ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 944
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
Материал из погребения 3663 в общий анализ не включался, поскольку по количеству помещенного в мо- гилу мяса, числу видов и особей использованных жи- вотных, составу частей их туш оно резко выделяется на фоне других. Погребение устроено в цисте и принадле- жало мужчине возмужалого возраста (25–30 лет). В мо- гилу были помещены многочисленные и разнообразные керамические сосуды, бронзовый нож и миниатюрная каменная колонка. Остатки мясной пищи располагались рядом со скелетом, а также в керамических тарелках и вазах. Кости происходят от разных видов животных: пяти овец (голова, позвонки всех отделов, ребра, таз, передние и задние конечности), козы (голова), двух особей КРС (передние и задние конечности) и свиньи (голова, таз, задние конечности). Возраст четырех овец и козы – около 2 лет, одной овцы – старше 3,5 лет, сви- ньи – 1,5 года. Одна особь КРС имела возраст 6–8 мес., другая – 2,5 года. Кости несут следы рубки (характер-
ные засечки) или раскалывания. Главное отличие этого погребения от других (включая те, где объем напут- ственной мясной пищи был также значителен), состоит в том, что здесь не прослеживается какая-либо избира- тельность в отношении состава мясных кусков, поме- щенных в могилу. Такое количество и разнообразие мясных кусков, по-видимому, является скорее исклю- чением, чем правилом, поскольку даже в погребениях с богатым погребальным инвентарем объем мясной пи- щи бывает сравнительно небольшим. В свою очередь, хотя это погребение не относится к числу бедных, его нельзя назвать и элитным. Поэтому можно предполо- жить, что обилие и разнообразие напутственной мясной пищи отражало не столько имущественный или соци- альный статус покойного, сколько, например, принад- лежность его к определенной профессиональной сфере.
Важно отметить, что процентная представленность костей разных отделов скелета МРС, происходящих от
напутственной пищи и кухонных отходов, различается статистически достоверно (χ2 = 47,36 при p= 0,000). В погребениях резко преобладают кости позвоночника и грудного сегмента на фоне сравнительно небольших долей костей других отделов (табл. 4). В свою очередь,
в кухонных отходах разные отделы скелета (за исключе- нием запястья, предплюсны и дистального отдела конеч- ностей) представлены сравнительно равномерно. При этом и в составе напутственной пищи, и в кухонных отходах кости нижних частей конечностей немногочисленны.
Т а б л и ц а 4
Характер представленности разных отделов скелета мелкого рогатого скота в кухонных отходах и в остатках напутственной пищи из погребений раскопа 16 Гонур-депе
Отделы скелета | Кухонные отходы* | Напутственная пища | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | ||
Голова (череп, нижние челюсти, зубы) | 316 | 20,7 | 18 | 4,2 | |
Туловище (позвонки, ребра) | 381 | 25,0 | 306 | 71,5 | |
Плечевой пояс (лопатка, плечевая, лучевая) | 245 | 16,1 | 20 | 4,7 | |
Тазовый пояс (таз, бедренная, берцовая) | 342 | 22,5 | 33 | 7,7 | |
Кости запястья и предплюсны (пяточная, таранная, центральная и др.) | 106 | 6,9 | 24 | 5,6 | |
Дистальные отделы конечностей (метаподии, фаланги) | 133 | 8,7 | 27 | 6,3 | |
Общее количество | 1523 | 100 | 428 | 100 |
Примечание. * – объединенная выборка.
В цистах (без учета материала из погребения 3663) среднее количество костей МРС составляет 15,2 (от 3 до 33 экземпляров), в шахтных могилах – 6 (от 1 до 12 экземпляров), в ямных могилах – 8,1 (от 1 до 14 эк- земпляров). Хотя визуально средние значения количе- ства костей в погребениях разного типа отличаются, их оценка с применением t-критерия Стьюдента до- стоверных различий не установила (цисты vs.шахты: t = 2,066 при tкр = 2,458; цисты vs. ямы: t = 1,682 при tкр = 2,445; шахты vs.ямы: t= 0,758 при tкр = 2,593). В связи с этим нельзя уверенно говорить, что в цисты в среднем помещалось больше мяса, чем в ямные и шахтные могилы.
