Файл: Самойловской Ксении Андреевны Тема вкр урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.2 Особенности урока русского языка

1.3 Возможности урока русский язык в формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока «русский язык»

2.1 Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

2.2 Конструкты уроков русского языка по сформированности познавательных универсальных учебных действ у обучающихся второго Б класса

2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение В

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж



Конструкт №6

Тема урока: Слово. Однокоренные слова.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов учебной деятельности

Цель урока: формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать) в процессе повторения темы урока «Слово. Однокоренные слова».

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; пользоваться знаками, символами, таблицами; ориентироваться в учебнике; работать с информацией, представленной в разных формах; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о многозначных, однозначных словах, синонимах, антонимах, об однокоренных словах, умения объяснять лексическое значение слова, распознавать многозначные слова, распознавать среди пар слов синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы, антонимы, находить однокоренные слова в тексте и среди других слов, выделять корень в однокоренных словах, группировать однокоренные слова с разными корнями.

Задачи:

Воспитательная: формировать навыки проявления настойчивости, ценностного отношение к учебе.

Развивающая: формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; пользоваться знаками, символами, таблицами; ориентироваться в учебнике; работать с информацией, представленной в разных формах; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.


Образовательная: актуализировать знания о многозначных, однозначных словах, синонимах, антонимах, об однокоренных словах, закрепить умения объяснять лексическое значение слова, распознавать многозначные слова, распознавать среди пар слов синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы, антонимы, находить однокоренные слова в тексте и среди других слов, выделять корень в однокоренных словах, группировать однокоренные слова с разными корнями.

Принципы обучения и воспитания:

  • Принцип гуманизма

  • Принцип связи воспитания с жизнью и трудом

  • Принцип культуросообразности

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

Методы обучения и воспитания:

  • Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример.

  • Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение.

  • Методы стимулирования: поощрение.

  • По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.

  • Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;

  • Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

  • Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Демонстрационное: мультимедийная презентация

Индивидуальное: сигнальные карточки, рабочая тетрадь, пенал, карточки с заданиями.

Информационные источники:

  1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.).

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015).

  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

  4. Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 – 4 класс.

  5. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.

Структура урока:

  1. Организационно-мотивационный этап.

  2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

  3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  4. Физминутка.

  5. Обобщение и систематизация знаний.

  6. Рефлексия.


Ход урока

Этапы урока, задачи работы (на уровне деятельности педагога)

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат (с учетом формируемых УУД)

1. Организационно-мотивационный этап.

Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности.

• Беседа

• Формирование готовности к восприятию

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Перед тем, как сесть, давайте проверим, все ли у вас есть на партах: учебник, тетрадь, пенал, сигнальные карточки. Если у вас чего-то нет, попросите у своего соседа. Сейчас присядут девочки, теперь мальчики.

- Напомните, как мы должны вести себя на уроке? (ответы детей)

- Верно, на уроке мы внимательно слушаем, при ответе поднимаем руку, говорим только по теме, стараемся. Выполняя эти правила, вы сможете достигнуть высоких результатов!

- Как я уже и сказала, нам важно быть внимательными. Поэтому, поиграем в игру на внимание! Посмотрите на слайд. Каждому предмету соответствует определенный символ. Запомните их. А теперь посмотрите на слайд и назовите, какой символ соответствовал каждому предмету.



- Вы такие молодцы! Вижу вы очень внимательные, а значит мы можем начать наш урок.

Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать с информацией, представленной в разных формах, анализ и синтез.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Задача: актуализировать знания детей, сформулировать тему урока, план урока.

• Беседа

• повторение

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль
Прием «Верные и неверные утверждения»

Прием «Закодированное слово»


- Сегодня к нам в гости пришел необычный гость, который будем помогать нам! Поднимите руку те, кто хотел бы узнать его?

- Тогда приготовьтесь ответить на вопросы. Не забываем использовать сигнальные карточки. Если согласны с ответом одноклассника, то показываем зеленый сигналик, не согласны – красный.

- Вы готовы? Тогда начнем.

