ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конструкт №6
Тема урока: Слово. Однокоренные слова.
Тип урока: урок закрепления знаний и способов учебной деятельности
Цель урока: формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать) в процессе повторения темы урока «Слово. Однокоренные слова».
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; пользоваться знаками, символами, таблицами; ориентироваться в учебнике; работать с информацией, представленной в разных формах; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о многозначных, однозначных словах, синонимах, антонимах, об однокоренных словах, умения объяснять лексическое значение слова, распознавать многозначные слова, распознавать среди пар слов синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы, антонимы, находить однокоренные слова в тексте и среди других слов, выделять корень в однокоренных словах, группировать однокоренные слова с разными корнями.
Задачи:
Воспитательная: формировать навыки проявления настойчивости, ценностного отношение к учебе.
Развивающая: формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; пользоваться знаками, символами, таблицами; ориентироваться в учебнике; работать с информацией, представленной в разных формах; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Образовательная: актуализировать знания о многозначных, однозначных словах, синонимах, антонимах, об однокоренных словах, закрепить умения объяснять лексическое значение слова, распознавать многозначные слова, распознавать среди пар слов синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы, антонимы, находить однокоренные слова в тексте и среди других слов, выделять корень в однокоренных словах, группировать однокоренные слова с разными корнями.
Принципы обучения и воспитания:
-
Принцип гуманизма -
Принцип связи воспитания с жизнью и трудом -
Принцип культуросообразности -
Принцип деятельности -
Принцип психологической комфортности
Методы обучения и воспитания:
-
Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример. -
Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение. -
Методы стимулирования: поощрение. -
По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические. -
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа; -
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. -
Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Демонстрационное: мультимедийная презентация
Индивидуальное: сигнальные карточки, рабочая тетрадь, пенал, карточки с заданиями.
Информационные источники:
-
Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.). -
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015). -
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». -
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 – 4 класс. -
Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.
Структура урока:
-
Организационно-мотивационный этап. -
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. -
Применение знаний и умений в новой ситуации. -
Физминутка. -
Обобщение и систематизация знаний. -
Рефлексия.
Ход урока
Этапы урока, задачи работы (на уровне деятельности педагога) | Методы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат (с учетом формируемых УУД) | ||||||||||
1. Организационно-мотивационный этап. Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности. | • Беседа • Формирование готовности к восприятию | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Перед тем, как сесть, давайте проверим, все ли у вас есть на партах: учебник, тетрадь, пенал, сигнальные карточки. Если у вас чего-то нет, попросите у своего соседа. Сейчас присядут девочки, теперь мальчики. - Напомните, как мы должны вести себя на уроке? (ответы детей) - Верно, на уроке мы внимательно слушаем, при ответе поднимаем руку, говорим только по теме, стараемся. Выполняя эти правила, вы сможете достигнуть высоких результатов! - Как я уже и сказала, нам важно быть внимательными. Поэтому, поиграем в игру на внимание! Посмотрите на слайд. Каждому предмету соответствует определенный символ. Запомните их. А теперь посмотрите на слайд и назовите, какой символ соответствовал каждому предмету. - Вы такие молодцы! Вижу вы очень внимательные, а значит мы можем начать наш урок. | Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать с информацией, представленной в разных формах, анализ и синтез. | ||||||||||
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. Задача: актуализировать знания детей, сформулировать тему урока, план урока. | • Беседа • повторение • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль Прием «Верные и неверные утверждения» Прием «Закодированное слово» | - Сегодня к нам в гости пришел необычный гость, который будем помогать нам! Поднимите руку те, кто хотел бы узнать его? - Тогда приготовьтесь ответить на вопросы. Не забываем использовать сигнальные карточки. Если согласны с ответом одноклассника, то показываем зеленый сигналик, не согласны – красный. - Вы готовы? Тогда начнем. 1. Слово состоит из частей? (Да) 2. Приставка, корень, суффикс и окончание — это части слова? (Да) 3. Окончание стоит в начале слова? (Нет) 4. Окончание – изменяемая часть слова? (Да) 5. Окончание обозначается дугой? (Нет) 6. Окончание связывает слова в предложении? (Да) 7. Чтобы найти окончание слово нужно забыть? (Нет) 8. Родственные слова имеют общую часть и одно значение? (Да) 9. Общая часть родственных слов это – окончание? (Нет) 10-однокоренные слова произошли от разных корней? (Нет) 11-Вы молодцы? (Да) - Молодцы, вы верно ответили на вопросы. У нас в гостях Однокоренных Дел Мастер. - Посмотрите, в каком большом и красивом замке живет наш гость. - Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но на главных воротах висит огромный замок. Подготовим руки к письму и постараемся открыть замок. На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”) Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед) Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу) Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево) Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя) И открыли! (разомкнуть руки) - Пока замок открывается, давайте откроем тетради, запишем дату – 16 мая, классная работа. - На какой звук начинаются слова: собака, сорока, скоро? (с) - А теперь дайте характеристику этому звуку. (Буква с, обозначает [с]. Он согласный, парный, глухой) - Пропишите по образцу в первой строке строчную букву «с» до конца строки. - Подчеркните карандашом самую аккуратную и красивую, похожую на образец, строчную букву с. - Итак, мы знаем имя нашего гостя. Кто его напомнит? (Однокоренных Дел Мастер) - Для того чтобы узнать тему урока, вам необходимо выполнить задание: расшифруйте закодированное слово. СЛОВА. Обозначения: - Кто понял, что зашифровано? - Как будет звучать тема урока? - Верно, тема нашего урока сегодня «Слово. Однокоренные слова». - Скажите, какой будет цель урока? Мы уже знаем, что такое слово, его лексическое значение и что такое однокоренные слова? (Да) - Мы отработаем умение находить однокоренные слова, выделять в них корень. - Цель урока: закрепить знания о слове, его лексическом значении и однокоренных словах. | Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; пользоваться знаками символами; работать с информацией, представленной в разных формах; осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания об однокоренных словах. | ||||||||||
3. Применение знаний и умений в новой ситуации. Задача: выявить пути решения проблемы. | • Беседа • Упражнения • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • беседа Прием «Классифицируй» | - Ребята, мы уже с вами знаем, что каждое слово имеет свое лексическое значение. А теперь посмотрите, у нас на доске записаны слова: Береза Ручка (листв. дерево с белой корой) (часть предмета, письменная принадлежность). Осень Коса (время года между зимой и летом) (прическа; орудие труда). - Давайте посмотрим на 1-й столбик, что мы можем о них сказать? (сколько значений определили) - Если мы выделили одно значение, значит какие это слова? (Однозначные) - Посмотрим на 2-й столбик, что скажем об этих словах? (сколько значений определили) - Если мы выделили несколько значений, значит какие это слова? (Многозначные) - Однокоренных Дел Мастер зовет нас поиграть в игру. В игре нам будут встречаться однозначные и многозначные слова. - Когда мы услышим однозначное слово – будем тихо стучать ручкой по парте 1 раз. - Если услышим многозначное слово – будем хлопать в ладоши 1 раз. скакалка листок (бумаги и дерева) бабочка (насекомое и галстук) математика гитара молния (застёжка и разряд в воздухе) - Молодцы! Скажите, как называются слова, которые имеют одно значение? (Однозначные слова) - Давайте приведем примеры: береза, торт, брюки. - А как называют слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные) - Давайте приведем примеры: звезда, ключ, шляпка. - Какие слова называют синонимами? Синонимы - слова одной части речи, разные по написанию, но совпадающие или сходные в лексическом значении. (бросать – кидать, кричать-вопить, друг – товарищ). Теперь сыграем в игру. Сейчас я буду говорить слово, а кому-то из вас нужно будет назвать синоним. Кому я буду кидать мячик – тот и будет называть синоним к этому слову. Друг – товарищ, огромный – большой, веселье – радость, ходить идти, спешить – торопиться, великан – гигант, сырой – мокрый, огонь – пламя, глядеть – смотреть, храбрый – смелый, лягушка – квакушка. - Теперь, чтобы вспомнить какие еще бывают слова, поработаем в парах. - У вас лежит карточка, на которой записано два столбика со словами. Вам нужно составить из этих слов пары. Составь пары слов, соединив стрелочками:
- Что вы соединили? Как называется такие пары слов? (антонимы) - Какие слова называют антонимами? Антонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию противоположные по лексическому значению (защищать - нападать, свет - тьма, близко – далеко). - Что мы с вами закрепили? (синонимы и антонимы) - Ребята, для того чтобы закрепить знания об однокоренных словах, предлагаю отгадать интересную загадку. Будьте внимательны. - Родня ли гусеница гусю? Ответите после загадки. Встретились как-то гусь и гусеница. -Ты кто? -Я-гусь, это моя гусыня, а это наш гусенок. А ты кто? - А я гусеница, я-ваша тетя. - Так родня ли гусеница гУсю? Как вы думаете? (Нет) - Кто такая гусеница? (насекомое) - А гусь? (домашняя птица) - Какой вывод мы можем сделать? (лексическое значение разное) - Выделите корень. Что для этого нужно сделать? (подобрать однокоренные слова) - Маленькая гусеница… (гусеничка) - Трактор с большими колесами.. (гусеничный) - Посмотрите: гусеничный, гусеничка, гусеница. Назовите корень. (гусениц/ч). - А в слове гусь какой корень? (гусь) - Какие корни в словах гусеница и гусь: одинаковые или разные? (разные) - Сделайте вывод. (слова не однокоренные). - Молодцы! Вы сами построили выход из затруднения. Вы смогли доказать, что эти слова не являются родственными. | Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, пользоваться знаками, таблицами; работать с информацией, представленной в разных формах; осмысленно читать текст, осуществлять анализ; сравнение, обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о многозначных, однозначных словах, синонимах, антонимах, об однокоренных словах, умения объяснять лексическое значение слова, распознавать многозначные слова, распознавать среди пар слов синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы, антонимы, находить однокоренные слова в тексте и среди других слов, выделять корень в однокоренных словах. | ||||||||||
4. Физкультминутка Задача: снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности. | • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль | - Однокоренных Дел Мастер предлагает поиграть в игру. Встаньте, пожалуйста, со своих мест так, чтобы никому не мешать. - Я буду называть слова. Если слова однокоренные делаете 1 хлопок, если нет – топаете 1 раз. Лист –листик (ХЛОП), гора-горит (ТОП), молоко –молочный (ХЛОП), лес –лестница (ТОП), волк- волчище (ХЛОП), медовый – сладкий (ТОП), рыбка-рыболов (ХЛОП), полянка-полюшко (ХЛОП), трава-травма (ТОП), сила-могучий (ТОП), гора-горит (ТОП). - Молодцы! Я вижу, вы очень внимательные ребята! Присаживайтесь на места. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. | ||||||||||
5. Обобщение и систематизация знаний. Задача: закрепить полученные знания. | • Упражнения • создание ситуации успеха • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль Прием «Филворд» Прием «Цепочка слов» | - Ребята, Однокоренных Дел Мастер приготовил для вас интересное задание. - На ваших партах лежат карточки «Филворд». - Ваша задача - найти в филворде родственные слова. А затем назвать эти слова своему соседу в паре и, посоветовавшись, выделите корень. Если, ваш одноклассник испытывает затруднения, помогите ему. - Выполнять задание будете по вариантам. I вариант: Ответ: корм, кормушка, покормить, подкорм, кормить. II вариант: Ответ: сосенка, сосны, сосновый, сосна, сосняк. - Я вижу, что вы уже закончили выполнять работу. Давайте проверим. - *Имя*, прочитай слова, которые ты нашла и выдели корень. - Вы согласны? (Сигнализируют карточкой) - *Имя*, прочитай слова, которые ты нашла и выдели корень. - Вы согласны? (Сигнализируют карточкой) - Молодцы! - Посмотрите на слайд. На какие группы можно разделить слова? Двор, бег, дворик, нос, дворовый, беглец, дворник, беготня, носик, дворняга, побег, носище. - Нам надо заселить «родственников» в отдельный домик. 1 ряд выписывает слова с корнем - двор- 2 ряд – нос- 3 ряд – бег- - Работу выполняете в тетрадях. - Давайте проверим. (Образец на слайде) - Как же найти в слове корень? Обратите внимание на ваших партах лежат карточки-памятки: 1. Подобрать родственные слова 2. Сравнить их по смыслу. 3. Выделить общую часть – корень. - И так наш гость подготовил для вас последнее задание! - Придвиньте карточку к себе. Вам нужно зачеркнуть в каждой строке «лишнее» слово; выделить корень в однокоренных словах. Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисёнок. Лось, лоскут, лосёнок. Горный, горка, городок. Пёс, песочный, песок. - Какие слова родственные? (ответы детей) - Обменяйтесь с соседом по парте карточками, если ответ верный, ставим знак «+», если неверный – знак «-». Образец на слайде. - Молодцы! Я вижу, что вы все были очень внимательными! | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; пользоваться таблицами; работать с информацией, представленной в разных формах; осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания об однокоренных словах, умения находить однокоренные слова в тексте и среди других слов, выделять корень в однокоренных словах, группировать однокоренные слова с разными корнями. | ||||||||||
6. Рефлексия Задача: подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течение урока. | • Предъявление педагогических требований • рефлексия и самопознание | - А наш урок подходит к концу. Наш гость Однокоренных Дел Мастер очень доволен тем, как легко и быстро выполняли задания! Он желает вам стать грамотными и всегда помнить правила русского языка! - Пора подводить итоги урока. - Кто напомнит, какая была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили перед собой? (закрепить знания о слове, его лексическом значении и однокоренных словах) - Мы её выполнили? (да) - Что мы для этого сделали? - О каких словах мы сегодня говорили? - Что было трудным на уроке? Почему? - Как, по-вашему, был ли урок полезным? - Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные знания? - Спасибо за ваши ответы. - Теперь посмотрите на слайд. Мы видим лесенку, на лесенке проставлены числа, вспомните, как вы работали на уроке, были у вас трудности или нет. Покажите пальцами ступеньку, на которой вы себя ощущаете. - Первая ступенька – Я не знаю, что такое однокоренные слова и не умею их находить. - Вторая ступенька – Я знаю, что такое однокоренные слова, но не умею их находить. - Третья ступенька – Я знаю, что такое однокоренные слова и умею их находить. - Вспомните все, что мы с вами делали и покажите пальцами ту ступеньку, на которой вы себя ощущаете. - Молодцы, я считаю, что вы верно выбрали свою ступеньку на лесенке. Вы сегодня хорошо работали, мы с вами замечательно поиграли. Спасибо за урок! | Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ;, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Конструкт №7
Тема урока: Части речи.
Тип урока: урок закрепления знаний и способов учебной деятельности
Цель урока: формировать умение обобщать, классифицировать в процессе повторения темы урока «Части речи».
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), признаках частей речи, о понятии «морфология», умения находить в тексте части речи, распознавать части речи по речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Задачи:
Воспитательная: формировать навыки проявлять отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе.
Развивающая: формировать умение обучающиеся осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Образовательная: актуализировать знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), признаках частей речи, о понятии «морфология», закрепить умения находить в тексте части речи, распознавать части речи по речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Принципы обучения и воспитания:
-
Принцип гуманизма -
Принцип связи воспитания с жизнью и трудом -
Принцип культуросообразности -
Принцип деятельности -
Принцип психологической комфортности
Методы обучения и воспитания:
-
Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример. -
Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение. -
Методы стимулирования: поощрение. -
По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические. -
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа; -
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. -
Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Демонстрационное: мультимедийная презентация
Индивидуальное: сигнальные карточки, рабочая тетрадь, пенал, карточки с заданиями.
Информационные источники:
-
Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.). -
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015). -
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». -
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 – 4 класс. -
Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.
Структура урока:
-
Организационно-мотивационный этап. -
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. -
Применение знаний и умений в новой ситуации. -
Физминутка. -
Обобщение и систематизация знаний. -
Рефлексия.
