Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепций
5 Организация разработки стратегии на предприятии
2 Определение миссии и целей предприятия
4 Оценка внешней среды предприятия
5 Анализ стратегического потенциала предприятия
1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия
1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия
1 Общая схема разработки стратегии бизнеса
2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса
1 Общая схема разработки стратегии бизнеса
2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса
Таблица 5 - Матрица диверсификаций
Таблица 7 - Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса
4 Экспертные методы в стратегическом выборе
1 Разработка стратегических альтернатив
3 Оценка альтернативных стратегий
6 Прогнозирование внешней среды предприятия: суть, методы
Прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой - является его составной, используется на таких стадиях планирования:
-
анализ среды и определение предпосылок для формирования стратегии предприятия; -
реализация планов для оценки возможных результатов и их отклонений от плановых показателей.
Прогнозирование шире от планирования, поскольку содержит не только показатели деятельности предприятия, а и информацию о состоянии внешней среды.
Используют определенные типы прогнозирования
-
Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего и субъективных знаниях прогнозиста, его интуиции. Часто такие прогнозы имеют вид литературного описания представляемого будущего и являются неплохим дополнением к взвешенным, обоснованным количественным прогнозам. -
Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинают, опираясь на имеющую информацию, постепенно проникая в будущее. Существуют два подхода к поисковому прогнозированию: экстраполяционный (прогноз как проекция прошлого в будущее) и альтернативный (составляют несколько вариантов прогнозов с учетом возможных изменений внешней среды; каждый из вариантов положен в основу построения сценария будущего). -
Нормативное прогнозирование - предусматривает определение обобщенных целей и стратегических ориентиров на будущее с дальнейшим оцениванием развития предприятия исходя с этих целей.
Различают такие виды прогнозов:
-
по временному признаку - краткосрочные (на один год), среднесрочные и долгосрочные; -
по типу прогнозирования - поисковые, нормативные и основанные на творческом видении перспектив развития; -
по возможному влиянию предприятия на будущее - активные (активные действия по проектированию будущего, реальное влияние на внешнюю среду) и пассивные (предприятие не старается влиять на среду своего функционирования); -
по степени вероятности наступления событий - инвариантные (предприятие рассчитывает на высокую степень определенности будущего среды и соответственно прогноз содержит лишь один вариант развития событий) и вариантные (основываются на предположении о неопределенности будущего среды и соответственно разрабатывают несколько вариантов развития событий внешней среды); -
по способу представления результатов прогнозов - точковый (вариант прогноза содержит лишь одно значение прогнозируемого показателя) и интервальный (предвидение будущего с определенными интервалами, диапазонами значений прогнозируемого показателя).
Современными методами прогнозирования являются:
1 методы экспертных оценок (учитывают субъективные мысли экспертов о будущем ходе событий): "мозговой атаки" (коллективная генерация идей), Дельфи (осуществление анкетных опросов, их статистическая обработка с формированием диапазона мыслей по определенной проблеме), интервью (собеседование организатора прогнозной деятельности с прогнозистом-экспертом), имитационное моделирование и пр.
2 Метод составления сценариев. Сценарий - описание будущего, составленное с учетом правдивых предположений.
Составление сценария предусматривает несколько этапов:
-
структурирование и формулирование вопроса; -
выяснение и группирование сфер влияния; -
определение показателей будущего развития событий внешней среды предприятия; -
формирование и отбор предположений относительно будущего развития; -
сравнение прогнозных показателей будущего состояния среды с предположениями об их развитии; -
введение в анализ разрушительных событий; -
выяснение последствий влияния разрушительных событий; -
применение соответствующих мероприятий.
3 Методы экстраполяции трендов. Основываются на статистическом наблюдении за динамикой определенного показателя, определении тенденции его развития. Самые распространенные методы экстраполяции трендов - скользящей средней и экспоненциального выравнивания.
5 Анализ стратегического потенциала предприятия
План
1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия
2 Использование методологических концепций проведения стратегического анализа
3 Ресурсы предприятия, их количественная и качественная характеристика
4 Установление сильных и слабых сторон деятельности предприятия
1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия
При разработке стратегии предприятия необходимо идентифицировать те переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия.
Управленческий анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.
Внутренний анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений.
Функциональный анализ представляет собой метод выявления резервов, который основывается на поиске более дешевых способов выполнения главных функций: маркетинг; финансы; кадры; НИОКР; организация; управление.
Необходимость проведения управленческого анализа заключается в следующем:
-
необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла, -
необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах, -
позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.
Основными показателями, которые используются для анализа хозяйственной деятельности предприятия, являются:
-
показатели исходных условий деятельности предприятия; -
показатели использования средств производства; -
показатели использования предметов труда; -
показатели использования трудовых ресурсов; -
показатели производства и сбыта продукции; -
показатели себестоимости; -
показатели прибыли и рентабельности; -
показатели финансового состояния предприятия.
Стратегический потенциал предприятия - совокупность имеющихся ресурсов и возможностей для разработки и реализации стратегии предприятия. Стратегический потенциал формируют только те ресурсы, которые могут быть изменены в результате реализации стратегических решений. Кроме того, потенциал предприятия существенно зависит от условий, в которых протекает деятельность предприятия, и подвержен постоянным изменениям.
2 Использование методологических концепций проведения стратегического анализа
Использование методологических концепций проведения функционального анализа: концепция жизненного цикла товара, кривая опыта, сегментация рынка, финансового рычага, экономия на масштабах, анализ работ и др.
Жизненный цикл товара – одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства. Обычно он представляется в виде кривой продаж, рассматриваемой на временном отрезке
Жизнь товара на рынке делится на несколько этапов, каждому из которых соответствует свой уровень сбыта и другие маркетинговые характеристики (рис. 5):
-
рождение и внедрение на рынок — небольшой сбыт и стратегия, ориентированная на рост; -
стадия роста — существенное увеличение сбыта и стратегия быстрого роста; -
стадия зрелости — устойчивый сбыт и стратегия, ориентированная на стабильность; -
стадия насыщения рынка и упадка — снижение сбыта и стратегия сокращения.
Сбыт (объем продаж), прибыль
сбыт
п рибыль
Рождение и Рост Зрелость Насыщение и время
внедрение упадок
Рис.5. Эволюция стратегии по стадиям жизненного цикла
Цель модели жизненного цикла — правильно определить стратегию бизнеса для каждого этапа существования товара на рынке. Существует большое количество модификаций жизненных циклов, в зависимости от типов товаров. Тем не менее, нельзя слиш
ком тесно привязывать стратегию к модели жизненного цикла. Очень часто жизнь товара на рынке не укладывается в рамки известной кривой.
Кривая опыта свидетельствует о том, что при удвоении объема производства затраты на любую операцию в производственном процессе могут быть снижены на 20%. Она относится к разряду классических, поскольку воплощает сущность философии экономии на масштабах производства, которая в течение долгого времени играла ведущую роль при разработке стратегий (рис.6).
Затраты
Объем производства
Рис. 6 Кривая опыта
В соответствии с этой теорией, особое значение придается увеличению доли на рынке, поскольку это позволяет наращивать объем производства и двигаться вниз по кривой в направлении снижения затрат. Именно так можно добиться роста выручки от реализации и прибыли, следовательно, большей конкурентоспособности.
Снижение затрат при увеличении объема производства обусловлено комбинацией следующих факторов:
-
преимущества в технологии, возникающие с расширением производства; -
обучение на опыте наиболее эффективным способом организации производства; -
эффект экономии на масштабе.
Применение кривой опыта возможно в основном в отраслях материального производства.
В современных условиях достижение лидерства в издержках не обязательно связано с увеличением масштабов производства. Современное высокотехнологическое оборудование рассчитано не только на крупные производства, но и на небольшие. Сегодня даже небольшая фирма может использовать компьютеры, модульное оборудование, которые обеспечивают высокую производительность и возможности перестройки для решения различных специфических задач.
Главным недостатком модели является учет только одной из внутренних проблем организации и невнимание к внешней среде (в первую очередь к потребностям покупателей).
Модели «кривой опыта» и «жизненного цикла» являются наиболее простыми методами стратегического анализа, поскольку связывают разработку стратегии лишь с одним из факторов деятель