Файл: Государственного университета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 968

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA

Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)

Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк

Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным

Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.

Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине

Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985

Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.

История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.

Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.

Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии

«Хвост, виляющий собакой»: колония Аден и трансформация британской политики в Южной Аравии, 1959–1964 гг.

Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.

Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain

ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY

Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе

ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY

Визуальный образ Царства Польского во второй половине XIX – начале XX в. в российской прессе и печатных изданиях

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY

Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде

Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект

РЕЦЕНЗИИ BOOK REVIEW

Советская деревня в русском поле киноисследований

2023 № 82





В табл. 3 отражены показатели семантического дифференциала, которые свидетельствуют о среднем уровне тревожности у студентов при достаточно боль- шом разбросе значений.

Т а б л и ц а 3

Результаты, полученные по семантическому дифференциалу


Параметр

Среднее значение

Стандартное

отклонение

Субъективная оценка уровня тревожности

2,5965

1,24272

В табл. 4 отражены показатели личностного потен- циала, которые свидетельствуют, что у студентов в наименьшей степени удовлетворена базовая психо- логическая потребность в автономии.

Подсчет значимости различий между двумя выбор- ками с использованием F-критерия Фишера показал отсутствие таковых на необходимом уровне значимо- сти. Поэтому нами было принято решение осуществ- лять корреляционный и регрессионный анализ только

по отношению ко второму срезу как наиболее акту- альному к моменту интерпретации результатов. Кроме того, выборка второго среза была больше в три раза, что повышает прогностическую способность разраба- тываемой объяснительной модели.

Т а б л и ц а 4

Результаты, полученные по шкале удовлетворенности базовых потребностей (Э. Деси и Р. Райана)


Параметр

Среднее значение

Стандартное

отклонение

Автономия

8,1018

2,26427

Компетентность

10,1825

1,98632

Связность

10,6667

2,14717


Результаты корреляционного анализа показали суще- ствование значимых взаимозависимостей между практи- чески всеми переменными (исключая переменную «пол»), что крайне затруднило интерпретацию результатов. Поэтому при анализе данных нами был сделан акцент на рассмотрении результатов регрессионного анализа.



Т а б л и ц а 5

Предикторы удовлетворенности жизнью (множественный регрессионный анализ)



N = 223

Regression Summary for Dependent Variable: Удовлетворенность жизнью R = ,60314054, R2 = ,36377851, Adjusted R2 = ,35468963 (4,280) = 40.025 p < 0,0000, Std. Error of estimate: 4,8807

b*

Std. Err. (of b*)

b

Std. Err. (of b)

t(280)

p-value

Intercept







1,022767

1,956797

0,52267

0,601614

Связность

0,185067

0,051156

0,523675

0,144753

3,61772

0,000353

Прошлое

0,132689

0,052559

0,769931

0,304977

2,52456

0,012137

Настоящее

0,548092

0,070162

3,078523

0,394085

7,81182

0,000000

Будущее

–0,141104

0,068376

–0,720915

0,349338

–2,06366

0,039972




В табл. 5 отражены результаты регрессионного ана- лиза. Коэффициент детерминации составил R2 = 0,35, т.е. выбор факторов адекватный. Проверка на нормаль- ность распределения остатков также показала прием- лемость предлагаемой модели. Предикторами удовле- творенности жизнью у студентов в период постпандемии являются связность как базовая психологическая по- требность, установки к прошлому, настоящему и бу- дущему.

1   ...   59   60   61   62   63   64   65   66   67

Заключение и выводы


Проведенное поперечно-срезовым методом иссле- дование на случайной выборке студентов вуза показа- ло стабильность показателей во времени по парамет- рам субъективных оценок качества жизни и уровня тревожности, установок ко времени как в период вы- нужденного онлайн-обучения, так и в период перехода к смешанной модели обучения. При этом показатели удовлетворенности жизнью также стабильно выше среднего. Это свидетельствует о том, что респонденты оценивают образовательную среду как способствую- щую решению текущих задач, а действие стрессоген- ных факторов оценивается как допустимое.

В структуре временных установок наибольшее зна- чение имеет установка по отношению к будущему. В от- ношении к нему у студентов наблюдается когнитив- ный диссонанс. С одной стороны, оно воспринимается как наполненное активными действиями (т.е. субъект- ное), а с другой стороны, установка к будущему и все жизненные задачи, связанные с этим, негативно влия- ют на удовлетворенность жизнью в настоящем. Студен- ты испытывают трудности с реализацией потребности в автономии – желания самостоятельно контролиро- вать собственные действия и поведение, быть их неза- висимым инициатором, стремления чувствовать выбор и собственную детерминацию поведения.

На наш взгляд, следствием именно этого является тот факт, что базовая потребность в компетентности, достижении значимых результатов не стала предикто- ром удовлетворенности жизнью. Стремление к «связ-

ности», т.е. к взаимосвязи с другими людьми, установ- лению надежных и удовлетворяющих индивида отно- шений с другими, основанных на чувстве привязанно- сти и дающих ощущение принятия, понятости, под- держки, в актуальной ситуации является предиктором удовлетворенности жизнью. Желание любить и забо- титься о других людях и получать любовь и заботу с их стороны – основная сфера жизнеосуществления.

