Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Обзор литературы по теме диссертационной работы
Достоинства и недостатки цифрового электронного образования
Система дистанционного обучения (СДО) Moodle в образовательном процессе
Информационные и обучающие ресурсы в СДО Moodle
Внедрение авторских электронных учебных курсов в образовательный процесс
ЭУК «Бухгалтерский учет на ПК»
ЭУК «Экономика природопользования»
ЭУК «Основы предпринимательства»
Анализ результатов применения системы MOODLE в образовательном процессе
Структурный анализ общих результатов анкетирования
Общие результаты анкетирования студентов очной формы обучения
Общие результаты анкетирования студентов заочной формы обучения
Статистический анализ результатов анкетирования студентов
Статистический анализ результатов анкетирования студентов очной формы обучения
Статистический анализ результатов анкетирования студентов заочной формы обучения
Анализ результатов применения системы MOODLE в образовательном процессе
Начиная с первого семестра 2018-2019 учебного года было проведено анкетирование студентов по вопросам, связанным с внедрением электронного образования в Томском государственном университете. Опрос проводился анонимно, в электронном виде при помощи соответствующего ресурса в СДО «MOODLE».
Рисунок 4.1 – Элемент ЭУК «Опрос обучающихся по итогам курса»
В опросе приняли участие 519 человек. Опрос проводился по итогам изучения курса 6 электронных учебных курсов (ЭУК), среди студентов очного и заочного обучения БИ ТГУ в возрасте от 18 до 40 лет. Студенты очного отделения составляют 80% от общего числа опрошенных, студенты-заочники 20%. Распределение по половому признаку среди всех обучающихся, принявших участие в опросе, выглядит следующим образом: 35% студенты мужского пола, 65% студентки.
Рисунок 4.2 Распределение анкет между студентами очной и заочной формы обучения
55
Распределение по возрасту студентов:
до 20 лет (включительно) 32% (в т.ч. заочники 0%)
от 21 года до 29 лет (включительно) 61% (заочники составляют 21% от численности в этой группе), причем студентов, не старше 25 лет 53% от общего числа опрошенных, в основном студенты очной формы обучения. Студентов ОЗО в возрасте до 25 лет менее 7%.
30 лет и старше 7% (в т.ч. заочники 100%).
Рисунок 4.3 Распределение студентов по возрастным группам
Студенты старше 30 лет в основном работают по специальности или в сферах смежных с сельским и лесным хозяйством. Большинство имеют среднее специальное образование или высшее образование.
Опрошенные студенты мотивированы на получение не только высшего образования, но и новых профессиональных знаний. Используемые электронные учебные курсы составляют небольшую долю учебных дисциплин, которые преподаются с использованием дистанционных технологий.
-
Содержание анкеты и сводные показатели проведенного опроса
Одной из целей анкетирования было исследование того, как реализуются дистанционные технологии в образовании для студентов Биологического института ТГУ. Изучалось также отношение обучающихся к электронным учебным курсам вообще и к изучаемым дисциплинам в частности. Студенты могли свободно высказать свои замечания по данному курсу.
На основании анкет предполагалось сделать более конкретные выводы по дальнейшей цифровизации образовательного процесса и определению достоинств и недостатков online образования (Шальнева и др., 2017).
Перед обучающимися были поставлены следующие вопросы:
-
Позволяет ли применение дистанционных методов в обучении осваивать учебный материал? С вариантами ответов: «да», «нет», «не очень». -
Устраивает ли Вас качество учебного материала ЭУК? С вариантами ответов: «да»,
«нет», «не очень».
-
Необходим ли Вам непосредственный контакт с преподавателем в ходе выполнения заданий в ЭУК? С вариантами ответов: «да», «нет», «не всегда». -
Как Вы считаете, можно ли совсем отказаться от традиционных методов обучения? С вариантами ответов: «да», «нет», «отказаться по некоторым дисциплинам гуманитарного профиля», «отказаться по некоторым дисциплинам естественно- научного профиля». -
Как Вы считаете, обеспечивают ли дистанционные методы обучения мотивацию к образовательной и будущей профессиональной деятельности? С вариантами ответов:
«да», «нет», «затрудняюсь ответить».
