ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 970
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
По мнению ряда исследователей, результатом об- разовательной деятельности в условиях исключитель-
но дистантного образования в период пандемии COVID-19 стали «гиперподключенность» к Интерне- ту, перенос значительной части образовательной ак- тивности человека как субъекта деятельности в так называемую смешанную / совмещенную реальность, возникновение нового вида социальности – цифровой [14–17]. Р. Marangu и соавт. констатируют, что панде- мия COVID-19 нанесла значительный ущерб сектору образования Кении, который является важнейшим фак- тором, определяющим экономическое будущее стра- ны. Происходили временное закрытие образователь- ных учреждений и социальное дистанцирование, что оказало огромное влияние на методы преподавания и обучения. В результате эмпирического исследования, проведенного в пяти образовательных учреждениях Кении (выборка 293 студента и 34 преподавателя) бы- ли сформулированы основные проблемы, возникшие в системе образования в этот период, а именно: отсут- ствие национальной политики в области цифрового обучения, ограничения Интернета в некоторых частях страны, проблемы с обеспечением качества препода- вания, социально-экономические факторы, отсутствие у студентов самомотивации и снижение личной под- держки студентов [18].
А.Н. Поддьяков вводит различение между способ- ностью самостоятельно учиться в новых, только воз- никающих областях и способностью обучаться под чужим руководством, подчиняясь и следуя установ- ленным извне требованиям и целям. Он говорит о необходимости и целесообразности подготовки со-
временных студентов к уникальным ситуациям и труд- ностям и считает, что помощь и помехи обучению со стороны других субъектов являются факторами, влияющими на сложность и непредсказуемость даль- нейшего профессионального и личностного развития обучающихся [19].
Современное поколение студентов стали называть цифровым поколением, для него характерны многоза- дачность и «медиамногозадачность» как способность решать одновременно несколько задач и осуществлять нелинейную обработку информации (работать с не- сколькими потоками информации) [20, 21]. Мы можем говорить о возникновении новых закономерностей в образовательной активности студентов в интернет- среде. В частности, речь идет о возможном изменении цели деятельности в процессе поиска информации, возникновении ощущения наличия особых возможно- стей в цифровой среде (которыми человек не может обладать в реальной жизни), трансформации аналити- ческой активности в поисковую и др. [22–24].
В настоящее время мы можем констатировать про- изошедший переход от сосуществования офлайн- и он- лайн-модели обучения к модели обучения в смешанной реальности, когда большинство привычных видов обра- зовательных активностей дополняются онлайн-дея- тельностью. На субъективном уровне это означает, что большинство современных студентов рассматривают образовательное пространство как смешанное, нераз- деленное на онлайн- и офлайн-среду. Это порождает новые способы взаимодействия человека и техноло- гий, включение цифрового содержания в физическую реальность – возникновение «фиджитал мира» (соче- тание физического мира (physics) и цифрового (digital)) [25], или мира onlife [26].
Произошедшие изменения порождают необходимость проведения новых эмпирических исследований, целью которых являются уточнение мотиваторов и акторов образовательной активности современного российского студенчества, более детализированное описание взи- мозависимостей между субъективными индикаторами и психологическими предикторами качества жизни.
Методы исследования
Цель исследования заключалась в выявлении и срав- нительном анализе изменений во временных установ- ках и субъективных индикаторах качества жизни у сту- дентов в период вынужденного перехода к дистанци- онной (онлайн) модели обучения в ситуации пандемии COVID-19 и при обучении в смешанной модели в пе- риод постпандемии. Гипотеза исследования предполага- ла существование специфических взаимозависимостей между характеристиками личностного потенциала, временными установками и субъективными индикато- рами качества жизни у студентов, обучающихся онлайн и в смешанной модели обучения. Для исследования когнитивного компонента субъективного благополу- чия использовалась шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера.
Темпоральные ориентации выявлялись с помощью Шкалы временных установок Ж. Нюттена, позволяю- щей определить отношение респондентов к своему прошлому, настоящему и будущему. Методика пред- ставляет собой биполярные пары прилагательных, респондентам необходимо определить свое отношение ко времени по 10 параметрам (приятное–неприятное; безопасное–опасное; удачное–неудачное; интересное–
неинтересное, полное надежд – безнадежное; опреде- ляемое мной лично – определяемое извне, наполнен- ное активными действиями – наполненное пассивным ожиданием, неизменное – постоянно меняющееся, длинное–короткое, богатое–бедное) по 7-балльной шкале. Положительный полюс оценивается 7 баллами, отрицательный – 1 баллом.
Семантический дифференциал для субъективной оценки уровня тревожности. Шкала удовлетворенно- сти базовых психологических потребностей (Э. Деси и
Р. Райана в адаптации Е. Н. Осина) включает в себя шкалы «автономность», «компетентность» и «связ- ность» и была использована во втором срезе для уточ- нения характеристик личностного потенциала.
Исследование проводилось в виде онлайн-опроса в два этапа. Первый этап проходил в ноябре–декабре 2021 г. (дистанционная модель обучения), второй – в сентябре–октябре 2022 г. (смешанная модель обуче- ния). Был использован метод случайного формирования выборки. Выборки несвязанные, в них входили сту- денты г. Томска. На первом этапе было 85 респонден- тов: средний возраст 21,1 год, 23,5% мужчины, 76,5% женщины. На втором этапе – 223 человека, средний возраст 20,7 лет, 32% мужчины, 68% женщины.
