Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060101 лечебное дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 10677

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Проблемно-ситуационные задачи

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Гастроэнтерология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Нефрология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Гематология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эндокринология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Заболевания соединительной ткани

Эталоны ответов

Аллергология

Эталоны ответов

Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ


4. Неотложная помощь:

  • осмотреть полость рта и гортаноглотку, удалить протез;

  • попытаться удалить инородное тело с помощью рвотного рефлекса;

  • при отсутствии эффекта транспортировать пациента на попутном транспорте в специализированное отделение.

5. Лечение в специализированном стационаре:

  • рентгенография органов грудной клетки;

  • эзофагоскопия, удаление инородного тела специальными инструментами.


ЗАДАЧА 11

Вы работаете в медпункте железнодорожного вокзала. К вам обратился больной 65 лет БОМЖ с жалобами на сильную головную боль, боль в правом ухе, иррадирующую в глаз. зубы. усиливающуюся при жевании, озноб, общее недомогание. снижение слуха.

При осмотре правый слуховой проход резко сужен за счет гиперемированого инфильтрата, резкая болезненность при надавливании на козелок, увеличены и болезненны околоушные лимфатические узлы. Температура 390С.

Задания

  1. Установите предположительный диагноз.

  2. Сформулируйте проблемы пациента.

  • настоящие;

  • потенциальные;

  • социальные.

  1. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).

  2. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.


Эталоны ответов

1. Фурункул наружного слухового прохода.

2. А - боль в правом ухе, усиливающаяся при жевании, иррадиирущая в глаз, снижение слуха. головная боль, озноб, общее недомогание, значительное сужение слухового прохода за счет гиперемированного инфильтрата, резкая болезненность при надавливании на козелок, увеличение и болезненность околоушных лимфатических узлов, температура 390, (состояние тяжелое).

3. Потенциально:

  • Рецидивирующее течение.

  • Б - пациент не уверен в возможности получения помощи.

  • В - отсутствие жилья и возможности обеспечить лечение.

  • Социальная - вызвать машину скорой помощи для госпитализации пациента.

  • Медицинская - консервативное лечение в стационаре.

  • Психологическая - проявить доброжелательное отношение к пациенту.

4. Лечение в стационаре:

  • тампон с бальзамической мазью, туалет 3% раствором перекиси водорода, обработка дезинфицирующими растворами;

  • антибактериальная, стимулирующая терапия;

  • физиотерапевтическое лечение.


5. Бактериологическое исследование гнойного содержимого, анализ крови на сахар.
ЗАДАЧА 12

Вы работаете в медпункте школ. Преподаватель физкультуры сообщил Вам, что во время занятий учащийся 14 лет упал с турника, потерял сознание, из правого слухового прохода отмечается истечение прозрачной жидкости с примесью крови. Врача в школе в настоящее время нет.

Задания

  1. Установите предположительный диагноз.

  2. Сформулируйте проблемы пациента.

  • настоящие;

  • потенциальные;

  • социальные.

  1. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).

  2. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.


Эталоны ответов

1.Травма внутреннего уха.

А - падение с турника, потеря сознания, истечения из правого уха прозрачной жидкости с примесью крови, (состояние крайне тяжелое).

2. Потенциально: летальный исход.

Б - у преподавателя физкультуры, директора школы, у родителей.

В - отсутствие квалифицированной медицинской помощи, тяжкое телесное повреждение с угрозой для жизни в процессе занятий.

Медицинская - обеспечение покоя, щадящая экстренная транспортировка в стационар.

Социальная - вызвать реанимационную бригаду, сообщить директору школы, который известит родителей о несчастье.

Психологическая - подготовить седативные средства, сердечные, гипотензивные препараты.

4. Неотложная доврачебная помощь:

  • предупредить окружающих о недопустимости перемещения пострадавшего, укладывания на подушку и т.д.;

  • вложить в наружный слуховой проход стерильный шарик

  • противошоковые мероприятия.

