Файл: Формирование межличностных отношений со сверстниками у.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 399

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
после многочисленных попыток.

Для таких детей, наиболее сложными, являются те задания, которые требуют от детей применения словесно-логического мышления. Главный недостаток мышления умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) детей – является слабость обобщений. Они плохо усваивают правила и общие понятия. Они часто заучивают всевозможные правила наизусть. Но всё равно при этом не понимая смысла и не зная, к каким явлениям эти правила можно применить. Отмечается непонимание условности и обобщенности образа при толковании пословиц и метафор пословицы понимаются напрямую, в связи с этим теряется их переносный смысл.

Ребенок вместе с разумными обобщениями эпизодически совершает и конкретно-ситуационные сочетания, подменяя логические связи неправильными сочетаниями.

Нарушения критичности мышления – является частой характеристикой умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) детей, которые не умеют оценивать работу мысли и взвешивать доводы за и против. При выполнении ими заданий обнаруживается большое количество ошибок, напрямую связанных с необдуманным манипулированием предметами, безразличным отношением к собственным ошибкам.

Особенностиволевыхкачеств.

С точки зрения российских психологов проблема воли – изначально является вопрос о содержании воли, о том, какие мотивы и цели являются достаточно определяющими. Большинство авторов отмечают недостаток инициативы у умственно отсталых детей, неумение руководить собственными действиями, неумение действовать в соответствии с отдаленными целями (С. Я. Рубинштейн, Г. Е. Сухарева).

Несамостоятельность, не активность в проявлении инициативы, не способность управлять собственными действиями и преодолевать
малейшие

препятствия, противостоять любым искушениям и воздействиям, сочетаются, однако, с признаками противоположного свойства [38].


Рис. 1. Психолого-возрастные особенности младшего школьника




Таким образом, нарушения высших психических функций у умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) школьников, ведет к всевозможному недопониманию в межличностных отношениях в коллективе.

    1. Особенности межличностных отношений со сверстниками у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) младших классов


Изучение данной проблемы межличностных отношений умственно отсталых школьников имеет огромное важное значение для организации учебно-воспитательного процесса в целом. Результативность учебной деятельности школьников определяется не только их интеллектуальными возможностями, а также по психологическому климату в классе, и непосредственной сплочённостью коллектива. Деятельность ребёнка и его общения со сверстниками и взрослыми - являются главными движущими причинами его развития. Всевозможные отклонения или искажения в деятельности и общении приводят к непосредственным нарушениям в формировании личности и поведения. Для того, чтобы суметь понять появление и сущность тех или других нарушений, необходимо рассматривать целостную картину жизни и развития ребёнка. Психологические особенности влияют на всё поведение, определяют характеристики деятельности ребёнка (степень её успешности, интенсивность, соответствие или несоответствие социальным нормам и т.п.). От определенного характера поведения ребёнка зависит, как в дальнейшем станут реагировать
на него окружающие. Это может проявляться в поощрении, подкреплении одних форм поведения и наказания за другие, в общей оценке ребёнка, в интенсивности общения с ним и т.п. [3,]. Такие реакции, в свою очередь, приводят к изменению или, напротив, закреплению уже имеющихся психологических особенностей ребёнка. В итоге, получается замкнутый круг: от психологических особенностей ребёнка зависит его поведение; оно вызывает определённые реакции окружающих, а уже эти реакции оказывают решающее влияние на психологические особенности ребёнка, устраняя или, наоборот, заостряя их. Именно воспитательный подход, основанный на перестройке отношений взрослых с ребёнком, сможет его разрушить.

По мере взросления у детей младшего школьного возраста увеличивается необходимость в общении, в последующем приобретении конкретного положения заключающийся в уважении и авторитете у одноклассников. В данном возрасте такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение и равенство, а также последующее лидерство, преданность, начинают обретать реальный личностный смысл.

Для детей школьного возраста в качестве ведущих выступают 2 симптоматических комплекса - а именно тревога и враждебность.

  1. ый, отражающий беспокойство, неуверенность ребёнка в том, интересуются ли им сверстники, принимает ли его и любит учитель. Младшие школьники безоговорочно доверяют старшим, в частых случаях подчиняются и подражают им. Авторитет взрослого человека, его оценка действий воспитанника, являются безоговорочными. Тревога выявляется в чрезмерном желании здороваться с учителем, охотно выполнять собственные обязанности.

  2. ой говорит о различных конфигурациях неприятия и способен являться началом для враждебности, тревожности, последующей депрессии, агрессивности, асоциального поведения - исключительно нетерпелив, помимо тех ситуаций, когда располагает в хорошем настроении; в некоторых случаях на приветствие может выражать гнев, злость или подозрительность и недоверчивость; весьма переменчив в эмоциональном поведении.


В минувшие годы психология младшего школьного возраста начала вызывать всё больший интерес. Разрабатываются трудности и проблемы:значимости кооперации со сверстниками (Г. А. Цукерман, В. В.Рубцов);[40; 224].

  • психического развития детей младшего школьного возраста (Е. Е.Кравцова и др.);

-анализа общественных ситуаций развития (О. А. Карабанова и др.) и

др.

Большая часть работ согласно проблеме развития межличностных

отношений детей приходится на социологические и преподавательские изучения (Дж. С. Брумер; В. И. Зыкова). В категорию дезадаптированных индивидов включают детей, испытывающих затруднения в общении со находящимися вокруг сверстниками или педагогами, т. е. с нарушением общественно-социальных контактов [11, с. 294].

По мнению психологов, именно в старшем школьном периоде формируются определенные основы нравственности, формируются конкретные отношения к самому себе, людям, и обществу [25].

Как правило, характер нравственных отношений, которые складываются у детей младшего школьного возраста в их повседневной учебно-практической и игровой деятельности, носит деловой или личностный оттенок. Отношение между умственно отсталыми (интеллектуальные нарушения) школьниками также отличаются рядом особенностей. Своеобразие эмоционально волевой сферы детей с нарушениями интеллекта отражается на формировании межличностных взаимоотношений в школьном