Результаты исследования
Проверка валидности используемых психодиагно- стических методик внутри каждой из групп испытуе- мых свидетельствует о высокой внутренней валидно- сти всех методик (α-Кронбаха варьировала от 0,75 до 0,95). С помощью критерия Колмогорова–Смирнова определено, что все значения отличаются от нормаль- ного распределения. В качестве методов статистиче- ской обработки данных использовались описательная статистика, сравнительный анализ с помощью F-кри- терия Фишера (для несвязанных выборок), корреляци- онный анализ с помощью критерия Спирмена, множе- ственный регрессионный анализ в статистическом пакете IBM SPSS 23.
Анализ показателей удовлетворенности жизнью по двум срезам показал, что в обоих случаях значения выше нормативных, при этом наблюдается рост уровня удовлетворенности жизнью от первого среза ко второму (табл. 1). Однако значимых различий в выраженности параметра не обнаружено. Это говорит о том, что рост показателя существует лишь на уровне тенденции.
В табл. 2 приведены результаты по шкале времен- ных установок Ж. Нюттена. Исходя из приведенных
данных, мы можем сделать вывод, что в структуре темпоральных ориентаций существуют различия меж- ду субъективными оценками прошлого, настоящего и будущего (4,78, 4,85 и 5,65 соответственно), ориента- ции на будущее имеют более яркую окрашенность, в то время как уровень оценок прошлого и будущего при- близительно одинаков. При этом прошлое восприни- мается в основном как интересное, приятное, безопас- ное и полное надежд; настоящее – как определяемое мной лично, полное надежд и безопасное; а будущее – как определяемое мной лично, приятное, богатое и наполненное активными действиями.
Т а б л и ц а 1
Результаты, полученные по шкале удовлетворенности жизнью Э. Динера
Показатель | 1-й срез | 2-й срез | F-ratio | p-value | ||
Среднее значение | Степень отклонения | Среднее значение | Степень отклонения | |||
Удовлетворенность жизнью | 20,27 | 4,85 | 21,38 | 5,97 | 1,16 | 0,36 |
Т а б л и ц а 2
Результаты, полученные по шкале временных установок Ж. Нюттена
Показатели | 1-й срез | 2-й срез | |||
Среднее значение | Стандартное отклонение | Среднее значение | Стандартное отклонение | ||
Прошлое | 4,78 | 1,71 | 4,79 | 0,97 | |
Приятное | 5,24 | 1,68 | 4,71 | 1,74 | |
Безопасное | 5,04 | 1,60 | 5,02 | 1,77 | |
Удачное | 4,45 | 1,69 | 4,57 | 1,54 | |
Интересное | 5,29 | 1,70 | 5,28 | 1,52 | |
Полное надежд | 5,03 | 1,74 | 5,25 | 1,55 | |
Определяемое мной лично | 4,75 | 1,93 | 4,68 | 1,59 | |
Наполнено активными действиями | 4,70 | 1,69 | 4,69 | 1,66 | |
Неизменное | 4,58 | 1,68 | 4,60 | 1,74 | |
Длинное | 4,41 | 1,42 | 4,54 | 1,72 | |
Богатое | 4,31 | 1,71 | 4,56 | 1,46 | |
Настоящее | 4,85 | 1,17 | 5,05 | 1,08 | |
Приятное | 5,01 | 1,70 | 4,94 | 1,55 | |
Безопасное | 4,96 | 1,76 | 4,98 | 1,67 | |
Удачное | 4,85 | 1,67 | 4,69 | 1,50 | |
Интересное | 4,95 | 1,78 | 5,39 | 1,56 | |
Полное надежд | 5,10 | 1,79 | 5,39 | 1,64 | |
Определяемое мной лично | 5,25 | 1,83 | 5,54 | 1,61 | |
Наполнено активными действиями | 4,54 | 1,95 | 5,17 | 1,63 | |
Неизменное | 4,70 | 1,75 | 5,23 | 1,54 | |
Длинное | 4,63 | 1,76 | 4,60 | 1,81 | |
Богатое | 4,55 | 1,60 | 4,60 | 1,42 | |
Будущее | 5,65 | 1,20 | 5,54 | 1,19 | |
Приятное | 5,75 | 1,45 | 5,44 | 1,71 | |
Безопасное | 5,44 | 1,62 | 5,21 | 1,76 | |
Удачное | 5,61 | 1,75 | 5,59 | 1,57 | |
Интересное | 5,85 | 1,43 | 5,93 | 1,32 | |
Полное надежд | 5,74 | 1,66 | 5,87 | 1,31 | |
Определяемое мной лично | 5,72 | 1,68 | 5,62 | 1,80 | |
Наполнено активными действиями | 5,69 | 1,78 | 5,40 | 1,76 | |
Неизменное | 5,40 | 1,61 | 5,02 | 1,65 | |
Длинное | 5,60 | 1,61 | 5,55 | 1,65 | |
Богатое | 5,72 | 1,45 | 5,80 | 1,34 |