Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1323

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Своей критикой «видимой» церкви и требованием понимания её как сообщества тех, на кого снизошла Божья милость, Лютер выражал точку зрения, согласно которой дело освобождения находится в руках каждого человека. Такая позиция перекликалась с идеалом освобождения индивида в Ренессансе. М. Лютер, однако, не покидает религиозную почву. Наоборот, он подчёркивает чувство вины и греха, а с ними и всю беспомощность индивида, который теперь сам стоит перед Богом с просьбой об искуплении. Возможность спасения он усматривает в непосредственной вере в Писание, в слово Божие, как оно есть в Евангелии. Поэтому его учение называется евангелическим (Лютеранство).

С другой стороны Лютер утверждает, что разум, руководимый верой, может быть служанкой теологии. Однако когда разум, независимо от веры, рассматривает себя как судью в вопросах веры, то он становится орудием дьявола. Это заблуждение непростительно. Он него нужно отказаться, принудив разум принять то, что, с философской точки зрения, кажется ложным и абсурдным. Следовательно, разум не в состоянии указать нам этические ориентиры для наших действий.

В рамки учения М. Лютера входит и его изложение предопределения. Бог предопределяет людей к вечному спасению, потому что знает – они веруют в течение всей жизни. Другими словами, спасение человека не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается чистотой веры, которая является «Божьим даром».

Здесь мы видим перенос феномена веры на индивидуальный уровень, а это, в свою очередь, требует и предопределяет развитие самосознания и внутренней саморегуляции, связанных с проблемой индивидуальной духовной и интеллектуальной свободы.

М. Лютер отвергает томистскую антропологию, восходящую к аристотелевской традиции. Он придерживается пессимистической антропологии, восходящей к Августину Аврелию и развивавшейся в дальнейшем Т. Гоббсом, Ф. Ницше и З. Фрейдом.
Жан Кальвин (1509-1564 гг.) продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи, воплотив протестантизм на практике в Женеве. Он добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной
, упразднив в Женеве католическую Церковь и власть Папы Римского. Он также подчинил кальвинисткой Церкви светскую власть. За это самого Ж. Кальвина прозвали «Женевский Папа».

Ж. Кальвин провёл реформы и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, танцы, установлен строгий пасторский надзор за населением с целью воспитания граждан в духе аскетизма, пуританизма.





Результатом теоретических изысканий Ж.Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение её из узкогерманского в международное явление.
Народное направление в Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490-1525).Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г. разошёлся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

  1. необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом;

  2. цель изменения общества – достижения всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле;

  3. главная причина всех зол неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;

  4. частный интерес необходимо подавить, всё должно стать общим (имелись в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);

  5. жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;

  6. власть и собственность должны принадлежать простому народу – «ремесленникам и пахарям».

В 1524-1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.



Значение философии Реформации


Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооружённой борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI века и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

  • торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе – Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

  • сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы – Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

В результате Реформация сыграла свою роль в религиозно-историческом процессе, который привёл к устранению магии из мира, «расколдовывания мира» (М. Вебер). В Реформаторской идеологии появляются зародыши новой этики, позже овладевшей всей этикой Нового времени (этика буржуа, предпринимательства), которая вытекает из требований автономности и свободы человеческой личности. Значение Реформаторской идеологии состоит так же в том, что она оправдывала существование национальных церквей.

    1. 1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   52

Политическая философия


В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приёмы политической борьбы.

ПолитическаяфилософияНиколоМакиавелли.

Никколо Макиавелли (1469-1527)- итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Н. Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

ФилософияМакиавеллиопираетсянаследующиеосновныеположения:

  1. человек обладает изначально злой природой;

  2. движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

  3. совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать свои эгоистические интересы;

  4. для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создаётся особая организация

государство;

  1. правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

  2. правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна – промотана);

  3. ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

  4. в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за её независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
    1. Философия социалистов-утопистов


Особенности:

    1. основное внимание эти философы сосредоточили на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость;

    2. поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.


Значениефилософиисоциалистов-утопистов;

Идеи социалистов-утопистов были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

Наиболее известными социалистами-утопистами являются Томас Мор (1478-1535)и

Томмазо Кампателла (1568-1639).


Философия Т. Мора изложена в произведении «Утопия» (Утопия – (греч. - место, которого нигде нет) – выдуманный остров, на котором находится идеальное государство). Согласно Т. Мору в Утопии:

  1. не существует частной собственности;

  2. все граждане участвуют в производительном труде;

  3. труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

  4. все произведённые продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;

  5. в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов;

  6. от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

  7. самые грязные работы выполняют рабы военнопленные и осуждённые преступники;

  8. первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически – трудовой коллектив);

  9. все должностные лица избираются прямо или косвенно;

  10. мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

  11. жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.


Философия Томмазо Кампанеллы изложена в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители – солярии – построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца: