Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060101 лечебное дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 10740

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Проблемно-ситуационные задачи

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Гастроэнтерология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Нефрология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Гематология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эндокринология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Заболевания соединительной ткани

Эталоны ответов

Аллергология

Эталоны ответов

Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ



ЗАДАЧА 3

Ребенок 6 лет госпитализирован в стационар с жалобами на навязчивый, приступообразный сухой кашель, чувство сдавления в груди. Ухудшение самочувствия родители связывают с ремонтными работами в доме, контакт с лаками, красками. Из анамнеза известно, что мальчик c 6 мес. страдает пищевой аллергией на молоко, яйца, рыбу, бананы, часто болеет ОРЗ, бронхитами. У мамы и бабушки медикаментозная, пищевая аллергия, крапивница.

При осмотре: состояние средней тяжести, сидит, упираясь руками о стул, дыхание шумное, свистящие хрипы. Кожные покровы бледные, раздувание крыльев носа, цианоз носогубного треугольника. Частота дыхания 40 в минуту. Над легкими при перкуссии коробочный звук, выслушиваются сухие, свистящие хрипы, выдох удлинен. Тоны сердца умеренно приглушенны, ЧСС 120 уд. в мин. В контакт вступает неохотно, отвечает короткими фразами, с трудом.

Задания

  1. Сформулируйте и обоснуйте предварительный диагноз, определите неотложное состояние.

  2. Расскажите о методах дополнительной диагностики.

  3. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

  4. Продемонстрируйте технику пикфлуометрии.


Эталоны ответов

  1. ронхиальная астма, приступный период, ДН ІІ ст.

Острый приступ бронхиальной средней степени тяжести.



  1. ОАК – нередко наблюдается эозинофилия

  2. исследование ФВД – спирометрия или пневмотахиметрия (уменьшение скорости форсированного выдоха до 60-80% от должного возрасту величин)

  3. пикфлуаметрия – мониторирование ПКВ (снижение >80%, 60-80%)

  4. определение газов крови

  5. оценка аллергологического статуса - аллерготестирование

  1. Алгоритм оказания неотложной помощи:

  • ингаляторные ß2 агонисты короткого действия сальбутомол (вентамин, оренотерол, беротек) через небулайзер с физ. р - ром 0,1 мг/кг веса; беродуал через небулайзер 1 капля на кг веса или через спейсер 1-2 дозы , контроль через 20 минут, при необходимости повторить до 3-х раз.

При неудовлетворительном эффекте, переходят к оказанию помощи соответственно алгоритму:

  • оксигенотерапия

  • в/в введение эуфиллина 5-6 мл/кг веса на физ. р-ре

  • к ингаляции ß2 агонистов короткого действия добавляют ингаляционные кортикостероиды – пульмикорт 0,5 мг с физ. р-ом

  • возможно дополнительное введение глюкокортиностероидов системного действия (преднизолон 1-2 мг/кг веса, дексаметазон). Оценка эффективности проводится через 20 минут



ЗАДАЧА 4

Воспитатель старшей группы привела к фельдшеру детского комбината Сашу, 5-ти летнего возраста. Мальчик отказался от еды из-за болей при жевании, головных болей, однократно была рвота. В течение дня вялый, температура 38°С.

При осмотре: состояние удовлетворительное, кожные покровы чистые, впереди правого уха и в заушной области отмечается припухлость тестоватой консистенции, болезненная при давлении, кожа над слюнной железой не изменена. На слизистой правой щеки ограниченная гиперемия, отечность в области выводного протока слюнной железы. Зев спокоен. По внутренним органам без патологии. Яички обычной формы размеров, кожа не изменена. Живот мягкий, безболезненный. В детском комбинате это не первый случай заболевания.

Задания

  1. Предположительный диагноз, обоснуйте ответ.

  2. Определите тактику фельдшера.

  3. Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге, по отношению к пациенту.

  4. Составьте план лечения и ухода.

  5. Разложите медикаменты по листу назначений.



Препарат

Доза в таблетке

Доза в листе назначений

Сколько дать пациенту

Правила приема

1. Пиридоксина гидрохлорид


0,01


20 мг х 2 раза







2. Супрастин


0,025


12,5 мг х 2 раза







3. Аскорбиновая кислота


0,05


100 мг х 3 раза







4. Ибупрофен


0,2


50 мг х 3 раза








Эталоны ответов

  1. Ds: Эпидемический паротит, типичная железистая форма средней степени тяжести.

  2. Изолировать ребенка в бокс:

  • оказать доврачебную помощь при гипертермии;

  • вызвать родителей;

  • провести беседу с мамой: информировать о причине заболевания, организации ухода, возможном прогнозе.



  • провести санпросветработу с сотрудниками ДОУ, родителями группы о клинических признаках заболевания, тактике родителей;

  • провести учет всех контактных детей, не болевших паротитом, наложить карантин на 21 день с момента разобщения с больным, осматривать ежедневно;

  • подать экстренное извещение в ГСЭН в течение 12 часов (Ф 58 У);

  • в первые 3 дня провести экстренную иммунизацию не привитых контактных живой паротитной вакциной.




  • полупостельный режим 7 дней;

  • полужидкая пища, обогащенная соками, фруктами, минеральной водой;

  • полоскание полости рта после еды раствором KМnO4, отваром ромашки;

  • отдельные предметы ухода;

  • обеспечить досуг;

  • сухое тепло на заушную область;

  • парацетамол 10 мг/кг веса при температуре 38оС.



  • 2 тб х 2 раза

  • 1/2 тб х 2 раза

  • 2 тб х 3 раза

  • 1/4 тб х 3 раза


ЗАДАЧА 5

Фельдшера скорой помощи вызвали к ребенку 1 год 6 месяцев. Со слов мамы, заболел остро: начал метаться во сне, стонать, хватался руками за голову, плакал. При попытке напоить многократная рвота.

В семье еще один ребенок – здоров, посещает школу.

При осмотре: температура 39°С, ЧД 40 в мин, PS – 132 в минуту. В сознании, но возбужден, не вступает в контакт, вскрикивает при прикосновении к нему, ярком свете. Кожные покровы горячие на ощупь, на коже нижних конечностей, ягодицах звездчатая геморрагическая сыпь, выступающая над уровнем кожи, плотная. Несмотря на жар, конечности холодные. Определяется ригидность затылочных мышц, положительные симптомы Брудзинского, Кернига. Носовое дыхание затруднено, зев умеренно гиперемирован. Пульс частый, нитевидный. В легких везикулярное дыхание. Живот запавший, стула не было, мочится редко.

Задания

  1. Предположительный диагноз, проведите дифференциальную диагностику.

  2. Определите тактику фельдшера, объем неотложной помощи на догоспитальном этапе.

  3. Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге в отношении пациента и контактных.

  4. Составьте план наблюдения, ухода и лечения,

  5. Покажите технику мазка из носоглотки на менингококк.


Эталоны ответов

  1. Ds: Менингококковая инфекция, смешанная форма (менингит в сочетании с менингококкемией). Диф.диагноз: грипп тяжелая, гипертоксическая форма, корь, скарлатина, геморрагический васкулит, сепсис.

  2. Собрать эпидемиологический анамнез:

  • оказать неотложную помощь при лихорадке: НПВС - парацетамол 10 мг/кг веса при невозможности применения пероральных средств - свечи с парацетамолом 150 мг; в/м 50% р-р анальгина 0,1-0,2 мл\г, пипольфен, спазмолитики: но-шпа, папаверин;

  • при шоке; дезинтоксикационная терапия - в/в капельное введение глюкозо-солевых растворов на фоне мочегонных; препараты нейровегетативной защиты (нейролептики) дроперидол 0,1 мг/кг, гормоны – преднизолон 2 мг/кг веса;

  • Антибактериальная терапия (цефалоспорины 3 поколения, левомицетина сукцинат)

  • экстренная госпитализация пациента в инфекционный стационар;

  • в течение 2 часов сообщить по телефону, а в течение 12 часов подать экстренное извещение о случае заболевания в Центр Госсанэпиднадзора.


3. Установление карантина в очаге на 10 дней:

  • ежедневное наблюдение за контактными (термометрия, осмотр носоглотки, кожные покровы, жалобы);

  • всем контактным проводят однократно бактериологическое исследование слизи из носоглотки;

  • влажная ежедневная уборка, проветривание (заключительная дезинфекция не проводится), согласно СП 3.1.2.2512-09;

  • возможна экстренная иммунизация в течение 5-10 дней старшему ребенку.

4. Диагностические мероприятия:

  • Бак. посев слизи с носоглотки на менингококк и микрофлору с определением чувствительности к АБ;

  • Люмбальная пункция с посевом на микрофлору и менингококк;

  • Клинический анализ ликвора;

  • Клинический анализ крови

План лечения и ухода:

  • Постельный режим на период лихорадки и до исчезновения менингеальных симптомов

  • Гигиенические мероприятия

  • Антибактериальная терапия

  • Дезинтоксикационная терапия (желательно по возможности через рот через рот)


ЗАДАЧА 6

Для осмотра и плановой вакцинации АКДС на прием к фельдшеру ФАПа приглашен Алеша – 5 месяцев. Мама считает, что ребенок не здоров. По совету бабушки неделю назад в меню ребенка ввели манную кашу на коровьем молоке, свежий морковный сок. Мальчик стал беспокоиться из-за вздутия живота, кишечных колик. Два дня назад появились опрелости в паховых складках, покраснение, шелушение щек, зудящие ярко розовые пятна и узелки на туловище, конечностях. После кормления срыгивает.

Ребенок находится на искусственном вскармливании с 2-х месяцев, получает не адаптированные смеси. Из анамнеза выяснено: мама работник химической промышленности, имеет аллергию на красители, многие пищевые продукты, курит. У бабушки по линии матери бронхиальная астма. О родословной отца сведений нет.

Задания

  1. Предположительный диагноз, обоснуйте ответ.

  2. Наметьте план беседы с матерью по вопросам организации вскармливания, среды развития, составьте примерное меню.

  3. Наметьте план лечения, определите показания к вакцинации.

  4. Покажите технику массажа живота и введения газоотводной трубки.


Эталоны ответов

  1. Атопический дерматит, период обострения (неблагоприятный аллергологический анамнез, нерациональное вскармливание, клинические признаки пищевой аллергии).



1) Ведение пищевого дневника.

2) Рациональное вскармливание – гипоаллергенными адаптированными смесями на, соевые, безлактозные, соки из овощей и фруктов белого, зеленого цвета, овощи вымоченные, гипоаллергенные каши промышленного производства.


3) Гигиена кожи – подмывание с мылом без отдушки, воздушные ванны, лечебные ванны отваром дубовой коры, лаврового листа, детские крема с PH 5,0.

4) Гипоаллергенный быт.

5) Меню:

  • Объем сут. - 1000 мл.

  • Объем разов. - 200 мл.

  • 600 смесь «Алфаре» - 200,0 мл.

  • 1000 овощное пюре из капусты и кабачков 150,0 + растительное масло - 5,0 (без соли).

  • 1400 смесь «Алфаре» 200, тертое зеленое яблоко - 30,0.

  • 1800, 2200 смесь «Алфаре» - 200,0.

  1. Десенсибилизирующие средства – кетотифен, задитен.

Сорбенты – полисорб, карболен.

Ферменты – пепсидил, ораза.

Эубиотики – линекс, бифифом.

Временный медотвод от прививок, вакцинация по рекомендации иммунолога.
ЗАДАЧА 7

Фельдшер дома - интерната осматривает ребенка в возрасте 8 месяцев. Девочка выписана из детской больницы, в которой лечилась по поводу правосторонней полисегментарной пневмонии, рахита II степени, в периоде разгара. При выписке на контрольной рентгенограмме органов грудной клетки патологии легких не выявлено; общий анализ крови – Hb 90 г/л, цветовой показатель 0,7, эритроциты 3,5х1012/л, лейкоциты 6х109/л, СОЭ 6 мм/час.

Из анамнеза известно, что девочка родилась от нежеланной беременности, женщина злоупотребляла алкоголем, курила. Роды при сроке 35 недель, масса 2200 г.

Задания

  1. Укажите факторы риска развития фоновых заболеваний.

  2. Оцените данные гемограммы и выставите диагноз.

  3. Дополните данные клинической картины фоновых заболеваний.

  4. Составьте план лечения, ухода, вскармливания, реабилитации. Составьте примерное меню ребенку на день.

  5. Покажите технику кормления из рожка (бутылочки).


Эталоны ответов

  1. Факторы риска фоновой патологии:

  • нежеланная беременность, нерациональное питание, токсические факторы у матери;

  • недоношенность;

  • депривация, дефекты ласки, любви, ухода.

  1. Лабораторные показатели свидетельствуют о гипохромной железодефицитной анемии II степени тяжести.

  2. Рахит II степени в период разгара представлен симптомами остеомаляции, остеоидной гиперплазии, гипоплазии костной ткани, мышечной гипотонией, задержкой формирования психомоторных навыков. Анемия I степени тяжести – представлена астеноневротическим синдромом, эпителиальным синдромом, сердечно-сосудистым, мышечным синдромами. Оба состояния способствуют развитию синдрома иммунодефицита.



1) Рациональное искусственное вскармливание – адаптированные смеси с добавкой Fe