1. Слово состоит из частей? (Да)

2. Приставка, корень, суффикс и окончание — это части слова? (Да)

3. Окончание стоит в начале слова? (Нет)

4. Окончание – изменяемая часть слова? (Да)

5. Окончание обозначается дугой? (Нет)

6. Окончание связывает слова в предложении? (Да)

7. Чтобы найти окончание слово нужно забыть? (Нет)

8. Родственные слова имеют общую часть и одно значение? (Да)

9. Общая часть родственных слов это – окончание? (Нет)

10-однокоренные слова произошли от разных корней? (Нет)

11-Вы молодцы? (Да)

- Молодцы, вы верно ответили на вопросы. У нас в гостях Однокоренных Дел Мастер.

- Посмотрите, в каком большом и красивом замке живет наш гость.

- Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но на главных воротах висит огромный замок. Подготовим руки к письму и постараемся открыть замок.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

- Пока замок открывается, давайте откроем тетради, запишем дату – 16 мая, классная работа.

- На какой звук начинаются слова: собака, сорока, скоро? (с)

- А теперь дайте характеристику этому звуку. (Буква с, обозначает [с]. Он согласный, парный, глухой)

- Пропишите по образцу в первой строке строчную букву «с» до конца строки.



- Подчеркните карандашом самую аккуратную и красивую, похожую на образец, строчную букву с.

- Итак, мы знаем имя нашего гостя. Кто его напомнит? (Однокоренных Дел Мастер)

- Для того чтобы узнать тему урока, вам необходимо выполнить задание: расшифруйте закодированное слово.

СЛОВА.

Обозначения:



- Кто понял, что зашифровано?

- Как будет звучать тема урока?

- Верно, тема нашего урока сегодня «Слово. Однокоренные слова».

- Скажите, какой будет цель урока? Мы уже знаем, что такое слово, его лексическое значение и что такое однокоренные слова? (Да)

- Мы отработаем умение находить однокоренные слова, выделять в них корень.

- Цель урока: закрепить знания о слове, его лексическом значении и однокоренных словах.

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; пользоваться знаками символами; работать с информацией, представленной в разных формах; осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания об однокоренных словах.

3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Задача: выявить пути решения проблемы.

• Беседа

• Упражнения

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований

• беседа
Прием «Классифицируй»

- Ребята, мы уже с вами знаем, что каждое слово имеет свое лексическое значение. А теперь посмотрите, у нас на доске записаны слова:

Береза Ручка
(листв. дерево с белой корой) (часть предмета, письменная принадлежность).

Осень Коса
(время года между зимой и летом) (прическа; орудие труда).

- Давайте посмотрим на 1-й столбик, что мы можем о них сказать?
(сколько значений определили)

- Если мы выделили одно значение, значит какие это слова? (Однозначные)

- Посмотрим на 2-й столбик, что скажем об этих словах?
(сколько значений определили)

- Если мы выделили несколько значений, значит какие это слова? (Многозначные)

- Однокоренных Дел Мастер зовет нас поиграть в игру. В игре нам будут встречаться однозначные и многозначные слова.

- Когда мы услышим однозначное слово – будем тихо стучать ручкой по парте 1 раз.

- Если услышим многозначное слово – будем хлопать в ладоши 1 раз.

скакалка

листок (бумаги и дерева)

бабочка (насекомое и галстук)

математика

гитара

молния (застёжка и разряд в воздухе)

- Молодцы! Скажите, как называются слова, которые имеют одно значение? (Однозначные слова)

- Давайте приведем примеры: береза, торт, брюки.

- А как называют слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные)

- Давайте приведем примеры: звезда, ключ, шляпка.

- Какие слова называют синонимами?

Синонимы - слова одной части речи, разные по написанию, но совпадающие или сходные в лексическом значении. (бросать – кидать, кричать-вопить, друг – товарищ).

Теперь сыграем в игру. Сейчас я буду говорить слово, а кому-то из вас нужно будет назвать синоним. Кому я буду кидать мячик – тот и будет называть синоним к этому слову.

Друг – товарищ, огромный – большой, веселье – радость, ходить идти, спешить – торопиться, великан – гигант, сырой – мокрый, огонь – пламя, глядеть – смотреть, храбрый – смелый, лягушка – квакушка.

- Теперь, чтобы вспомнить какие еще бывают слова, поработаем в парах.

- У вас лежит карточка, на которой записано два столбика со словами. Вам нужно составить из этих слов пары.

Составь пары слов, соединив стрелочками:

свет

холодно

близко

тьма

большой

грязь

чистота

маленький

горячо

далеко

- Что вы соединили? Как называется такие пары слов? (антонимы)

- Какие слова называют антонимами?

Антонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию противоположные по лексическому значению (защищать - нападать, свет - тьма, близко – далеко).

- Что мы с вами закрепили? (синонимы и антонимы)

- Ребята, для того чтобы закрепить знания об однокоренных словах, предлагаю

отгадать интересную загадку. Будьте внимательны.

- Родня ли гусеница гусю? Ответите после загадки.

Встретились как-то гусь и гусеница.

-Ты кто?

-Я-гусь, это моя гусыня, а это наш гусенок. А ты кто?

- А я гусеница, я-ваша тетя.

- Так родня ли гусеница гУсю? Как вы думаете? (Нет)

- Кто такая гусеница? (насекомое)

- А гусь? (домашняя птица)

- Какой вывод мы можем сделать? (лексическое значение разное)

- Выделите корень. Что для этого нужно сделать? (подобрать однокоренные слова)

- Маленькая гусеница… (гусеничка)

- Трактор с большими колесами.. (гусеничный)

- Посмотрите: гусеничный, гусеничка, гусеница. Назовите корень. (гусениц/ч).

- А в слове гусь какой корень? (гусь)

- Какие корни в словах гусеница и гусь: одинаковые или разные? (разные)

- Сделайте вывод. (слова не однокоренные).

- Молодцы! Вы сами построили выход из затруднения. Вы смогли доказать, что эти слова не являются родственными.

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, пользоваться знаками, таблицами; работать с информацией, представленной в разных формах; осмысленно читать текст, осуществлять анализ; сравнение, обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о многозначных, однозначных словах, синонимах, антонимах, об однокоренных словах, умения объяснять лексическое значение слова, распознавать многозначные слова, распознавать среди пар слов синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы, антонимы, находить однокоренные слова в тексте и среди других слов, выделять корень в однокоренных словах.

4. Физкультминутка

Задача: снять

мышечное

напряжение,

переключиться на

другой вид

деятельности.

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль

- Однокоренных Дел Мастер предлагает поиграть в игру. Встаньте, пожалуйста, со своих мест так, чтобы никому не мешать.

- Я буду называть слова. Если слова однокоренные делаете 1 хлопок, если нет – топаете 1 раз.

Лист –листик (ХЛОП), гора-горит (ТОП), молоко –молочный (ХЛОП), лес –лестница (ТОП), волк- волчище (ХЛОП), медовый – сладкий (ТОП), рыбка-рыболов (ХЛОП), полянка-полюшко (ХЛОП), трава-травма (ТОП), сила-могучий (ТОП), гора-горит (ТОП).

- Молодцы! Я вижу, вы очень внимательные ребята! Присаживайтесь на места.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

5. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: закрепить полученные знания.

• Упражнения

• создание ситуации успеха

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль
Прием «Филворд»

Прием «Цепочка слов»

- Ребята, Однокоренных Дел Мастер приготовил для вас интересное задание.

- На ваших партах лежат карточки «Филворд».

- Ваша задача - найти в филворде родственные слова. А затем назвать эти слова своему соседу в паре и, посоветовавшись, выделите корень.
Если, ваш одноклассник испытывает затруднения, помогите ему. 

- Выполнять задание будете по вариантам.

I вариант:



Ответ: корм, кормушка, покормить, подкорм, кормить.

II вариант:



Ответ: сосенка, сосны, сосновый, сосна, сосняк.

- Я вижу, что вы уже закончили выполнять работу. Давайте проверим.

- *Имя*, прочитай слова, которые ты нашла и выдели корень.

- Вы согласны? (Сигнализируют карточкой)

- *Имя*, прочитай слова, которые ты нашла и выдели корень.

- Вы согласны? (Сигнализируют карточкой)

- Молодцы!

- Посмотрите на слайд. На какие группы можно разделить слова?

