ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 990
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
-
Titov, A. (1890) Sibir' v XVII v.: sbornik starinnykh russkikh statey o Sibirii prilezhashchikh k ney zemlyakh[Siberia in the 17th century: A collection of old Russian articles about Siberia and the lands adjacent to it]. Moscow: G. Yudin. -
The Archeographic Commission of Russia. (1842) Aktyistoricheskie,sobrannyeiizdannyeArkheograficheskoyukomissieyu [Historical acts collected and published by the Archeographic Commission]. Vol. 5. St. Petersburg: Ekspeditsiya zagotovleniya gos. bumag. -
Miller, G.F. (2000) IstoriyaSibiri[History of Siberia]. 2nd ed. Vol. 2. Translated from German. Moscow: Vostochnaya literatura. -
Vershinin, E.V. (2001) Doshchanik i koch v Zapadnoy Sibiri (XVII v.) [Doschanik and koch in Western Siberia (the 17th century)]. In: Problemy istoriiRossii[Problems of the History of Russia]. Vol. 4. Ekaterinburg: Volot. pp. 87–131. -
Vershinin, E.V. (2018) RusskayakolonizatsiyaSevero-ZapadnoySibirivkontseXVI–XVIIvv.[Russian colonization of Northwestern Siberia at the end of the 16th–17th centuries]. Ekaterinburg: Demidovskiy in-t. -
Spafariy-Milesku, N.G. (1960) Sibir'iKitay[Siberia and China]. Chișinău: Kartya Moldavenyaske. -
The Russian State Archive of Ancient Acts (RGADA). Fund 214 (Sibirskiy prikaz). -
The Archeographic Commission of Russia. (1862) DopolneniyakAktamistoricheskim,sobrannyeiizdannyeArkheograficheskoyukomissieyu[Additions to the Historical Acts, collected and published by the Archaeographic Commission]. Vol. 8. St. Petersburg: Ekspeditsiya zagotovleniya gos. bumag. -
The Archeographic Commission of Russia. (1867) DopolneniyakAktamistoricheskim,sobrannyeiizdannyeArkheograficheskoyukomissieyu[Additions to the Historical Acts, collected and published by the Archaeographic Commission]. Vol. 10. St. Petersburg: Ekspeditsiya zagotovleniya gos. bumag. -
Slesarchuk, G.I. (ed.) (1996) Russko-mongol'skieotnosheniya.1654–1685[Russian-Mongolian relations. 1654–1685]. Moscow: Vostochnaya literatura. -
Kamenetskiy, I.P. & Rezun, D.Ya. (2010) Ozero Yamysh kak zona politicheskogo i kul'turnogo vzaimodeystviya narodov v XVII v. [Lake Yamysh as a zone of political and cultural interaction between peoples in the 17th century]. GumanitarnyenaukivSibiri. 2. pp. 32–35. -
Pokrovskiy, N.N. (ed.) (1996) Pervoe stoletie sibirskikh gorodov. XVII vek [The first century of Siberian cities. The 17th century]. Novosibirsk: Sibirskiy khronograf. -
Nikitin, N.I. (1988) SluzhilyelyudivZapadnoySibiriXVIIv.[The service class people in Western Siberia in the 17th century]. Novosibirsk: Nauka. -
The Archeographic Commission of Russia. (1869) DopolneniyakAktamistoricheskim,sobrannyeiizdannyeArkheograficheskoyukomissieyu[Additions to the Historical Acts, collected and published by the Archeographic Commission]. Vol. 11. St. Petersburg: Ekspeditsiya zagotovleniya gos. buma g. -
Anon. (1885) Tobol'sk:materialydlyaistoriigorodaXVIIiXVIII stoletiy[Tobolsk: materials for the history of the city of the 17th and 18th centuries]. Moscow: M.G. Volchaninov. -
Bakhrushin, S.V. (1955) Ostyatskie i vogul'skie knyazhestva v XVI i XVII vv. [Ostyak and Vogul principalities in the 16th and 17th centuries]. Nauchnyetrudy. 3(2). pp. 86–152. -
Gurevich, B.P. (ed.) (1989) Mezhdunarodnye otnosheniya v Tsentral'noy Azii XVII–XVIII vv.: dokumenty i materialy [International relations in Central Asia 17th – 18th centuries: Documents and materials]. Vol. 1. Moscow: Nauka. -
Krikh, A.A. (2016) RusskoenaselenieTarskogoPriirtysh'ya:istoriko-genealogicheskie ocherki(XVII–nachaloXXv.)[Russian population of the Tara Irtysh region: Historical and genealogical essays (the 17th – early 20th century)]. Omsk: Nauka.
Сведенияобавторе:
Васьков Дмитрий Александрович – старший преподаватель кафедры истории России Уральского федерального университе- та им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия). E-mail: dvaskov@mail.ru
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.Informationabout theauthor:
Vaskov Dmitry A. – Senior Lecturer of the Department of Russian History of the Ural Federal University named after the First Presi-
dent of Russia B.N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: dvaskov@mail.ru
Theauthordeclares noconflictsof interests.
Статья поступила в редакцию 26.07.2019; принята к публикации 21.03.2023Thearticlewassubmitted26.07.2019;acceptedforpublication21.03.2023
48
Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 82
Научная статья УДК 94(47)
doi: 10.17223/19988613/82/5
Закрытие религиозных объектов как направление советской государственно- конфессиональной политики в 1930-е гг. (на примере Западно-Сибирского края)
Петр Константинович Дашковский1, Наталья Петровна Зиберт2
1,2Алтайскийгосударственныйуниверситет,Барнаул,Россия
1dashkovskiy@fpn.asu.ru
2misericordia17@mail.ru
Аннотация. Рассматривается закрытие религиозных приходов в Западно-Сибирском крае в контексте конфессио- нальной политики советской власти, реализуемой в 1930-е гг. На основе анализа архивных материалов и законода- тельных документов показано, что прекращение деятельности религиозных центров сопровождалось сложными и противоречивыми процессами. Так, региональными органами власти в начале 1930-х гг. часто игнорировались государственные постановления, принимаемые высшим советским руководством для предотвращения наруше- ний во время ликвидации религиозных центров, на территории как страны в целом, так и Западно-Сибирского края в частности.
Ключевые слова: религиозные общины, советский период истории, конфессиональная политика, Западно-
Сибирский край
Благодарности: Работа подготовлена в рамках выполнения гранта Российского научного фонда (проект
№ 19-18-00023).
Для цитирования: Дашковский П.К., Зиберт Н.П. Закрытие религиозных объектов как направление советской государственно-конфессиональной политики в 1930-е гг. (на примере Западно-Сибирского края) // Вестник Том- ского государственного университета. История. 2023. № 82. С. 48–53. doi: 10.17223/19988613/82/5
Original article
Closure of religious objects as a direction of Soviet state-confessional policy in the 1930s (on the example of the West Siberian Region)
Petr K. Dashkovskiy1, Nataliy P. Zibert2
1,2AltayStateUniversity,Barnaul,RussianFederation
1
dashkovskiy@fpn.asu.ru
2misericordia17@mail.ru
Abstract. The aim of the study is to consider the process of closing religious parishes in the West Siberian region in the context of religious policy оf state in the 1930s.
In connection with this goal, the following tasks were supposed to be solved: consideration of the attitude of the soviet government to the practice of closing religious parishes in the country and the West Siberian region; analysis of the mechanism of closing churches in the region under consideration, as well as the study of the attitude of the believing peasantry to the liquidation of religious buildings.
The methodological basis of the article is based on the principles of historicism, objectivity and determinism, which imply a comprehensive critical analysis of historical processes that determine the legal status and functioning of religious parishes in the West Siberian region in the 1930s.
The source base of the study was the normative legal acts adopted by the soviet authorities, as well as archival materials reflecting the peculiarities of the functioning of religious communities during the 1930s.
The authors came to the following conclusions: the policy of the soviet state in the 1930s in relation to functioning reli- gious parishes was complex and contradictory. Since 1929, the bolshevik government has chosen to strengthen anti- religious propaganda and limit the activities of religious communities. Particular attention was paid to reducing the number of religious buildings. In order to reduce the number of the latter, a number of documents regulating the practice of closing churches in the regions were adopted, as well as a Central Commission on religious issues. In addition, since 1932, the so-called godless five-year plan was declared, the purpose of which was the complete destruction of religion in the USSR by 1937.
© П.К. Дашковский, Н.П. Зиберт, 2023
In the current conditions, the district and city Executive committees of the Soviets of workers, soldiers and peasants deputies in the regions, including in the West Siberian region, resorted to violation of the existing legislative norms, closing the functioning parishes, without waiting for the relevant decisions of higher authorities. The vacated religious buildings were subsequently transferred to the cultural and educational needs or completely destroyed. Religious items were also subject to destruction and only a small part of the population managed to hide. It is important to emphasize the ambiguous attitude of the peasants to the ongoing processes in the sphere of state-confessional relations in the 1930s. So, if the representatives of the older generation tried to hide their discontent with the closure and destruction of Church buildings, the rural youth on the contrary supported the soviet government and actively helped it.
