Файл: Государственного университета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 936

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA

Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)

Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк

Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным

Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.

Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине

Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985

Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.

История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.

Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.

Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии

«Хвост, виляющий собакой»: колония Аден и трансформация британской политики в Южной Аравии, 1959–1964 гг.

Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.

Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain

ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY

Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе

ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY

Визуальный образ Царства Польского во второй половине XIX – начале XX в. в российской прессе и печатных изданиях

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY

Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде

Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект

РЕЦЕНЗИИ BOOK REVIEW

Советская деревня в русском поле киноисследований

2023 № 82

государствам, возникшим на обломках империи, при- дется решать.

Распад Британской империи не был исключением. Не всегда он проходил по сценарию Лондона. Зачастую британскому руководству приходилось учитывать слож- ные хитросплетения интересов местных элит, а порой именно эти элиты и диктовали Соединенному Коро- левству свои правила. В этом отношении показатель- ной стала история британского ухода из Адена – коло- нии и военной базы на юге Аравийского полуострова, которая, несмотря на незначительный размер, счита- лась важнейшим звеном в цепи обороны британских интересов от Гибралтара до Гонконга.

Британское присутствие в южной части Аравии имело длительную историю. В 1839 г. Великобритания захватила контроль над Аденом, где образовала свою колонию, ставшую важнейшим стратегическим пунк- том на морских коммуникациях империи. К этой не- большой колонии примыкали земли многочисленных местных султанов и эмиров, искавших у Лондона под- держки и защиты от Стамбула. В 1886 г. на этих зем- лях были созданы два британских протектората – За- падный и Восточный Аден, сформировавшие некое подобие буфера вокруг колонии Аден.

Рост арабского национально-освободительного дви- жения после Второй мировой войны затронул и Юж- ную Аравию. В 1958 г. часть правителей протектора- тов выступила за полную независимость от Лондона и объединение всей Южной Аравии в единое государ- ство [1. P. 95]. Пытаясь сбить волну националистиче- ских настроений, британские власти разработали план одновременного создания федерации протекторатов и предоставления некоторой доли самоуправления ко- лонии. В 1959 г. шесть государств, находившихся под британским протекторатом (Бейхан, Аудхали, Эль-Фад- ли, Эд-Дали, Верхняя Ауляки и Нижняя Яфаи) образо- вали Федерацию арабских эмиратов Юга (ФАЭЮ). Позже в нее вступили Лахдж, Нижняя Ауляки, Датина и Эль-Акариб. Правитель каждого из этих государств назначал шесть членов в общий Федеральный совет.
В январе 1959 г. колонии Аден была предложена консти- туция, предусматривавшая выборы в Законодательный и Исполнительный советы, компетенция которых огра- ничивалась второстепенными вопросами жизнедеятель- ности колонии. Внешняя политика, оборона, внутрен- няя безопасность и гражданские службы оставались прерогативой колониальных властей [2. P. 596].

Значение Адена в британской заморской политике возросло после того, как Соединенное Королевство эвакуировало в конце 1950-х – начале 1960-х гг. воен- ные базы из Ирака, Шри-Ланки и Кении. Фактически в Адене оставалась единственная в этом регионе военная база, ставшая краеугольным камнем британской оборон- ной политики в районе Персидского залива и западной

части Индийского океана. В 1959 г. в Адене была раз- мещена штаб-квартира Ближневосточного командова- ния вооруженных сил Соединенного Королевства.

Таким образом, структура британского влияния в Южной Аравии имела три точки опоры: федерацию протекторатов, военную базу и колонию Аден. Ослаб- ление любой из этих опор грозило коллапсом всей системы британских интересов в Персидском заливе и в первую очередь ее центральному компоненту обеспечению бесперебойных поставок нефти. Данная структура подтачивалась, с одной стороны, пропаган- дой арабского национализма, а с другой – развалом мировых колониальных систем. Наибольшую тревогу у англичан вызывала быстрая социальная трансформа- ция колонии Аден. Значительное число рабочих-арабов, в числе которых было много йеменцев, занятых на работах в доках, порту, нефтеочистительном заводе, как признавал премьер-министр Соединенного Коро- левства Г. Макмиллан, создавало благоприятную поч- ву как для коммунистической, так и для панарабист- ской агитации, исходившей от египетского президента

Г.А. Насера [3. P. 265]. Несколько крупных забастовок аденских рабочих в начале 1960-х гг. едва не парали- зовали всю жизнь в колонии, включая функциониро- вание военной базы.