Ход урока
Этапы урока, задачи работы (на уровне деятельности педагога) | Методы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат (с учетом формируемых УУД) | |||||||||||||||
1. Организационно-мотивационный этап. Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности. | • Беседа • Формирование готовности к восприятию | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Перед тем, как сесть, давайте проверим, все ли у вас есть на партах: учебник, тетрадь, пенал, сигнальные карточки. Если у вас чего-то нет, попросите у своего соседа. Сейчас присядут девочки, теперь мальчики. - Напомните, как мы должны вести себя на уроке? (ответы детей) - Верно, на уроке мы внимательно слушаем, при ответе поднимаем руку, говорим только по теме, стараемся. Выполняя эти правила, вы сможете достигнуть высоких результатов! - Для того чтобы на уроке быть внимательными, предлагаю выполнить упражнение «Ухо, нос». - Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». - Ребята, сегодня к нам на урок пришел гость, его зовут Витя Перестукин. Это персонаж из литературного произведения “В стране невыученных уроков”. - Ребята, Витя вновь попал в эту страну! Он сделал кляксы чернилами в учебнике русского языка и, за такое неаккуратное обращение, учебник отправил его в город Невыученных правил. - Чтобы выбраться оттуда, Пете нужно вспомнить и выучить одну очень интересную тему. Он просит вас помочь ему в этом! - Поднимите руку те, кто готов помогать Вите! | Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать с информацией, представленной в разных формах, анализ и синтез. | |||||||||||||||
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. Задача: актуализировать знания детей, сформулировать тему урока, план урока. | • Беседа • повторение • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль | - Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа. Кто написал, ручку на локоток. - Ребята, мы сейчас с вами проведем минутку чистописания. Но для начала нам нужно размять наши пальчики. Будем выполнять упражнение - А для того чтобы узнать, какую букву мы сегодня с вами отработаем и вспомним, как она правильно пишется по образцу, я предлагаю вам отгадать загадку. В небе иволга поёт, Ибис просится в полёт, Из-за облачной дали Показалась буква... (И). - Обратите внимание на слайд и внимательно посмотрите, как правильно пишется заглавная буква И - Отступаем красную строку и начинам прописывать одну строчку заглавной буквы И, соблюдая между буквами одинаковое расстояние до конца строки. - Ребята, вот и первое задание от Вити Перестукина: распределите слова в 3 столбика и объясните, почему так распределили. Солнце, журчат, зелёная, светит, ручьи, появилась, яркое, листва, весёлые. - На какой вопрос отвечают слова в первом столбике? (что?) - На какие вопросы отвечают слова во втором столбике? (что делают? что делает? что сделала?) - На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике? (какая? какое? какие?) - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Чему будем учиться? (Будем говорить о частях речи: глаголах, именах существительных и именах прилагательных, будем учиться различать части речи, задавать вопросы к словам) - Обратите внимание на слайд и попробуйте прочитать тему урока: ЧСТ РЧ - Тема урока: Части речи. - Цель урока: вспомнить, какие бывают части речи. - На уроке мы будем учиться определять части речи, вспомним, на какие вопросы отвечают изученные нами части речи, будем находить главные и второстепенные члены в предложении, поработаем в парах. Все эти задания нам принес Витя Перестукин. | Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать деятельность; работать с информацией; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), умения находить в тексте части речи. | |||||||||||||||
3. Применение знаний и умений в новой ситуации. Задача: выявить пути решения проблемы. | • Беседа • Упражнения • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • беседа Прием «Внимание к слову» | - Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов. Слова объединяются в большие группы. В русском языке группы слов, имеющие общее значение, общие признаки и отвечающие на одинаковые вопросы получили название части речи. Частями речи и их особенностями занимается наука морфология. (Слово на слайде) - Для того чтобы узнать, что такое морфология, предлагаю обратиться к словарю. - Придвиньте к себе карточку №1.