5. Лечение в реанимационном отделении.
ЗАДАЧА 13

На приеме на ФАПе к Вам обратилась мать с 5 летней девочкой, болеющей острым средним отитом. На 4-ый день заболевания отметила ухудшение состояния, повышение температуры до 38,50С, усиление болей в ухе, преимущественно в заушной области, шум в ухе, снижение слуха, обильное гноетечение из уха. При осмотре отмечается оттопыривание ушной раковины, гиперемия, отек и инфильтрация кожи сосцевидного отростка, болезненность при пальпации, заушная складка сглажена. Слуховой проход заполнен гноем. Температура 38,50С.

Задания

  1. Установите предположительный диагноз.

  2. Сформулируйте проблемы пациента.


  • настоящие;

  • потенциальные;

  • социальные.

  1. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).

  2. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.


Эталоны ответов

1. Подозрение на мастоидит.

А - у ребенка, болеющего отитом. ухудшение состояния на четвертый день, усиление болей в ухе, преимущественно в заушной области, шум в ухе. обильное гноетечение пульсирующего характера, оттопыривание ушной раковины, сглаженность заушной складки, отечность и болезненность сосцевидного отростка, температура 38,50.(состояние тяжелое).

2. Потенциально: развитие внутричерепного осложнения.

  • Б - волнение матери по поводу ухудшения состояния ребенка.

  • В - необходимость госпитализации ребенка в ЛОР отделение и дальнейшее диспансерное наблюдение.

3. Медицинская - необходимость срочной госпитализации ребенка в ЛОР отделение.

Психологическая - объяснить матери, то в стационаре девочке будет проведено соответствующее лечение.

Социальная - взять на диспансерный учет ребенка после выписки, провести санацию очагов инфекции.

4. Лечение в ЛОР отделении:

  • осмотр оториноларинголога, необходимое обследование;

  • решение вопроса о методе лечения - консервативном или оперативном.

5. Рентгенограмма височной кости, бактериологическое исследование гнойного отделяемого из уха.

Консультация окулиста, невропатолога и др.

Педиатрия
ЗАДАЧА 1

Фельдшера ФАП вызвали к ребенку 5 летнего возраста. Со слов мамы, болен 2-ой день, заболевание началось с повышения температуры до 38,5оС, гнойных выделений из глаз. На второй день появились боли в горле, покашливание, отказ от еды, держится лихорадка.

При осмотре состояние средней тяжести, t - 39оС, малыш негативен к осмотру, капризничает. Кожные покровы чистые, горячие влажные. В зеве яркая гиперемия дужек, миндалин, гипертрофия фолликул задней стенки глотки. Носовое дыхание затруднительно, без экссудата отмечается гиперемия склер, конъюнктивы глаз, гнойный экссудат.

Пальпируются передние – шейные, подчелюстные лимфоузлы. В легких дыхание везикулярное, частота дыхания 28 в минуту. Тоны сердца ясные, ритмичные ЧСС 120 уд в мин. Живот мягкий безболезненный. Стул оформлен, мочеиспускание свободное.


Задания

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

  2. Определите неотложное состояние развившееся у пациента, обоснуйте ответ.

  3. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

  4. Продемонстрируйте технику закапывания капель в глаза.


Эталоны ответов

  1. DS: ОРВИ (аденовирусная инфекция) диагностируется на основании лихорадки в течении 3 - 4 дней; неодновременного возникновения поражения слизистых глаз, катара дыхательных путей (тонзилоназофарингит), увеличение шейных лимфоузлов.

    1. Гипертермия («розовая лихорадка»): температура 39С, кожа влажная, горячая.

    2. Неотложная помощь:

  • раскрыть, максимально обнажить ребенка;

  • обеспечить доступ свежего воздуха, не допуская сквозняков;

  • назначить обильное питье – чай с лимоном, клюквенные, брусничные морсы, щеочные минеральные воды, отвары шиповника;

Использовать физические методы охлаждения:

  • обдувание вентилятором

  • прохладная мокрая повязка на лоб, пузырь со льдом на расстоянии 10 см от головы пациента

  • холод на области прохождения крупных сосудов (паховая, аксилярная области)

  • обтирание водой t-30 - 32C губкой или ватным тампоном в течение 5 минут, повторять каждые 20 – 30 минут, 2 – 3 раза

  • смена нательного; постельного белья

Назначают внутрь (или ректально):

  • Парацетомол в дозе 10-15 мг/кг на прием, (суточная доза не > 60 мг/кг), в идее сиропов, свечей, шипучих порошков, таблеток с названиями – «эффералган», «Калпол», «Панадол», «Тайленол» и др.

  • Ибупрофен в детских формах «Ибуфен», «Нурофен» 6-10 мг/кг веса на прием (20-40 мг/кг/сути)

  • Через 30 мин провести контроль t, если температура не снижается ввести в/м 50% р-р анальгина 0,1 – 0,15 мл/год жизни.



ЗАДАЧА 2

Фельдшер принимает ребенка в возрасте 8 месяцев в «доме Малютки». Во время осмотра зева малыш закричал, издал «петушиный» крик, резко побледнел, затем посинел, произошла остановка дыхания, потеря сознания. Кисти рук кратковременно приняли положение «руки акушера». Фельдшер констатировал тоническое напряжение мышц лица, разгибателей конечностей, мышц туловища, затем появились короткие сокращения различных мышц туловища, конечностей. После проведения неотложных мероприятий ребенок издал звучный вдох, заплакал, заснул через 10 минут. При осмотре выявлены изменения скелета - уплощение затылка, лобные теменные бугры, реберные «четки», «килевидная» грудь, «браслеты» в области эпифизов костей предплечья, утолщенные фаланги пальцев, зубы отсутствуют. Выражена мышечная гипотония, разболтанность суставов. Ребенок сидит с поддержкой, не ползает, редко произносит слоги, мало эмоционален, плаксив. Кожные покровы бледные, чистые. В легких дыхание пуэрильное. Тоны сердца умеренно приглушены, короткий систолический шум на верхушке. Живот «лягушачий», печень на 3см выступает от края реберной дуги. Физиологические отправления без отклонений от нормы

Задания

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

  2. Определите неотложное состояние развившееся у пациента, обоснуйте ответ.

  3. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

  4. Продемонстрируйте технику подачи увлажненного кислорода.


Эталоны ответов

  1. Рахит 2 степени тяжести период разгара, подострое течение. Явная спазмофилия, ларингоспазм, карпопедальный спазм, эклампсия. Диагноз выставлен на основании объективного обследования, приступе ларингоспазма, судорог.

  2. Гипокальциемические судороги, ларингоспазм обусловленные снижением концентрации ионизированного кальция крови.

  1. Неотложная помощь:

  • Создание доминантного очага возбуждения в мозге путем:

  • раздражения слизистой оболочки носа - дуть в нос, щекотать нос, надавить на корень языка;

  • раздражение рецепторов кожи - похлопать по ягодицам, обрызгать лицо прохладной водой;

  • раздражение вестибулярного аппарата - изменить положение тела, встряхнуть ребенка;

  • во время судорог уложить ребенка на твердую поверхность. Очистить дыхательные пути, ротовую полость от слизи, обеспечить доступ свежего воздуха или подать увлажненный кислород;

  • при легкой форме судорожного приступа назначается 10% р-р глюконата кальция через рот 0,15г/кг веса в сутки. При тяжелых -10% глюконат кальция в/в 20 мг/кг веса на 5% глюкозе, 25% р-р магния сульфата, или 0,5% р-р седуксена 0,3 мг/кг в/м;

  • при тяжелой форме приступа ребенок направляется на стационарное лечение;

  • лечение основного заболевания препаратами витамина D3, цитратной смесью.