Файл: Учебное пособие для студентов специальностей 125 01 10 Коммерческая деятельность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 829
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Модель общей задачи линейного программирования
2 Транспортные задачи в моделировании
3 Экономико-статистическое моделирование и прогнозирование средствами MS Excel
4 Модели управления товарными запасами
5 Системы массового обслуживания
6 Модели сетевого планирования и управления
7 Применение элементов теории игр при принятии управленческих решений
k-го наибольшего в диалоговом окне надо ввести цифру 3 (т.е. k = 3). Это значит, что в выходной таблице, кроме максимального значения уровня рентабельности, будет отражен третий за ним по убывающей размер уровня рентабельности из всей исследуемой совокупности данных;
6) К-й наименьший — применяется, если в выходную таблицу необходимо включить строку для k-го наименьшего значения входного диапазона данных. В соответствующем окне вводится число k. Если k равно 1, эта строка будет содержать минимум из набора данных. Например, для нас важно убедиться, что уровень рентабельности исследуемого гастронома не относится к пяти самым низким показателям. Тогда в диалоговом окне для k-го наименьшего вводится цифра 5. Это значит, что в выходной таблице, кроме минимального значения уровня рентабельности, будет отражен пятый за ним по возрастающей размер уровня рентабельности;
7) Выходной диапазон — предполагает введение ссылки на левую верхнюю ячейку выходного диапазона. Инструмент Описательная статистика выводит два столбца сведений для каждого набора данных. Левый столбец содержит наименования рассчитанных статистических величин, а правый — их значения. В нашем случае выходная таблица статистических характеристик должна быть расположена, например, на том же рабочем листе, что и входная, на одном с ней уровне, но правее. Тогда можно задать следующий выходной диапазон — D1;
8) Новый лист — применяют, чтобы открыть новый лист в книге и вставить результаты анализа, начиная с ячейки А1. При необходимости в поле диалогового окна, расположенном напротив соответствующего положения переключателя, вводится имя нового листа;
9) Новая книга — используется, когда необходимо открыть новую книгу и вставить результаты анализа в ячейку А1 на первом листе этой книги;
10) Итоговая статистика — требует установления флажка, который означает, что в выходном диапазоне необходимо получить полный список статистических характеристик: Среднее, Стандартная ошибка (среднего), Медиана, Мода, Стандартное отклонение, Дисперсия выборки, Эксцесс, Асимметричность, Интервал, Минимум, Максимум, Сумма, Счет, Наибольшее (k-e), Наименьшее (k-e), Уровень надежности.
Рисунок 3.1 - Окно диалога Описательная статистика
Проведение всех вышеобозначенных действий с данными таблицы 3.2 позволяет получить следующую итоговую таблицу обобщенных статистических характеристик уровня рентабельности исследуемых торговых предприятий (таблица 3.3).
Таблица 3.3 - Статистическая оценка данных об уровне рентабельности по магазинам (гастрономам) области за отчетный год
Продолжение таблицы 3.3
Вывод: Приведенные в таблице 3.3 данные позволяют оперативно проследить, что уровень рентабельности по двадцати исследуемым предприятиям за анализируемый период сложился в среднем 0,94+0,46 % и колебался в пределах 0,02-1,67 %.
С известной долей условности можно предположить, что приблизительно 68 % магазинов имели уровень рентабельности между 0,48% (0,94 - 0,46) и 1,4% (0,94 + 0,46).
Стандартное отклонение (± 0,456) свидетельствует о достаточно сильном разбросе размеров уровня рентабельности предприятий относительно его среднего значения, т.е. отобранные магазины далеко не в равной степени могут рассматриваться в качестве конкурентов нашего предприятия.
Исследуемый гастроном № 7, имея уровень рентабельности 1,23 %, не относится к тройке самых высокорентабельных предприятий (1,43-1,67 %), но, судя по медиане, принадлежит к той половине предприятий, которая обладает большей рентабельностью. Чаще всего в выборке присутствует уровень рентабельности 1,22 % (что тоже ниже показателя нашего гастронома), а отрицательное значение коэффициента асимметрии свидетельствует о более высокой плотности распределения значений уровня рентабельности, больших величины 1,22 % (левосторонней асимметрии). Следовательно, по показателю рентабельности у гастронома № 7 гораздо меньше реальных конкурентов, чем общее количество членов выборки. При этом рассчитанные коэффициенты асимметрии и эксцесса указывают на неоднородность исследуемого массива данных и необходимость пересмотра его состава. В этой связи для проведения углубленного анализа реальных конкурентов магазина № 7 по избранному признаку целесообразно пересмотреть и урезать выборку.
Задание 2. Проведение корреляционного анализа
Провести корреляционный анализ товарооборота на основе информации, подготовленной с помощью электронных таблиц Excel (таблица 3.4).
Для проведения корреляционного анализа объема товарооборота (исследуемый показатель) могут быть отобраны следующие факторы:
- товарооборачиваемость в днях;
- удельный вес торговой площади в общей площади предприятия;
- удельный вес торгово-оперативных работников в их общей численности;
- удельный вес товаров с высоким (в рамках установленного действующим законодательством предельного уровня) уровнем торговых надбавок.
Таблица 3.4 - Исходные данные для проведения корреляционного анализа
Выполнение:
Для количественной оценки взаимосвязи объема данных обращаются к инструменту Корреляция, содержащемуся в пакете «Статистический анализ» Excel. Для этого используют команду Анализ данных из меню Сервис. В открывшемся окне Инструменты анализа вызывают инструмент Корреляция, диалоговое окно которого предлагает пользователю определить следующие параметры (рисунок 3.2):
1) Входной диапазон (интервал) — предполагает ввод ссылки на ячейки рабочего листа, которые содержат анализируемые данные. Для данных таблицы 3.4 входной диапазон имеет вид - B2:F18;
2) Группирование — требует установления переключателя в положение «По столбцам» или «По строкам» в зависимости от расположения данных во входном диапазоне. Поскольку анализируемые наборы данных расположены в таблице 3.4 в виде столбцов, то переключатель следует установить в положение «По столбцам»;
3) Метки в первой строке/Метки в первом столбце — позволяет определить название каждого столбца (или строки) выходной таблицы. Переключатель устанавливается в положение «Метки в первой строке», если первая строка во входном диапазоне содержит названия столбцов. Когда в первом столбце входного диапазона находятся названия строк, переключатель устанавливается в положение «Метки в первом столбце». Если входной диапазон не содержит меток, то необходимые заголовки в выходном диапазоне создаются на основе программы автоматически. Учитывая, что в таблице 3.4 первая строка содержит названия столбцов, переключатель следует установить в положение «Метки в первой строке»;
4) Выходной диапазон — предполагает введение ссылки на левую верхнюю ячейку выходного диапазона. Например, если необходимо, чтобы выходная таблица располагалась на том же рабочем листе, что и входная, и непосредственно под ней, то можно задать выходной диапазон ячейкой А21;
5) Новый лист — применяют, чтобы открыть новый лист в книге и вставить результаты анализа, начиная с ячейки А1. При необходимости в поле диалогового окна, расположенном напротив соответствующего положения переключателя, вводится имя нового листа;
6) Новая книга — используется, когда необходимо открыть новую книгу и вставить результаты анализа в ячейку А1 на первом листе этой книги.
6) К-й наименьший — применяется, если в выходную таблицу необходимо включить строку для k-го наименьшего значения входного диапазона данных. В соответствующем окне вводится число k. Если k равно 1, эта строка будет содержать минимум из набора данных. Например, для нас важно убедиться, что уровень рентабельности исследуемого гастронома не относится к пяти самым низким показателям. Тогда в диалоговом окне для k-го наименьшего вводится цифра 5. Это значит, что в выходной таблице, кроме минимального значения уровня рентабельности, будет отражен пятый за ним по возрастающей размер уровня рентабельности;
7) Выходной диапазон — предполагает введение ссылки на левую верхнюю ячейку выходного диапазона. Инструмент Описательная статистика выводит два столбца сведений для каждого набора данных. Левый столбец содержит наименования рассчитанных статистических величин, а правый — их значения. В нашем случае выходная таблица статистических характеристик должна быть расположена, например, на том же рабочем листе, что и входная, на одном с ней уровне, но правее. Тогда можно задать следующий выходной диапазон — D1;
8) Новый лист — применяют, чтобы открыть новый лист в книге и вставить результаты анализа, начиная с ячейки А1. При необходимости в поле диалогового окна, расположенном напротив соответствующего положения переключателя, вводится имя нового листа;
9) Новая книга — используется, когда необходимо открыть новую книгу и вставить результаты анализа в ячейку А1 на первом листе этой книги;
10) Итоговая статистика — требует установления флажка, который означает, что в выходном диапазоне необходимо получить полный список статистических характеристик: Среднее, Стандартная ошибка (среднего), Медиана, Мода, Стандартное отклонение, Дисперсия выборки, Эксцесс, Асимметричность, Интервал, Минимум, Максимум, Сумма, Счет, Наибольшее (k-e), Наименьшее (k-e), Уровень надежности.