В свою очередь, сравнение погребальных конструк- ций по частоте встречаемости в них разных отделов скелета МРС выявило определенные отличия. Оценка значимости различий по процентным долям с исполь- зованием точного критерия Фишера показывает, что в цистах достоверно чаще встречаются остатки головы (циста vs. яма и шахта: φ = 1,91 при p < 0,05), позво- ночника (циста vs. яма и шахта: φ = 3,21 при p < 0,01), тазового пояса (циста vs. яма: φ = 2,24 при p < 0,05; циста vs. шахта: φ = 4,36 при p < 0,01), а в ямных могилах – грудной части (яма vs. шахта: φ = 4,32 при p < 0,01; яма vs. циста: φ = 1,94 при p < 0,05) и плече- вого пояса (яма vs. шахта: φ = 4,61 при p < 0,01; яма vs.циста: φ = 4,14 при p < 0,01). Кроме того, в цистах за- фиксировано шесть случаев сочетания (совместного нахождения) костей разных отделов скелета МРС в двух и более погребениях. Каждое из пяти возможных соче- таний зафиксировано в двух погребениях, одно – в трех. В ямных могилах встречено лишь одно сочетание (грудной части с костями тазового пояса) в трех моги- лах. По частоте встречаемости сочетаний цисты и ямные могилы различаются достоверно (φ = 2,69 при p < 0,01 для сочетания грудная часть – тазовый пояс). По-видимому, отмеченный факт указывает на более разнообразный в среднем ассортимент мясных кусков, помещенных в цисты (по-видимому, это относится и к камерным могилам). Поскольку, число цист и ям с мужскими и женскими захоронениями почти равное (цисты: мужские – 6, женские – 7; ямные могилы:
мужские – 3, женские – 4), а также нет существенных отличий по возрасту погребенных, вероятнее всего, выявленные различия не связаны с полом и возрастом, а обусловлены социальным статусом захороненных в цистах.
Сравнительная малочисленность захоронений, при- надлежащих представителям отдельных возрастных категорий, не позволила провести их сравнение на предмет связи состава пищи с возрастом, поэтому да- лее мужские и женские погребения сопоставляются в целом. В свою очередь, проверка рядов распределе- ния количества мяса внутри мужских и женских по- гребений на нормальность показывает, что в обоих случаях распределения в выборках близки к нормаль- ному, а асимметрия незначительна. Кроме того, муж- ские и женские погребения по объему помещаемого в них мяса достоверно не различаются.
Анализ состава мясной пищи демонстрирует, что мужчинам чаще клали части позвоночника, плечевого пояса и дистальных частей конечностей (см. табл. 3). Кроме того, в мужских погребениях чаще встречаются следующие сочетания отделов скелета МРС: грудная часть – плечевой пояс (φ = 2,82 при p < 0,01); грудная часть – тазовый пояс (φ = 1,66 при p < 0,05); грудная часть – дистальные части конечностей (φ = 2,75 при p< 0,01); плечевой пояс – тазовый пояс (φ = 2,82 при p < 0,01). В женских могилах чаще встречается соче- тание костей, происходящих от головы МРС и тазового пояса (φ = 4,76 при p < 0,01). В целом можно говорить, что ассортимент мясных кусков в мужских погребени- ях богаче.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
-
В погребения преимущественно помещалось мя- со МРС (овцы и козы), и лишь в редких случаях – КРС и свиньи. -
Представленность костей разных отделов скелета МРС, происходящих от напутственной пищи и кухон- ных отходов, достоверно различается, что указывает на определенную избирательность при выборе кусков мяса МРС, помещаемых в могилы. Поскольку в мате- риале из погребений кости позвоночного и реберного
отделов резко преобладают, можно говорить об осо- бой важности этих частей туш в погребальном обряде.
-
В более сложно устроенных погребальных кон- струкциях – цистах и камерах – состав мясных кусков был более разнообразным, чем в ямных и шахтных / подбойных могилах. Поскольку связь с полом и воз- растом погребенных в этом случае отсутствует, дан- ный факт может объясняться более высоким социаль- ным статусом погребенных в этих конструкциях. При этом объем мяса, помещаемого в разные конструкции, в среднем был одинаковым. -
Мужские и женские погребения обнаруживают ряд достоверных отличий по составу помещенного в них мяса. В мужские могилы достоверно чаще, чем в женские, клали части позвоночника, плечевого пояса и нижних частей ног. Кроме того, состав мясных кус- ков в них был богаче. В женских погребениях чаще
встречается сочетание костей, происходящих от голо- вы МРС и тазового пояса. По объему помещенного в могилы мяса мужские и женские погребения досто- верно не различались.
На основании вышесказанного можно с большой долей вероятности предполагать, что у древнего насе- ления Гонур-депе существовал определенный регла- мент «сервировки» мясных подношений умершим со- племенникам в зависимости от их пола и социального статуса. По-видимому, на практике в каждом конкрет- ном случае одновременно учитывались разные биоло- гические и социальные характеристики умерших, по- этому набор костей, происходящих от остатков мясной пищи, в погребениях полностью не повторяется. Веро- ятно, отдельные сочетания мясных кусков можно счи- тать своеобразными маркерами погребального обряда людей разного полового и социального статуса.
