ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1282
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гуманизм
Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV –
середине XV вв. Его центром была Италия.
Как уже выше было сказано, Возрождение – это обращение к античной культуре и философии на основе которых возникает новое чувство жизни, которое рассматривается как родственное чувству жизни античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным. Вновь и по иному открывается Платон и Аристотель, а также неоплатоники, стоики, эпикурейцы, Цицерон и др. Их философия рассматривается в историческом контексте. Делаются новые переводы античных произведений, что позволяет их по-новому исследовать и комментировать. В этот же период начинается активное движение за адекватный, новый перевод с древнееврейского и древнегреческого Библии, и её комментарии и толкования, которое получило название филологического гуманизма (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.).
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями.
Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Сотворив мир и человека, Бог дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоёвывать своё место в мире.
Значение термина «гуманизм» (лат. Studia humanitatis) – буквально означает гуманитарные штудии (студии). С XIV в. этим термином обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили: грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподаватели этих дисциплин – гуманисты. Возрождение было связано с занятиями именно этими дисциплинами. Их изучение строилось на знакомстве с античными авторами. Эти дисциплины не только направлены на изучение человека, а являются средством развития и возвышения человека. Гуманитарные науки
заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке.
Начиная с Ф. Петрарки, классическая латинская и греческая древность, особенно древняя литература, стали считаться единственным образцом духовной и культурной деятельности.
Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств, требующих специальной тренировки по их формированию: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утончённое отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию. Гуманистов отличает яркая эстетическая направленность в понимании человеческого, поэтому Возрожденческий гуманизм – это и эстетический феномен.
С эстетикой, как важнейшей частью Ренессансного мировоззрения, связан культ творческой деятельности. В эпоху Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе её человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создаёт новый мир, красоту, творит самоё высокое, что есть в мире – самого себя. В мировоззрении Ренессанса происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек – это телесное существо. И тело – это не «оковы души», которые тянут её вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь само по себе самоценна. С этим связан широко распространённый в эпоху Возрождения культ Красоты.
Основныечертыгуманизма:
-
антицерковная и антисхоластическая направленность; -
стремлении уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; -
антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; -
жизнеутверждающий характер и оптимизм. Наиболееизвестныефилософы-гуманисты:
Данте Алигьери (1265-1321)–автор «Божественной комедии». В своём произведении:
-
воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимы истин (догматы) христианского учения; -
восхваляет человека; -
отходит от трактовки человека исключительно как Божественного создания; -
признаёт за человеком наличие как Божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; -
верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Франческо Петрарка (1304-1374) – автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» и иных трудов. Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи:
-
человеческая жизнь даётся один раз и уникальна; -
человек должен жить не для Бога, а для самого себя; -
человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно; -
человеку принадлежат свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим; -
человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; -
загробной жизни, скорее всего, не существует, и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей; -
человек не должен приносит себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; -
внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Вала (1507-1557), автор практика «О наслаждении как об истинном благе».
В своём произведении Лоренцо Вала:
-
ниспровергал церковные авторитеты; -
критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность; -
в центр мироздания ставил человека; -
верил в возможности человека и его разум; -
отвергал аскетизм и самоотрешение; -
призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; -
был сторонником равенства мужчины и женщины; -
высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
- 1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 52
Неоплатонизм
Неоплатонизм – идеалистическое направление, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV веке.
В своих произведениях теоретики неоплатонизма:
-
противопоставляли сложившийся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; -
предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; -
не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; -
призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовал все имеющиеся философские направления.
Наиболееизвестныепредставителинеоплатонизма.
Николай Кузанский (1401-1464) – священнослужитель, богослов, но придерживался новаторских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания:
-
не существует разницы между Богом и его творением (мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же); -
«единое» (Бог) и «бесконечное» (его творение) относятся как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; -
был выведен закон совпадения противоположностей, т.к. противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность и существование неразрывны и бытие едино); -
едины идея и материя; -
реально существует (поглощая всё остальное) актуальная бесконечность; -
Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; -
Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершённый (мир, природа, всё сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире); «Бог есть окружность и центр, так как он везде и нигде» -
бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нём углов станет кругом и т.д.); -
бесконечность Вселенной, всего мира ведёт к бесконечности познания; -
невозможность достичь абсолютного знания, увеличение знаний приведёт только к учёности, но не истинному знанию («ученому незнанию» - по Н. Кузанскому).