Thus, the above facts contributed to a decrease in the manifestations of religious life in the West Siberian region, as well as the closure of all churches in the territory of the Barnaul diocese by 1938, as a result of which the latter ceased to exist. Keywords: religious communities, Soviet period of history, confessional
policy, West Siberian region
Acknowledgements: The work was prepared as part of the implementation of the Russian Science Foundation grant (project No. N19-18-00023).
For citation: Dashkovskiy, P.K., Siebert, N.P. (2023) Closure of religious objects as a direction of Soviet state- confessional policy in the 1930s (on the example of the West Siberian Region). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogouniversiteta.Istoriya–TomskStateUniversityJournalof History. 82. pp. 48–53. doi: 10.17223/19988613/82/5
В конце 20-х – начале 30-х гг. XX в. советская ан- тирелигиозная политика претерпела значительные изменения. Начало новому этапу в государственно- конфессиональных отношениях было положено 8 ап- реля 1929 г. выходом постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» [1. С. 29–45], регулирующего основные права и обязанности рели- гиозных обществ. Кроме того, в рамках выполнения постановления НКВД от 1 октября 1929 г. № 329 [2] была объявлена регистрация всех религиозных объ- единений, фактически существующих на территории РСФСР, как зарегистрированных, так и незарегистри- рованных. Религиозные объединения, не зарегистри- ровавшиеся до 1 мая 1930 г., подлежали немедленной ликвидации.
Следует отметить, что проведение последователь- ной политики, направленной на уничтожение религи- озных общин, сопровождалось принятием ряда доку- ментов, регулирующих различные аспекты церковной жизни. В марте 1930 г. ЦК ВКП(б) было выпущено постановление «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении», девятый пункт которо- го призывал прекратить практику закрытия церквей в административном порядке, прикрываемую обще- ственно-добровольным желанием населения. Закрытие церквей допускалось лишь в случае действительного желания подавляющего большинства крестьян, реше- ние которых утверждалось областными исполкомами. Кроме того, виновные в оскорблении религиозных чувств крестьян привлекались к строжайшей ответ- ственности [3. С. 303–305].
В мае 1931 г. ВЦИК утвердил «Положение о По- стоянной центральной и местных комиссиях по рас- смотрению религиозных вопросов» [4]. Комиссия долж- на была контролировать выполнение законодательства о культах на территории РСФСР, разрабатывать проек- ты законодательных актов и постановлений, осуществ- лять общий учет религиозных объединений и составлять статистические сводки по данным, представляемым местными органами. Кроме того, комиссия должна быларассматривать жалобы на неправомерные дей- ствия краевых и областных исполнительных комите-
тов, связанные с вопросами закрытия молитвенных зданий и расторжением договоров с религиозными обществами.
В 1932 г. была объявлена так называемая «безбож- ная пятилетка», одной из целей которой было «забыть имя бога» к 1 мая 1937 г. на всей территории страны. Главным идеологом повсеместной атеизации населе- ния стал глава созданной в 1925 г. организации «Союз воинствующих безбожников» Емельян Ярославский, требующий от подчиненных повсеместной ликвида- ции храмов, уничтожения икон и богослужебных книг [5. С. 266].
В конечном итоге меры, предпринимаемые со сто- роны государства, привели к резкому сокращению количества церквей как на территории страны в целом, так и в Западно-Сибирском крае [6. С. 47–48]. Уточним, что на протяжении 30-х гг. прошлого века в админи- стративном отношении территория Западной Сибири входила в разные административно-территориальные единицы. Так, до середины лета 1930 г. бывшие Ал- тайская и Новониколаевская губернии наряду с Ени- сейской, Томской и Омской губерниями вошли в Си- бирский край. 30 июля 1930 г. Постановлением ВЦИК Сибирский край переименован в Западно-Сибирский. В свою очередь, 28 сентября 1937 г. ЦИК СССР разделил Западно-Сибирский край на Алтайский край с центром в Барнауле и Новосибирскую область с центром в Но- восибирске [7. С. 17, 19]. В данной публикации основное внимание уделяется государственно-конфессиональной политике в обозначенном аспекте в отношении именно Западно-Сибирского края как административной еди- ницы страны.
Важно отметить, что закрытие религиозных цен- тров нередко сопровождались идеологическим и ад- министративным давлением, самоуправством и произ- волом местных властей. Так, в 1932 г. райисполкомы Солонешенского и Горно-Шорского районов закрыва- ли церкви без санкции вышестоящих органов. Боль- шереченский, Ключевской, Мамантовский и некото- рые другие районы Западно-Сибирского края не предоставляли никаких документов о проводимых закрытиях религиозных объектов [6. С. 48].