- Какие части речи мы с вами знаем? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол) - Витя Перестукин хочет узнать, как можно больше о частях речи. - Давайте вспомним, что мы знаем об этих частях речи, приведем примеры. - Что обозначают имя существительное? (предмет) - Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевленные) - Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Что? (неодушевленные) - Обратите внимание на слайд. На слайде слова. Ваша задача: распределить имена существительные в два столбика; Кто? Что? кит, берег, брызги, чайки, акула, волны, рыба, дельфин. *Проверка* - Я думаю, что Витя Перестукин остался доволен нашей работой. -А кто скажет, как пишутся имена? (с заглавной буквы) - Почему? (Потому что это имена собственные) - Собственные имена существительные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц. Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные. - Для того чтобы Витя Перестукин лучше разбирался в части речи «Имя прилагательное», нужно выполнить задание в рабочих тетрадях. - Обратите внимание на слайд: …рыбки скользят у самого дна. Вылезает из-под камня … краб. Забралась в свой дом … улитка. Слова для справок: пугливая, смелый, полосатый, шустрая, лесные, яркие - Выберите нужные имена прилагательные и восстановите предложения. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, подпишите эту часть речи. - Кто желает выйти и поработать у доски? - Спасибо, присаживайся. - Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? - Ребята, я вижу, что вы устали, предлагаю вам немного отдохнуть. | Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать с информацией; осуществлять анализ; обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), признаках частей речи, о понятии «морфология», умения находить в тексте части речи, распознавать части речи по речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. | |||||||||||||||
4. Физкультминутка Задача: снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности. | • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль | - Встаньте со своих мест так, чтобы никому не мешать. Я буду читать стихотворение, показывать движения, а вы повторяйте за мной: Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. | |||||||||||||||
5. Обобщение и систематизация знаний. Задача: закрепить полученные знания. | • Упражнения • создание ситуации успеха • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль «Составь предложения» | - Ребята, Витя нас очень просит рассказать ему о глаголах. Поможем ему? - Тогда предлагаю выполнить задание: составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все глаголы. На слайде: - Что обозначает глагол? (действие предмета) - На какие вопросы отвечают глаголы? Проверяем. - Молодцы! - Ребята, Витя выполнял задание – распределял части речи по столбикам и допустил ошибки. Вам необходимо исправить их. - Придвиньте к себе карточку №2. Карточка №2
- Обменяйтесь с соседом по парте карточками, если ответ верный, ставим знак «+», если неверный – знак «-». Образец на слайде. - Молодцы! Я вижу, что вы все были очень внимательными! | Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; работать с информацией; осуществлять анализ классифицировать; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), умения находить в тексте части речи. | |||||||||||||||
6. Рефлексия Задача: подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течение урока. | • Предъявление педагогических требований • рефлексия и самопознание | - А наш урок подходит к концу. Наш гость Витя Перестукин очень доволен тем, как легко и быстро выполняли задания! Теперь он сам разобрался в данной теме! И учебник вернул Витю домой. Витя желает вам стать грамотными и всегда помнить правила русского языка. А еще всегда аккуратно обращаться со своим учебниками, следить, чтобы они всегда были чистыми и опрятными. - Пора подводить итоги урока. - Кто напомнит, какая была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили перед собой? (вспомнить, какие бывают части речи) - Мы её выполнили? (да) - Что мы для этого сделали? - О каких частях речи мы сегодня говорили? - Что было трудным на уроке? Почему? - Как, по-вашему, был ли урок полезным? - Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные знания? - Спасибо за ваши ответы. - Сейчас, я предлагаю завершить наш урок, обратите внимание на слайд, на нем представлены начала предложений, вам нужно выбрать одно и продолжить: Теперь я знаю… Теперь я могу… На уроке у меня получилось… Мне было трудно… Я хочу подробнее разобраться в… - Благодарю за ответы. Мне очень приятно слышать, что вам понравился урок, вы многое. - Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. -Я хочу, поблагодарить каждого за отличную работу. Мне понравилось на нашем уроке видеть старания *Имя*, активность *Имя*, умение быстро найти ответ *Имя*, спасибо вам за это. - Всех благодарю за работу. Урок окончен. | Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли |