Файл: Формирование межличностных отношений со сверстниками у.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 397

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
что дети будут не

честны в выборе своих ответов и это затруднит диагностику, потому необходимо включить вопросы, которые могли бы указать на ложь. Тестирование дает возможность диагностировать сразу какое-то количество детей, а не каждого по отдельности, что естественно ускоряет процесс. Так же точные формулы подсчета дадут конкретные результаты.

Для выявления межличностных отношений между обучающимися планировалось тестирование письменного характера, где бы обучающимся приходилось самим читать и письменно отвечать на вопросы. По методу наблюдения за детьми 3 класса, было выявлено, что не все понимают смысл прочитанного. Для облегчения проведения эксперимента была выбрана и проведена методика Г. А. Цукерман «Рукавички». Эта методика удобна для изучения детей с умственной отсталостью, т.к. при анализе экспериментальных данных снимает трудности, обусловленные своеобразием словарного запаса изучаемых учащихся. Коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества [6, с. 144]. Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли [31; 159]. Также выбранная нами методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения
их сплоченности и эффективности деятельности [40, с. 225].

Целью эксперимента, является изучить особенности межличностных отношений со сверстниками детей с легкой умственной отсталостью обучающихся начальных классов. Эксперимент проводился на базе ГКОУ СО «Полевская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».

Для проведения психологического обследования были отобраны учащиеся в возрасте девяти и десяти лет. Из общего количества испытуемых в составе 8 человек – 4 девочки, 4 мальчика. Экспериментальная выборка учащихся: Артем А, Иван К, Сергей Ж, Евгений З, Ксения Б, Алена Б, Александра К, Елена П. У всех испытуемых диагноз F 70.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), набор геометрических фигур для формирования орнамента на варежках.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают силуэты рукавички. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут выкладывать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и набор геометрических фигур для формирования орнамента на

варежках.

Аспектыкритериевоценивания:

  • Результативность совместной работы оценивается по степени схожести узоров на рукавичках;

  • Способность детей договариваться, приходить к общему решению и к последующему совместному соглашению, умение убеждать, а в нужный момент аргументировать и т.д.;

  • Взаимный контроль в процессе выполнения совместной деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

  • взаимопомощь в процессе деятельности;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, конфликтуют и т.д.) [20, с. 225].

Уровниоценивания:

      1. Низкий уровень: в выполненных узорах явно преобладают различия или вообще отсутствуют сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

      2. Средний уровень: заключается в частичном сходстве совпадения отдельных признаков, однако имеются и заметные различия.

      3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа выполнения методики рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла [40, 226].

Экспериментальная работа с обучающимися
3 класса проводилась в несколько этапов.

  1. этап подготовительный:

Для проведения экспериментальной части работы по методике Г.А.Цукерман «Рукавички» были подготовлены из белой бумаги шаблоны рукавичек, вырезаны цветные элементы украшений (звездочки, кружочки, треугольники, полоски), так же был выдан клей-карандаш [40; с. 226].

Обучающиеся были распределены на подгруппы по рекомендации классного руководителя. Заранее с учителем были обговорены и установлены дата и время проведения исследования.

  1. этап:

Экспериментальная работа с обучающимися проводилась во 2-ой половине дня во время внеурочной деятельности. Местом проведения

эксперимента был кабинет начальных классов, в котором обучаются дети. Данная работа длилась 40 минут. Каждая пара обучающихся детей, получила пару варежек и геометрические фигуры, из них 16 звезд, 10 треугольников, 8 кругов, 12 полосок. Каждая фигура имеет пару по цвету, что дает возможность использовать фигуру на правой и левой варежке. Вначале работы обучающимся был дан инструктаж по выполнению задания.

Инструкция педагога, проводившего эксперимент:

Ребята, перед вами лежат рукавички и геометрические фигуры. Вам нужно украсить рукавички геометрическими фигурами так, чтобы получилась пара. Они должны получиться одинаковыми. Вы должны сами придумать узор из фигур, приклеить его на варежку. Для этого вы должны договориться друг с другом кто какую варежку будет украшать, а замет обсудить и сам узор.


    1. Анализ результатов экспериментального исследования межличностных отношений обучающихся



Во время проведения эксперимента обучающиеся вели себя по- разному, в зависимости от темперамента характера. Внимание обучающихся сконцентрировано не равномерно.

Обучающиеся были разделены на группы по двое. Им были выданы шаблоны варежек, которые нужно было украсить одинаково. Детям была дана инструкция по предстоящей работе. Для многих это задание показалось достаточно веселым, но были и те, кому трудно было договориться и прийти к компромиссу, в тот момент к обучающимся подходил педагог и помогал детям выйти из трудной сложившейся ситуации.

Вследствие, недостаточно сформированных высших психических функций, у умственно отсталых детей с легкой степенью в коллективе возникают проблемы в межличностном общении. Экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) младших школьников показало, что:

  • для умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) младших школьников свойственны межличностные конфликты, связанные с недостаточностью сформированы все высшие психические функции;

  • умственно отсталые (интеллектуальные нарушения) школьники могут спровоцировать межличностные конфликты, для разрешения которых, необходима помощь педагога;

  • для развития межличностных отношений необходимо умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) младших школьников вовлекать в различные коррекционные, групповые мероприятия;

  • для предупреждения межличностных конфликтов у умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) младших школьников необходимо проводить мероприятия, в которых «главную» роль будут исполнять