ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1323
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Своей критикой «видимой» церкви и требованием понимания её как сообщества тех, на кого снизошла Божья милость, Лютер выражал точку зрения, согласно которой дело освобождения находится в руках каждого человека. Такая позиция перекликалась с идеалом освобождения индивида в Ренессансе. М. Лютер, однако, не покидает религиозную почву. Наоборот, он подчёркивает чувство вины и греха, а с ними и всю беспомощность индивида, который теперь сам стоит перед Богом с просьбой об искуплении. Возможность спасения он усматривает в непосредственной вере в Писание, в слово Божие, как оно есть в Евангелии. Поэтому его учение называется евангелическим (Лютеранство).
С другой стороны Лютер утверждает, что разум, руководимый верой, может быть служанкой теологии. Однако когда разум, независимо от веры, рассматривает себя как судью в вопросах веры, то он становится орудием дьявола. Это заблуждение непростительно. Он него нужно отказаться, принудив разум принять то, что, с философской точки зрения, кажется ложным и абсурдным. Следовательно, разум не в состоянии указать нам этические ориентиры для наших действий.
В рамки учения М. Лютера входит и его изложение предопределения. Бог предопределяет людей к вечному спасению, потому что знает – они веруют в течение всей жизни. Другими словами, спасение человека не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается чистотой веры, которая является «Божьим даром».
Здесь мы видим перенос феномена веры на индивидуальный уровень, а это, в свою очередь, требует и предопределяет развитие самосознания и внутренней саморегуляции, связанных с проблемой индивидуальной духовной и интеллектуальной свободы.
М. Лютер отвергает томистскую антропологию, восходящую к аристотелевской традиции. Он придерживается пессимистической антропологии, восходящей к Августину Аврелию и развивавшейся в дальнейшем Т. Гоббсом, Ф. Ницше и З. Фрейдом.
Жан Кальвин (1509-1564 гг.) продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи, воплотив протестантизм на практике в Женеве. Он добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной
, упразднив в Женеве католическую Церковь и власть Папы Римского. Он также подчинил кальвинисткой Церкви светскую власть. За это самого Ж. Кальвина прозвали «Женевский Папа».
Ж. Кальвин провёл реформы и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, танцы, установлен строгий пасторский надзор за населением с целью воспитания граждан в духе аскетизма, пуританизма.
Результатом теоретических изысканий Ж.Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение её из узкогерманского в международное явление.
Народное направление в Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490-1525).Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г. разошёлся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:
-
необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом; -
цель изменения общества – достижения всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле; -
главная причина всех зол – неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес; -
частный интерес необходимо подавить, всё должно стать общим (имелись в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства); -
жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу; -
власть и собственность должны принадлежать простому народу – «ремесленникам и пахарям».
В 1524-1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.
Значение философии Реформации
Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооружённой борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI века и в дальнейшем почти во всех странах Европы.
Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:
-
торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе – Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии; -
сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы – Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.
В результате Реформация сыграла свою роль в религиозно-историческом процессе, который привёл к устранению магии из мира, «расколдовывания мира» (М. Вебер). В Реформаторской идеологии появляются зародыши новой этики, позже овладевшей всей этикой Нового времени (этика буржуа, предпринимательства), которая вытекает из требований автономности и свободы человеческой личности. Значение Реформаторской идеологии состоит так же в том, что она оправдывала существование национальных церквей.
- 1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 52
Политическая философия
В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приёмы политической борьбы.
ПолитическаяфилософияНиколоМакиавелли.
Никколо Макиавелли (1469-1527)- итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Н. Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.
ФилософияМакиавеллиопираетсянаследующиеосновныеположения:
-
человек обладает изначально злой природой; -
движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; -
совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать свои эгоистические интересы; -
для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создаётся особая организация
– государство;
-
правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; -
правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна – промотана); -
ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; -
в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за её независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
-
Философия социалистов-утопистов
Особенности:
-
основное внимание эти философы сосредоточили на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость; -
поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.
Значениефилософиисоциалистов-утопистов;
Идеи социалистов-утопистов были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
Наиболее известными социалистами-утопистами являются Томас Мор (1478-1535)и
Томмазо Кампателла (1568-1639).
Философия Т. Мора изложена в произведении «Утопия» (Утопия – (греч. - место, которого нигде нет) – выдуманный остров, на котором находится идеальное государство). Согласно Т. Мору в Утопии:
-
не существует частной собственности; -
все граждане участвуют в производительном труде; -
труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности; -
все произведённые продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии; -
в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов; -
от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам; -
самые грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осуждённые преступники; -
первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически – трудовой коллектив); -
все должностные лица избираются – прямо или косвенно; -
мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности); -
жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.
Философия Томмазо Кампанеллы изложена в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители – солярии – построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца: