Файл: Самойловской Ксении Андреевны Тема вкр урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.2 Особенности урока русского языка

1.3 Возможности урока русский язык в формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока «русский язык»

2.1 Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

2.2 Конструкты уроков русского языка по сформированности познавательных универсальных учебных действ у обучающихся второго Б класса

2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение В

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж



Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных УУД. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий.

Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам, поэтому задача уроков русского языка заключается в развитии умений наблюдать и точно передавать свои мысли в устной и письменной форме. Изучение языка идёт не путём механического запоминания определений, а через целенаправленный анализ и синтез языкового материала. Каждый урок русского языка строится в соответствии с принципами целесообразности и логичности, т.е. все этапы должны отвечать поставленной цели и вытекать один из другого. Очень важен начальный этап, на котором учащиеся формулируют тему и цель урока.

Необходимо сразу задать высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность.

Возможности уроков русского языка по развитию познавательных задач безграничны. Основными целями таких уроков становятся: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся.

На организационно-мотивационном этапе урока русского языка важно организовать введение проблемной ситуации, когда налицо возникает явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. На данном этапе целесообразно использовать приемы "Фантастическая добавка", "Подводящий диалог", способствующие формированию у обучающихся навыка активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

На этапе применение знаний и умений в новой ситуации важно организовать решение возникшей учебной задачи, которая складывается из нескольких заданий. Наборы таких заданий меняются в зависимости от конкретных условий той или иной учебной задачи. На данном этапе целесообразно использовать приемы «Мозговой штурм», «Инсерт» (чтение с пометками), «Вопросы к тексту», «Отсроченная отгадка», способствующие формированию у обучающихся навыка использования различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения анализировать.


На этапе обобщение и систематизация знаний важно организовать работу по выделению изучаемого понятия из массы других языковых явлений либо применению изучаемого понятия (правила). Оно позволяет школьнику контролировать свои действия с тем, чтобы выйти на желаемый результат. Выполняя тренировочные работы по усвоению изучаемого понятия, обучающийся обращает внимание на содержание собственных действий, рассматривает их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей. Также важно при этом проводить мотивацию выполнения задания (зачем мы будем выполнять это упражнение?), обучать детей умению анализировать само задание. На данном этапе целесообразно использовать приемы «Составление таблиц», «Работа с учебной картиной», «Кластер», «Верно-неверно», способствующие формированию у обучающихся навыка логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

На этапе рефлексия важно организовать работу, при которой обучающийся оценивает свою деятельность с точки зрения усвоения модели рассматриваемого понятия и общего способа умственной деятельности. На данном этапе целесообразно использовать приемы «Лестница успеха», «Рефлексивные карточки», «Анкета», «Рефлексивная мишень», способствующие формированию навыка познавательной и личностной рефлексии.

При отборе приемов и упражнений, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка обучающихся второго класса можно ориентироваться на конкретные компоненты познавательных универсальных учебных действий. Приведем примеры заданий, отобранные на основе анализа учебника.

Для формирования способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления можно использовать задания, предложенные в разделе учебника «Русский язык» (2 класс) «Наша речь». Например, последовательно сформулированные учебные задачи («Для чего нужна речь?», «Какая бывает речь?», «Что такое родной язык?», «Что такое диалог?»). Решение этих задач будет осуществляться на уроке в процессе совместной деятельности учителя и обучающихся.

С целью определения способов решения проблем творческого и поискового характера можно использовать задания, предложенные в теме «Какие знаки препинания ставятся в конце предложения»: например, «Сделай вывод: какую работу «выполняет» каждый знак препинания (. ? !) в конце предложения; в теме «Что такое второстепенные члены предложения»: например, «Сделай вывод: какую роль выполняют в предложении слова, которые не составляют основу предложения»; в теме «»: например, «Составьте по рисункам и вопросам рассказ и озаглавьте его.



Формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха можно, используя планирование учебных действий с языковым материалом. Например, «Познакомься с памяткой «Отличие гласного звука от согласного»; Пользуясь памяткой, произнесите любой гласный звук и проверьте, действительно ли он имеет такие признаки.

Для того, чтобы сформировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии, можно выполнять задания под рубрикой «Проверь себя», участвуя в презентации своих проектов и др., ученик оценивает свои знания или умения, свои мысли, свои результаты (т. е. то, чему он научился, и то, чему ему ещё предстоит научиться).

Формировать умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач можно, включая задания на замещение звука буквой, составление модели слова, предложения; использование графической символики – выделение гласных, согласных, слогов, ударения, значимых частей слова, членов предложения.

Для того, чтобы развить навык активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, можно предложить обучающимся составить диалог, разыграть сценку-диалог, коллективно составить основную часть сказки по данному началу и концу, составить небольшой текст по рисунку и опорным словам.

Для успешного развития навыка использования различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением, можно предложить обучающимся, например, найти (выбрать) определённый звук (слог, слово, словосочетание, предложение) либо в самом содержании упражнения, либо в таблице, словаре, на иллюстрации.

Для того, чтобы сформировать навык смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме, можно предложить обучающимся, например, прочитать текст, понижая голос в конце каждого предложения и делая паузы между предложениями.


Формировать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, можно используя задания: «Найдите среди данных слов однокоренные слова. Запишите эти слова, выделите в них корень»; «Составьте предложения со словами любой пары синонимов».

Для того, чтобы сформировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, можно использовать, например, «Выскажите мнение: являются ли слова, из которых состоит каждое предложение, главными членами?»; «Составь по картине рассказ»; «Объясни, значение любого многозначного слова из схемы» [15, с. 4-87].

Формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, можно организуя работу в парах, группах и со взрослыми.

На уроках русского языка возможно применение метода моделирования. Во-первых, используются буквы для изображения звука. Во-вторых, используются специальные знаки для обозначения частей слова и частей предложения. Используются разного рода подчеркивания для определения части речи. Для обособления и выделения смысла в предложении используются знаки препинания. Эти модели используются на протяжении всего курса обучения русскому языку и называются «Орфография». Достаточно эффективно использование на уроках модели постановки учебных задач, демонстрирующее учащимся несоответствие схемы, помочь зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и, после проведения исследовательской работы, произвести изменение или уточнение данной схемы.

Особое внимание следует уделить такому приему, как упражнения разного вида, включающие в себя: комплексно-логические, лексико-орфографические, интеллектуально-лингвистические.

Деятельность по определению нового слова осуществляется с помощью нового комплексно-логического упражнения, выполнение которого нацелено в одно и тоже время на развитие у учащихся определяющих интеллектуальных качеств. Все упражнения объединены в группы, которые имеют отличительные, характерные черты.

При представлении нового словарного слова обучающиеся самостоятельно определяют и формулируют темы словарно-орфографической работы. При выполнении комплексно-логических упражнений нового типа у ребенка развиваются базовые интеллектуальные качества. Данные упражнения объединены в группы, у каждой из которых есть свои отличительные, характерные черты.


В первую группу входят упражнения, которые предусматривают поиск необходимого слова с помощью составляющих его букв. Выполняя их, ребенок развивает устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременную произвольную память, речь, аналитико-синтетическое мышление.

Вторую группу составляют упражнения, которые предусматривают работу с символами, шифрами, кодами. Они формируют абстрактное мышление.

В третью группу выходят упражнения, связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом.

При закреплении изученного материала появляется возможность целенаправленно формировать определенные наборы интеллектуальных качеств и умений путем подбора и компоновки языкового материала и лексико-орфографических упражнений. Любая из этих групп заданий имеет целью совершенствовать тот или иной комплекс интеллектуальных качеств.

Резюмируя вышесказанное можно констатировать, что познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня обучающихся на определенной ступени образовательного процесса. Урок русского языка обеспечивает формирование познавательных УУД. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения, моделирования и преобразования модели. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий. Основными целями уроков русского языка, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий становятся: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся. Для формирования отдельных компонентов познавательных УУД на уроках русского языка целесообразно использовать приемы: «Текст с дырками», «Внимание к слову», «Соотнеси со схемой», «Составь слово», «Четвертое лишнее», «Закодированное слово», «Классифицируй», «Поврежденный текст», «Верные и неверные утверждения», «Найди лишнее», «Перепутанные логические цепочки», «Цепочка слов», «Составь по рисунку».