Файл: Государственного университета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 970

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA

Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)

Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк

Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным

Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.

Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине

Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985

Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.

История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.

Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.

Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии

«Хвост, виляющий собакой»: колония Аден и трансформация британской политики в Южной Аравии, 1959–1964 гг.

Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.

Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain

ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY

Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе

ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY

Визуальный образ Царства Польского во второй половине XIX – начале XX в. в российской прессе и печатных изданиях

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY

Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде

Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект

РЕЦЕНЗИИ BOOK REVIEW

Советская деревня в русском поле киноисследований

2023 № 82

рить о предпочтении виртуальных форм коммуника- ционного взаимодействия живому общению [9–13].

По мнению ряда исследователей, результатом об- разовательной деятельности в условиях исключитель-

но дистантного образования в период пандемии COVID-19 стали «гиперподключенность» к Интерне- ту, перенос значительной части образовательной ак- тивности человека как субъекта деятельности в так называемую смешанную / совмещенную реальность, возникновение нового вида социальности – цифровой [14–17]. Р. Marangu и соавт. констатируют, что панде- мия COVID-19 нанесла значительный ущерб сектору образования Кении, который является важнейшим фак- тором, определяющим экономическое будущее стра- ны. Происходили временное закрытие образователь- ных учреждений и социальное дистанцирование, что оказало огромное влияние на методы преподавания и обучения. В результате эмпирического исследования, проведенного в пяти образовательных учреждениях Кении (выборка 293 студента и 34 преподавателя) бы- ли сформулированы основные проблемы, возникшие в системе образования в этот период, а именно: отсут- ствие национальной политики в области цифрового обучения, ограничения Интернета в некоторых частях страны, проблемы с обеспечением качества препода- вания, социально-экономические факторы, отсутствие у студентов самомотивации и снижение личной под- держки студентов [18].

А.Н. Поддьяков вводит различение между способ- ностью самостоятельно учиться в новых, только воз- никающих областях и способностью обучаться под чужим руководством, подчиняясь и следуя установ- ленным извне требованиям и целям. Он говорит о необходимости и целесообразности подготовки со-
временных студентов к уникальным ситуациям и труд- ностям и считает, что помощь и помехи обучению со стороны других субъектов являются факторами, влияющими на сложность и непредсказуемость даль- нейшего профессионального и личностного развития обучающихся [19].

Современное поколение студентов стали называть цифровым поколением, для него характерны многоза- дачность и «медиамногозадачность» как способность решать одновременно несколько задач и осуществлять нелинейную обработку информации (работать с не- сколькими потоками информации) [20, 21]. Мы можем говорить о возникновении новых закономерностей в образовательной активности студентов в интернет- среде. В частности, речь идет о возможном изменении цели деятельности в процессе поиска информации, возникновении ощущения наличия особых возможно- стей в цифровой среде (которыми человек не может обладать в реальной жизни), трансформации аналити- ческой активности в поисковую и др. [22–24].

В настоящее время мы можем констатировать про- изошедший переход от сосуществования офлайн- и он- лайн-модели обучения к модели обучения в смешанной реальности, когда большинство привычных видов обра- зовательных активностей дополняются онлайн-дея- тельностью. На субъективном уровне это означает, что большинство современных студентов рассматривают образовательное пространство как смешанное, нераз- деленное на онлайн- и офлайн-среду. Это порождает новые способы взаимодействия человека и техноло- гий, включение цифрового содержания в физическую реальность – возникновение «фиджитал мира» (соче- тание физического мира (physics) и цифрового (digital)) [25], или мира onlife [26].

Произошедшие изменения порождают необходимость проведения новых эмпирических исследований, целью которых являются уточнение мотиваторов и акторов образовательной активности современного российского студенчества, более детализированное описание взи- мозависимостей между субъективными индикаторами и психологическими предикторами качества жизни.

1   ...   57   58   59   60   61   62   63   64   ...   67

Методы исследования


Цель исследования заключалась в выявлении и срав- нительном анализе изменений во временных установ- ках и субъективных индикаторах качества жизни у сту- дентов в период вынужденного перехода к дистанци- онной (онлайн) модели обучения в ситуации пандемии COVID-19 и при обучении в смешанной модели в пе- риод постпандемии. Гипотеза исследования предполага- ла существование специфических взаимозависимостей между характеристиками личностного потенциала, временными установками и субъективными индикато- рами качества жизни у студентов, обучающихся онлайн и в смешанной модели обучения. Для исследования когнитивного компонента субъективного благополу- чия использовалась шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера.

Темпоральные ориентации выявлялись с помощью Шкалы временных установок Ж. Нюттена, позволяю- щей определить отношение респондентов к своему прошлому, настоящему и будущему. Методика пред- ставляет собой биполярные пары прилагательных, респондентам необходимо определить свое отношение ко времени по 10 параметрам (приятное–неприятное; безопасное–опасное; удачное–неудачное; интересное–

неинтересное, полное надежд – безнадежное; опреде- ляемое мной лично – определяемое извне, наполнен- ное активными действиями – наполненное пассивным ожиданием, неизменное постоянно меняющееся, длинное–короткое, богатое–бедное) по 7-балльной шкале. Положительный полюс оценивается 7 баллами, отрицательный 1 баллом.