-
Ваша форма обучения? С вариантами ответов: «очная», «заочная» -
Ваш возраст? -
Ваш пол? С вариантами ответов: «мужской», «женский»
Рисунок 4.4 – Форма и вопросы анкеты «Опрос обучающихся по итогам курса»
Результаты анкетирования можно было получить в виде диаграмм, как показано в рисунке 4.4 или в виде электронной таблицы (рисунок 4.5).
Рисунок 4.5 – Результат анкетирования по 4 вопросу в виде диаграммы
Вопрос | Ответы | | | |
Позволяет ли применение дистанционных методов в обучении осваивать учебный материал? | Да | Нет | Не очень | |
| 33 | 0 | 6 | |
| 0,846153846 | 0 | 0,153846154 | |
Устраивает ли Вас качество учебного материала ЭУК? | Да | Нет | Не очень | |
| 37 | 0 | 2 | |
| 0,948717949 | 0 | 0,051282051 | |
Необходим ли Вам непосредственный контакт с преподавателем в ходе выполнения заданий в ЭУК? | Да | Нет | Не всегда | |
| 32 | 0 | 7 | |
| 0,820512821 | 0 | 0,179487179 | |
Как Вы считаете, можно ли совсем отказаться от традиционных методов обучения? | Да | Нет | Отказаться по некоторым дисциплинам гуманитарного профиля | Отказаться по некоторым дисциплинам естественно- научного профиля |
| 6 | 22 | 9 | 2 |
| 0,153846154 | 0,564102564 | 0,230769231 | 0,051282051 |
Как Вы считаете, обеспечивают ли дистанционные методы обучения мотивацию к образовательной и будущей профессиональной деятельности? | Да | Нет | Затрудняюсь ответить | |
| 23 | 3 | 13 | |
| 0,58974359 | 0,076923077 | 0,333333333 | |
Ваша форма обучения | Очная | Заочная | | |
| 38 | 1 | | |
| 0,974358974 | 0,025641026 | | |
Укажите Ваш пол | Мужской | Женский | | |
| 19 | 20 | | |
| 0,487179487 | 0,512820513 | | |
Рисунок 4.6 – Результат анкетирования по всем вопросам в виде электронной таблицы
- 1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 21
Структурный анализ общих результатов анкетирования
Общие результаты по всем обработанным анкетам можно свести в таблицу 1. В таблице представлены сводные данные по всем электронным образовательным курсам.
Таблица 4.1 – Сводные результаты по опросу студентов
Вопрос | Ответы | ||||
Позволяет ли применение дистанционных методов в обучении осваивать учебный материал? | Да | Нет | Не очень | | Итого |
411 | 12 | 96 | | 519 | |
79,19% | 2,31% | 18,50% | | | |
Устраивает ли Вас качество учебного материала ЭУК? | Да | Нет | Не очень | | |
449 | 16 | 54 | | 519 | |
86,51% | 3,08% | 10,40% | | | |
Необходим ли Вам непосредственный контакт с преподавателем в ходе выполнения заданий в ЭУК? | Да | Нет | Не всегда | | |
248 | 47 | 224 | | 519 | |
47,78% | 9,06% | 43,16% | | | |
Как Вы считаете, можно ли совсем отказаться от традиционных методов обучения? | Да | Нет | Отказаться по некоторым дисциплинам гуманитарного профиля | Отказаться по некоторым дисциплинам естественно- научного профиля | |
36 | 323 | 142 | 18 | 519 | |
6,94% | 62,24% | 27,36% | 3,47% | | |
Как Вы считаете, обеспечивают ли дистанционные методы обучения мотивацию к образовательной и будущей профессиональной деятельности? | Да | Нет | Затрудняюсь ответить | | |
195 | 114 | 210 | | 519 | |
37,57% | 21,97% | 40,46% | | | |
Ваша форма обучения | Очная | Заочная | | | |
413 | 106 | | | 519 | |
79,58% | 20,42% | | | |