Файл: Лекции по информатике учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 519

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Основные свойства информации

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

Алфавитный подход к определению количества информации

Единицы измерения информации

Характеристики основных типов данных

Кодирование числовой информации в компьютере

Кодирование текстовой информации в компьютере

Кодирование графической информации в компьютере

Кодирование аудио информации в компьютере

ОСНОВЫ ЛОГИКИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА

Логические основы ЭВМ

Вопросы для самопроверки по теме 2

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Принципы работы электронной вычислительной

Виды внутренней памяти

Виды внешней памяти (ВЗУ)

Процессор

Системный блок

Устройства ввода

Устройства вывода

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Файловая структура ОС. Операции с файлами

Инструментальное программное обеспечение ЭВМ

Основные понятия алгоритмических языков. Алфавит.

Прикладное программное обеспечение ЭВМ

Вопросы для самопроверки по теме 4

МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Базы данных и базы знаний

Этапы моделирования

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Примеры блок-схем алгоритмов

Вопросы для самопроверки по теме 6

7. ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Основные принципы структурного программирования (программирование без GO TO)

Этапы решения задач на компьютере

ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ ЭВМ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Протоколы электронной почты

Основные понятия криптографии

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП)

Классификация антивирусных программ

Вопросы для самопроверки по теме 8

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программные средства реализации информационных процессов

Технологии программирования

Петрунина Елена Борисовна

Учебно-методическое пособие

    1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   45

Кодирование текстовой информации в компьютере


Компьютерная обработка текстовой информации начала ис- пользоваться с середины 60-х годов. Помимо преимуществ, которые появляются при автоматическом внесении текстовых комментариев в результаты расчетных программ, создание, обработка и хранение текстовых документов в файловом виде представляет массу удобств.

При кодировании текста в память последовательно заносятся коды символов, составляющих текст, и команд, управляющих внеш- ним видом и размещением этих символов. То есть если мы определя- ем числа 69 и 96 как текстовую информацию, коды этих чисел будут отличаться только порядком следования кодов цифр 6 и 9. Если же мы определяем их как числовую информацию, их коды будут совер- шенно различны, так как они представляют разные по величине чис- ла.

Первоначально для кодирования одного символа использовал- ся 1байт. В байт можно записать в 28 = 256 разных кодов (состояний). Эти состояния перенумерованы, и каждому сопоставляется какой- либо буквенный символ, графический элемент или команда, необхо- димая при оформлении текстовой информации. Такое соответствие называется кодовойтаблицей.

В настоящее время существуют и применяются разные вари- анты 8-битных кодовых таблиц. Наиболее популярные из них:

ASCII American Standart Code for Information

Interchange – американский стандартный код для обмена информацией;

КОИ8-Р Код Обмена Информацией 8-битный с кирилли-

цей; Windows;
CP1251 (Code Page) кодировка с кириллицей в Microsoft
CP866 кодировка MSDOS;

ISO 8859-5 – International Standards Organization – Междуна- родная организация по стандартизации. Ещѐ один стандарт для кодов для кириллицы.

Множество кодовых таблиц вызвано тем, что с учетом разно- образия естественных языков и фирм, выпускающих программное обеспечение, 256 состояний одного байта недостаточно для того, чтобы закодировать все встречающиеся символы и способы форма- тирования текста.

При разработке всех кодовых таблиц использовано следующее соглашение: первая половина таблицы – это коды с 0 по 127 – интер- национальна, т. е одинакова во всех вариантах кодировок. Первые 33 состояния (0–32) – это коды операций с текстом (перевод на новую строку, пробел, удаление последнего символа и т. п.). Затем состоя- ния с 33 по 127 – это коды знаков препинания, арифметических дей- ствий, цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита. Вто- рая половина кодовых таблиц отводится под знаки национальных испециальных алфавитов и ввода в текст графических элементов для оформления таблиц.

В конце 90-х годов появился новый международный стандарт Unicode, который отводит под символ 2 байта. Каждый блок из 2-х байт может находиться в 216 =65536 состояниях. Этого достаточно, чтобы в одной таблице собрать символы большинства алфавитов ми- ра. Правда, длина текста удваивается, и скорость его обработки за- медляется. Но, в связи с существенным увеличение памяти и быстро- действия современных компьютеров, этот факт несущественен.

    1. 1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   45

Кодирование графической информации в компьютере


Графическая информация в докомпьютерную эпоху регистри- ровалась и воспроизводилась в аналоговой форме. Чертежи, рисунки создавались с помощью сплошных линий и мазков разной величины и цвета.

Дискретное представление графики получается за счет того, что экран монитора разбивается на строки и колонки. Совокупность получившихся клеточек (точек) называется растром, каждая точка – пикселем. Количество строк и колонок в растре – это разрешение(разрешающаяспособность) экрана. Типовые разрешения: 1024768 , 800600 пикселей. Первым указывается количество ко- лонок, вторым – количество строк в растре.

Для монохромных изображений общепринятым считается ко- дирование цвета одного пикселя в 1байте. Это позволяет передать 254 оттенка серого плюс черный и белый цвета (всего 256 вариантов). Цветные изображения могут кодироваться разными способами в за- висимости от того, для какой цели создаѐтся рисунок.

Метод(система)RGB(Truecolor) – от слов Red, Green, Blue удобен для изображений, рассматриваемых на экране, выводи- мых на устройство записи на киноплѐнку. Оттенки цвета создаются смешением лучей трѐх базовых цветов разной интенсивности. Под значение интенсивности каждого луча отводится 1 байт, т. е.различают 256 уровней интенсивности. Для совокупности трѐх лучей получается 2563=16 777 216 17 млн. разных вариантов, каж- дый из которых создает свой оттенок цвета.

Метод (система) CMYK