ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 968
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
В табл. 3 отражены показатели семантического дифференциала, которые свидетельствуют о среднем уровне тревожности у студентов при достаточно боль- шом разбросе значений.
Т а б л и ц а 3
Результаты, полученные по семантическому дифференциалу
Параметр | Среднее значение | Стандартное отклонение |
Субъективная оценка уровня тревожности | 2,5965 | 1,24272 |
В табл. 4 отражены показатели личностного потен- циала, которые свидетельствуют, что у студентов в наименьшей степени удовлетворена базовая психо- логическая потребность в автономии.
Подсчет значимости различий между двумя выбор- ками с использованием F-критерия Фишера показал отсутствие таковых на необходимом уровне значимо- сти. Поэтому нами было принято решение осуществ- лять корреляционный и регрессионный анализ только
по отношению ко второму срезу как наиболее акту- альному к моменту интерпретации результатов. Кроме того, выборка второго среза была больше в три раза, что повышает прогностическую способность разраба- тываемой объяснительной модели.
Т а б л и ц а 4
Результаты, полученные по шкале удовлетворенности базовых потребностей (Э. Деси и Р. Райана)
Параметр | Среднее значение | Стандартное отклонение |
Автономия | 8,1018 | 2,26427 |
Компетентность | 10,1825 | 1,98632 |
Связность | 10,6667 | 2,14717 |
Результаты корреляционного анализа показали суще- ствование значимых взаимозависимостей между практи- чески всеми переменными (исключая переменную «пол»), что крайне затруднило интерпретацию результатов. Поэтому при анализе данных нами был сделан акцент на рассмотрении результатов регрессионного анализа.
Т а б л и ц а 5
Предикторы удовлетворенности жизнью (множественный регрессионный анализ)
N = 223 | Regression Summary for Dependent Variable: Удовлетворенность жизнью R = ,60314054, R2 = ,36377851, Adjusted R2 = ,35468963 (4,280) = 40.025 p < 0,0000, Std. Error of estimate: 4,8807 | |||||
b* | Std. Err. (of b*) | b | Std. Err. (of b) | t(280) | p-value | |
Intercept | | | 1,022767 | 1,956797 | 0,52267 | 0,601614 |
Связность | 0,185067 | 0,051156 | 0,523675 | 0,144753 | 3,61772 | 0,000353 |
Прошлое | 0,132689 | 0,052559 | 0,769931 | 0,304977 | 2,52456 | 0,012137 |
Настоящее | 0,548092 | 0,070162 | 3,078523 | 0,394085 | 7,81182 | 0,000000 |
Будущее | –0,141104 | 0,068376 | –0,720915 | 0,349338 | –2,06366 | 0,039972 |
В табл. 5 отражены результаты регрессионного ана- лиза. Коэффициент детерминации составил R2 = 0,35, т.е. выбор факторов адекватный. Проверка на нормаль- ность распределения остатков также показала прием- лемость предлагаемой модели. Предикторами удовле- творенности жизнью у студентов в период постпандемии являются связность как базовая психологическая по- требность, установки к прошлому, настоящему и бу- дущему.
Заключение и выводы
Проведенное поперечно-срезовым методом иссле- дование на случайной выборке студентов вуза показа- ло стабильность показателей во времени по парамет- рам субъективных оценок качества жизни и уровня тревожности, установок ко времени как в период вы- нужденного онлайн-обучения, так и в период перехода к смешанной модели обучения. При этом показатели удовлетворенности жизнью также стабильно выше среднего. Это свидетельствует о том, что респонденты оценивают образовательную среду как способствую- щую решению текущих задач, а действие стрессоген- ных факторов оценивается как допустимое.
В структуре временных установок наибольшее зна- чение имеет установка по отношению к будущему. В от- ношении к нему у студентов наблюдается когнитив- ный диссонанс. С одной стороны, оно воспринимается как наполненное активными действиями (т.е. субъект- ное), а с другой стороны, установка к будущему и все жизненные задачи, связанные с этим, негативно влия- ют на удовлетворенность жизнью в настоящем. Студен- ты испытывают трудности с реализацией потребности в автономии – желания самостоятельно контролиро- вать собственные действия и поведение, быть их неза- висимым инициатором, стремления чувствовать выбор и собственную детерминацию поведения.
На наш взгляд, следствием именно этого является тот факт, что базовая потребность в компетентности, достижении значимых результатов не стала предикто- ром удовлетворенности жизнью. Стремление к «связ-
ности», т.е. к взаимосвязи с другими людьми, установ- лению надежных и удовлетворяющих индивида отно- шений с другими, основанных на чувстве привязанно- сти и дающих ощущение принятия, понятости, под- держки, в актуальной ситуации является предиктором удовлетворенности жизнью. Желание любить и забо- титься о других людях и получать любовь и заботу с их стороны – основная сфера жизнеосуществления.