Необходимость изменений в политике Великобри- тании в Южной Аравии стала очевидной. Губернатор Адена У. Льюс предлагал трансформировать колонию в протекторат, расширив тем самым полномочия мест- ных властей. Но такой вариант, как указывало мини- стерство по делам колоний, нес риски в отношении британской военной базы, для сохранения которой пришлось бы пересматривать юридические основания [2. P. 598].

Новый губернатор Адена Ч. Джонстон, назначенный на этот пост в 1959 г., предлагал использовать диалек- тический характер интересов различных национали- стических групп в Адене и властей ФАЭЮ. По его мнению, Лондону следовало сыграть на боязни коло- нии оказаться поглощенной Федерацией арабских эмиратов Юга и на этой почве привлечь на свою сто- рону так называемых «умеренных» аденских лидеров, и в то же время использовать опасения султанов и эмиров федерации, что Аден станет форпостом «насе- ристов», что позволяло нейтрализовать планы аннек- сии Адена султанатом Лахдж, к которому он когда-то принадлежал. «Мы должны использовать взаимные подозрения и опасения колонии и федерации, чтобы создать баланс сил, обеспечивающий нам необходи- мые условия… Хоть это и звучит цинично, по- макиавеллиевски и в худших традициях европейской дипломатии», – настаивал Ч. Джонстон [2. P. 598–599]. Он предлагал объединить Аден и ФАЭЮ, возможно, в рамках новой федерации, но сделать это осторожно, не торопясь, давая возможность окрепнуть «умерен- ным». Для этого требовался переходный период сро- ком в несколько лет, в течение которых Адену будет предложена новая конституция, расширяющая полно-
мочия Законодательного совета [2. P. 600–601].

Замысел Ч. Джонстона заключался в том, чтобы попытаться решить несколько задач: во-первых, цен-

трализовать управление федерацией и колонией, во- вторых, сбалансировать новую федерацию, уравновесив ее двумя примерно равными центрами силы – монар- хиями протекторатов и хоть и небольшим, но эконо- мически и стратегически важным Аденом, в-третьих, сдержать рост влияния «радикального» национализма аденских профсоюзов, пестуя консерватизм султанов и эмиров. Все эти задачи должны были способствовать достижению главной цели – обеспечению безопасно- сти британской военной базы. Существовало еще одно соображение, на которое обращал внимание отече- ственный исследователь И.А. Александров, – интегри- руя федерацию протекторатов с Аденом, Великобри- тания пыталась обеспечить «арабизацию» карательных экспедиций колониальных войск в повстанческие рай- оны [4. C. 80].

Предложение губернатора Адена вызвало неодно- значную реакцию в Лондоне. Самый негативный при- ем выказал министр авиации Дж. Эмери. Он выступал против каких бы то ни было конституционных изме- нений в Адене, считая, что Великобритания сможет сохранить доступ к военной базе, лишь напрямую управляя колонией, не допуская ее интеграции с про- текторатами, и если понадобится, то как можно доль- ше силой удерживая Аден, даже если ситуация будет напоминать осажденную крепость [2. P. 605].

Ч. Джонстона поддержал министр по делам коло- ний Я. Маклеод, полагавший, что нормальное функци- онирование британской базы в Адене будет невоз- можно во враждебном окружении, ненависть которого к англичанам будет расти по мере крепнущего неже- лания Лондона передавать власть местным лидерам. Закончится это тем, что «умеренные» отвернутся от Великобритании [2. 607–611]. В Адене действовало около десяти политических партий и организаций. Практически все они выступали за независимость Адена, даже так называемые «умеренные» политики, которые признавали наличие интересов Великобрита- нии в сохранении доступа к военной базе на юге Ара- вии на условиях, например, аренды. В это же время так называемые «экстремисты», или «радикалы», (по британской классификации), лидером которых являлся Генеральный секретарь конгресса профсоюзов Адена А. Аль-Аснадж, выступали за бесповоротный уход англичан. В итоге в середине мая 1961 г. было принято принципиальное решение по Адену – «взять курс на объединение колонии с федерацией шейхов» [5]. Оставалось определиться с тем, как будет осуществле- но это объединение.

Я. Маклеод выступал за то, чтобы инициатива сли- яния колонии Аден и ФАЭЮ исходила от самой Вели- кобритании, что соответствовало бы официальной британской политике «ветра перемен» во взаимоот- ношениях метрополии и колоний и позволяло надеять- ся на то, что так Лондону будет легче контролировать процесс объединения. Его оппонентом вновь выступил Дж. Эмери. Признавая некоторые преимущества, кото- рые нес проект объединения Адена с ФАЭЮ («нацио- налистические и потенциально неспокойные власти колонии окажутся под контролем федерации, правите- ли которой лояльны британским интересам, и тогда

в случае волнений в колонии, не мы, а они будут по- давлять мятеж»), министр авиации уверял, что новое государственное образование в Южной Аравии рано или поздно потребует полной независимости, что бу- дет означать для Соединенного Королевства потерю базы, которая «нужна во многом для операций против других арабских государств». Поэтому, если избежать объединения не удастся, то нужно хотя бы не торопить события, не подталкивать власти Адена и протектора- тов к интеграции [6].

Предстоящие переговоры по вопросам интеграции осложнялись расхождениями между представителями колонии Аден и ФАЭЮ по видению будущего Южной Аравии. Султаны и эмиры протекторатов считали, что новую федерацию создавать не нужно, ведь Аден мо- жет просто войти в состав султаната Лахдж. Колония же настаивала на своем особом статусе в федерации. Лавировать между партнерами по переговорам Вели- кобритании нужно было таким образом, чтобы обес- печить выполнение поставленной Г. Макмилланом задачи сохранить британское военное присутствие в Адене как минимум до 1970 г. [7. P. 34].

Дискуссии в правящих кругах Великобритании по колониальным проблемам в районе «к востоку от Суэца» продолжились и касались теперь очередности плани- руемых перемен на юге Аравийского полуострова. Эксперты министерства по делам колоний предлагали сначала провести конституционную реформу в Адене, организовать в 1962–1963 гг. выборы в новый Законо- дательный совет, предоставив голоса лишь так назы- ваемым «подлинным аденцам». Согласно принятому британскими властями в 1958 г. постановлению, граж- данами Адена считались: любой человек, представи- тель любой нации и любого цвета кожи, родившийся в Адене или проживающий в нем в течение 10 из 12 по- следних лет; граждане Британского Содружества, про- живавшие в Адене в течение 2 из 3 последних лет [8.

C. 36–37]. И лишь потом предполагалось начать про- цесс объединения с федерацией, завершив его к 1964 г. Такая последовательность устраивала лидеров Адена, что позволяло надеяться на их благожелательное от- ношение к идее вхождения в состав федерации. Про- тивники подобного курса указывали на то, что выборы в Адене, скорее всего, выиграют националистические элементы, среди которых «умеренных» будет немного. И тогда объединение с федерацией будет сорвано, а до- верие правителей протекторатов утрачено [2. P. 616–624]. Чтобы сделать идею объединения Адена с ФАЭЮ бо- лее привлекательной для аденских политиков, 4 апре- ля 1962 г. федерация протекторатов была переимено- вана в Федерацию Южной Аравии (ФЮА).

1 августа 1962 г. состоялось заседание правитель- ства Великобритании, посвященное колониальным про- блемам на юге Аравийского полуострова. Министр по делам Содружества Д. Сэндис, который с июля 1962 г. занимал еще и пост министра по делам колоний, сов- мещая эти должности, выразил общее мнение собрав- шихся, что объединение Адена и ФЮА сулит массу проблем, но если его не провести сейчас, то рост национализма в Адене станет совершенно неуправля- емым, и независимость колонии придется предоста-


вить уже в 1965 г., а не в 1970 г. Д. Сэндис обрисовал два возможных варианта обеспечения военных инте- ресов Великобритании в Южной Аравии: либо пойти по «кипрскому сценарию» и предоставить независи- мость Адену, сохранив британский суверенитет над территорией военной базы, либо заключить соответ- ствующий договор с ФЮА, в котором признавались бы особые интересы Соединенного Королевства в Адене. «Кипрский» вариант был отвергнут по настоя- нию министра обороны П. Торнейкрофта, обративше- го внимание на тесноту расположения военных и гражданских объектов в Адене и на компактность са- мой колонии, не позволявшей рассчитывать на эффек- тивную оборону базы в случае отделения от нее какой- либо части [2. P. 627–628].

В конечном счете с протекторатами и властями ко- лонии был согласован текст договора о вхождении Адена в ФЮА. В преамбуле договора говорилось, что союз между Аденом и федерацией британских протек- торатов является необходимым шагом на пути к до- стижению полной независимости Южной Аравии. При этом, «признавая различия политической и социальной жизни между Аденом и другими членами федерации», оговаривалось, что представительство Адена в Феде- ральном совете (ФС) будет шире, чем у других членов. Аден получал право ввести 24 члена в ФС, при том что другие участники не больше шести, но одновременно с этим снижался кворум при принятии решений – с 2/3 до 1/2 голосов. Последний шаг был вызван стремлением обеспечить принятие решений в случае бойкота засе- даний ФС представителями Адена. Наиболее важная для Лондона часть договора гласила: «Учитывая стра- тегическое значение Адена и для самого Соединенно- го Королевства, и для жителей региона, суверенные права Соединенного Королевства над Аденом сохра- няются» [9]. Это означало, как пояснял Д. Сэндис, что Великобритания не только сохраняет свое военное при- сутствие на юге Аравии, но и имеет право в любой момент как до объединения Адена с федерацией, так и после отторгнуть у ФЮА любые части Адена, представ- ляющие ценность с точки зрения военных нужд [10]. Предполагалось, что как только произойдет официаль- ное вхождение Адена в ФЮА, пост губернатора будет переименован в должность верховного комиссара.

