Файл: Стратегия предприятия понятие, эволюция концепций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепций

5 Организация разработки стратегии на предприятии

2 Определение миссии и целей предприятия

4 Оценка внешней среды предприятия

5 Анализ стратегического потенциала предприятия

1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия

1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия

6 Стратегия бизнеса

План

1 Общая схема разработки стратегии бизнеса

2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса

1 Общая схема разработки стратегии бизнеса

2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса

Таблица 5 - Матрица диверсификаций

Таблица 7 - Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса

Рис. 15 Модель «7С»

4 Экспертные методы в стратегическом выборе

1 Разработка стратегических альтернатив

2 Выбор стратегии

3 Оценка альтернативных стратегий

4 Экспертные методы в стратегическом выборе

Основные разделы комплексного стратегического плана:


6 Прогнозирование внешней среды предприятия: суть, методы

Прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой - является его составной, используется на таких стадиях планирования:

  • анализ среды и определение предпосылок для формирования стратегии предприятия;

  • реализация планов для оценки возможных результатов и их отклонений от плановых показателей.

Прогнозирование шире от планирования, поскольку содержит не только показатели деятельности предприятия, а и информацию о состоянии внешней среды.

Используют определенные типы прогнозирования

  1. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего и субъективных знаниях прогнозиста, его интуиции. Часто такие прогнозы имеют вид литературного описания представляемого будущего и являются неплохим дополнением к взвешенным, обоснованным количественным прогнозам.

  2. Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинают, опираясь на имеющую информацию, постепенно проникая в будущее. Существуют два подхода к поисковому прогнозированию: экстраполяционный (прогноз как проекция прошлого в будущее) и альтернативный (составляют несколько вариантов прогнозов с учетом возможных изменений внешней среды; каждый из вариантов положен в основу построения сценария будущего).

  3. Нормативное прогнозирование - предусматривает определение обобщенных целей и стратегических ориентиров на будущее с дальнейшим оцениванием развития предприятия исходя с этих целей.

Различают такие виды прогнозов:

  • по временному признаку - краткосрочные (на один год), среднесрочные и долгосрочные;

  • по типу прогнозирования - поисковые, нормативные и основанные на творческом видении перспектив развития;

  • по возможному влиянию предприятия на будущее - активные (активные действия по проектированию будущего, реальное влияние на внешнюю среду) и пассивные (предприятие не старается влиять на среду своего функционирования);

  • по степени вероятности наступления событий - инвариантные (предприятие рассчитывает на высокую степень определенности будущего среды и соответственно прогноз содержит лишь один вариант развития событий) и вариантные (основываются на предположении о неопределенности будущего среды и соответственно разрабатывают несколько вариантов развития событий внешней среды);

  • по способу представления результатов прогнозов - точковый (вариант прогноза содержит лишь одно значение прогнозируемого показателя) и интервальный (предвидение будущего с определенными интервалами, диапазонами значений прогнозируемого показателя).


Современными методами прогнозирования являются:

1 методы экспертных оценок (учитывают субъективные мысли экспертов о будущем ходе событий): "мозговой атаки" (коллективная генерация идей), Дельфи (осуществление анкетных опросов, их статистическая обработка с формированием диапазона мыслей по определенной проблеме), интервью (собеседование организатора прогнозной деятельности с прогнозистом-экспертом), имитационное моделирование и пр.

2 Метод составления сценариев. Сценарий - описание будущего, составленное с учетом правдивых предположений.

Составление сценария предусматривает несколько этапов:

  • структурирование и формулирование вопроса;

  • выяснение и группирование сфер влияния;

  • определение показателей будущего развития событий внешней среды предприятия;

  • формирование и отбор предположений относительно будущего развития;

  • сравнение прогнозных показателей будущего состояния среды с предположениями об их развитии;

  • введение в анализ разрушительных событий;

  • выяснение последствий влияния разрушительных событий;

  • применение соответствующих мероприятий.

3 Методы экстраполяции трендов. Основываются на статистическом наблюдении за динамикой определенного показателя, определении тенденции его развития. Самые распространенные методы экстраполяции трендов - скользящей средней и экспоненциального выравнивания.



5 Анализ стратегического потенциала предприятия



План

1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия


2 Использование методологических концепций проведения стратегического анализа

3 Ресурсы предприятия, их количественная и качественная характеристика

4 Установление сильных и слабых сторон деятельности предприятия

1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия


При разработке стратегии предприятия необходимо идентифицировать те переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия.

Управленческий анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

Внутренний анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений.

Функциональный анализ представляет собой метод выявления резервов, который основывается на поиске более дешевых способов выполнения главных функций: маркетинг; финансы; кадры; НИОКР; организация; управление.

Необходимость проведения управленческого анализа заключается в следующем:

  • необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла,

  • необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах,

  • позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.

Основными показателями, которые используются для анализа хозяйственной деятельности предприятия, являются:

  • показатели исходных условий деятельности предприятия;

  • показатели использования средств производства;

  • показатели использования предметов труда;

  • показатели использования трудовых ресурсов;

  • показатели производства и сбыта продукции;

  • показатели себестоимости;

  • показатели прибыли и рентабельности;

  • показатели финансового состояния предприятия.


Стратегический потенциал предприятия - совокупность имеющихся ресурсов и возможностей для разработки и реализации стратегии предприятия. Стратегический потенциал формируют только те ресурсы, которые могут быть изменены в результате реализации стратегических решений. Кроме того, потенциал предприятия существенно зависит от условий, в которых протекает деятельность предприятия, и подвержен постоянным изменениям.
2 Использование методологических концепций проведения стратегического анализа

Использование методологических концепций проведения функционального анализа: концепция жизненного цикла товара, кривая опыта, сегментация рынка, финансового рычага, экономия на масштабах, анализ работ и др.

Жизненный цикл товара – одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства. Обычно он представляется в виде кривой продаж, рассматриваемой на временном отрезке

Жизнь товара на рынке делится на несколько этапов, каждому из которых соответствует свой уровень сбыта и другие маркетинговые характеристики (рис. 5):

  • рождение и внедрение на рынок — небольшой сбыт и стратегия, ориентированная на рост;

  • стадия роста — существенное увеличение сбыта и стратегия быстрого роста;

  • стадия зрелости — устойчивый сбыт и стратегия, ориентированная на стабильность;

  • стадия насыщения рынка и упадка — снижение сбыта и стратегия сокращения.


Сбыт (объем продаж), прибыль




сбыт



п рибыль






Рождение и Рост Зрелость Насыщение и время

внедрение упадок
Рис.5. Эволюция стратегии по стадиям жизненного цикла

Цель модели жизненного цикла — правильно определить стратегию бизнеса для каждого этапа существования товара на рынке. Существует большое количество модификаций жизненных циклов, в зависимости от типов товаров. Тем не менее, нельзя слиш
ком тесно привязывать стратегию к модели жизненного цикла. Очень часто жизнь товара на рынке не укладывается в рамки известной кривой.

Кривая опыта свидетельствует о том, что при удвоении объема производства затраты на любую операцию в производственном процессе могут быть снижены на 20%. Она относится к разряду классических, поскольку воплощает сущность философии экономии на масштабах производства, которая в течение долгого времени играла ведущую роль при разработке стратегий (рис.6).
Затраты







Объем производства
Рис. 6 Кривая опыта
В соответствии с этой теорией, особое значение придается увеличению доли на рынке, поскольку это позволяет наращивать объем производства и двигаться вниз по кривой в направлении снижения затрат. Именно так можно добиться роста выручки от реализации и прибыли, следовательно, большей конкурентоспособности.

Снижение затрат при увеличении объема производства обусловлено комбинацией следующих факторов:

  • преимущества в технологии, возникающие с расширением производства;

  • обучение на опыте наиболее эффективным способом организации производства;

  • эффект экономии на масштабе.

Применение кривой опыта возможно в основном в отраслях материального производства.

В современных условиях достижение лидерства в издержках не обязательно связано с увеличением масштабов производства. Современное высокотехнологическое оборудование рассчитано не только на крупные производства, но и на небольшие. Сегодня даже небольшая фирма может использовать компьютеры, модульное оборудование, которые обеспечивают высокую производительность и возможности перестройки для решения различных специфических задач.

Главным недостатком модели является учет только одной из внутренних проблем организации и невнимание к внешней среде (в первую очередь к потребностям покупателей).

Модели «кривой опыта» и «жизненного цикла» являются наиболее простыми методами стратегического анализа, поскольку связывают разработку стратегии лишь с одним из факторов деятель