Списокисточников
-
Галданова Г.Р. Ритуальная пища монгольских народов // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Но- восибирск : Наука, 1993. С. 141–150. -
Хабибуллина А. Традиционные трапезы в быту башкир // Ватандаш. 2001. № 3. С. 100–103. -
Мигранова Э.В. Традиционная система питания башкир (на материалах юго-западных и юго-восточных районов Республики Башкортостан) : автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб. : МАЭ РАН, 2003. 25 с. -
Мэнэс Г. Материалы по традиционной похоронной обрядности захчинов МНР конца XIX – начала XX вв. // Традиционная обрядность мон- гольских народов. Новосибирск : Наука, 1992. С. 112–126. -
de France S.D. Zooarchaeology in complex society: Political economy, status and ideology // Journal of Archaeological Research. 2009. Vol. 17. P. 105–168. -
Twiss K. The archaeology of food and social diversity // Journal of Archaeological Research. 2012. Vol. 20. P. 357–395. -
Sánchez Romero M., Aranda Jiménez G., Alarcón García E. Gender and age identities in rituals of commensality. The Argaric soc ieties // Treballs d'Arqueologia. 2007. Vol. 13. P. 69–89. -
White C.D. Gendered food behavior among the Maya: Time, place, status and rituals // Journal of Social Archaeology. 2005. Vol. 5 (3). P. 356–382. -
Сарианиди В.И. Древности страны Маргуш. Ашхабад : Ылым, 1990. 316 с. -
Сарианиди В.И. Теменос Гонура // Вестник древней истории. 1997. № 1 (220). С. 148–168. -
Сарианиди В.И. Дворец Северного Гонура // Вестник древней истории. 2000. № 2 (233). С. 248 –259. -
Сарианиди В.И. Некрополь Гонура и иранское язычество. М. : Мир-медиа, 2001. 246 с. -
Сарианиди В.И. Гонур-депе. Город царей и богов. Ашхабад : Miras, 2005. 327 с. -
Сарианиди В.И. Царский некрополь на Северном Гонуре // Вестник древней истории. 2006. № 2 (256). С. 155–192. -
Сарианиди В.И. Дворцово-храмовый комплекс Северного Гонура // Российская археология. 2007. № 1. С. 49–63. -
Зайцева Г.И., Дубова Н.А., Семенцов А.А., Реймар П., Мэллори Дж., Юнгнер Х. Радиоуглеродная хронология памятника Гонур-депе // Труды Маргианской археологической экспедиции. М. : Старый сад, 2008. Т. 2. С. 166–179. -
Сатаева Л.В., Сатаев Р.М. Земледелие в Древней Маргиане // Вестник БГАУ. 2016. № 3 (39). С. 30 –36. -
Сатаев Р.М., Сатаева Л.В., Куфтерин В.В. Особенности диеты древнего населения Гонур-депе (бронзовый век, Туркменистан) по данным междисциплинарных исследований // Человек и среда: актуальные проблемы антропологии и археологии : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием : VII Алексеевские чтения памяти академиков В.П. Алексеева и Т.И. Алексеевой. Казань : Озон, 2017. С. 50. -
Сатаева Л.В., Сатаев Р.М. Археоботанические исследования на Гонур-депе // Труды Маргианской археологической экспедиции. М. : Ста- рый сад, 2012. Т. 4: Исследования Гонур-депе в 2008–2011 гг. С. 159–162. -
Сатаев Р.М. Животные в культуре Древней Маргианы. М. : Старый сад, 2016. 196 с. -
Дубова Н.А. Погребения животных в стране Маргуш // Труды Маргианской археологической экспедиции. М. : Старый сад, 2012. Т. 4: Исследования Гонур-депе в 2008–2011 гг. С. 101–139. -
Сарианиди В.И., Дубова Н.А. Культ животных в Маргиане // Академическое востоковедение в России и странах ближнего зарубежья (2007–2015): археология, история, культура. СПб. : Контраст, 2015. С. 521–558. -
Сарианиди В.И., Дубова Н.А. Археологические работы на юго-западном холме Гонур-депе (раскоп 16) // Труды Маргианской археологи- ческой экспедиции. М. : Старый сад, 2008. Т. 2. С. 28–49.