Семантический дифференциал для субъективной оценки уровня тревожности. Шкала удовлетворенно- сти базовых психологических потребностей (Э. Деси и
Р. Райана в адаптации Е. Н. Осина) включает в себя шкалы «автономность», «компетентность» и «связ- ность» и была использована во втором срезе для уточ- нения характеристик личностного потенциала.

Исследование проводилось в виде онлайн-опроса в два этапа. Первый этап проходил в ноябре–декабре 2021 г. (дистанционная модель обучения), второй в сентябре–октябре 2022 г. (смешанная модель обуче- ния). Был использован метод случайного формирования выборки. Выборки несвязанные, в них входили сту- денты г. Томска. На первом этапе было 85 респонден- тов: средний возраст 21,1 год, 23,5% мужчины, 76,5% женщины. На втором этапе – 223 человека, средний возраст 20,7 лет, 32% мужчины, 68% женщины.

Результаты исследования


Проверка валидности используемых психодиагно- стических методик внутри каждой из групп испытуе- мых свидетельствует о высокой внутренней валидно- сти всех методик (α-Кронбаха варьировала от 0,75 до 0,95). С помощью критерия Колмогорова–Смирнова определено, что все значения отличаются от нормаль- ного распределения. В качестве методов статистиче- ской обработки данных использовались описательная статистика, сравнительный анализ с помощью F-кри- терия Фишера (для несвязанных выборок), корреляци- онный анализ с помощью критерия Спирмена, множе- ственный регрессионный анализ в статистическом пакете IBM SPSS 23.

Анализ показателей удовлетворенности жизнью по двум срезам показал, что в обоих случаях значения выше нормативных, при этом наблюдается рост уровня удовлетворенности жизнью от первого среза ко второму (табл. 1). Однако значимых различий в выраженности параметра не обнаружено. Это говорит о том, что рост показателя существует лишь на уровне тенденции.

В табл. 2 приведены результаты по шкале времен- ных установок Ж. Нюттена. Исходя из приведенных
данных, мы можем сделать вывод, что в структуре темпоральных ориентаций существуют различия меж- ду субъективными оценками прошлого, настоящего и будущего (4,78, 4,85 и 5,65 соответственно), ориента- ции на будущее имеют более яркую окрашенность, в то время как уровень оценок прошлого и будущего при- близительно одинаков. При этом прошлое восприни- мается в основном как интересное, приятное, безопас- ное и полное надежд; настоящее – как определяемое мной лично, полное надежд и безопасное; а будущее – как определяемое мной лично, приятное, богатое и наполненное активными действиями.


Т а б л и ц а 1

Результаты, полученные по шкале удовлетворенности жизнью Э. Динера


Показатель

1-й срез

2-й срез

F-ratio

p-value

Среднее значение

Степень отклонения

Среднее значение

Степень отклонения

Удовлетворенность жизнью

20,27

4,85

21,38

5,97

1,16

0,36


Т а б л и ц а 2

Результаты, полученные по шкале временных установок Ж. Нюттена



Показатели

1-й срез

2-й срез

Среднее значение

Стандартное отклонение

Среднее значение

Стандартное отклонение

Прошлое

4,78

1,71

4,79

0,97

Приятное

5,24

1,68

4,71

1,74

Безопасное

5,04

1,60

5,02

1,77

Удачное

4,45

1,69

4,57

1,54

Интересное

5,29

1,70

5,28

1,52

Полное надежд

5,03

1,74

5,25

1,55

Определяемое мной лично

4,75

1,93

4,68

1,59

Наполнено активными действиями

4,70

1,69

4,69

1,66

Неизменное

4,58

1,68

4,60

1,74

Длинное

4,41

1,42

4,54

1,72

Богатое

4,31

1,71

4,56

1,46

Настоящее

4,85

1,17

5,05

1,08

Приятное

5,01

1,70

4,94

1,55

Безопасное

4,96

1,76

4,98

1,67

Удачное

4,85

1,67

4,69

1,50

Интересное

4,95

1,78

5,39

1,56

Полное надежд

5,10

1,79

5,39

1,64

Определяемое мной лично

5,25

1,83

5,54

1,61

Наполнено активными действиями

4,54

1,95

5,17

1,63

Неизменное

4,70

1,75

5,23

1,54

Длинное

4,63

1,76

4,60

1,81

Богатое

4,55

1,60

4,60

1,42

Будущее

5,65

1,20

5,54

1,19

Приятное

5,75

1,45

5,44

1,71

Безопасное

5,44

1,62

5,21

1,76

Удачное

5,61

1,75

5,59

1,57

Интересное

5,85

1,43

5,93

1,32

Полное надежд

5,74

1,66

5,87

1,31

Определяемое мной лично

5,72

1,68

5,62

1,80

Наполнено активными действиями

5,69

1,78

5,40

1,76

Неизменное

5,40

1,61

5,02

1,65

Длинное

5,60

1,61

5,55

1,65

Богатое

5,72

1,45

5,80

1,34