В отношении же социальной и профессиональной активности мы можем говорить об «эффекте отложен- ной жизни». Данная сфера жизнеосуществления, с одной стороны, не вызывает отторжения и стресса, а с другой – рассматривается как менее актуальная в настоящем. В целом образовательное пространство воспринимает- ся студентами позитивно и не вызывает тревоги. Сложная ситуация вынужденного изменения образо- вательных подходов не вызвала у студентов негатив- ных последствий и отторжения. И хотя на первона- чальных этапах у отдельной части преподавателей и студентов и возникали стрессовые реакции, с тече- нием времени большая часть респондентов сформиро- вала, скорее, позитивное отношение к изменению об- разовательной среды. На наш взгляд, возможности, которые открываются в результате внедрения смешан- ной образовательной среды, перевешивают возникшие проблемы:

  • значительная часть как профессорско-преподава- тельского состава, так и студентов вообще не пользо- вались онлайн-обучением до пандемии COVID-19;

  • преподаватели и студенты приобрели опыт ис- пользования веб-инструментов и технологий;

  • и у профессорско-преподавательского состава, и у студентов формируются и совершенствуются компе- тенции эффективного управления временем;

  • расширяется географический доступ к образова- нию, позволяющий проводить занятия удаленно; уси- ливается интерактивный компонент взаимодействия между преподавателями и учащимися;

  • онлайн-обучение допускает и фактически стиму- лирует сочетание образования с профессиональными пробами и многими другими возможностями.



Списокисточников


  1. Неклюдова С.В., Кабрин В.И. Формирование нового типа мобильного образа жизни личности в транскультуральной коммуникации // Си- бирский психологический журнал. 2017. 65. С. 66–82. doi: 10.17223/17267080/65/5

  2. Anderson E.L., Steen E., Stavropoulos V. Internet use and Problematic Internet Use: a systematic review of longitudinal research trends in adolescence and emergent adult-hood // International Journal of Adolescence and Youth. 2017. Vol. 22, is. 4. P. 430–454. doi: 10.1080/02673843.2016.1227716

  3. May K.E., Elder A.D. Efficient, helpful, or distracting? A literature review of media multitasking in relation to academic performance // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15, 1. Art. 13. doi: 10.1186/s41239-018-0096-z

  4. Кужелева-Саган И.П., Сучкова Н.А. Цифровое кочевничество в среде томских студентов: идентификация и самоидентификация // Сибир- ский психологический журнал. 2018. 67. С. 102–114. doi: 10.17223/17267080/67/8




  1. Савинова С.Ю. Вовлеченность студентов в образовательный процесс: оценка позитивных эффектов // Человек и образование. 2015. № 4 (45). С. 143–147.

  2. Черных C.И., Борисенко И.Г. Цифровые технологии в образовании и их влияние на изменение человеческого капитала // Философия обра- зования. 2020. Т. 20, 3. С. 5–20. doi: 10.15372/PHE20200301

  3. Третьякова В.С. Профессиональное будущее молодежи цифрового поколения России // Непрерывное образование: теория и практика : материа- лы II Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22 января 2019. Екатеринбург, 2019. С. 151–156.

  4. Литвинова Е.Ю., Киселева Н.В. Вовлеченность в профессиональную среду и ее значение для непрерывного образования // Социальная пси- хология и общество. 2017. Т. 8, 2. С. 5–20. doi: 10.17759/sps.2017080201

  5. Кравченко С.А. Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции в молодежной среде // Социологические исследования. 2019.


10. С. 48–57. doi: 10.31857/S013216250006186-7

  1. Асмолов Г.А., Асмолов А.Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019.

4. С. 3–28.

  1. Бредун E.В., Баланёв Д.Ю., Ваулина Т.А. и др. Темпоральные особенности студентов как когнитивные диагностические характеристики: контекст адаптивного образования // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17, 1. С. 60–73. doi: 10.21702/rpj.2020.1.5

  2. Brubaker R. Digital hyperconnectivity and the self // Theory and Society. 2020. Vol. 49 . P. 771–801. doi: 10.1007/s11186-020-09405-1

  3. Gentzler A.L. Valuing happiness in youth: Associations with depressive symptoms and well-being // Journal of Applied Developmental Psychology. 2019. Vol. 62. P. 220–230. doi: 10.1016/j.appdev.2019.03.001

  4. Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, 3. С. 431–450. doi: 10.17323/1813-8918-2021-3-431-450

  5. Ackermann K., Manatschal A. Online volunteering as a means to overcome unequal participation? The profiles of online and offline volunteers compared // New Media & Society. 2018. Vol. 20, is. 12. Р. 4453–4472. doi: 10.1177/1461444818775698

  6. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Организация интерактивного взаимодействия в электронном обучении // Вестник Мининского универси- тета. 2017. 4 (21). Ст. 1. doi: 10.26795/2307-1281-2017-4-1

  7. Кандыбович С.Л., Разина Т.В. Особенности социализации молодежи в условиях современной цифровой среды // Мировые цивилизации. 2019. Т. 4, 3-4. С. 23–28. URL: https://wcj.world/PDF/06PSMZ319.pdf

  8. Marangu P., Nyaga F., Rukaria S. Overcoming Challenges Arising from Online Training in TVET Institutions in Kenya // Tenth Pan-Common wealth Forum on Open Learning. 2022. doi: 10.56059/pcf10.9226. https://www.researchgate.net/publication/365987709_Overcoming_Challenges_ Arising_from_Online_Training_in_TVET_Institutions_in_Kenya

  9. Поддьяков А.Н. Психология обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности // Mobilisinmobili: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А.Г. Асмолова. М. : Изд. дом ЯСК, 2018. С. 261–276. doi: 10.54359/ps.v8i40.558

  10. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Топоркова О.В. Студенческая молодежь в эпоху цифрового общества // Преподаватель XXI век. 2019.