Рисунок 3.1 - Окно диалога Описательная статистика
Проведение всех вышеобозначенных действий с данными таблицы 3.2 позволяет получить следующую итоговую таблицу обобщенных статистических характеристик уровня рентабельности исследуемых торговых предприятий (таблица 3.3).
Таблица 3.3 - Статистическая оценка данных об уровне рентабельности по магазинам (гастрономам) области за отчетный год
| А | В | С | D | Е |
1 | № п/п | Уровень рентабельности, % | | Результат | |
2 | 1 | 0,94 | | | |
3 | 2 | 1,22 | | Среднее | 0,9385 |
4 | 3 | 0,8 | | Стандартная ошибка | 0,10199 |
5 | 4 | 1,67 | | Медиана | 0,985 |
6 | 5 | 1,56 | | Мода | 1,22 |
7 | 6 | 0,94 | | Стандартное отклонение | 0,45611 |
Продолжение таблицы 3.3
| А | В | С | D | Е |
1 | № п/п | Уровень рентабельности, % | | Результат | |
8 | 7 | 1,23 | | Дисперсия выборки | 0,20803 |
9 | 8 | 0,87 | | Эксцесс | -0,3986 |
10 | 9 | 1,22 | | Асимметричность | -0,5196 |
11 | 10 | 1,43 | | Интервал | 1,65 |
12 | 11 | 0,16 | | Минимум | 0,02 |
13 | 12 | 0,44 | | Максимум | 1,67 |
14 | 13 | 0,8 | | Сумма | 18,77 |
15 | 14 | 1,03 | | Счет | 20 |
16 | 15 | 0,55 | | Наибольший(5) | 1,22 |
17 | 16 | 1,22 | | Наименьший(3) | 0,28 |
18 | 17 | 1,17 | | Уровень надежности(95,0%) | 0,21347 |
19 | 18 | 0,02 | | | |
20 | 19 | 0,28 | | | |
21 | 20 | 1,22 | | | |
Вывод: Приведенные в таблице 3.3 данные позволяют оперативно проследить, что уровень рентабельности по двадцати исследуемым предприятиям за анализируемый период сложился в среднем 0,94+0,46 % и колебался в пределах 0,02-1,67 %.
С известной долей условности можно предположить, что приблизительно 68 % магазинов имели уровень рентабельности между 0,48% (0,94 - 0,46) и 1,4% (0,94 + 0,46).
Стандартное отклонение (± 0,456) свидетельствует о достаточно сильном разбросе размеров уровня рентабельности предприятий относительно его среднего значения, т.е. отобранные магазины далеко не в равной степени могут рассматриваться в качестве конкурентов нашего предприятия.
Исследуемый гастроном № 7, имея уровень рентабельности 1,23 %, не относится к тройке самых высокорентабельных предприятий (1,43-1,67 %), но, судя по медиане, принадлежит к той половине предприятий, которая обладает большей рентабельностью. Чаще всего в выборке присутствует уровень рентабельности 1,22 % (что тоже ниже показателя нашего гастронома), а отрицательное значение коэффициента асимметрии свидетельствует о более высокой плотности распределения значений уровня рентабельности, больших величины 1,22 % (левосторонней асимметрии). Следовательно, по показателю рентабельности у гастронома № 7 гораздо меньше реальных конкурентов, чем общее количество членов выборки. При этом рассчитанные коэффициенты асимметрии и эксцесса указывают на неоднородность исследуемого массива данных и необходимость пересмотра его состава. В этой связи для проведения углубленного анализа реальных конкурентов магазина № 7 по избранному признаку целесообразно пересмотреть и урезать выборку.
Задание 2. Проведение корреляционного анализа
Провести корреляционный анализ товарооборота на основе информации, подготовленной с помощью электронных таблиц Excel (таблица 3.4).
Для проведения корреляционного анализа объема товарооборота (исследуемый показатель) могут быть отобраны следующие факторы:
- товарооборачиваемость в днях;
- удельный вес торговой площади в общей площади предприятия;
- удельный вес торгово-оперативных работников в их общей численности;
- удельный вес товаров с высоким (в рамках установленного действующим законодательством предельного уровня) уровнем торговых надбавок.
Таблица 3.4 - Исходные данные для проведения корреляционного анализа
| А | В | С | D | Е | F |
1 | | | | | | |
2 | Порядковый номер месяца | Объем товарооборота, ден. ед. | Оборачиваемость товаров, дни | Удельный вес торговой площади в общей, % | Удельный вес торгово-оперативного персонала в общей численности работников, % | Удельный вес товаров с высокими торговыми надбавками, % |
3 | 1 | 28415 | 43,5 | 44,0 | 67,7 | 22,5 |
4 | 2 | 28231 | 43,0 | 44,0 | 67,7 | 18,0 |
5 | 3 | 29783 | 43,0 | 44,0 | 70,2 | 24,9 |
6 | 4 | 30969 | 43,5 | 47,8 | 70,0 | 24,4 |
7 | 5 | 30494 | 43,0 | 47,8 | 68,0 | 20,6 |
8 | 6 | 29757 | 42,5 | 47,8 | 68,0 | 19,0 |
9 | 7 | 30850 | 43,0 | 49,0 | 70,2 | 22,2 |
10 | 8 | 31325 | 41,5 | 49,0 | 70,0 | 21,6 |
11 | 9 | 31359 | 42,0 | 50,3 | 70,0 | 19,8 |
12 | 10 | 31610 | 41,5 | 50,3 | 70,0 | 19,7 |
13 | 11 | 32366 | 40,5 | 50,3 | 70,0 | 23,1 |
14 | 12 | 33313 | 40,0 | 50,3 | 70,0 | 23,9 |
15 | 13 | 33508 | 40,0 | 50,3 | 68,0 | 21,2 |
16 | 14 | 33374 | 39,0 | 50,3 | 68,0 | 20,4 |
17 | 15 | 34811 | 39,5 | 50,3 | 70,0 | 24,2 |
18 | 16 | 36046 | 39,0 | 49,0 | 70,0 | 26,5 |
Выполнение:
Для количественной оценки взаимосвязи объема данных обращаются к инструменту Корреляция, содержащемуся в пакете «Статистический анализ» Excel. Для этого используют команду Анализ данных из меню Сервис. В открывшемся окне Инструменты анализа вызывают инструмент Корреляция, диалоговое окно которого предлагает пользователю определить следующие параметры (рисунок 3.2):
1) Входной диапазон (интервал) — предполагает ввод ссылки на ячейки рабочего листа, которые содержат анализируемые данные. Для данных таблицы 3.4 входной диапазон имеет вид - B2:F18;
2) Группирование — требует установления переключателя в положение «По столбцам» или «По строкам» в зависимости от расположения данных во входном диапазоне. Поскольку анализируемые наборы данных расположены в таблице 3.4 в виде столбцов, то переключатель следует установить в положение «По столбцам»;
3) Метки в первой строке/Метки в первом столбце — позволяет определить название каждого столбца (или строки) выходной таблицы. Переключатель устанавливается в положение «Метки в первой строке», если первая строка во входном диапазоне содержит названия столбцов. Когда в первом столбце входного диапазона находятся названия строк, переключатель устанавливается в положение «Метки в первом столбце». Если входной диапазон не содержит меток, то необходимые заголовки в выходном диапазоне создаются на основе программы автоматически. Учитывая, что в таблице 3.4 первая строка содержит названия столбцов, переключатель следует установить в положение «Метки в первой строке»;
4) Выходной диапазон — предполагает введение ссылки на левую верхнюю ячейку выходного диапазона. Например, если необходимо, чтобы выходная таблица располагалась на том же рабочем листе, что и входная, и непосредственно под ней, то можно задать выходной диапазон ячейкой А21;
5) Новый лист — применяют, чтобы открыть новый лист в книге и вставить результаты анализа, начиная с ячейки А1. При необходимости в поле диалогового окна, расположенном напротив соответствующего положения переключателя, вводится имя нового листа;
6) Новая книга — используется, когда необходимо открыть новую книгу и вставить результаты анализа в ячейку А1 на первом листе этой книги.