В отношении же социальной и профессиональной активности мы можем говорить об «эффекте отложен- ной жизни». Данная сфера жизнеосуществления, с одной стороны, не вызывает отторжения и стресса, а с другой – рассматривается как менее актуальная в настоящем. В целом образовательное пространство воспринимает- ся студентами позитивно и не вызывает тревоги. Сложная ситуация вынужденного изменения образо- вательных подходов не вызвала у студентов негатив- ных последствий и отторжения. И хотя на первона- чальных этапах у отдельной части преподавателей и студентов и возникали стрессовые реакции, с тече- нием времени большая часть респондентов сформиро- вала, скорее, позитивное отношение к изменению об- разовательной среды. На наш взгляд, возможности, которые открываются в результате внедрения смешан- ной образовательной среды, перевешивают возникшие проблемы:
-
значительная часть как профессорско-преподава- тельского состава, так и студентов вообще не пользо- вались онлайн-обучением до пандемии COVID-19; -
преподаватели и студенты приобрели опыт ис- пользования веб-инструментов и технологий; -
и у профессорско-преподавательского состава, и у студентов формируются и совершенствуются компе- тенции эффективного управления временем; -
расширяется географический доступ к образова- нию, позволяющий проводить занятия удаленно; уси- ливается интерактивный компонент взаимодействия между преподавателями и учащимися; -
онлайн-обучение допускает и фактически стиму- лирует сочетание образования с профессиональными пробами и многими другими возможностями.
Списокисточников
-
Неклюдова С.В., Кабрин В.И. Формирование нового типа мобильного образа жизни личности в транскультуральной коммуникации // Си- бирский психологический журнал. 2017. № 65. С. 66–82. doi: 10.17223/17267080/65/5 -
Anderson E.L., Steen E., Stavropoulos V. Internet use and Problematic Internet Use: a systematic review of longitudinal research trends in adolescence and emergent adult-hood // International Journal of Adolescence and Youth. 2017. Vol. 22, is. 4. P. 430–454. doi: 10.1080/02673843.2016.1227716 -
May K.E., Elder A.D. Efficient, helpful, or distracting? A literature review of media multitasking in relation to academic performance // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15, № 1. Art. 13. doi: 10.1186/s41239-018-0096-z -
Кужелева-Саган И.П., Сучкова Н.А. Цифровое кочевничество в среде томских студентов: идентификация и самоидентификация // Сибир- ский психологический журнал. 2018. № 67. С. 102–114. doi: 10.17223/17267080/67/8
-
Савинова С.Ю. Вовлеченность студентов в образовательный процесс: оценка позитивных эффектов // Человек и образование. 2015. № 4 (45). С. 143–147. -
Черных C.И., Борисенко И.Г. Цифровые технологии в образовании и их влияние на изменение человеческого капитала // Философия обра- зования. 2020. Т. 20, № 3. С. 5–20. doi: 10.15372/PHE20200301 -
Третьякова В.С. Профессиональное будущее молодежи цифрового поколения России // Непрерывное образование: теория и практика : материа- лы II Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22 января 2019. Екатеринбург, 2019. С. 151–156. -
Литвинова Е.Ю., Киселева Н.В. Вовлеченность в профессиональную среду и ее значение для непрерывного образования // Социальная пси- хология и общество. 2017. Т. 8, № 2. С. 5–20. doi: 10.17759/sps.2017080201 -
Кравченко С.А. Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции в молодежной среде // Социологические исследования. 2019.
№ 10. С. 48–57. doi: 10.31857/S013216250006186-7
-
Асмолов Г.А., Асмолов А.Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019.
№ 4. С. 3–28.
-
Бредун E.В., Баланёв Д.Ю., Ваулина Т.А. и др. Темпоральные особенности студентов как когнитивные диагностические характеристики: контекст адаптивного образования // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17, № 1. С. 60–73. doi: 10.21702/rpj.2020.1.5 -
Brubaker R. Digital hyperconnectivity and the self // Theory and Society. 2020. Vol. 49 . P. 771–801. doi: 10.1007/s11186-020-09405-1 -
Gentzler A.L. Valuing happiness in youth: Associations with depressive symptoms and well-being // Journal of Applied Developmental Psychology. 2019. Vol. 62. P. 220–230. doi: 10.1016/j.appdev.2019.03.001 -
Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 3. С. 431–450. doi: 10.17323/1813-8918-2021-3-431-450 -
Ackermann K., Manatschal A. Online volunteering as a means to overcome unequal participation? The profiles of online and offline volunteers compared // New Media & Society. 2018. Vol. 20, is. 12. Р. 4453–4472. doi: 10.1177/1461444818775698 -
Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Организация интерактивного взаимодействия в электронном обучении // Вестник Мининского универси- тета. 2017. № 4 (21). Ст. 1. doi: 10.26795/2307-1281-2017-4-1 -
Кандыбович С.Л., Разина Т.В. Особенности социализации молодежи в условиях современной цифровой среды // Мировые цивилизации. 2019. Т. 4, № 3-4. С. 23–28. URL: https://wcj.world/PDF/06PSMZ319.pdf -
Marangu P., Nyaga F., Rukaria S. Overcoming Challenges Arising from Online Training in TVET Institutions in Kenya // Tenth Pan-Common wealth Forum on Open Learning. 2022. doi: 10.56059/pcf10.9226. https://www.researchgate.net/publication/365987709_Overcoming_Challenges_ Arising_from_Online_Training_in_TVET_Institutions_in_Kenya -
Поддьяков А.Н. Психология обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности // Mobilisinmobili: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А.Г. Асмолова. М. : Изд. дом ЯСК, 2018. С. 261–276. doi: 10.54359/ps.v8i40.558 -
Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Топоркова О.В. Студенческая молодежь в эпоху цифрового общества // Преподаватель XXI век. 2019.