Файл: Методическое пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

§1. СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ1

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКУ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ, ЦЕННОСТНАЯ ПЛАТФОРМА И ЗАДАЧИ КМД

§2. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КМД

§3. МОДЕЛЬ РАБОТЫ КМД

Глава 4. РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Глава 6. ИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 7. МЕДИАЦИЯ

РИДЕР ПО ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ЛИТЕРАТУРА

Приложение №1

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)22

Приложение №2

Уровень межэтнической толерантности (С. Д. Щеколдина)23

Приложение №3

«СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ

(ПАТРИОТИЗМ, ЭТНОЦЕНТРИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ)»

Приложение №4

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Я И МОЕ ГОСУДАРСТВО»

Приложение №5

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МЕЖДУ Я И HOMO SAPIENS»

(СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ)

Приложение №6

Анкета

(анализ протестных настроений и напряженности на национальной почве)24



Кроме того, мы испытываем страшную интервенцию антикультуры. Те крохи литературы, которые сейчас преподают в школе, те литературные программы, которые сейчас навязывают по «стандартам», лишены самых основных патриотических произведений, ранее входивших в число обязательных. В последнем стандарте изъяты как раз произведения, которые с наибольшей яркостью помогают раскрыться национальной самобытности, утверждают любовь к Отечеству и т. д. Из стандарта по литературе выведены основные русские народные сказки, произведения древнерусской литературы, катастрофически сокращено количество басен Крылова, нет Кольцова, бесстыдно «ужаты» Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Некрасов, С. Есенин...».

В. Ю.Троицкий

«Как всякое чувство, патриотизм требует глубины переживания, но, возбуждаемый лишь при помощи внешних средств, он принимает ложное направление, становится поверхностным, обезличивается. Патриотические и национальные чувства, как и все нравственное, очень деликатные и нежные, прячутся от всякой фальши, неправды и лицемерия, требуют свободы, не терпят никакого стеснения. Искусственное внешнее побуждение не поддерживает, а убивает их. На них нельзя влиять принудительно, можно только косвенно. Патриотизм есть чувство, вера, которые нельзя вполне демонстрировать».

О. В. Лебедева

«Большинство исследователей рассматривают патриотизм как нечто, «спущенное» сверху, государством. Но, на наш взгляд, недостаточно рассматривать данное понятие только как общественно-историческое явление. Нельзя отрицать «естественных» основ патриотизма, которые формируются независимо от социально-политических и социально-экономических изменений обществе».

М. В. Циулин|

«...Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. ... Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей,
школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период.»

Д. А. Медведев

«У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо. Нужно стремиться к тому, чтобы и бизнес, и чиновники, и вообще все граждане работали для того, чтобы страна становилась сильнее. Потому что, если так будет, каждый гражданин будет жить лучше. И достаток будет больше, и комфортнее будет и т.д. Это и есть национальная идея. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим, объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной. И чиновничество, и госаппарат должны быть более эффективными. Мы работаем на страну, понимая под этим не нечто аморфное, как ещё в советское время было, такая «давленка» со стороны государства – сначала страна, а потом неизвестно кто. Страна – это люди, вот в этом смысле «на страну. Нужно, чтобы это вошло в сознание. Для этого нужно сознание, и постоянно об этом нужно говорить, на всех уровнях, постоянно».

В.В. Путин

Вопросы и задания для подготовки к дискуссии:

1. Проанализируйте высказывание В. Ю. Троицкого, характеризующей ситуацию в российском образовании начала 2000-х годов. Какие проблемы в патриотическом воспитании в школе он выделяет? Решены ли названные проблемы в современной России?

2. Оцените отношение педагогов О. В. Лебедевой и М. В. Циулиной к формам и методам современного патриотического воспитания. Аргументируйте собственную позицию по проблеме.

3. Как патриотическое воспитание воспринимается властью? Какое значение отводит государство формированию патриотических ценностей граждан?

Глава 6. ИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


На третьем этапе, этапе интеграции в социокультурную среду вуза и городского сообщества через общественную деятельность, необходимо вовлекать студентов в проекты и мероприятия, направленные на решение социально важных проблем общества, которые направлены на деятельностное формирование гражданской идентичности, а также проекты, направленные на профилактику экстремизма и асоциального поведения. Это могут быть и акции сдачи крови, посещения и шефство над детскими домами и домами престарелых, интернациональные турниры по футболу, волейболу, настольному теннису, деловые игры и др.

1. «Уроки дружбы»11


Цель проекта - социализация школьников и повышение их уровня гражданского самосознания через механизмы межкультурного диалога и развитие навыков коммуникативной компетентности.

Алгоритм реализации:

1. Определение команды проекта (руководителя проекта и тренеров из числа активистов ИССС) – 10-15 человек, формирование тренерских команд по 2-3 человека.

2. Определение школ-партнеров, конкретных классов, в которых будут проводиться «уроки дружбы», анализ контингента учащихся. Закрепление тренерских команд за конкретными классами, составление расписания.

3. Разработка рабочих программ занятий и методических материалов с учетом возраста и социальных характеристик обучающихся. Занятия должны носить интерактивный характер и включать в себя в том числе мозговые штурмы, ролевые игры, формы работы с использованием мультимедийных технологий и т.д.

4. Проведение «уроков дружбы». Подведение итогов реализации проекта.

Интерактивные упражнения, которые могут быть использованы в рамках «Уроков дружбы»:

Упражнение №1.

Перед вами пословицы и поговорки различных народов, представители которых, проживают в нашем регионе:

- «Сначала свари слово, а потом вытащи изо рта» (Татарская)

- «Близкий сосед лучше дальнего родственника» (Армянская)

- «Ружье убило одного, а язык – тысячу» (Чеченская)

- «Вместе тесно, врозь трудно (Осетинская)

- «Ищи не дом, а соседей» (Азербайджанская)

- «С коротким языком жизнь длиннее» (Туркменская)

- «Козла обходи сзади, коня – спереди, а человека со всех сторон»

(Грузинская) и т.д.

Как вы поминаете смысл, заложенный в данных пословиц и поговорок?


Можете ли вы подобрать к приведенным пословицам аналогичные русские пословицы и поговорки?

О чем свидетельствует их сходство?

Упражнение №2.

А.С. Хомяков во второй половине XIX века отмечал:

«Русский смотрит на все народы, замежеванные на бесконечных границах Северного царства, как на братьев своих. Лихой казак Кавказа берет жену из аула чеченского, крестьянин женится на татарке или мордовке, и Россия называет своею славою и радостью негра Ганнибала»
Вопросы для беседы:

1. О какой традиции русского народа идет речь в данном тексте?

2. Сохраняется ли она в России и в нашем регионе в настоящее время?

3. Какую тенденцию в отношениях между народами России укрепляют межнациональные браки?

Упражнение №3.

Поэт Я. Семеляков утверждал:

«Добро должно быть с кулаками,

Оно суровым быть должно,

Чтобы летела шерсть клоками

С того, кто лезет на добро».

Оппоненты критикуют автора: если добро с кулаками, то это уже не добро, а зло. Добро с насилием несовместимо.

Выскажитесь по этим позициям. Какой позиции придерживаетесь вы и почему?

Приведите примеры из собственных наблюдений, когда добро было с кулаками и вы поддерживали (имеется в виду: наказание террористов, преступников и др.)

Приведите примеры из жизни, когда зло маскировалось под добро и было более привлекательнее, чем добро. (например: лозунг «Россия для русских», «Мигранты вон!» и т.д.)

Упражнение №4. Конкурс «Угадай народную мелодию»

На диск записаны различные народные мелодии. Ведущий предлагает командам по очереди угадывать, какому из народов принадлежит та или иная мелодия.

Упражнение №5. Конкурс «Ситуация межэтнического общения»

Обязательное условие данного конкурса – толерантное разрешение проблемы, содержащейся в ситуации, которую нужно инсценировать вчетвером после пятиминутной подготовки.

Варианты ситуаций:

1) Вы с подругой (другом) стали свидетелями оскорбления человека другой национальности человеком вашей национальности. Помогите разрешить данный конфликт.

2) Ваши соседи – люди другой национальности. Они отмечают один из своих национальных праздников, и из-за стены весь вечер слышатся громкая музыка, смех, веселые голоса. Несмотря на то, что вам хочется провести вечер в тишине, постарайтесь разрешить данную ситуацию, проявляя толерантность.

3) Вы с подругами пришли на рынок за фруктами. Продавец, молодой человек с Кавказа, начал вам делать комплименты, приглашать провести вместе вечер. Но у всех вас уже есть свои кавалеры. Откажите молодому человеку вежливо, проявляя толерантность.




  1. Турнир «Интеллектуальное шоу»12

Проект направлен на вовлечение интернациональной молодежи в интеллектуальное творчество, содействие гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, повышению лидерской активности и конкурентоспособности талантливых молодых людей.

Турнир проводится в один день.

Проект может быть реализован как на вузовском, так и на межвузовском уровнях.

Команды формируются и выдвигаются от любой молодежной земляческой организации (диаспоры студентов определенной национальности) или от вуза при проведении мероприятия на межвузовском уровне. Численность команды – 4 человека.

Порядок формирования делегации и подачи заявки:

Количество команд – участниц Турнира - 32.

Система Турнира доводится Игровым жюри до сведения команд в течение часа после окончания регистрации.

Ориентировочная схема проведения Турнира:

I этап - 32 команды играют по Олимпийской системе.

II этап - полуфиналы, финал, игра за 3 место

III этап - пресс-конференция, завершение мероприятия, награждение победителей.

Необходимое оборудование: 8 игровых столов 4 разных цветов (расставляются четыре стола напротив четырех), желательно установить на них кнопки звукового и светового сигнала.

Проведение турнира

Жеребьевкой определяются пары играющих команд.

В одном бое одна команда играет против другой.

Ведущий задает вопросы, разбитые по темам, по одному вопросу из темы поочерёдно.

Игрок, желая ответить на вопрос, нажимает на кнопку (поднимает руку), после чего раздается звуковой и световой сигнал. Игрок может давать сигнал к ответу (нажимать на кнопку) в тот момент, когда он готов отвечать.

Игрок, нажавший на кнопку после предоставления ему Ведущим права ответа, отвечает на вопрос. При правильном ответе на вопрос игрока, например, за красным игровым столом, игрок соперников за красным игровым столом покидает игру. При неправильном ответе, покидает игру игрок, давший неправильный ответ. Если игрок зелёного игрового стола после первого правильного ответа, на очередной вопрос дает ещё один правильный ответ, то в этом случае он выбирает того, кто из команды соперников покинет игру: жёлтый или зеленый. Синий игровой стол – капитанский, капитан в этом случае покидает игру последним.