ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 945
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
Рис. 1. Поляки разных губерний», T. de Pauli. Description ethnographique des peoples de la Russie, 1862
Рис. 2. «Поляки», T. de Pauli. Description ethnographique des peoples de la Russie, 1862
В одежде поляков с иллюстраций заметна тенден- ция к представлению типично-обобщенного. По мне- нию автора описания, «представители знати одеваются вполне по-европейски» [5. С. 117], что противоречит иллюстрации. Даже если и предположить, что крако- вяк со второй иллюстрации является «представителем знати», то одет он явно не по-европейски – на нем конфедератка и жупан. Конфедератка, судя по тому, что она в альбоме встречается еще дважды – на первой иллюстрации ее носит ребенок и она упоминается в отрывке с описанием польского костюма («знать но- сит... цилиндрические шапки... но ниже и с квадрат- ным куском ткани сверху» [5. С. 117]), являлась для авторов раздела достаточно важной составляющей об- раза поляка. Можно предположить, что таким образом транслировался стереотип о поляке-революционере, ведь конфедератка использовалась польскими повстан- цами в ходе Ноябрьского и Краковского восстаний.
Следующим альбомом становится «Русские наро- ды: наброски пером и карандашом» 1894 г.; он был издан под редакцией русского зоолога и антрополога
Н.Ю. Зографа. Создателями издания ставилась кон- кретная цель – кратко ответить на те вопросы, которые потенциально могли возникнуть у русского человека при контакте с другими «русскими» народами (к конце века Польша обозначалась как «Привислинский край» и, в общем-то, согласно официальной доктрине Импе- рии считалась ее окраиной). Издание содержит «таб- лицы» — иллюстрации на основе рисунков Л. Белян- кина.
В первой части издания (альбом выпущен в двух частях) есть очерк о поляках с иллюстрацией (рис. 3). Иллюстрация поделена на девять пронумерованных частей, из которых 6 изображают поляков, а осталь- ные 3 – предметы польского дома и убранства.
На иллюстрации изображены представители мазу- ров, курпов, великополян, краковян и жителей окрест- ностей Люблина. Из всех них более или менее подроб- но описываются только мазуры, и поскольку литогра- фия черно-белая, то задача определить, где именно изображены мазуры, представляется весьма затрудни- тельной.
Рис. 3. «Поляки». Русские народы: наброски пером и карандашом, 1894
В одежде поляков составитель очерка выделяет
«мужской кунтуш, расшитый шнурками, с откидными рукавами, шапку конфедератку, да разноцветные сапо- ги со шпорами» [6. С. 18]. Он подчеркивает, что опи- санный костюм – это костюм прежних панов, а ко-
стюм народный проще и беднее, причем сохраняется почему-то только у мазуров, «тогда как в Южной Польше пиджак, картуз, шляпа и городское платье почти совсем вытеснили красивые национальные ко- стюмы» [6. С. 18].
В целом не создается впечатления, что перед нами крестьяне (хотя иллюстрации свидетельствуют об об- ратном – мы видим избу, вилы, веретено, лапти). Де- вушки затянуты в корсеты, мужчины в волошках – это не те признаки, которые на рубеже веков говорили о принадлежности к крестьянству. Возможно, автор иллюстрации счел дворянскую одежду более узнавае- мой и, собственно, более «польской» (на иллюстрации есть и традиционная конфедератка).
В 1903 г. выходит еще одно издание в трех томах с географическими, историческими и этнографически- ми очерками – «Народы земли: географические очерки жизни человека на земле», подготовленное коллекти- вом автором под редакцией А.Я. Острогорского. Весь материал разделен на три тома и скомпонован в соот- ветствии с частями света.
В рамках работы интересен третий том, посвящен- ный Европе. В частности, в нем содержится очерк о поляках (рис. 4), причем в разделе, посвященном народам России.
Рис. 4. «Польские крестьяне из-под Варшавы».
Народы Земли, 1903
Примечательно и то, что очерк под названием «По- ляки» начинается со слов «Царство Польское, иначе Привислинский край, есть обломок распавшегося гос- ударства…» [7. С. 72], а при описании разделов в гла- ве, посвященной истории, ни слова не упоминается о двух других участницах раздела «польского пирога». Являлась ли такой ход способом конструирования им- перской идентичности? Вопрос спорный: с одной сто-
роны, может показаться, что да, поскольку и в других источниках этого периода встречается такая попытка перенести «национальное» в плоскость «имперского», а с другой стороны, автор очерка упоминает, что фон польской общественной жизни остается националь- ным, что весьма странно, поскольку проводится руси- фикаторская политика.
В самом очерке указывается, что польские «племена» мало разнятся между собой, потому что «обществен- ные и национальные связи сплотили все эти племена в одно целое, в котором исчезают куявяки, ксенжаки, курпы и т.п.» [7. С. 73]. Это удивительно, поскольку почти во всех других российских источниках нам пы- тались наглядно продемонстрировать различия между польскими субэтническими группами если не в чертах внешности, то как минимум в их гардеробе.
Переходя к описанию поляков, автор очерка пишет, что польскому крестьянину долгим рабством были привиты такие черты, как «приниженность, подобо- страстность и лицемерие по отношению к имеющим силу и власть. Польский крестьянин переносит оскорб- ления... Однако природная даровитость и стремление к свободе, столь характерные для польской шляхты, не чужды и крестьянству» [7. С. 73]. Но при этом поля- кам, по мнению автора, присущи «широкое гостепри- имство и добродушие, часто переходящие в искрен- нюю сердечность» [7. С. 73–74], что подтверждается им в описании их внешнего вида: «…выражение фи- зиономии, оживленное веселостью и добротой, часто без заметного перехода становится грустным и стра- дающим» [7. С. 74].
В эпоху Великих реформ Александра II появилась идея, что просвещать необходимо не только культур- ную элиту, но и малообразованные слои населения империи. Эта идея нашла свое отражение в сфере пе- чати – распространение получают иллюстрированные периодические издания.
Одним из таких периодических изданий был жур- нал «Нива» – самый широко тиражируемый на терри- тории Российской империи. Журнал издавался ежене- дельно в Санкт-Петербурге с 1870 по 1917 г. и охваты- вал широкий круг различных тем. В отдельном разделе
«Этнографические картины и культурно-исторические очерки» публиковались разнообразные материалы по истории костюма, этнографии, географии и т.д. Но рубеж веков характеризуется, по всей видимости, падением интереса к разделу, поскольку он переиме- новывается в «Географические, астрономические и эт- нографические очерки», и «астрономическая» состав- ляющая заметно больше. В последних выпусках данный раздел и вовсе отсутствует.
Первое обращение к полякам на страницах «Нивы» встречается уже в номере 16 за первый год выпуска (1870), в котором напечатана статья с иллюстрацией (рис. 5), посвященная кочевникам на берегах Вислы (иллюстрация «Польские сплавщики», иллюстрировал Ю. Коссак, гравировал Рашевский) [8. С. 247]. Нена- званный автор очерка подчеркивает «полудикость» сплавщиков, о чем свидетельствует описание их обра- за жизни, но не внешний вид – они выглядят, как обычные крестьяне, без всяких намеков на «полуди-
кий» образ жизни. Мужчина даже носит конфедератку и жупан, несмотря на кочевой образ жизни.
Рис. 5. «Польские сплавщики», иллюстрация к статье
«Кочевники по берегам Вислы» // Нива. Год I. № 16
Следующая статья на «польскую тематику» посвя- щена городу Варшаве (№ 7 и 8, год IV, 1873). Статье сопутствуют две гравюры – «Лазенковский дворец в Варшаве», «Резервуар в Лазенках в Варшаве». Автор статьи П. Полевой описывает Варшаву как «красивый город, полный удобств и приятный во многих отноше- ниях» [9. С. 110] (а средневековую Варшаву он описы- вает как, в общем-то, беспорядочную и неопрятную). В целом у Полевого Варшава создает впечатление весьма красивого и изящного города: «Варшава, весе- лая, нарядная, комфортабельная, с увеличивающимся трудолюбивым, развитым населением, должна по спра- ведливости заслуживать все наше внимание… Во мно- гих отношениях... может она послужить образцом для нас...» [9. С. 126]. Что важно для нас в этой статье, так это акцент на то, что такой Варшава, по мнению авто- ра, была не всегда. Видимо, им предполагается, что владычество Российской империи на этих землях при- вело город в благостный вид.
Короткая статья в № 42 за 1873 г. посвящена Люблину (автор не указан). Она содержит небольшую историческую сводку и перечень основных достопри- мечательностей города. Статья напечатана вместе с ил- люстрацией Э. Гораздовского с рисунка с натуры Бо-
ярского «Вид города Люблина», на которой Люблин также имеет благоприятный вид спокойного и очень красивого города.
В № 33 за 1875 г. опубликована еще одна статья с иллюстрацией, в которой читателю предлагается ознакомиться с варшавскими достопримечательностя- ми. Сам очерк с иллюстрацией посвящен Варшавской ратуше. По мнению автора, площадь, где располагает- ся ратуша, является одной из изящнейших в Варшаве. Иллюстрация ничем не отличается от предыдущих, но с целью подтвердить слова автора справляется.
В № 37 в комплекте за 1876 г. также есть статья о Варшаве, посвященная Саксонскому саду (автор ука- зан как Баг-аго, рисунок и гравюра выполнены Гораз- довским). Большую часть статьи автор посвятил исто- рии Саксонского сада, и, описывая его внешний вид, он подчеркнул роскошную растительность, великолеп- ный запах цветов, пение птиц. На иллюстрации к ста- тье изображено светское мероприятие в Саксонском саду.
Еще одна статья за авторством М.А. Анненкова в № 33 от 1887 г. посвящена Люблину. Различие толь- ко в содержании статей: если первая описывала сам Люблин и его историю, то вторая сосредоточивается вокруг городских достопримечательностей. Визуаль- ный образ же читается только по иллюстрации «Виды города Люблина» (оригинальный рисунок Скорнякова, гравировал М. Рашевский). В целом никаких призна- ков стереотипизации тут не обнаруживается.
В № 22 за 1892 г. помещена уже четвертая статья, посвященная Варшаве (автором выступил уже писав- ший о Варшаве П.Н. Полевой). Описывается история Польши начиная с разделов Речи Посполитой – акцент сделан на установлении в Польше российской власти, после чего увеличивается доля русского населения города. Отмечаются и изменения, которые произошли с городом в последнюю треть столетия: «…узкие, грязные улицы расширились и обстроились высокими, прекрасными домами, явились новые скверы и гуль- бища, город во всех направлениях покрылся сетью конножелезных дорог» [10. С. 492]. И снова мы встре- чаем суждения о преображении города с приходом туда имперской администрации: если прежде Варшава была грязным и неуютным городом, то после прихода русских властей она меняется в лучшую сторону. Вновь Полевой оценивает современную ему Варшаву очень высоко. Иллюстрации его слова подтверждают (их тут, к слову, целых шесть; иллюстрации выполне- ны А. Рихтером) и изображают очень симпатичные и элегантные достопримечательности города.
По всей видимости, со временем у русского чита- теля интерес падает как к польской тематике, так и к этнографии в целом – ближе к 1890-м гг. сюжетов о Привислинском крае становится все меньше и меньше, а затем они и вовсе пропадают.
Так или иначе, очерки о польских городах встре- чаются в «Ниве» шесть раз, и все они посвящены од- ним из крупнейших городов – Варшаве и Люблину, хотя разнообразие позволяло бы авторам статей руб- рики более или менее регулярно публиковать статьи о Польше и не повторяться.
В самих статьях мы не заметили намеренных по- пыток сильно исказить в негативную сторону образ поляка и его города. Сделать выводы, судя по одной иллюстрации, изображающей поляка, очень тяжело, если не невозможно. Можно отметить только один момент: судя по всему, бытовало убеждение, что Польша и поляки пребывали в «полудиком» состоянии до перехода под власть Российской империи (во всяком случае, намеки на это есть и в единственной статье о поляках, и в нескольких статьях о польских городах). И если польские города со временем преобразились и приобрели цивилизованный вид, то с населением бывшей Речи Посполитой было сложнее, и они свое
«полудикое» состояние сохранили.
Еще одним журналом, в котором печатались этно- графические очерки, было «Живописное обозрение стран света» – еженедельный иллюстрированный журнал, ко- торый выходил в Санкт-Петербурге с 1872 по 1906 г. Будучи научно-популярным изданием, «Живописное обозрение» включало в себя как поэзию и прозу, так и статьи научного характера. Ко многим иллюстрациям, в отличие от «Нивы», здесь полноценная статья не да- ется – в некоторых случаях редакторы ограничиваются небольшими описаниями в разделе «К рисункам».
Рис. 6. «Польские типы». Иллюстрация из журнала
«Живописное обозрение». 1873. № 42
В № 42 от 1873 г. опубликована иллюстрация, на которой изображено два «общих» польских типа и
четыре «частных» (рис. 6). Персонажи на иллюстрации не оригинальные – они позаимствованы из альбома Г.-Т. Паули «Народы России», только персонаж в левом верхнем угла кажется оригинальным. Похожего на него персонажа у Паули нет, да и оригинален он как мини- мум тем, что изображен с бородой – до этого мы боро- датых поляков на страницах изданий не встречали. Здесь поляки, в отличие от предыдущих источников, представлены именно через портреты (изображается польский «тип»), а в предыдущих материалах основ- ное внимание, как кажется, уделялось национальному костюму, потому что через него было легче предста- вить народ и его отличие от других. Подписи не к каж- дому портрету, к слову, позаимствованы у Паули. На- пример, поляк, изображенный в правом верхнем углу, у иллюстратора представляет «общий польский тип», а у Паули является жителем Кракова, а девушка в ниж- нем левом углу успела за 11 лет переехать из Кракова в Люблин. На этой иллюстрации мы не встречаем нега- тивного отображения поляков, но, безусловно, видим наличие стереотипизации в некоторых элементах внеш- ности и одежды: конфедератки и усы на польский манер, достаточно заметный крест на шее у девушки, характерные «орлиные» носы, описанные у Паули.
В № 31 за 1876 г. опубликована статья о Варшаве с иллюстрацией к ней. В статье также приводится ис- тория города. И снова мы встречаем то же мнение, которое транслировалось в «Ниве»: «…с учреждением Царства Польского и присоединением оного к России 20 июня 1815 года все приняло другой вид и возросло с необыкновенной быстротой» [11. С. 491]. На иллю- страции (рисовал А. Григорьев, гравировал Е. Мали- новский) представлена панорама Замковой площади; изображена польская повседневность – множество людей куда-то едут верхом и идут пешком, эта много- людность также подчеркивается в самой статье. Ис- кусное выполнение гравюры позволяет судить об от- сутствии предрассудков по отношению к современно- му виду города.
На исходе XIX в. журнал тоже попадает в волну снижения интереса к этнографии, да и к науке в целом. В сравнении с разделами поэзии и прозы научных ста- тьей становится в разы меньше. Этнографических же очерков не остается почти совсем.
В рамках работы привлекались и этнографические материалы из сборника «Народы России: этнографи- ческие очерки» (1878–1880), издававшегося редакцией еженедельного журнала «Природа и люди» (1889–1918). Весьма масштабное научно-популярное издание, опи- сывавшее разные народы в составе Российской импе- рии, пользовалось большой популярностью.
Уже в предисловии к альбому его составители упо- минают «Народы России» Г.-Т. Паули. Они отмечают, что издание было действительно роскошным, но вслед- ствие этого далеко не каждый мог себе его позволить. Составители «Народов России» 1878–1880 гг. сочли необходимым сделать альбом более доступным для широких масс, составив его в меньших размерах, таким образом удешевив, и издать на русском языке.
Говорить о самой статье, посвященной полякам, в це- лом нечего. Высокая оценка альбома Паули, очевидно,
и сподвигла без большого количества изменений поза- имствовать его текст. То же самое можно сказать и об иллюстрациях. Хоть они и не полностью скопированы из альбома Паули, но выполнены однозначно на их основе.
Необычными произведениями печатной графики являются вкладыши в кондитерские изделия фирмы
«Эйнем». В 1896 г. кондитерским предприятием была нарисована и выпущена серия вкладышей «Типы наро- дов земного шара», которые прикладывались к прода- ваемым шоколаду и какао. Серия состояла из 14 откры- ток с портретами различных народных типов (опять же здесь изображены портреты, мы имеем дело с «типами»). Так как далеко не все могли позволить себе покупку достаточно дорогостоящего удовольствия в виде кон- фет, сказать, что вкладыши стали массовым средством распространения этнографического знания, нельзя, но нужно признать, что такой путь ознакомления с этно- графией был очень необычным и оригинальным спо- собом поднять продажи – появлялся стимул для по- купки ввиду интереса к коллекционированию.
Н. Михайлова в статье «Этнографические сюжеты в произведениях печатной графики на рубеже XIX– XX веков» обращает внимание, что основой для авто- ра открыток «Эйнема» стало исследование «Народы земли», вышедшее под руководством А. Острогорского. Тяжело в полной мере согласится с Н.О. Михайловой. Первая серия вкладышей выходит в 1896 г., в то время как «Народы земли» издаются с 1903 г. Можно пред- положить, что существовал третий источник, который и вдохновил обоих иллюстраторов на создание неко- торых портретов, но изображений поляков это точно не касается.
На самом вкладыше представлено два портрета с польскими типами — молодой дворянин и пожилой крестьянин (рис. 7). И если по портрету молодого поля- ка можно однозначно сказать, что перед нами польский тип (характерные усы, шапка-кушма, прическа, хитрый взгляд), то пожилого поляка без соответствующей под- писи легко можно было спутать с условным молдава- нином (это и борода, которая крайне редко изобража- лась на польских типах, и смуглый оттенок кожи).
Рис. 7. Вкладыш в кондитерские изделия фабрики «Эйнем», 1896
Завершает обзор монументальное 19-томное издание
«Живописная Россия: Отечество наше в его земель- ном, историческом, племенном, экономическом и бы-
товом значении» – научно-популярный энциклопедиче- ский труд, каждый из томов которого посвящен тому или иному региону Российской империи и призван дать наиболее полную информацию по его истории, гео- графии, этнографии, культуре, быту, фольклору и т.д. Данное издание было подготовлено и реализовано ти- пографией товарищества М.О. Вольфа под редакцией П.П. Семенова и издавалось в течение двадцати лет – с 1881 по 1901 г. «Живописная Россия» стала одним из самых дорогих изданий в истории российского книго- печатания, а сам М.О. Вольф ожидал, что издание найдет сочувствие и интерес у российского читателя.
«Живописная Россия» и инициатор ее создания М.О. Вольф были обвинены М.О. Кояловичем в про- польской ориентации. Сам М.О. Вольф был выходцем из Царства Польского (крещеным евреем). Первона- чально его задумкой было издание иллюстрированно- го труда с описанием Польши, но ситуация в русско- польских отношениях, изменившаяся после Январско- го восстания, заставила Вольфа поменять свои планы и реализовывать эту идею уже через выпуск много- томного издания с описанием всей Империи. По сло- вам Л.Е. Горизонтова, «“Живописная Россия” попада- ла в опасный контекст очередного польского загово- ра» [12. С. 68]. Хотя, как кажется, инкриминация полонофильских настроений не может в контексте данного издания считаться оправданной, поскольку создатели издания при выпуске томов всего лишь дви- гались с северо-запада на юго-восток страны.
Отдельный том «Живописной России» (IV) посвя- щен Царству Польскому (вышел в 1896 г.). Сам том по- лучился слишком объемным, поэтому был издан в двух частях. Иллюстрации изображают буквально все ас- пекты польской жизни и истории – это и языческие идолы, и польские выдающиеся деятели, и различные достопримечательности.
Отдельный очерк в первой части тома посвящен быту польского народа (за авторством Е. Карновича – русского историка и писателя, прослужившего 10 лет в Вильне). Здесь нас, конечно же, будут интересовать иллюстрации и описания к ним, т.е. именно визуаль- ный компонент.
Первая иллюстрация в очерке называется «Типы мазуров». В очередной раз мы встречаем заимствова- ние из альбома Г.-Т. Паули и снова отмечаем тот факт, что если у Паули эта иллюстрация была дана с целью показать различия между польскими типами из разных местностей, то здесь все персонажи являются мазура- ми, что странно, ведь сам очерк достаточно детально описывает различия во внешности поляков, населяю- щих разные губернии. По этой причине примечательна и иллюстрация, изображающая калишан: на ней изоб- ражены те же персонажи, что и на иллюстрации с ти- пами мазуров, хотя калишане и мазуры – две разные субэтнические группы поляков. Скорее всего, здесь вина лежит на иллюстраторе, который с большой до- лей неаккуратности воспроизвел одних и тех же пер- сонажей дважды.
Одежда изображенных мазуров слишком разнооб- разна, чтобы судить о соответствии между описанием и иллюстрацией и делать выводы о каком-то унифи-