Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 542
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
-
Методика «Разрезные картинки» (Л.И. Переслени, О.И. Шуранова) (Приложение 1).
Цель: исследование уровня развитости целостности восприятия, наглядно-образного мышления.
Диагностический материал: три предметных картинки, вырезанные по контуру и разрезанные на части.
Порядок проведения: данная методика подходит для индивидуального обследования. Детям по мере усложнения предъявляются предметные картинки:
-
«Мальчик» – это лёгкое задание предлагается использовать для ознакомления с процедурой обследования. Возникновение трудностей при складывании этой картинки может иметь дополнительное диагностическое значение. -
«Бабочка» – в этом задании, как и в первом, имеется признак симметрии, облегчающий ребенку ориентировку в задании. Изображение бабочки разрезано на пять частей. Левое переднее и правое заднее крылья разрезаны так, чтобы при неправильном прикладывании частей почти совпадала длина срезов, но не узоры крыльев. -
«Петух» – трудности складывания этой картинки обусловлены нестандартностью линий её разреза на части, то есть вопреки привычному делению: голова, туловище, ноги и др.
На выполнение задания даётся максимум три попытки по две минуты на каждую. Перед началом каждой попытки учитель раскладывает перед ребенком – части изображения стандартным образом и предлагает ему собрать объект. При первой попытке никакой помощи кроме стимулирующей
(если в ней возникла необходимость) не оказывается.
Если при первой попытке складывания картинки без образца ребенок исчерпал время, предлагается вторая попытка, при этом создаётся ситуация успеха. При отрицательном ответе ребенку даётся возможность использовать оставшееся (если оно осталось) до 2 минут время. Если ребёнок не замечает ошибки, ему предлагается третья попытка.
При третьей попытке показывается «расчлененный» образец. Прерывистые линии – это линии разреза. Узнаешь эти части? Посмотри, здесь видно, как они друг к другу прикладываются – сделай также».
При второй и третьей попытке образец остается перед глазами ребенка. Если после предъявления расчлененного образца ребенок не может правильно сложить картинку, используется четвертая попытка. В этом случае его просят наложить части картинки на образец и запомнить результат, предупредив, что затем он будет собирать объект самостоятельно.
После этого части картинки вновь раскладываются стандартным способом, образец убирается и предлагается собрать картинку вновь. После правильного выполнения первого задания необходимо обратить внимание ребенка на хорошую, точную «подгонку» частей друг к другу, на плавность
контура. Учителем в протокол обследования заносится время выполнения каждой попытки.
Оценка результата производится по следующей схеме:
-
с первой попытки: 10 баллов – 1 уровень; -
со второй попытки: 8 баллов – 2уровень; -
с третьей или с четвёртой попытки: 5 баллов – 3 уровень; -
не уложил самостоятельно части картинок на образец, но смог, несмотря на это, собрать картинку – 1 балл; не выполнил задание – 0 баллов.
В тех случаях, когда ребенок не замечает тонких различий при складывании картинки (например, неправильное расположение детали 4 при складывании петуха), из оценки для соответствующей попытки вычитается 1 балл. Так, если петух складывается, в основном, правильно со второй попытки, с перевернутой четвертой деталью, то начисляется не 8, а 7 баллов. При обработке результатов исследования можно сделать вывод об уровне развития целостного визуального восприятия объектов окружающей среды. Обработка результатов представлена в таблице 6.
Таблица 5
Обработка результатов методики «Разрезные картинки» (Л.И. Переслени, О.И. Шуранова)
Уровень | Баллы | Характеристика |
1 | 9-10 баллов | Ребёнок аккуратно, подбирая точную «подгонку» деталей, складывает картинки с первой попытки, самостоятельно, то есть в достаточной степени умеет изображать симметричные формы. Допускается неточность при складывании картинки «Петух». |
2 | 6-8 баллов | Ребёнок аккуратно, подбирая точную «подгонку» деталей, складывает картинки со второй попытки, самостоятельно, то есть не в достаточной степени умеет изображать симметричные формы. |
3 | 3-5 баллов | Ребёнок не аккуратно, не подбирая точной «подгонки» деталей, складывает картинки с третьей попытки или вообще затрудняется в складывании картинки, требуется посторонняя помощь, наглядный образ в виде образца, то есть не умеет изображать симметричные формы. |
-
Методика Дж. Равена «Прогрессивная матрица Равена» (модификация Т.В. Розановой) (Приложение 2).
Цель: оценивание уровня развития наглядно-образного мышления, целостности восприятия.
Диагностический материал: 12 рисунков серий А, АВ, В, постепенно усложняющихся, с одним недостающим фрагментом.
Порядок выполнения: методика предназначена как для индивидуального, так и для группового обследования. Ребёнку предлагается 3группы матриц постепенно усложняющихся задач из серий А, АВ, В каждой по 12 матриц на поиск закономерностей в расположении деталей и подбор одного из шести данных ниже рисунков в качестве недостающего фрагмента к этой матрице, соответствующей её рисунку. Инструкция задания для ребёнка: «Необходимо подобрать такой фрагмент из этих, который подходит к рисунку. Только один из фрагментов правильный, подходящий. Покажи, какой». Если ребёнок показывает на неправильный фрагмент, то объяснение продолжается до тех пор, пока суть выполнения задания не будет понята ребёнком.
Таким образом, на матрице A1происходит обучение. Каждая правильно решенная матрица оценивается в 1 балл. Обучающее задание А1 не оценивается, так как является обучающим. При обработке результатов исследования можно сделать вывод об уровне развития целостности восприятия. Обработка результатов представлена в таблице 6.
Таблица6 Обработка результатов методики Дж. Равена «Прогрессивная матрица
Равена» (модификация Т.В. Розановой)
Уровень | Баллы | Характеристика |
1 уровень | 29- 35 баллов | Ребёнок без затруднений, самостоятельно справляется с заданием, допуская минимум ошибок, то есть в достаточной степени умеет опознавать геометрические формы, в которые можно мысленно вписать объект натуры или изображение. Мотивирован на результат. |
Продолжение таблицы 6
2 уровень | 19-28 балла | Ребёнок самостоятельно выполняет задание, допуская не более 9-ти ошибок, то есть не в достаточной степени умеет опознавать геометрические формы, в которые можно мысленно вписать объект натуры или изображение. Мотивирован на результат. |
3 уровень | 18 баллов и менее | Ребёнок самостоятельно выполняет задание, испытывая трудности при переходе на следующую матрицу, допускает не более 18-ти ошибок, то есть не умеет опознавать геометрические формы, в которые можно мысленно вписать объект натуры или изображение. Не мотивирован на результат. |
Уровни развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе проектировочной работы по развитию целостного визуального восприятия объектов окружающей действительности, полученные по итогам выполнения диагностических заданий представлены в таблице 8.
Таблица 7 Результаты диагностики по критерию целостного визуального восприятия
объекта в окружающей среде
№ п/п | Фамилия, имя | Методика «Разрезные картинки» (модификация Л.И. Переслени, О.И. Шурановой) | Методика «Прогрессивная цветная матрица Равена» (Дж. Равен, модификация Т.В. Розановой); | Итого | Уровень |
1. | Михаил. Б. | 1 | 2 | 1 | Низкий |
2. | Милена Д. | 3 | 3 | 3 | Высокий |
3. | Иван К. | 2 | 3 | 2 | Средний |
4. | Кира К. | 3 | 2 | 2 | Средний |
5. | Кирилл К. | 3 | 2 | 2 | Средний |
6. | Никита К. | 2 | 1 | 1 | Низкий |
7. | Владимир М. | 3 | 2 | 2 | Средний |
8. | Артём М. | 1 | 2 | 1 | Низкий |
9. | София М. | 3 | 2 | 2 | Средний |
10. | Егор М. | 3 | 2 | 2 | Средний |
11. | Ксения Н. | 2 | 3 | 2 | Средний |
12. | Евгений О. | 2 | 1 | 1 | Низкий |
13. | Александр П. | 2 | 3 | 2 | Средний |
14. | Инесса С. | 2 | 1 | 2 | Низкий |
15. | Алиса С. | 3 | 3 | 3 | Высокий |
16. | Алиса Т. | 3 | 3 | 3 | Высокий |
17. | Артём Х. | 1 | 2 | 1 | Низкий |