходства. За все время регулярных экспедиций известны только один-два опасных случая. Так, Г.Ф. Миллер приводит известие, как в 1631 г. на обратном пути от озера со- ляные суда из-за рано ударивших морозов вмерзли в лед [10. С. 119]. К счастью, это произошло в районе Тарского города и поэтому не имело особо негативных последствий. Было бы гораздо хуже, если бы зима за- стала дощаники выше по течению, в районах, контро- лируемых калмыками. Еще один случай, связанный с неблагоприятными погодными условиями, произошел в 1676 г., и его экстраординарность, видимо, стала по- водом для упоминания о нем в Сибирском летописном своде. Составитель «Книги записной» в ярких красках описал это происшествие: «…июня в 25 день, в неде- лю после вечерни, пошел к соле к Ямышеву озеру на 30 дощаниках и с торговым и с войсковым караваном тюменской стрелецкий голова Михайло Петров сын Селин. И того дни их погодою от берегу не отпустило, и сопцы (сопец – руль, рулевое перо. – Д.В.) у судов сломало, и стрелбы за погодою не было. И ночевали под монастырем и пошли по утру в понедельник» [5. С. 169]. Есть еще упоминание о том, как во время экс- педиции 1678 г., уже на обратном пути от озера, доща- ники «погодою прибило к берегу» в районе «Бакланья острова» [15. С. 37]. Возможно, подобные инциденты, связанные с плохими погодными условиями, случа- лись и чаще, но вряд ли они приводили к каким-то серьезным последствиям.

Все-таки главной проблемой в ходе походов за со- лью была не непогода, а угроза, исходящая от кочев- ников, что и заставляло задействовать большие силы и подходить к организации экспедиций с особой тща- тельностью. До конца XVII в. Тарский уезд продолжал оставаться пограничным. Озеро Ямыш и другие соле- ные озера Среднего Прииртышья находились в степ- ных районах, где полновластными хозяевами себя чувствовали калмыки, а с конца столетия казахи. Русско-калмыцкие отношения, несмотря на в целом мирное сосуществование двух этносов в степях Урало-

Сибирского региона, все же не отличались стабильно- стью, иногда переходя в вооруженные столкновения. Источники зафиксировали прямые столкновения с ой- ратами непосредственно в районе озера в 1610, 1611, 1613, 1625, 1634, 1674, 1677 и 1678 гг. В очень непро-

стых условиях добыча соли производилась в 1636, 1657, 1661, 1666, 1667, 1672, 1679 гг., когда вероятность бо- евых столкновений была крайне высока. И это явно неполный перечень. В последнее десятилетие XVII в. проблемы русским у озера стали доставлять казахи. Так, в 1690, 1691 и 1692 гг. люди казахского хана Тауке «приходили войною к Ямышу озеру и Тобол- ского уезду под слободы и деревни войною, и у Ямы- ша озера по государевым людем из ружья стреляли и грабили» [16. С. 379]. В 1696 г. караван дощаников подвергся нападению казахов после прохождения ме- ста впадения р. Омь в Иртыш. Казахи стреляли с бере- га по тарским дощаникам из «огненного ружья и из луков», убив одного человека и нескольких ранив [9. С. 521]. Причины конфликтных ситуаций с кочевни- ками могли быть самыми разными. Так, в 1610, 1611 и, видимо, 1612 г. поставки соли в сибирские города во- обще прекратились, так как «калмыки озера отняли» [10. С. 40, 259]. С 1613 г. экспедиции возобновились из Тобольска благодаря успешным действиям тарских служилых людей, сумевших калмыков с боем от озера отогнать [1. С. 42]. В 1625 г., как уже отмечалось, соль также пришлось добывать в буквальном смысле с боем. О причинах столкновений конкретно в данных случаях документы ничего не говорят, но именно на эти годы приходится максимальное приближение калмыцких ко- чевий к русским владениям на юге Западной Сибири.

Новый виток обострения противостояния с ойратами пришелся на 1630-е гг., что в том числе сказывалось и на добыче соли. В частности, возникли проблемы с калмыками у экспедиции 1634 г., которой командова- ли тобольские дети боярские Михаил Ушаков и Иван Астраханец. Уже 1 августа отряд высадился в районе озера. Однако служилые люди почти две недели отси- живались в остроге и «соли грузить не смели, потому что к соляному де озеру прикочевали Куйша тайша со многими тайши и улусными своими колмацкими людьми». Всего русские насчитали карауливших их 2 000 калмыцких «куяшников», готовых служилых людей «на степи побить», если те покинут свое укреп- ление [10. С. 479]. Только 12 августа калмыки внезап- но ушли, что позволило на следующий день присту- пить к добыче и погрузке соли. В такой же нервозной обстановке проводилась добыча соли в 1636 г. [7. С. 26, 28, 176–177]. Калмыцкие тайши понимали, что в отда- лении от спасительных стен сибирских городов и остро- гов даже достаточно крупный русский отряд может быть уязвим посреди степи. Поэтому совсем не от хо- рошей жизни служилые люди вынуждены были в рай- оне оз. Ямыш возводить укрепления. В этом была острая необходимость. Калмыкам было проще всего прове- рять русских на прочность в отдалении от острожных стен далеко в степных районах, где и располагались соленые озера. Например, в 1667 г. ойраты за то, что их посол Серен задержан в Тобольске, прямо грозили, что «учнут государевым людем всякое дурно и тесно-