Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1319

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления, близко подошёл к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений – Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др.
Джованни Пико дела Мирандола (1463-1494) попытался объединить религиозные и философские учения в эклектическом произведении «900 тезисов»:

  1. возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвёртым миром» космоса наряду с элементарным, небесным и ангельским);

  2. признать за человеком полную свободу выбора;

  3. объединить все философские учения и найти «золотую середину» путём их согласования.



    1. Натурфилософия


Натурфилософия получила распространение в период Позднего Возрождения (XVI- XVII вв.) в Европе, особенно Италии.

Основныечертынатурфилософии:

  1. обоснование материалистического взгляда на мир;

  2. стремление отделить философию от теологии;

  3. формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;

  4. выдвижение новой картины мира (в которой Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

  5. утверждение, что мир познаваем, и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).


Наиболееизвестныепредставителинатурфилософии:

Андреас Везалий (1514-1564). Значение его работ:

  1. материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека;

  2. опровергнул взгляды, господствовавшие в медицине со времён Галена (130-200) – древнеримского врача, описывавшего строение человека, опираясь на исследования животных;

  3. напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах издал знаменитую книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности.



Николай Коперник (1473-1543),опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

  1. Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

  2. Солнце центр по отношению к Земле (геоцентризм заменяется гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

  3. все космические тела движутся по собственной траектории;

  4. космос бесконечен;

  5. процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного»

смысла.
Джордано Бруно (1548-1600)развил и углубил философские идеи Коперника:

  1. Солнце центр по отношению к Земле, но не центр Вселенной;

  2. Вселенная не имеет центра и бесконечна;

  3. Вселенная состоит из галактик;

  4. звёзды небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

  5. число миров во Вселенной бесконечно;

  6. все небесные тела и всё, что имеется на них, обладают свойством движения;

  7. не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог одно целое.


Галилео Галилей (1564-1642)на практике подтвердил правильность идеи Николая Коперника и Джордано Бруно. Галилей:

    1. изобрёл телескоп;

    2. доказал, что небесные тела движутся и по траектории, и вокруг своей оси;

    3. обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт на Луне;

    4. открыл спутники вокруг других планет;

    5. исследовал динамику падения тел;

    6. доказал множественность миров.


Галилеем был выдвинут метод научного исследования, он:

  1. заключался в наблюдении;

  2. выдвижении гипотезы;

  3. расчётах воплощения гипотезы на практике;

  4. опытной проверке гипотезы на практике.



  1. 1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   52

Социально-политическая философия эпохи Возрождения


Проблематика:

  1. проблема государства;

  2. устройство общества;

  3. взаимоотношения Церкви и государственных институтов, верующих.

Основныенаправления:

  1. философия Реформации;

  2. политическая философия;

  3. философия социалистов-утопистов.
    1. Философия Реформации, её направления, значение


В разделе философии Возрождения необходимо рассмотреть, мало освещённый в отечественной учебной литературе, феномен религиозной Реформации, которая коренным образом повлияла на дальнейшее развитие философии, науки, культуры, промышленности и вообще всей ситуации на Европейском, а затем и на Северо-американском континентах.

Реформация непосредственно является исторической ситуацией XV-XVII вв. Реформация (от лат. преобразование, исправление) – это широкое и разнородное социальное движение в большинстве стран Европы, имевшее непосредственной целью реформу католицизма, демократизацию Церкви и носившее в целом антифеодальный характер. Реформация привела к образованию новой разновидности христианства – протестантизма. Причины Реформации связаны с формированием национального самосознания народов стран Европы, развитием буржуазного производства и капиталистических отношений, и борьбой буржуазии и крестьянства против католической церкви.

ПредпосылкивозникновенияРеформации:

  1. Кризис феодализма.

  2. Зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии.

  3. Ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств.

  4. Незаинтересованность руководителей государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви.

  5. Кризис, моральное разложение католической Церкви, её оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций.

  6. Распространение идей гуманизма.

  7. Рост самосознания личности, индивидуализм.

  8. Рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, гусизма.


Идейную и политическую основу Реформации подготовила культура и философия эпохи Возрождения, с её идеологией гуманизма и антропоцентризма. Движение Реформации зародилось в недрах самой католической церкви. Вначале реформаторы хотели только преобразовать церковь. Но их теологическая неортодоксальность и независимое от Папы Римского политическое положение привели к религиозной революции, которая перевернула традиционные церковные представления о вере и спасении индивида. Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже в выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и Ренессанс неотделимы друг от друга.

Духовным основателем движения Реформации считается немецкий священник Мартин Лютер (1483-1546 гг.), а точкой отчёта 31 октября 1517 года, когда на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооружённой) борьбе против католицизма.

Теологически М. Лютер защищал Библию и веру индивида и выступал против традиции, монашества и Папы. Это означало, что индивид оказался один на один в его отношении с Богом без всякого посредничества в виде традиции или церкви. При этом

реформаторское движение заняло критическую позицию и в отношении традиционно церковно-обрядового положения спасения.

Отстаивая идею о непосредственном общении человека с Богом, Лютер провозгласил личную веру единственным путём к «спасению» (принцип «оправдания единственно верой»), что вело к отрицанию претензий католической церкви на посредничество между человеком и Богом, отвергало авторитет так называемого священного предания – папских энциклик, постановлений церковных соборов и т.п. и признавало Священное писание единственным источником откровения, которое каждый человек должен был лично воспринять. Отсюда М. Лютер также развивал идею перевода Библии с латинского на национальные языки, чтобы каждый мог её читать без посредников (а, это, в свою очередь, требовало широкого развития просвещения народов), и сам сделал первый перевод на немецкий язык.