Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1313

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
на них болезни и бедствия. Таким образом, по логике Фомы Аквинского, все, что люди называют «злом», представляет собой лишь результат человеческих неправильных действий, а также стремление Бога воспитать человечество, наставить его на путь истинный.

Учение Фомы Аквинского- «томизм» (от латинского варианта его имени - Thomas) со временем стало ведущим направлением в католической теологии и философии, а в 1879 году было провозглашено «единственно верной философией католицизма». Сегодня неотомизм – одно из наиболее влиятельных направлений религиозной философии, официальная философская доктрина Ватикана и преподается во всех католических учебных заведениях.

Поздняя схоластика XIV в. характеризуется как период начала кризиса схоластической философии, который был обусловлен целым рядом объективных факторов: кризисом феодальных отношений и зарождением в недрах феодализма элементов буржуазного строя, отделением философии от теологии и постепенным развитием научных знаний, секуляризацией духовной жизни вследствие падения политического могущества и идеологического влияния церкви и т.п.

Наиболее значительным философом этого периода был Уильям Оккам (1300 – 1350гг.), которого иногда называют «завершителем и разрушителем схоластики». Оккам был студентом, а затем преподавателем Оксфордского университета, по обвинению в ереси провел четыре года в тюрьме, затем бежал в Мюнхен, где и написал большинство своих работ.

В историю философской и научной мысли Уильям Оккам вошел, главным образом, благодаря методологическому принципу, получившему со временем название «бритва Оккама»: «сущности не должны умножаться без необходимости», или другая формулировка: «бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего». Исходя из этого принципа, в споре об универсалиях Оккам занял позицию крайнего номинализма, считая, что реальным существованием обладают только единичные вещи и их свойства, а универсалии – это всего лишь понятия, «знаки» для обозначения совокупности объектов. Реалисты, признающие за универсалиями самостоятельное существование, без необходимости усложняют мир, приписывая ему излишние сущности.


Уильям Оккам фактически возродил принцип двойственной истины, утверждая, что у философии и теологии нет ничего общего. Истины Священного Писания недоказуемы и являются объектами исключительно веры. Сама же вера – иррациональна, не имеет никакого отношения к доказательству и разуму. Поэтому Оккам отвергал не только доказуемость отдельных положений христианского вероучения, но и возможность доказательства самого Бога.

Учение У. Оккама (оккамизм) оказало влияние на последующее развитие философии и науки. Оккамизм получил значительное распространение в европейских университетах (особенно в Парижском, профессором и ректором которого был последователь Оккама, номиналист Жан Буридан), где его представители боролись на автономию науки, отделение философии от теологии. Фактически начало разграничения научно-философского и теологического знания было первым шагом к становлению научного мировоззрения в европейской культуре.

Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии


  1. Стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени.

  2. Сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения.

  3. Способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное учение о познании).

  4. Способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный.

  5. Положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк и др.) и рационалистического (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) направлений философии как результат соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я – концепция, рационализм).

  6. Пробудила интерес к осмыслению истории и исторического процесса.

  7. Выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.


Разумная душа, согласно философии средневековья, выделяет человека за пределы природы, ставит его над ней благодаря свободе воли. Следует отметить, что религиозное возвеличивание человека как «образа и подобия» Бога, способствовало продвижению вперёд в философском понимании человека как шаг от натуралистических представлений античности к осознанию индивидуальности человеческого духа и историчности человека.

Такое понимание сущности и роли человека нашло своё продолжение в философии Возрождения, которая, по существу означает смену приоритета в рассмотрении философских проблем. Философия приобретает антропоцентрический характер благодаря духовному и интеллектуальному наследию средневековой теологической философии.

Лекция 4


Западноевропейская философия XV-XVIII веков

Часть 1. Философия эпохи Возрождения


  1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения

  2. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения

  3. Гуманизм

  4. Неоплатонизм

  5. Натурфилософия

  6. Социально-политическая философия эпохи Возрождения

    1. Философия Реформации, её направления, значение

    2. Политическая философия

    3. Философия социалистов-утопистов



Часть 2. Философия Нового времени (XVII XVIII вв.). Философия европейского Просвещения


  1. Социокультурные предпосылки и специфика новоевропейской философии

  2. Эмпиризм Ф. Бэкона и механистический материализм Т. Гоббса

  3. Гносеологический рационализм: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц

  4. Сенсуализм в философии Нового времени: Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм

  5. Философия французского Просвещения XYIII в.



Часть 1. Философия эпохи Возрождения





    1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV-XVII вв., которые объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремлённость к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический
характер.

Возрождение (фр. Ренессанс) охватывает ту фазу истории, в которой христианская религия уже не имеет доминирующей, монолитной позиции. Это особая эпоха, специфический западноевропейский мировоззренческий и культурный феномен с далеко идущими последствиями, вплоть до сегодняшнего дня. Этот переворот совершается, прежде всего, в самих религиозных рядах; ни в философии, ни в искусстве или литературе сразу не устраняются существовавший столетиями традиционный образ мысли.

В этот исторический период происходит медленное изменение картины мира в сознании западноевропейцев. Этому способствовали целый ряд объективных причин:

  1. дальнейшее совершенствование орудий труда, техники и технологий, что отразилось на развитии ремесла и торговли;

  2. общий кризис системы феодализма и начало складывания централизованных национальных государств;

  3. дальнейшее усиление и расширение городов, их независимости и развитие в них ремесленного производства, наук, искусств;

  4. укрепление и централизация центральных светских властей, возникновение первых парламентов;

  5. противоречия и кризис внутрицерковной жизни;

  6. общее повышения уровня образованности в Европе и открытие новых университетов в разных странах;

  7. великие географические открытия (Колумба, Васко де Гамы, Магеллана);

  8. научно-технические открытия (гелиоцентрическая модель Вселенной Н.Коперника, изобретение пороха, огнестрельного оружия, компаса, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии и др.).

  9. Развитие промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, техники, естествознания, механики, математики и т.д., требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека.