Файл: Государственного университета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 989

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA

Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)

Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк

Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным

Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.

Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине

Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985

Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.

История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.

Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.

Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии

«Хвост, виляющий собакой»: колония Аден и трансформация британской политики в Южной Аравии, 1959–1964 гг.

Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.

Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain

ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY

Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе

ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY

Визуальный образ Царства Польского во второй половине XIX – начале XX в. в российской прессе и печатных изданиях

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY

Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде

Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект

РЕЦЕНЗИИ BOOK REVIEW

Советская деревня в русском поле киноисследований

2023 № 82


ту у Ямыша-озера чинить» [17. С. 182]. Иногда такие угрозы могли переходить в конкретные действия, по- этому надо было быть всегда начеку. Этот фактор обу- словливал как активное строительство фортификаций, так и необходимость привлечения большого количества сибирских служилых людей для безопасного осу- ществления походов.

Справедливости ради следует отметить, что отно- шения с ойратами в районе озера чаще все-таки носили мирный характер. В первую очередь это было связано с заинтересованностью обеих сторон во взаимовыгод- ных торговых отношениях. Калмыки нуждались в раз- личных продуктах оседло-земледельческого хозяйства, русские же были немало заинтересованы в приобрете- нии калмыцкого скота. Русско-калмыцкая торговля изначально осуществлялась в Тобольске, Таре, Уфе и периодически в других городах. Однако район оз. Ямыш, расположенного значительно южнее указанных горо- дов, был более удобным для кочевников. Русские слу- жилые люди, в свою очередь, ежегодно приходили за солью к озеру. Со временем это привело к складыва- нию Ямышевской ярмарки, проходившей во время прибытия соляных караванов, на которой шла бойкая торговля калмыцким скотом, пушниной, русскими, среднеазиатскими и китайскими товарами [3. С. 101– 103; 18]. Тем не менее, как справедливо указывал Ю. Крижанич, для избегания вероломства со стороны калмыков требовалось соблюдать крайнюю осторож- ность. Именно поэтому русские сначала стремились загрузить соль в дощаники «в полный груз». При этом для ускорения процесса старались «от Ямыша озера соль в суды возить днем и ночью наспех, без мотча- ния» [9. С. 524]. И только после этого уже можно было приступать к торговле. Перед этим еще в обязатель- ном порядке обменивались аманатами (что, кстати, не всегда помогало). Как видно, различных мер предо- сторожности было много. Главной же гарантией того, что ойраты будут вести себя мирно и предоставят вер- блюдов и лошадей для перевозки соли к дощаникам, было значительное количество хорошо вооруженных русских служилых людей.

Что касается численности участников экспедиций, то имеющиеся источники, несмотря на неполноту дан- ных, дают возможность для исторических реконструк- ций. Например, известно точное количество участни- ков первого документально подтверждаемого похода к озеру в 1608 г. Тогда экспедиция была организована силами гарнизона Тарского города в составе отряда из 239 человек, в который входили русские служилые лю- ди, а также волостные и юртовские татары [1. С. 36]. В следующем 1609 г. поход к озеру, по всей видимо- сти, также осуществляли тарские служилые люди. Од- нако численность этого отряда неизвестна. В 1610, 1611 и, скорее всего, 1612 г. экспедиции за солью не состоялись из-за противодействия кочующих в районе озера ойрат-калмыков [10. С. 40, 259]. По этой причине потребовалось увеличение количества служилых лю- дей, что, в свою очередь, привело к привлечению кон- тингентов гарнизонов других городов и острогов. При этом сама организация экспедиций с 1613 г. стала воз- лагаться на главного в Сибири тобольского воеводу.

Имеются данные о численности отряда в 1616 г. Татарин Махметка, который был пойман и позже от- пущен людьми сибирского царевича Ишима, на их расспросы о численности служилых людей, отправив- шихся к оз. Ямыш за солью, ответил, что отряд состо- ял из 500 русских и 200 татар, т.е. всего 700 человек [10. С. 274]. Это число представляется явно завышен- ным. Во-первых, в 1610-х гг. города Тобольского раз- ряда вряд ли были готовы выставлять такое количе- ство служилых людей, пусть даже и для столь важного для всей Сибири мероприятия, как добыча соли. Во- вторых, смущает ровное число в 700 человек, что сви- детельствует о том, что Махметка явно «округлил» численность отряда, причем в сторону увеличения.

