ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1319
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления, близко подошёл к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений – Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др.
Джованни Пико дела Мирандола (1463-1494) попытался объединить религиозные и философские учения в эклектическом произведении «900 тезисов»:
-
возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвёртым миром» космоса наряду с элементарным, небесным и ангельским); -
признать за человеком полную свободу выбора; -
объединить все философские учения и найти «золотую середину» путём их согласования.
-
Натурфилософия
Натурфилософия получила распространение в период Позднего Возрождения (XVI- XVII вв.) в Европе, особенно Италии.
Основныечертынатурфилософии:
-
обоснование материалистического взгляда на мир; -
стремление отделить философию от теологии; -
формирование научного мировоззрения, свободного от теологии; -
выдвижение новой картины мира (в которой Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной); -
утверждение, что мир познаваем, и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).
Наиболееизвестныепредставителинатурфилософии:
Андреас Везалий (1514-1564). Значение его работ:
-
материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека; -
опровергнул взгляды, господствовавшие в медицине со времён Галена (130-200) – древнеримского врача, описывавшего строение человека, опираясь на исследования животных; -
напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах издал знаменитую книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности.
Николай Коперник (1473-1543),опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:
-
Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); -
Солнце – центр по отношению к Земле (геоцентризм заменяется гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; -
все космические тела движутся по собственной траектории; -
космос бесконечен; -
процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного»
смысла.
Джордано Бруно (1548-1600)развил и углубил философские идеи Коперника:
-
Солнце – центр по отношению к Земле, но не центр Вселенной; -
Вселенная не имеет центра и бесконечна; -
Вселенная состоит из галактик; -
звёзды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; -
число миров во Вселенной бесконечно; -
все небесные тела и всё, что имеется на них, обладают свойством движения; -
не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.
Галилео Галилей (1564-1642)на практике подтвердил правильность идеи Николая Коперника и Джордано Бруно. Галилей:
-
изобрёл телескоп; -
доказал, что небесные тела движутся и по траектории, и вокруг своей оси; -
обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт на Луне; -
открыл спутники вокруг других планет; -
исследовал динамику падения тел; -
доказал множественность миров.
Галилеем был выдвинут метод научного исследования, он:
-
заключался в наблюдении; -
выдвижении гипотезы; -
расчётах воплощения гипотезы на практике; -
опытной проверке гипотезы на практике.
- 1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 52
Социально-политическая философия эпохи Возрождения
Проблематика:
-
проблема государства; -
устройство общества; -
взаимоотношения Церкви и государственных институтов, верующих.
Основныенаправления:
-
философия Реформации; -
политическая философия; -
философия социалистов-утопистов.
-
Философия Реформации, её направления, значение
В разделе философии Возрождения необходимо рассмотреть, мало освещённый в отечественной учебной литературе, феномен религиозной Реформации, которая коренным образом повлияла на дальнейшее развитие философии, науки, культуры, промышленности и вообще всей ситуации на Европейском, а затем и на Северо-американском континентах.
Реформация непосредственно является исторической ситуацией XV-XVII вв. Реформация (от лат. преобразование, исправление) – это широкое и разнородное социальное движение в большинстве стран Европы, имевшее непосредственной целью реформу католицизма, демократизацию Церкви и носившее в целом антифеодальный характер. Реформация привела к образованию новой разновидности христианства – протестантизма. Причины Реформации связаны с формированием национального самосознания народов стран Европы, развитием буржуазного производства и капиталистических отношений, и борьбой буржуазии и крестьянства против католической церкви.
ПредпосылкивозникновенияРеформации:
-
Кризис феодализма. -
Зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии. -
Ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств. -
Незаинтересованность руководителей государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви. -
Кризис, моральное разложение католической Церкви, её оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций. -
Распространение идей гуманизма. -
Рост самосознания личности, индивидуализм. -
Рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, гусизма.
Идейную и политическую основу Реформации подготовила культура и философия эпохи Возрождения, с её идеологией гуманизма и антропоцентризма. Движение Реформации зародилось в недрах самой католической церкви. Вначале реформаторы хотели только преобразовать церковь. Но их теологическая неортодоксальность и независимое от Папы Римского политическое положение привели к религиозной революции, которая перевернула традиционные церковные представления о вере и спасении индивида. Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже в выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и Ренессанс неотделимы друг от друга.
Духовным основателем движения Реформации считается немецкий священник Мартин Лютер (1483-1546 гг.), а точкой отчёта 31 октября 1517 года, когда на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооружённой) борьбе против католицизма.
Теологически М. Лютер защищал Библию и веру индивида и выступал против традиции, монашества и Папы. Это означало, что индивид оказался один на один в его отношении с Богом без всякого посредничества в виде традиции или церкви. При этом
реформаторское движение заняло критическую позицию и в отношении традиционно церковно-обрядового положения спасения.
Отстаивая идею о непосредственном общении человека с Богом, Лютер провозгласил личную веру единственным путём к «спасению» (принцип «оправдания единственно верой»), что вело к отрицанию претензий католической церкви на посредничество между человеком и Богом, отвергало авторитет так называемого священного предания – папских энциклик, постановлений церковных соборов и т.п. и признавало Священное писание единственным источником откровения, которое каждый человек должен был лично воспринять. Отсюда М. Лютер также развивал идею перевода Библии с латинского на национальные языки, чтобы каждый мог её читать без посредников (а, это, в свою очередь, требовало широкого развития просвещения народов), и сам сделал первый перевод на немецкий язык.