References
-
Galdanova, G.R. (1993) Ritual'naya pishcha mongol'skikh narodov [Ritual food of the Mongolian peoples]. In: Zoriktuev, B.R. (ed.) Iz istoriikhozyaystva i material'noy kul'tury tyurko-mongol'skikh narodov [Excerpts of the history of economy and material culture of Turkic-Mongolian nations]. Novosibirsk: Nauka. pp. 141–150. -
Khabibullina, A. (2001) Traditsionnye trapezy v bytu bashkir [Traditional meals in the life of the Bashkirs]. Vatandash.3. pp. 100–103. -
Migranova, E.V. (2003) Traditsionnaya sistema pitaniya bashkir (na materialakh yugo-zapadnykh i yugo-vostochnykh rayonov Respubliki Bashkorto-stan)[Traditional food of the Bashkirs (on materials from the southwestern and southeastern regions of the Republic of Bashkortostan)]. Abstract of History Cand. Diss. St. Petersburg. -
Menes, G. (1992) Materialy po traditsionnoy pokhoronnoy obryadnosti zakhchinov MNR kontsa XIX – nachala XX vv. [Traditional funeral rituals of the Zakhchins of the Mongolian People's Republic in the late 19th – early 20th cc.]. In: Gerasimova, K.M. (ed.) Traditsionnaya obryadnost' mon-gol'skikhnarodov[Traditional rituals of the Mongolian peoples]. Novosibirsk: Nauka. pp. 112–126. -
deFrance, S.D. (2009) Zooarchaeology in complex society: Political economy, status and ideology. Journal of Archaeological Research. 17. pp. 105– 168. DOI: 10.1007/s10814-008-9027-1 -
Twiss, K. (2012) The archaeology of food and social diversity. JournalofArchaeologicalResearch. 20. pp. 357–395. DOI: 10.1007/s10814-012-9058-5
-
Sánchez Romero, M., Aranda Jiménez, G. & Alarcón García E. (2007). Gender and age identities in rituals of commensality. The Argaric societies.
Treballsd'Arqueologia. 13. pp. 69–89.
-
White, C.D. (2005) Gendered food behavior among the Maya: Time, place, status and rituals. Journal of Social Archaeology. 5(3). pp. 356–382. DOI: 10.1177/1469605305057572 -
Sarianidi, V.I. (1990) DrevnostistranyMargush[Antiquity of Margush Country]. Ashgabat: Ylym. -
Sariandidi, V.I. (1997) Temenos Gonura [The temenos of Gonur]. Vestnikdrevneyistorii. 1(220). pp. 148–168. -
Sarianidi, V.I. (2000). Dvorets Severnogo Gonura [The palace of Northern Gonur]. Vestnikdrevneyistorii–JournalofAncientHistory. 2(233). pp. 248–259. -
Sarianidi, V.I. (2001) Nekropol'Gonuraiiranskoeyazychestvo[Necropolis of Gonur and Iranian paganism]. Moscow: Mir-media. -
Sarianidi, V.I. (2005) Gonur-depe.Gorodtsareyi bogov[Gonur Depe: A city of Kings and Gods]. Ashgabat: Miras. -
Sarianidi, V.I. (2006) Tsarskiy nekropol' na Severnom Gonure [The royal necropolis in North Gonur]. Vestnik drevney istorii – Journal of AncientHistory. 2(256). pp. 155–192. -
Sarianidi, V.I. (2007) Dvortsovo-khramovyy kompleks Severnogo Gonura [A palace-temple of the Northern Gonur]. Rossiyskaya arkheologiya –RussianArchaeology. 1. pp. 49–63. -
Zaytseva, G.I., Dubova, N.A., Sementsov, A.A., Reimer, P., Mallory, J. & Jungner, H. (2008) Radiouglerodnaya khronologiya pamyatnika Gonur- depe [Radiocarbon chronology of the Gonur Depe site]. In: Sarianidi, V.I. (ed.) TrudyMargianskoyarkheologicheskoyekspeditsii[Proceedings of the Margiana archaeological expedition]. Vol. 2. Moscow: Staryy sad. pp. 166–179. -
Sataeva, L.V. & Sataev, R.M. (2016) Zemledelie v Drevney Margiane [Agriculture in Ancient Margiana]. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogoagrarnogouniversiteta–Bulletinof BashkirStateAgrarianUniversity.3(39). pp. 30–36. -
Sataev, R.M., Sataeva, L.V. & Kufterin, V.V. (2017). Osobennosti diety drevnego naseleniya Gonur-depe (bronzovyy vek, Turkmenistan) po dannym mezhdistsiplinarnykh issledovaniy [Features of the diet of Gonur Depe population (Bronze Age, Turkmenistan) according to interdiscipli- nary research]. In: Sitdikov, A.G. & Buzhilova, A.P. (eds) Chelovek i sreda: aktual'nye problemy antropologii i arkheologii [Human and Environ- ment: Topical Problems of Anthropology and Archaeology]. Kazan: Ozon. p. 50. -
Sataeva, L.V. & Sataev, R.M. (2012) Arkheobotanicheskie issledovaniya na Gonur-depe [Archaeobotanical studies at Gonur Depe]. In: Sarianidi,