Файл: Методическое пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

§1. СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ1

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКУ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ, ЦЕННОСТНАЯ ПЛАТФОРМА И ЗАДАЧИ КМД

§2. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КМД

§3. МОДЕЛЬ РАБОТЫ КМД

Глава 4. РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Глава 6. ИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 7. МЕДИАЦИЯ

РИДЕР ПО ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ЛИТЕРАТУРА

Приложение №1

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)22

Приложение №2

Уровень межэтнической толерантности (С. Д. Щеколдина)23

Приложение №3

«СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ

(ПАТРИОТИЗМ, ЭТНОЦЕНТРИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ)»

Приложение №4

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Я И МОЕ ГОСУДАРСТВО»

Приложение №5

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МЕЖДУ Я И HOMO SAPIENS»

(СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ)

Приложение №6

Анкета

(анализ протестных настроений и напряженности на национальной почве)24



Из записок академика Витберга, строителя храма Христа Спасителя в Москве

«Наполеон рассчитывал встретить в самой России, среди русских... сторонников и даже пособников своему вторжению в Россию. Он надеялся, что все почему-либо недовольные русским правительством, все опальные из дворян примут сторону французов, он рассчитывал на недовольство крестьян, которых думал склонить на свою сторону обещанием освобождения. Но опасность, предстоявшая всему государству, сплотила все умы в пользу национального дел, а честное поведение Императора Александра, его твердость, великодушие и доброта приковали к нему сердца всех его подданных».

Из воспоминаний П. Д. Боборыкина

«Разразилась уже Крымская война. Никакого патриотического одушевления я положительно не замечал в обществе. Получались «Северная пчела» и «Московские ведомости»; сообщались слухи; продолжали жить всё также: пили, ели, играли в карты, ездили в театр... Равнодушие к судьбам своего отечества, к тому, что делалось в Крыму, да и во время севастопольской осады, держалось и в студенчестве. Никто не шёл добровольно на войну...».

Возможные вопросы и задания для ведения дискуссии:

1. Опираясь на источники, покажите роль разных сословий, военного командования и императора в Отечественной войне 1812 года. Как она повлияла на самосознание россиян?

2. Используя источники, выделите причины патриотического подъема российского общества в период Отечественной войны 1812 года. Какую роль в войне сыграло партизанское движение?

3. Как вы оцениваете решение М. И. Кутузова оставить Москву ради спасения России? Насколько оно было оправдано? Подтвердите выводы источниками.

4. Какие традиционные черты русского патриотизма проявились в Отечественной войне 1812 года? Подтвердите свой ответ выдержками из источников.

5. Как меняется отношение россиян к категории «патриотизм» в период «апогея самодержавия» Николая I? Выделите причины подобных изменений и подтвердите свой ответ выдержками из источников.

Блок 2. Формирование патриотического сознания российского общества во второй половине XIX – начале XX вв.



«Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это, прежде всего, народ. Разумна и полезна только та война, которая ведется народом для защиты своих границ. Всякая война, имеющая целью завоевание или перевес над другими нациями, не только безнравственна и бесчеловечна, но также положительно невыгодна и вредна для народа, какими бы громкими успехами ни сопровождалась, к каким бы выгодным, по-видимому, результатам ни приводила».

«Как все высокие слова, как люба добродетель, слава, истина, слово патриотизм иногда употребляется во зло, понимающими его людьми для обозначения вещей, не имеющих ничего общего истинным патриотизмом, потому, употребляя священное слово «патриотизм часто бывает необходимо определять, что именно мы хотим разуметь под ним».

Н. Г. Чернышевский

«В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро — сколько возможно больше и сколько возможно лучше... Наша родная Русь более всего занимает нас своим великим будущим, для которого хотим мы трудиться неутомимо, бескорыстно и горячо».

Н. А. Добролюбов

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

К. Д. Ушинский

«Патриотизм — это свирепая добродетель, из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от всех пороков вместе».

А. И. Герцен

«Патриотизм - чувство безнравственное потому, что, вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, — всякий человек, под влиянием патриотизма, признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести».

Л. Н. Толстой

«... Я остаюсь убежденным в том, что наш обычный способ обучения малолеток - едва не грудных младенцев - французскому, английскому языкам нелеп; он позорит национальное чувство, нисколько не содействуя к распространению научных знаний и к расширению мыслительного кругозора в нашем отечестве».

Н. И. Пирогов

«В новейшее время была вызвана из-за границы масса иностранцев, которые, несмотря на полное отсутствие связи с русским обществом, с русской семьей, с русской жизнью, несмотря даже на плохое знание русского языка, были поставлены во главе русских учебных заведений. От иностранцев мы узнали только половину дела: как нужно воспитывать человека; но как нужно воспитывать русского гражданина - этого мы от иностранцев не узнали и не могли узнать. Поэтому наши школы и оказались слишком безжизненными, а наша педагогия какой-то хромоногой...



По той программе, по которой мы воспитываем и образовываем себя, с одинаковым удобством можно воспитывать и китайца, и японца, всякого иностранца. Ревниво исследуя воспитательные цели, мы почти не обращаем внимания на национальное воспитание. Обучаясь уважать человека вообще, мы не приучаемся оказывать предпочтение русскому человеку; ценя все иностранное, подражая ему, мы мало ценим свое родное, интересы русской жизни, русской науки. С детства нас окружают иностранные бонны и гувернантки; в школе мы изучаем общечеловеческие науки и мало знаем о России; в жизни предпочитаем иностранную жизнь русской, заграницу - России, даже иностранный язык - отечественному. И ходят у нас люди «с общеевропейскою казенною физиономиею и душою, без национальности, без отечества».

В. Я. Стоюнин

Вопросы и задания для подготовки к дискуссии:

1. Проанализируйте восприятие патриотизма представителями радикального направления. В чем проявилось влияние их убеждений на формирование их патриотических убеждений? Какая фраза отражает, на Ваш взгляд, сущность восприятия радикалами патриотизма наиболее полно?

2. Оцените высказывание о патриотизме А. И. Герцена. Согласны ли Вы с ним и почему? Подтверждает ли его мысль практическая деятельность радикалов? Приведите примеры.

3. Изучите высказывания Н. Г. Чернышевского. Подготовьте исторические факты, подтверждающие данные высказывания. Выпишите исторические факты и выдержки из исторических источников, свидетельствующие о том, что категория «патриотизм» понималась правильно и была использована во благо Отечества. Продумайте и аргументируйте собственную позицию по проблеме.

3. Какую проблему российского воспитания характеризуют Н. И. Пирогов и В. Я. Стоюнин? Как она связана с патриотическим воспитанием? К конкретные её проявления наблюдались в российском обществе изучаемого периода?

4. Оцените высказывания К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого о патриотизме. Согласны ли Вы с ними и почему?

5. Соотнесите эти высказывания с воспоминаниями современников. Какие изменения характерны для патриотического сознания россиян в изучаемый период период? Какими причинами они вызваны?

Блок 3. Советская модель патриотического воспитания: преимущества и недостатки


«Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет. Так как пролетариат должен, прежде всего, завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса».


К. Маркс

«Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из средь великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 год могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика... Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое... и свое рабское настоящее, когда те же помещики, споспешествуемые капиталистами, ведут нас на войну, чтобы душить Польшу и Украину, чтобы давить демократическое движение в Персии и в Китае, чтобы усилить позорящую наше великорусское национальное достоинство шайку Романовых, Бобринских, Пуришкевичей. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушений Польши, Украины и т. д. «защитой отечества» великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам».

В. И. Ленин

«Не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это! были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

Г. К. Жуков

«Здесь уместно будет вспомнить, что на фронтах Великой Отечественной войны пали смертью храбрых три миллиона коммунистов. И пять миллионов советских патриотов пополнили ряды партии в годы войны. «Хочу идти в бой коммунистом!» - эти ставшие легендарными слова я слышал едва ли не перед каждым сражением, и тем чаще, чем тяжелее были бои. Какие льготы мог получить человек, какие права могла предоставить ему партия накануне смертельной схватки? Только одну привилегию, только одно право, только одну обязанность — первым подняться в атаку, первым рвануться навстречу огню».


Л. И. Брежнев

«Каждый воспитанник должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом... От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная».

А. С. Макаренко

«Советский патриотизм — это благородная любовь советского народа к своему социалистическому Отечеству... Сердцевина человека — любовь к Отечеству — закладывается в детстве. ... Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины – это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье».

В. А. Сухомлинский

Вопросы и задания для подготовки к дискуссии:

1. Как вы понимаете высказывание К. Маркса? Какие особенности социального положения рабочих в России начала XX века позволили применить эту концепцию к нашей стране? Подтвердите ответ выдержками из источников.

2. Как понимал «патриотизм» В. И. Ленин? Приведите исторические факты, которым противоречат его суждения. В чем сущность маркистско-ленинской концепции патриотизма?

3. Насколько высказывание В. И. Ленина соотносится с понятием «толерантность»? Подтвердите Ваш ответ источниками.

4. Советский патриотизм нередко ассоциируется с мощным национальным подъемом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Аргументируйте собственную точку зрения по обозначенной проблеме.

5. Сравните точки зрения Г. К. Жукова и Л. И. Брежнева на патриотический подъем в годы Великой Отечественной войны. Какая из них, на Ваш взгляд, наиболее объективна и почему? Какие другие примеры проявления всенародного патриотизма в советский период Вы можете назвать?

6. Оцените точки зрения советских педагогов на процесс патриотического воспитания. Какие факторы оказали влияние на формирование подобных подходов?

Блок 4. Патриотическое воспитание в современной России


«Что заставляет нас вновь и вновь обращаться к теме патриотизма? Во-первых, окружает нас подчас антипатриотическая среда, а демократические средства массовой информации откровенно «работают» на антипатриотизм. Во-вторых, катастрофически сокращены программы наших школ по русскому языку, литературе, отечественной истории - самым важным предметам, формирующим любовь к Отечеству. Это не дает возможности укрепиться в сознании нормальному миросозерцанию школьника, не дает возможности должным образом причаститься русской культуре.