В 1626 г. из Тобольска к оз. Ямыш ходил отряд численностью 604 человека, из которых 200 человек были служилые люди и татары из Тарского города, а еще 404 служилых человека из Тобольска, Тюмени, Березова, Сургута, Туринска, Верхотурья и Пелыма. В это же число входили тобольские и тюменские тата- ры и кодские остяки. Как уже отмечалось выше, все эти люди разместились на 16 дощаниках и 7 ладьях [4. Стб. 378, 419]. Причем особо было отмечено, что в этом году служилых людей к озеру ходило больше обычно- го. Несомненно, это было связано с опасностью от кочующих в районе озера ойрат-калмыков и столкно- вений с ними в ходе прошлогодней экспедиции.

Немало информации содержится в подробной рос- писи служилых людей, содержащейся в отписке то- больских воевод князя А.Н. Трубецкого и И.В. Волын- ского в Москву от 1 июля 1628 г. [19. С. 52–55]. Анализируя данный документ, можно точно устано- вить, сколько служилых из каждого города в этом году отправились на «соляную службу». В общей сложности из Тобольска с его гарнизоном в 708 человек к озеру было отправлено 134 человека, из Тары (весь гарнизон 416 человек) 111 человек, из Тюмени (326) 100,

из Пелыма (81) 15, из Туринского острога (54) 15,

из Верхотурья (73) – 15, из Березова (293) – 25, из Сургута (202) – 24. Таким образом, из восьми городов Тобольского разряда, в которых, согласно росписи, в 1628 г. в общей сложности насчитывалось 2 153 слу- жилых людей, к озеру отправились 439 человек, что составляет 20% от общего количества служилых лю- дей, числившихся на службе в указанных городах и острогах в этом году1.

Такое же соотношение служилых сохранялось и восемь лет спустя. За эти годы численность западно- сибирских гарнизонов увеличилась более чем в полто- ра раза, что было обусловлено резким обострением русско-ойратских отношений и волнениями ясачного населения в конце 1620-х – 1630-е гг. В 1636 г. в экс- педиции за солью под командованием головы тоболь- ских конных казаков Богдана Аршинского принимали участие «тобольских и тобольсково розряду служилых людей и юртовских служилых татар и князь Дмитре- евых остяков Алачова, всего 762 человека» [7. С. 26]. По данным известного сибиреведа Н.И. Никитина, в 1636 г. служилых людей в городах и острогах Запад- ной Сибири числилось 3 561 человек [20. С. 29]. Таким образом, как и за восемь лет до этого, в походе к озеру


было задействовано чуть более пятой части (21%) всех служилых людей Тобольского разряда.

В нашем распоряжении нет данных о численности экспедиций в течение последующих пятидесяти лет. Однако можно с достаточной уверенностью утвер- ждать, что за это время мало что изменилось. Так, в 1685 г., как всегда, в экспедиции участвовали служи- лые люди из Тюмени (271 человек), Тары (125 чело- век), Туринска, Сургута и Березова (из каждого города по 25 служилых) [21. С. 267–272]. В этот раз не было только людей из Верхотурья и Пелыма. При этом в до- кументе по непонятным причинам не указаны тоболь- ские служилые люди, но нет сомнений в том, что они также участвовали. Это подтверждается данными

«Книги записной» [5. С. 175]. Надо полагать, что из Тобольска, как обычно, отправились 150–250 человек. Таким образом, общая численность отряда в этом году примерно колебалась от 620 до 720 человек, что опять- таки сопоставимо с данными за предыдущие годы. Можно констатировать, что тоболяки в обязательном порядке участвовали во всех экспедициях и зачастую составляли наиболее значительную часть отряда. Так, мы не знаем всей численности экспедиции 1678 г., зато по этому году имеются данные по тобольским служилым. В этот раз их численность была внуши- тельной – 360 человек. Вместе с руководителем похо- да, письменным головой Иваном Талызиным, здесь были: стрелецкий сотник, атаман пеших казаков, тру- бач, сурнач, литаврщик, калмыцкий толмач, «да стрельцов и пеших казаков 250 человек, 3 человека пушкарей, да татар 100 человек» [22. С. 33].

Вполне продуктивной представляется попытка при- близительно вычислить количество участников экспе- диций по числу судов, задействованных для перевозки соли. Как уже отмечалось выше, в повествовательных источниках конца XVII в. обычно указывается количе- ство в 30–40 дощаников в составе ежегодных соляных караванов (см.: [5. С. 169, 175; 8. С. 184–185; 13. С. 35]).

К сожалению, Е.В. Вершинин не приводит сведений о пассажирской вместимости дощаников. Тем не менее имеющиеся источники содержат информацию, позво- ляющую примерно вычислить, сколько людей в сред- нем помещалось на одно такое судно. Известно, что в 1661 г. к основной экспедиции присоединился отряд тарских служилых людей, насчитывавший 150 человек (116 стрельцов и пеших казаков и 34 служилых юртов- ских татарина) и разместившийся на шести дощаниках [14. Л. 64]. В 1699 г. отряд тарчан в составе экспеди- ции насчитывал 125 человек и двигался на пяти доща- никах [9. С. 520–521]. Простой арифметический расчет показывает, что в среднем на одном дощанике помеща- лось 25 человек. Таким образом, на флотилии из 30– 40 дощаников могло располагаться от 750 до 1 000 че- ловек. По данным Н.И. Никитина, в 1684/1685 г. об- щая численность служилых людей в Западной Сибири составляла 4 306 человек [20. С. 29]. Это значит, что в походах к озеру, как обычно, участвовало от 17 до 23% служилых людей Тобольского разряда. В 1699 г. из Тобольска к озеру двинулся караван из 25 дощани- ков, на которых расположились русские служилые люди и татары из Тобольска, Тюмени, Туринска, Пе-

лыма, Березова и Сургута. В Таре к ним присоедини- лось еще пять дощаников со 125 тарскими служилыми людьми и татарами [9. С. 520–521]. Все это предпола- гает общее количество участников экспедиции в этом году примерно в 750 человек на 30 дощаниках2.

Формировавшийся для экспедиции отряд всегда был сводным и включал не только представителей разных городов и острогов, но и служилых людей раз- личных категорий. Как известно, основу сибирских гарнизонов составляли стрельцы и городовые казаки (конные, пешие и беломестные). К ним была близка категория пушкарей и затинщиков, несших службу у артиллерийских орудий и затинных пищалей. Нема- лую часть гарнизонов Сибири составляли выходцы из Западной и Центральной Европы, которые в источни- ках более известны как «литва», «черкасы» и «немцы». Особой категорией еще с конца XVI в. являлись слу- жилые татары – представители коренных тюркоязыч- ных народов. Верхнюю прослойку служилого люда Западной Сибири составляли дети боярские и появив- шиеся в начале 1680-х гг. сибирские дворяне, зани- мавшие должности высшего и среднего командного состава. С 1659 г. в Сибири началось создание полков

«нового строя» (рейтарского и солдатского, позже – драгунского). По имеющимся данным можно устано- вить, что основную часть участников экспедиций к оз. Ямыш составляли стрельцы и пешие казаки. Для обслуживания артиллерийских орудий и пищалей в походах в обязательном порядке были задействова- ны пушкари (в основном тобольские и тарские). Также обязательным было участие тобольских, тюменских и тарских служилых татар. Помимо этих служилых

«иноземцев» источники зафиксировали участие в по- ходах кодских остяков (хантов) [4. Стб. 378, 419; 7. С. 26;

23. С. 119, 124, 130–131]. По данным С.В. Бахрушина, сначала их численность в экспедициях составляла 20 человек, но позже их стали привлекать в большем количестве. В 1636 г. их было 52 человека среди про- чих участников экспедиции [23. С. 130–131]. При этом известно, что ханты несением «соляной службы» явно тяготились.

Неизменными участниками походов в первые деся- тилетия XVII в. были также выходцы из Европы, по- павшие на службу в Сибирь по найму, но чаще в каче- стве бывших военнопленных. При этом отдельные представители верхушки «литвы» и «немцев» нередко становились руководителями экспедиций, занимая должность караванного головы (см. напр.: [1. С. 41, 42;

7. С. 26, 28, 177; 10. С. 41, 109, 128–129, 294, 358, 527–

528, 655; 24. С. 70–71]). Однако участие в экспедициях ссыльных иноземцев могло иметь довольно неожидан- ные последствия. В 1621 г., когда караван дощаников, как всегда, двигался вверх по Иртышу к озеру, часть иноземцев в составе отряда решились на «измену» и подняли бунт. Автор «Книги записной» оставил об этом следующее свидетельство: «В том же 129-м году ходил по соль к Ямышу озеру литовскаго списку и литовский ротмистр Бартош Станиславов с тоболь- скими и всех городов служилыми людьми караваном. И в те поры учинилась измена от литовских и от немецких людей: хотели руских и всяких людей по-


сечь и в поле убежать на Яик реку. Того году и соли не взяли» [5. С. 147]. Из другого документа узнаем, что изменили тогда не «литовские» и «немецкие» люди, а «черкасы», часть которых во время бунта «бежали в Колмаки» [10. С. 109, 358]. Яик, по всей видимости, был их конечной целью. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что ссыльные иноземцы по причине острой нехватки служилых людей в Сибири могли составлять немалую часть участников экспеди- ций, раз они в 1621 г. рискнули совершить «измену» и подняли бунт. Вероятно, они рассчитывали на свою многочисленность.

