ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 336
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей
Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения
1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Описание результатов эмпирического исследования
Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей
Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.
Упражнение «Глубокое дыхание».
Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Глубокое дыхание».
Если успеем: свободный выбор между добром и злом.
Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»
Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».
ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»
Выводы по главе 1
Итак, проанализировав психолого-педагогическую литературу, можем отметить, что ассертивность – сложная система взаимодействия концепции я человека с окружающей его социальной средой, на которую влияют ситуационные, культурно-этнические и семейные факторы. Это понятие вбирает в себя множество различных аспектов. Но в первую очередь, ассертивность – это уважительное отстаивание собственных интересов без ущерба интересов окружающих, это принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия, которая может потребовать изменений — в восприятии себя и в отношениях с другими. И мы считаем, что ключевым навыком в развитии ассертивного поведения является коммуникативная компетентность. Антагонистами ассертивного поведения являются застенчивость, агрессия и манипуляция. Все эти черты связанны с заниженной самооценкой и повышенным чувством тревожности и значит, именно эти черты нужно прорабатывать, развивая ассертивность. В различных психологических подходах представлены разные взгляды на процесс формирования личностных черт. И ребенок, приходя в школу из детского сада / семьи, за плечами имеет уже целый багаж различных установок и взглядов, в основном это те, которые разделяет его семья. При этом он сталкивается с различными ситуациями, требующими проявления ассертивности. Всесторонне изучив вопрос, мы выделили некоторые критерии ассертивных ситуаций в школе:
-
Ситуация новой среды. -
Ситуация занятия нового статуса в среде. -
Ситуация неуспешности, проявленной в конкурентной среде. -
Конфликты. -
Борьба за внимание учителя, как ресурс.
Младший школьный возраст можно отметить, как оптимальный для закладывания основ ассертивности еще и потому, что именно сейчас у ребенка произошла смена ведущей деятельности, он уже в состоянии оценивать
собственные действия и поступки других людей. Но младший школьник еще не способен овладеть полным набором навыков ассертивного поведения в силу несформированности некоторых психических качеств личности. Поэтому мы можем говорить о некоторой базовой модели формирования ассертивного поведения, куда нужно включить часть компонентов.
Можно выделить следующие индикаторы ассертивного поведения в младшем школьном возрасте: уверенность в себе, объективная самооценка, эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, отсутствие застенчивости, агрессии и манипулятивного поведения, самостоятельность, коммуникативная компетенция, мотивация на успех. Главным условием для формирования ассертивного поведения является благоприятная ситуация развития ребенка с поддерживающим отношением значимых взрослых. Ассертивность формируется при помощи механизмов имитации, осознания, рефлексии, идентификации, интериоризации и экстериоризации.
Для формирования фундамента будущего ассертивного поведения, учитывая компоненты, критерии ассертивности и возможности возрастного развития, первоочередное внимание нужно обратить на развитие коммуникативной компетенции, как социально значимого компонента в структуре личности и основного этапа социализации в младшем школьном
возрасте – взаимодействие со сверстниками без контроля со стороны взрослых. Для формирования навыка успешных коммуникаций требуется поддержка с аффективной стороны личности – средний и ниже среднего уровень тревожности, и адекватная самооценка. Следовательно, эффективная модель формирования ассертивного поведения младших школьников должна включать компоненты, прежде всего, формирующие коммуникативную компетенцию и адекватную самооценку, а также инструменты, способствующие снижению уровня тревожности.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
-
Исследование особенностей ассертивного поведения у детей
Наше исследование проведено в рамках естественно-научной парадигмы и основано на принципах системного подхода. Сроки проведения исследования 2018- 2019 год. Работа проводилась в 3 этапа. Первый – анализ психолого-педагогической литературы начался в январе и был завершен в октябре 2018 г. Второй – подготовка и проведение диагностического исследования, обработка результатов и выделение экспериментальной и тестовой группы. Работа проводилась в период с ноября 2018 г. по февраль 2019 г. Третьим этапом стала разработка и проведение формирующего эксперимента, повторная диагностика и обработка результатов. Третий этап был проведен с марта по июль 2019 г.
База для проведения исследования – МДОУ №113 г. Екатеринбурга. В исследовании участвовало 49 учеников начальных классов, из них 26 мальчиков и 23 девочки, учащиеся 2-х классов. Все испытуемые принадлежат возрастному периоду 8-9 лет, что соответствует младшему школьному периоду, согласно возрастной периодизации Э. Эриксона.
В ходе нашего исследования были использованы теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические методы (диагностика, формирующий эксперимент, качественный и количественный анализ результатов диагностики и эксперимента),
статистические методы исследования.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы определили, что для проявления признаков ассертивного поведения у детей в младшем школьном возрасте должны быть развиты:
-
Коммуникативная компетенция. -
Адекватная самооценка. -
Отсутствовать повышенная тревожность.
Опираясь на эти выводы, мы отобрали методики для диагностики
учащихся: тест ассертивности С. Ратуса, методика исследования «Лесенка» Г. Щур., шкала личностной тревожности А. М. Прихожан, методика М. И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников».
Ассертивность. Тесть ассертивности Ратуса – это наиболее надежный и валидный тест, представленный в англоязычной литературе, адаптированный под рускоязычных испытуемых. Цель диагностической методики: определить уровень ассертивности испытуемых.
Самооценка. Для исследования самооценки мы отобрали как наиболее приемлемую методику тест «Лесенка», которая основана на непосредственном оценивании школьниками своих личных качеств. Цель диагностической методики: определить уровень самооценки учащихся.
Уровень тревожности. Для выявления тревожности отобрали шкалу личностной тревожности А. М. Прихожан. Положительным моментом такого типа шкалы является то, что они лишь в малой степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т. е. от наличия у испытуемых словаря переживаний и развития