ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1335
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Термин «Возрождение» употребляется для того, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности. Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение на деле означало поиск нового, а не реставрацию старого. В истории невозможно повернуть назад, возвратиться в какую-либо прошлую эпоху. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры,а потому несёт на себе отпечаток многих её черт.
Объективно эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху перехода, потому, что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы нового общественно-политического, интеллектуального и духовного облика Европы: формирование буржуазных общественных отношений, прежде всего в сфере экономики; формирование основ современной науки; формирование светских национальных централизованных государств; формирование идеологии секуляризма и гуманизма.
Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. На первый план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этом мире, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти своё место в жизни.
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог – начало всех вещей, а человек – центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему всё по плечу, он может всё. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека.
Отличительныечерты
культурыиидеологииэпохиВозрождения:
-
Индивидуализм теоретический и практический, означающий, что в центр мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность; -
Культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчёркнутым стремлением к чувственным удовольствиям; -
Светский дух религии с тенденцией к язычеству и мистике. Меньшее значение придаётся культовой стороне религиозной жизни, внимание сосредоточивается на внутренней, духовной стороне религии. Для осмысления христианских ценностей широко привлекаются идеи, содержащиеся в дохристианских античных (языческих) религиозных учениях; -
Освобождение от власти авторитетов, признанных средневековой схоластикой
(например, критика Аристотеля);
-
Особое внимание к прошлому, к древности. Античная греко-римская культура стала предметом изучения, преклонения и подражания; -
Чрезвычайный вкус к искусствам.
- 1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 52
Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
Основные направления философии эпохи Возрождения:
-
Гуманистическое (XIV-XV вв., Представители: Данте Адигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вала и др.) – в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догмами Церкви; -
Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платон, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма; -
Натурфилософское (XVI – XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Буро, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; -
Реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Джон Уиклиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; -
Политическое (XV - XVI вв.), Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей; -
Утопическо-социалистическое (XV –XVII вв., представители Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Последние три течения принято объединять под общим названием «
социально- политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви.
Философия эпохи Возрождения XIV-XVII вв.
Основные направления Характерные черты
Гуманизм – целостная система взглядов на широкое течение общественной мысли, вызвавшее переворот в культуре и мировоззрении. В центр внимания ставится человек, воспеваются его достоинство, величие и могущество. При этом происходит иронизирование над догматами Церкви
Франческо Петрарка (1304-1374 гг.) Леонардо Бруни (1370-1459 гг.)
Леон Батиста Альберти (1402-1472 гг.) НЛаотруернфциа лВоаслолфа (и1я40–7ф-1и4л5о7соггф.)ия природы, умозрительное толкование
природы, рассматриваемой в её целостности. Натурфилософия эпохи Возрождения развивалась в основном на основе пантеизма и гилозоизма.
Николай Коперник (1473-1543 гг.) Джордано Бруно (1548-1600 гг.) Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) ГаАлриилесотоГтаеллиилезйм(–1516.4И-1с6т4о2ригяг.)
истолкования, распространения переводов
и влияния сочинений Аристотеля. 2.
Усвоение учения Аристотеля в различных средневековых и теологических традициях.
Пьетро Помпонацци (1462-1525 гг.) НеСопилонаетоПноицзимо (–14си96ст-1е5м5а4тигзга.)ция элементов философии Платона с добавлением учений Аристотеля. Николай Кузанский (1401-1464 гг.) Марселино Фичино (1433-1499 гг.) Пико делла Мирандолла (1463-1494 гг.)
Социально-политическое Николло Макиавели (1469-1527 гг.) Томас Мор (1478-1525 гг.)
Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.)
Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство.
Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики.
Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию.
Принципиально новое, научно- материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.
Большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству.
Торжество индивидуализма.
Широкое распространение идеи социального равенства.
- 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 52