17 августа 1962 г. договор был подписан. Он не яв- лялся отражением чаяний большинства жителей Аде- на, на что обращала внимание британская пресса, включая «Таймс». Профсоюзы Адена выступили резко против вхождения в ФЮА. Тем не менее 26 сентября 1962 г. Законодательный совет Адена проголосовал за присоединение к федерации. Накануне голосования 8 из 12 членов совета отказались участвовать в этой процедуре, но губернатор их тут же заменил на других, более лояльных политиков [11. C. 324]. Обстоятель- ства сложились удачно для Великобритании. Случись голосование всего на один день позже, как признавал Ч. Джонстон, результат мог бы быть совершенно иным [12. P. 124]. Ровно в эти же самые дни произошли неожиданные перемены в Йемене, оказавшие значи- тельное влияние на всю последующую историю Юж- ной Аравии.

Имамат Йемен никогда не скрывал своих претен- зий на юг Аравии, включая, разумеется, Аден, хотя ко времени захвата Адена англичанами власти Йемена уже утратили контроль над этой территорией. В 1914 г. была заключена англо-турецкая конвенция, разграни- чивавшая сферы влияния Лондона и Стамбула в Юж- ной Аравии по линии, ставшей в 1970-е гг. границей между Северным и Южным Йеменом. В 1918 г. в север- ной части исторического Йемена был воссоздан има- мат, поставивший своей целью возвращение контроля над всей южной частью Аравийского полуострова.

Отношения между Великобританией и Йеменом никогда не были простыми. В 1934 г. между двумя государствами было подписано соглашение («договор Саны»), закреплявшее сложившийся статус-кво в Юж- ной Аравии сроком на 40 лет, но не зафиксировавшее четко границы в регионе. Демаркацию границ плани- ровали осуществить в ходе будущих переговоров, ко- торые так и не начались [13]. «Договор Саны» перио- дически нарушался то Йеменом, то протекторатами юга. Время от времени возникали пограничные конфликты [14. P. 215]. Антибританские чувства сближали имама с Г.А. Насером, но подлинного союза Каира и Саны не получилось в силу большой разницы во взглядах еги- петского и йеменского руководства.

19 сентября 1962 г. имам Йемена А. Яхья умер. Ему наследовал сын М. Аль-Бадр, но продержался у власти он совсем недолго – в ночь с 26 на 27 сентяб- ря 1962 г. королевская гвардия во главе с полковником А. Салялем свергла нового имама, провозгласив созда- ние Йеменской Арабской Республики (ЙАР). М. Аль- Бадру удалось бежать на север страны, где проживали преданные монархии племена.

В Йемене началась гражданская война, в которой новую власть поддерживало в основном городское население западной и южной частей страны, а сверг- нутого имама – некоторые племена горной местности севера и востока. Ситуация в роялистском лагере была запутанной. На должность имама претендовал еще и дядя Аль-Бадра принц Хасан. Обоим претендентам удалось договориться между собой о разделе власти в случае успеха в борьбе за возвращение трона [15.

C. 170]. Договоренность эта была хрупкой и объясня- лась задачей консолидации промонархических сил. На деле скрытое соперничество между М. Аль-Бадром и Хасаном сохранялось.

Лондон беспокоился из-за того, как переворот в Сане скажется на положении дел в Адене и ФЮА. Г. Мак- миллан отмечал в своем дневнике: «Если новое рево- люционное правительство консолидирует власть, то давление на протекторат Аден и колонию Аден станет очень опасным» [16]. Великобритания решила помочь принцу Хасану, оказывая ему содействие в поездке в британский протекторат Бейхан, откуда он планиро- вал перебраться в Йемен, чтобы возглавить антирес- публиканское движение [17].

Д. Сэндис разъяснял, что дальнейшая помощь Ха- сану должна поступать от арабских стран, а не от Ве- ликобритании, в противном случае открытая британ- ская поддержка брата умершего имама станет подобна для Соединенного Королевства «поцелую смерти»,