Необходимо отметить, что была еще одна катего- рия служилых людей, существовавшая исключительно для совершения экспедиций за солью. Речь идет о так называемых «соляных вожах», которые, по всей види- мости, числились только по гарнизону Тарского горо- да. Затруднительно дать ответ на вопрос, когда появи- лась столь редкая и специализированная категория сибирских служилых людей, так как в источниках о них почти ничего не говорится. По крайней мере «Разбор- ная книга тарских служилых людей 1689 г.» называет двух таких вожей – 60-летнего Трошку Сальникова и 50-летнего Ивашку Ашлипа. Об обоих в документе говорится кратко и одновременно достаточно опреде- ленно, что каждый из них «водит государеву соляную казну дощаники» [25. С. 245–246]. Очевидно, что это были люди, хорошо знавшие Иртыш и выполнявшие функции лоцманов для безопасной проводки соляных караванов. Известен печальный инцидент с одним из тарских соляных вожей, имевший место в ходе экспе- диции 1696 г. под командованием тобольского дворя- нина Бориса Струнина. Еще на пути к озеру, после прохождения места впадения в Иртыш р. Омь, на ка- раван с берега «напали воинские люди, Казачья орда, на тарские досчаники, и досчаники остановили, и госу- даревых людей стреляли из огненного ружья и из лу- ков, и тарского вожа убили до смерти, а иных ранили» [9. С. 521].

Говоря об участниках походов к озеру, необходимо отметить, что наряду со служилыми людьми, двигав- шимися на «государевых дощаниках», к озеру также часто ходили на «охочих дощаниках» представители тобольского и тарского посадов. Они тоже могли хо- дить для добычи соли, но чаще – для совершения тор- говых операций с калмыками, бухарцами и другими участниками Ямышевской ярмарки. Источники не за- фиксировали точную дату первой торговли с кочевни- ками в районе озера. Но, по всей видимости, стихий- ные торговые отношения начались практически сразу же с началом регулярных экспедиций. По крайней ме- ре служилые люди уже в 1626 г. докладывали, что с калмыками они, «ходячи к Ямышу озеру, видаютца и торгуют», хотя и происходило это «не по вся годы» [4. Стб. 341]. Также известно, что в этом же 1626 г. вме- сте с основным караваном к озеру ходили русские тор- говые люди «по соль своими судами» [4. Стб. 420]. Это первое упоминание об участии «частников» в со- ляной экспедиции. В дальнейшем они, видимо, были неизменными участниками всех экспедиций, хотя дан- ные источников на этот счет крайне скудны. Но не-

случайно автор «Книги записной» указывает, что в 1676 г. тюменской стрелецкий голова Михаил Селин

«пошел к соле к Ямышеву озеру на 30 дощаниках и с торговым и с войсковым караваном» (курсив наш. – Д.В.) [5. С. 169]. На этих «охочих дощаниках», по всей видимости, мог собираться самый разный люд. В пер- вую очередь здесь были собственно торговцы (рус- ские, бухарцы, татары), а также служилые люди, кото- рые не были задействованы в соляной экспедиции, и многие другие. Иногда они ходили к озеру на свой страх и риск отдельно от «войскового» каравана, что порой могло иметь для них самые печальные послед- ствия. Так, тобольские казаки Федька Скибин и Ма- тюшка Трошин, вернувшиеся в Тобольск в июле 1696 г. из Средней Азии, где провели более двух лет, поведа- ли, как в октябре 1695 г. в город «Тургустан» привезли связанного тобольского сына боярского Дмитрия Суз- дальцева. Последний Федору Скибину поведал свою печальную историю: «Взяли де его Казачьи Орды во- инские люди в полон у Ямыша озера с охочих доща- ников, а с ним руских людей 60 человек; а ружья у них не было, ходили с дощаников по соль без ружья до приезду головы с корованом» [16. С. 382–383]. На первый взгляд беспечность Д. Суздальцева и его това- рищей по несчастью не может не удивлять. Однако этому есть возможное объяснение. Они могли специ- ально прийти к озеру отдельно от основного каравана, чтобы не платить всех взимаемых пошлин либо для торговли с кочевниками заповедными товарами, что русскими властями категорически запрещалось. По- этому для исключения пленения русских торговцев

«воровскими людьми» власти требовали, чтобы торго- вые люди ходили к озеру вместе с основным карава- ном. В наказе тобольскому дворянину Ф. Феофилову говорится: «Да с ним же Федором отпущены из То- болска к Ямышу озеру в своих судах по соль торговые руские люди; и ему Федору тем торговым руским лю- дем велеть итти с собою к Ямышу озеру к соли вместе, и дорогою идучи нигде их не оставлять, и ото всякого дурна беречь, чтоб на них калмыцкие люди безвестно не пришли и дурна какого не учинили; а у соляного озера велеть им соль в свои суды грузить в то же вре- мя, как государскую соль служилые люди учнут гру- зить, и от Ямыша озера дорогою едучи потому ж их от калмыцких и ото всяких воровских людей оберегать и нигде не оставливать» [9. С. 528].

Подводя итог, можно заключить, что в среднем примерно пятая часть от общей численности всех гар- низонов Западной Сибири привлекалась для ежегод- ных соляных экспедииций. По нашим подсчетам, в этих походах принимали участие от 15 до 25% всех служилых людей Тобольского разряда. Это больше, чем другие регулярные «службы» и «посылки» пред- ставителей сибирских гарнизонов. Исключением бу- дут только некоторые большие походы русских рат- ных людей в степь против кочевников в ответ на их враждебные акции. Однако такие походы организовы- вались сравнительно редко, по мере необходимости, и не имели регулярного характера. На наш взгляд, столь значительная численность экспедиций за солью была обусловлена в первую очередь необходимостью


защиты от кочевников. Только пять-семь и более сотен хорошо вооруженных служилых людей были един- ственной надежной гарантией того, что «немирные» степняки воздержатся от враждебных действий. Кроме того, большое количество людей требовалось для воз- ведения фортификационных сооружений, что опять-таки было важнейшим условием безопасности. Также слу-

жилые люди сами занимались добычей соли, ее до- ставкой до «пристанища» и погрузкой в суда, а это тре- бовало значительного количества рабочей силы. Таким образом, ежегодные русские экспедиции к оз. Ямыш были наиболее значительными по масштабу и задей- ствованным ресурсам мероприятиями, в которых были заняты служилые люди Западной Сибири.


1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   67

Примечания
1 В росписи 1628 г. упомянуты также Томск (гарнизон 480 человек), Нарым (31 человек) и Мангазея вместе с Тазовским городком (53 челове- ка). Однако служилые люди из этих городов и острогов не принимали участия в экспедициях к оз. Ямыш. В Нарыме, Мангазее и Тазовском городке служилых было слишком мало. Кроме того, два последних пункта были распложены слишком далеко на севере, что создавало допол- нительные трудности. Томск был расположен значительно восточнее, ближе к Средней Сибири, и его гарнизон также считался недостаточным для того, чтобы его можно было ослабить за счет отправки части служилых людей в далекую экспедицию на юг Западной Сибири.

2 О.Н. Вилков приводил несколько иную численность экспедиции 1699 г. Исследователь в одной из своих работ оценивал численность отряда в этом году в 840 работных и служилых людей, двигавшихся на 25 казенных дощаниках [3. С. 102]. При этом он никак не аргументировал свое мнение.
Списокисточников


  1. Русско-монгольские отношения. 1607–1636 : сб. документов / сост. М.И. Гольман, Г.И. Слесарчук; отв. ред. И.Я. Златкин, Н.В. Устюгов. М. : Вост. лит., 1959. 352 с.

  2. Миллер Г.Ф. История Сибири. 3-е изд. М. : Вост. лит., 2005. Т. 1. 630 с.

  3. Вилков О.Н. Очерки социально-экономического развития Сибири конца XVI начала XVIII в. Новосибирск : Наука, 1990. 368 с.

  4. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссией : сб. / под ред. А.И. Тимофеева, Ф.И. Успенского. СПб., 1884. Т. 8. [4], XVI, II с., 1292 стб., [2] с., 52 стб.

  5. Книга записная // Полное собрание русских летописей / отв. ред. А.П. Окладников, Б.А. Рыбаков. М. : Наука, 1987. Т. 36: Сибирские лето- писи, ч. 1. Группа Есиповской летописи. 384 с.

  6. Миллер Г.Ф. История Сибири. М. : Вост. лит., 2005. Т. 3. 560 с.

  7. Русско-монгольские отношения. 1636–1654 : сб. документов / сост. М.И. Гольман, Г.И. Слесарчук; отв. ред. И.Я. Златкин, Н.В. Устюгов. М. : Вост. лит., 1974. 472 с.

  8. Титов А. Сибирь в XVII в. : сборник старинных русских статей о Сибири и прилежащих к ней землях. М. : Г. Юдин, 1890. 250 с.

  9. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб. : в тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1842. Т. 5. 568 с.

  10. Миллер Г.Ф. История Сибири. 2-е изд., доп. М. : Вост. лит., 2000. Т. 2. 796 с.

  11. Вершинин Е.В. Дощаник и коч в Западной Сибири (XVII в.) // Проблемы истории России : сб. науч. тр. Екатеринбург : Волот, 2001. Вып. 4: Евразийское пограничье. С. 87–131.

  12. Вершинин Е.В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири в конце XVI–XVII вв. Екатеринбург : Демидовский ин-т, 2018. 504 с.

  13. Спафарий-Милеску Н.Г. Сибирь и Китай. Кишинев : Картя Молдавеняскэ, 1960. 516 с.

  14. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 214 (Сибирский приказ).

  15. Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб. : в тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1862. Т. 8. 366 с.

  16. Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб. : в тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1867. Т. 10. 506 с.

  17. Русско-монгольские отношения. 1654–1685 : сб. документов / сост. Г.И. Слесарчук. М. : Вост. лит., 1996. 560 с.

  18. Каменецкий И.П., Резун Д.Я. Озеро Ямыш как зона политического и культурного взаимодействия народов в XVII в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2010. 2. С. 32–35.

  19. Первое столетие сибирских городов. XVII век / отв. ред. Н.Н. Покровский. Новосибирск : Сибирский хронограф, 1996. 192 с. (История Сибири. Первоисточники; вып. VII).

  20. Никитин Н.И. Служилые люди в Западной Сибири XVII в. Новосибирск : Наука, 1988. 256 с.

  21. Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб. : в тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1869. Т. 11. 328 с.

  22. Тобольск : материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М. : тип М.Г. Волчанинова, 1885. 163 с.

  23. Бахрушин С.В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI и XVII вв. // Научные труды. М. : Изд-во АН СССР, 1955. Т. 3, ч. 2. С. 86–152.

  24. Международные отношения в Центральной Азии XVII–XVIII вв. : документы и материалы. М. : Наука, Глав. ред. вост. лит., 1989. Кн. 1. 375 с.

  25. Крих А.А. Русское население Тарского Прииртышья: историко-генеалогические очерки (XVII начало XX в.). Омск : Наука, 2016. 263 с.


References


  1. Zlatkin, I.Ya. & Ustyugov, N.V. (1959) Russko-mongol'skie otnosheniya. 1607–1636 [Russian-Mongolian relations. 1607–1636]. Moscow: Vostochnaya literatura.

  2. Miller, G.F. (2005a) IstoriyaSibiri[History of Siberia]. 3rd ed. Vol. 1. Translated from German. Moscow: Vostochnaya literatura.

  3. Vilkov, O.N. (1990) Ocherkisotsial'no-ekonomicheskogorazvitiyaSibirikontsaXVInachalaXVIIIv.[Essays on the socio-economic development of Siberia in the late 16th early 18th centuries]. Novosibirsk: Nauka.

  4. Timofeev, A.I. & Uspensky, F.I. (eds) (1884) Russkayaistoricheskayabiblioteka,izdavaemayaArkheograficheskoyukomissiey[Russian Historical Library, published by the Archeographic Commission]. Vol. 8. St. Petersburg: [s.n.].

  5. Okladnikov, A.P. & Rybakov, B.A. (eds) (1987) Polnoesobranierusskikhletopisey[Complete Collection of Russian Chronicles]. Vol. 36. Moscow: Nauka.

  6. Miller, G.F. (2005b) IstoriyaSibiri[History of Siberia]. 3rd ed. Vol. 3. Translated from German. Moscow: Vostochnaya literatura.

  7. Zlatkin, I.Ya. & Ustyugov, N.V. (1974) Russko-mongol'skie otnosheniya. 1607–1636 [Russian-Mongolian relations. 1607–1636]. Moscow: Vostochnaya literatura.