Двор, бег, дворик, нос, дворовый, беглец, дворник, беготня, носик, дворняга, побег, носище.

- Нам надо заселить «родственников» в отдельный домик.

1 ряд выписывает слова с корнем - двор-

2 ряд – нос-

3 ряд – бег-

- Работу выполняете в тетрадях.

- Давайте проверим. (Образец на слайде)

- Как же найти в слове корень? Обратите внимание на ваших партах лежат карточки-памятки:



1. Подобрать родственные слова

2. Сравнить их по смыслу.

3. Выделить общую часть – корень.

- И так наш гость подготовил для вас последнее задание!

- Придвиньте карточку к себе. Вам нужно зачеркнуть в каждой строке «лишнее» слово; выделить корень в однокоренных словах.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок.

Горный, горка, городок.

Пёс, песочный, песок.

- Какие слова родственные? (ответы детей)

- Обменяйтесь с соседом по парте карточками, если ответ верный, ставим знак «+», если неверный – знак «-». Образец на слайде.

- Молодцы! Я вижу, что вы все были очень внимательными!

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; пользоваться таблицами; работать с информацией, представленной в разных формах; осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания об однокоренных словах, умения находить однокоренные слова в тексте и среди других слов, выделять корень в однокоренных словах, группировать однокоренные слова с разными корнями.

6. Рефлексия

Задача: подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течение урока.

• Предъявление педагогических требований

• рефлексия и самопознание

- А наш урок подходит к концу. Наш гость Однокоренных Дел Мастер очень доволен тем, как легко и быстро выполняли задания! Он желает вам стать грамотными и всегда помнить правила русского языка!

- Пора подводить итоги урока.

- Кто напомнит, какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили перед собой? (закрепить знания о слове, его лексическом значении и однокоренных словах)

- Мы её выполнили? (да)

- Что мы для этого сделали?

- О каких словах мы сегодня говорили?

- Что было трудным на уроке? Почему?

- Как, по-вашему, был ли урок полезным?

- Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные знания?

- Спасибо за ваши ответы.

- Теперь посмотрите на слайд. Мы видим лесенку, на лесенке проставлены числа, вспомните, как вы работали на уроке, были у вас трудности или нет. Покажите пальцами ступеньку, на которой вы себя ощущаете.

- Первая ступенька – Я не знаю, что такое однокоренные слова и не умею их находить.

- Вторая ступенька – Я знаю, что такое однокоренные слова, но не умею их находить.

- Третья ступенька – Я знаю, что такое однокоренные слова и умею их находить.

- Вспомните все, что мы с вами делали и покажите пальцами ту ступеньку, на которой вы себя ощущаете.

- Молодцы, я считаю, что вы верно выбрали свою ступеньку на лесенке. Вы сегодня хорошо работали, мы с вами замечательно поиграли. Спасибо за урок!

Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ;, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.



Конструкт №7

Тема урока: Части речи.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов учебной деятельности

Цель урока: формировать умение обобщать, классифицировать в процессе повторения темы урока «Части речи».

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), признаках частей речи, о понятии «морфология», умения находить в тексте части речи, распознавать части речи по речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Задачи:

Воспитательная: формировать навыки проявлять отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Развивающая: формировать умение обучающиеся осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Образовательная: актуализировать знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), признаках частей речи, о понятии «морфология», закрепить умения находить в тексте части речи, распознавать части речи по речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Принципы обучения и воспитания:

  • Принцип гуманизма

  • Принцип связи воспитания с жизнью и трудом

  • Принцип культуросообразности

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности


Методы обучения и воспитания:

  • Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример.

  • Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение.

  • Методы стимулирования: поощрение.

  • По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.

  • Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;

  • Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

  • Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Демонстрационное: мультимедийная презентация

Индивидуальное: сигнальные карточки, рабочая тетрадь, пенал, карточки с заданиями.

Информационные источники:

  1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.).

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015).

  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

  4. Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 – 4 класс.

  5. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.

Структура урока:

  1. Организационно-мотивационный этап.

  2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

  3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  4. Физминутка.

  5. Обобщение и систематизация знаний.

  6. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока, задачи работы (на уровне деятельности педагога)

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат (с учетом формируемых УУД)

1. Организационно-мотивационный этап.

Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности.

• Беседа

• Формирование готовности к восприятию

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Перед тем, как сесть, давайте проверим, все ли у вас есть на партах: учебник, тетрадь, пенал, сигнальные карточки. Если у вас чего-то нет, попросите у своего соседа. Сейчас присядут девочки, теперь мальчики.

- Напомните, как мы должны вести себя на уроке? (ответы детей)

- Верно, на уроке мы внимательно слушаем, при ответе поднимаем руку, говорим только по теме, стараемся. Выполняя эти правила, вы сможете достигнуть высоких результатов!

- Для того чтобы на уроке быть внимательными, предлагаю выполнить упражнение «Ухо, нос».

- Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

- Ребята, сегодня к нам на урок пришел гость, его зовут Витя Перестукин. Это персонаж из литературного произведения “В стране невыученных уроков”.

- Ребята, Витя вновь попал в эту страну! Он сделал кляксы чернилами в учебнике русского языка и, за такое неаккуратное обращение, учебник отправил его в город Невыученных правил.

- Чтобы выбраться оттуда, Пете нужно вспомнить и выучить одну очень интересную тему. Он просит вас помочь ему в этом!

- Поднимите руку те, кто готов помогать Вите!

Личностные:

обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать с информацией, представленной в разных формах, анализ и синтез.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Задача: актуализировать знания детей, сформулировать тему урока, план урока.

• Беседа

• повторение

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль


- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа. Кто написал, ручку на локоток.

- Ребята, мы сейчас с вами проведем минутку чистописания. Но для начала нам нужно размять наши пальчики. Будем выполнять упражнение

- А для того чтобы узнать, какую букву мы сегодня с вами отработаем и вспомним, как она правильно пишется по образцу, я предлагаю вам отгадать загадку.

В небе иволга поёт,

Ибис просится в полёт,

Из-за облачной дали

Показалась буква... (И).

- Обратите внимание на слайд и внимательно посмотрите, как правильно пишется заглавная буква И

- Отступаем красную строку и начинам прописывать одну строчку заглавной буквы И, соблюдая между буквами одинаковое расстояние до конца строки.



- Ребята, вот и первое задание от Вити Перестукина: распределите слова в 3 столбика и объясните, почему так распределили.

Солнце, журчат, зелёная, светит, ручьи, появилась, яркое, листва, весёлые.

- На какой вопрос отвечают слова в первом столбике? (что?)

- На какие вопросы отвечают слова во втором столбике? (что делают? что делает? что сделала?)

- На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике? (какая? какое? какие?)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Чему будем учиться? (Будем говорить о частях речи: глаголах, именах существительных и именах прилагательных, будем учиться различать части речи, задавать вопросы к словам)

- Обратите внимание на слайд и попробуйте прочитать тему урока:

ЧСТ РЧ

- Тема урока: Части речи.

- Цель урока: вспомнить, какие бывают части речи.

- На уроке мы будем учиться определять части речи, вспомним, на какие вопросы отвечают изученные нами части речи, будем находить главные и второстепенные члены в предложении, поработаем в парах. Все эти задания нам принес Витя Перестукин.

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать деятельность; работать с информацией; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять сравнение, обобщение; классифицировать; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), умения находить в тексте части речи.

3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Задача: выявить пути решения проблемы.

• Беседа

• Упражнения

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований

• беседа
Прием «Внимание к слову»

- Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов. Слова объединяются в большие группы.

В русском языке группы слов, имеющие общее значение, общие признаки и отвечающие на одинаковые вопросы получили название части речи.

Частями речи и их особенностями занимается наука морфология. (Слово на слайде)

- Для того чтобы узнать, что такое морфология, предлагаю обратиться к словарю.

- Придвиньте к себе карточку №1.

Карточка №1

Слово морфология происходит от двух греческих слов:  морфо – форма, логос – наука.

- Какие части речи мы с вами знаем? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

- Витя Перестукин хочет узнать, как можно больше о частях речи.

- Давайте вспомним, что мы знаем об этих частях речи, приведем примеры.

- Что обозначают имя существительное? (предмет)

- Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевленные)

- Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Что? (неодушевленные)

- Обратите внимание на слайд. На слайде слова. Ваша задача: распределить имена существительные в два столбика; Кто?  Что?

кит, берег, брызги, чайки, акула, волны, рыба, дельфин.

*Проверка*

- Я думаю, что Витя Перестукин остался доволен нашей работой.

 -А кто скажет, как пишутся имена? (с заглавной буквы)

- Почему? (Потому что это имена собственные)

- Собственные имена существительные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц. Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные.

- Для того чтобы Витя Перестукин лучше разбирался в части речи «Имя прилагательное», нужно выполнить задание в рабочих тетрадях.

- Обратите внимание на слайд:

…рыбки скользят у самого дна.

Вылезает из-под камня … краб.

Забралась в свой дом … улитка.
Слова для справок: пугливая, смелый, полосатый, шустрая, лесные, яркие

- Выберите нужные имена прилагательные и восстановите предложения. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, подпишите эту часть речи.

- Кто желает выйти и поработать у доски?

- Спасибо, присаживайся.

- Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи?

- Ребята, я вижу, что вы устали, предлагаю вам немного отдохнуть.

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать с информацией; осуществлять анализ; обобщение; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), признаках частей речи, о понятии «морфология», умения находить в тексте части речи, распознавать части речи по речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

4. Физкультминутка

Задача: снять

мышечное

напряжение,

переключиться на

другой вид

деятельности.

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль

- Встаньте со своих мест так, чтобы никому не мешать. Я буду читать стихотворение, показывать движения, а вы повторяйте за мной:

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем.

И работать продолжаем.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

5. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: закрепить полученные знания.

• Упражнения

• создание ситуации успеха

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль
«Составь предложения»

- Ребята, Витя нас очень просит рассказать ему о глаголах. Поможем ему?

- Тогда предлагаю выполнить задание: составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все глаголы.

На слайде:



- Что обозначает глагол? (действие предмета)

- На какие вопросы отвечают глаголы? Проверяем.

- Молодцы!

- Ребята, Витя выполнял задание – распределял части речи по столбикам и допустил ошибки. Вам необходимо исправить их.

- Придвиньте к себе карточку №2.

Карточка №2

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Большая

набегает

Плывет

Волна

Морской

Дельфин

белый

Чайка

зеленеют










- Обменяйтесь с соседом по парте карточками, если ответ верный, ставим знак «+», если неверный – знак «-». Образец на слайде.

- Молодцы! Я вижу, что вы все были очень внимательными!

Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; работать с информацией; осуществлять анализ классифицировать; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), умения находить в тексте части речи.

6. Рефлексия

Задача: подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течение урока.

• Предъявление педагогических требований

• рефлексия и самопознание

- А наш урок подходит к концу. Наш гость Витя Перестукин очень доволен тем, как легко и быстро выполняли задания! Теперь он сам разобрался в данной теме! И учебник вернул Витю домой. Витя желает вам стать грамотными и всегда помнить правила русского языка. А еще всегда аккуратно обращаться со своим учебниками, следить, чтобы они всегда были чистыми и опрятными.

- Пора подводить итоги урока.

- Кто напомнит, какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили перед собой? (вспомнить, какие бывают части речи)

- Мы её выполнили? (да)

- Что мы для этого сделали?

- О каких частях речи мы сегодня говорили?

- Что было трудным на уроке? Почему?

- Как, по-вашему, был ли урок полезным?

- Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные знания?

- Спасибо за ваши ответы.

- Сейчас, я предлагаю завершить наш урок, обратите внимание на слайд, на нем представлены начала предложений, вам нужно выбрать одно и продолжить:

Теперь я знаю…

Теперь я могу…

На уроке у меня получилось…

Мне было трудно…

Я хочу подробнее разобраться в…

- Благодарю за ответы. Мне очень приятно слышать, что вам понравился урок, вы многое.

- Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать.

-Я хочу, поблагодарить каждого за отличную работу. Мне понравилось на нашем уроке видеть старания *Имя*, активность *Имя*, умение быстро найти ответ *Имя*, спасибо вам за это.

- Всех благодарю за работу. Урок окончен.

Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли