Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепций
5 Организация разработки стратегии на предприятии
2 Определение миссии и целей предприятия
4 Оценка внешней среды предприятия
5 Анализ стратегического потенциала предприятия
1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия
1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия
1 Общая схема разработки стратегии бизнеса
2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса
1 Общая схема разработки стратегии бизнеса
2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса
Таблица 5 - Матрица диверсификаций
Таблица 7 - Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса
4 Экспертные методы в стратегическом выборе
1 Разработка стратегических альтернатив
3 Оценка альтернативных стратегий
Проблема принятия решения относительно приобретения является весьма сложной. Эксперты, как правило, односторонне исследуют ситуации, чаще всего с точки зрения собственной специализации. Например, мнения экспертов по финансам и кадровой работе могут быть диаметрально противоположными в каких-то конкретных случаях. В конечном счете, выбор остается за руководством компании. Дж. Томпсон (1992) предлагает следующую рациональную модель принятия решений, представленную в виде вопросов:
-
Как приобретающая компания должна перестроить свою структуру, чтобы интегрировать новую фирму? -
Какое воздействие интеграция будет иметь на трудовые ресурсы приобретающей компании и ее существующие направления бизнеса? -
Какой уровень риска может позволить принять на себя компания? -
Как будет оцениваться предполагаемое приобретение и сколько придется платить? -
Каковы размеры предприятия, которое будет приобретать компания? -
Каким образом предприятие может решить вопросы отношений во время переговоров, чтобы обеспечить эффективную стабильность? -
Как быстро будет производиться слияние? -
Какой вид отношений отчетности должен быть установлен и какой уровень независимости должен быть предоставлен новой компании? -
Понадобится ли новая команда управляющих?
Эти вопросы имеют важное значение на стадии осуществления стратегии, и должны внимательно рассматриваться приобретающей компанией.
Факторы, ведущие к успеху или провалу интеграции, Р. МакЛин (1985) предлагает обобщить следующим образом.
-
Существует необходимость активного руководства со стороны приобретающей компании. Это руководство будет определяться с точки зрения взаимосвязи ожиданий и задач и управления процессом изменения структуры. -
Необходимо внимательно регулировать культурный аспект, для этого создавать совместные правила и нормы, а также определять направления интеграции культур. -
Должна быть определена форма взаимного обмена управленцами. -
Диверсификация должна проводиться систематически и постепенно. Это требование предоставляет приобретающей компании время для того, чтобы узнать больше о потенциальном приобретении. -
Важным является поддержание связей с покупателями в то время, когда принимаются решения о будущих продуктах и рынках. -
Изменение не должно воздействовать на приобретаемую компанию.
Эти важные поведенческие проблемы должны иметь тот же приоритет, что и экономические и финансовые.
9 Корпоративная стратегия предприятия
План
1 Стратегии однобизнесового предприятия
2 Стратегии многобизнесовых предприятий
3 Стратегии «выживания» для украинских предприятий
4 Основные методы стратегического анализа на предприятии. Анализ портфеля бизнеса
1 Стратегии однобизнесового предприятия
Формулирование стратегии следует за этапом стратегического анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив.
Уже в процессе стратегического анализа руководство организации склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии — того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности.
Однако методы стратегического анализа не могут подменить процесса фундаментального стратегического мышления. Главная слабость формальных методов поиска стратегии в том, что они игнорируют специфические особенности каждого из видов бизнеса, иногда приводят к слишком общим, абстрактным выводам.
Процесс формирования стратегии заключает в себе три этапа:
-
формирование общей стратегии организации; -
формирование конкурентной стратегии; -
определение функциональных стратегий фирмы.
Общая стратегия организации формируется высшим руководством. Разработка общей стратегии решает две главные задачи: должны быть отобраны и развернуты основные элементы общей стратегии фирмы; необходимо установить конкретную роль каждого из подразделений фирмы при осуществлении стратегии и определить способы определения ресурсов между ними.
Различные варианты общих стратегий были приведены в теме 6. Для удобства их разнообразие может быть сведено к трем основным типам: стратегиям стабильности, роста, сокращения. Организация может выбрать один из них или применять определенные сочетания различных типов (что обычно бывает характерно для крупных, диверсифицированных компаний).
Стратегия стабильности — сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке. Конкретным выражением этой стратегии могут быть усилия фирмы, направленные на то, чтобы избежать правительственного (государственного)
контроля и/или наказаний за монополизацию (способ действий, характерный для российских фирм-монополистов).
Стратегия роста — увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков. Разновидность стратегии роста:
-
вертикальная интеграция; -
горизонтальная интеграция.
Осуществляется тремя способами:
-
поглощение конкурирующих фирм путем аквизиции (приобретения контрольного пакета акций); -
слияние — объединение на приблизительно равноправных началах в рамках единой организации. -
совместное предприятие — объединение организаций разных стран для реализации совместного проекта, если он оказывается не под силу одной из сторон.
Стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда выживание организации находится под угрозой. Ее разновидностями являются следующие:
А. Стратегия разворота — используется, если организация действует неэффективно, но еще не достигла своей критической точки. Означает отказ от производства нерентабельных продуктов, излишней рабочей силы, плохо работающих каналов распределения и дальнейший поиск эффективных путей механизма использования ресурсов. В том случае, когда стратегия разворота принесла положительные результаты, в дальнейшем можно сосредоточиться на стратегии роста.
Б. Стратегия отделения — если компания включает несколько видов бизнеса и при этом один из них работает плохо, производится отказ от него — продажа этой деловой единицы или превращение ее в отдельно работающую фирму.
В. Стратегия ликвидации — в случае достижения критической точки - банкротства — происходит уничтожение организации, распродажа ее активов. Наиболее нежелательная из стратегий сокращения; создает неудобства и убытки как для собственников (акционеров), так и для работников фирмы.
Когда стратегия сформулирована, фирма определяет политику, которая превращает разработанную стратегию в открытую и подробную декларацию основных направлений деятельности фирмы. Затем разрабатываются правила и процедуры действий, необходимые для реализации стратегии.
Конечный стратегический план фирмы включает:
-
видение, миссию и общие цели; -
стратегии организации: общую, деловую, функциональную; -
политику действий фирмы.
2 Стратегии многобизнесовых предприятий
Корпоративную стратегию предприятия часто называют портфельной поскольку она определяет уровень и характер инвестиций организации, устанавливает размеры вложений капитала в каждую из ее единиц, то есть формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля организации.
Эффективно распределенные между деловыми подразделениями фирмы инвестиции могут создать эффект синэргизма или стратегического рычага, когда определенные затраты на совокупность различных типов стратегий приводят к гораздо более существенным преимуществам в деятельности компании, обусловленным удачным дополнением или сотрудничеством между деловыми единицами.
«Портфель» предприятия это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений, принадлежащих одному и тому же владельцу. В диверсифицированных компаниях основой структурного построения является стратегический бизнес-центр, или каждое хозяйственное подразделение, действующее как обособленный центр прибыли.
Обоснованный стратегический набор предприятия можно сформулировать при помощи концепции «последовательных стратегий» как инструмента обеспечения успеха в перестройке предприятия с целью достижения необходимого уровня конкурентоспособности. В рыночной и переходной экономике основную роль играют продуктово-товарные стратегии – стратегии, которые разрабатываются для отдельных видов деятельности.
Понимание структуры рынка и методов сегментации имеет больше значение для процесса разработки продуктовых стратегий. Поскольку дает возможность понять содержание и особенности конкуренции. Помогает сконцентрироваться на наиболее конкурентоспособных видах продукции и направлениях деятельности предприятия.
3 Стратегии «выживания» для украинских предприятий
В настоящее время отечественные предприятия с большим трудом адаптируются к обстановке. Поэтому важной темой современного украинского хозяйствования является разработка стратегии выживания. Особое значение она приобретает для государственных и бывших государственных предприятий. Эти предприятия в большей мере несут на себе груз прежних методов управления и планирования.
Стратегия выживания отечественных (государственных и приватизированных) предприятий - это способ сохранения и обеспечения эффективной деятельности хозяйственной еди
ницы в условиях переходного состояния российской экономики.
Основными целями стратегии выживания являются:
-
приспособление (адаптация) к формирующемуся рынку; -
отказ от изживших себя, неэффективных методов хозяйствования; -
обеспечение стабильности хозяйственной деятельности; -
сохранение ресурсного потенциала, в особенности коллектива высокопрофессиональных специалистов и управленцев.
Стратегия нынешних государственных предприятий существенно усложнилась по сравнению с советским периодом, приобрела комплексный характер. Стратегия выживания включает в себя: общий (организационный), производственный, рыночный (маркетинговый), финансовый, кадровый компоненты.
Организационный компонент стратегии выживания имеет несколько вариантов.
1 Вхождение предприятий в вертикальные, преобразованные из отраслевых структур управления или создаваемые заново. Они обычно помогают в снабжении и сбыте, в установлении хозяйственных связей между государствами СНГ. Такие объединения создают собственные финансовые институты, оказывают лоббистское давление на правительство и Центральный банк и т.п.
-
Создание различных горизонтальных объединений предприятий — акционерных обществ, товариществ под совместные инвестиционные и производственные проекты. Встречаются и объединения типа картелей — соглашений между предприятиями о минимальном уровне цен. -
Использование новых эффективных способов делового взаимодействия (предпринимательские сети, стратегические альянсы и т.д.). -
Вариант, обусловленный прежним пассивным и иждивенческим положением предприятия или отсутствием возможности осуществления двух вышеприведенных вариантов, — паразитирование на государственной собственности: продажа сырья и материалов из резервных фондов предприятий, сдача в аренду помещений и т.д. -
Приватизация, позволяющая уйти из-под контроля государственных чиновников, приобретение возможностей: принимать гибкие хозяйственные решения (положительный аспект приватизации), осуществлять бесконтрольное руководство исходя из личных амбиций и интересов и/или не вдаваясь в суть вопроса (отрицательный аспект приватизации). В любом случае осуществление приватизации преследует цель сохранения и укрепления контроля над предприятием, недопущения к управлению «сторонних акционеров».