Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 548
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
Костерина [20], пейзаж представляет большие возможности для изучения и практического освоения приёмов передачи глубины и пространства. Изображение пейзажного мотива начинается с определения формата и положения листа бумаги. Затем на бумаге проводят линию горизонта. В соответствии с законами линейной перспективы размещают основные элементы, прорисовывание и детализация в соответствии с законами воздушной перспективы. Для построения перспективно грамотной пейзажной композиции дети младшего школьного возраста продолжают учится располагать элементы в пространстве в виде целостных, взаимосвязанных уравновешенных групп, находящихся в разных пространственных планах.
Чтобы грамотно нарисовать что-либо, общего впечатления о предмете недостаточно, необходимо знать правила и законы композиции и уметь применять их на практике. Дети младшего школьного возраста уже имеют опыт в предметном рисовании, рисовании с оригинальных картинок. Дети умеют пользоваться красками (акварель, гуашь), несколькими графическими материалами (карандаш, восковые мелки). Полученные умения и навыки при
работе над натюрмортом и пейзажем, совершенствуются в сюжетном рисовании. По мнению Л.А. Раевой [35], перед сюжетным рисованием рекомендуется проводить большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций. А в
процессе наблюдений рекомендует использовать игровые приемы. Побуждение детей к неравнодушному восприятию, познанию – залог инициативного, творческого создания и воплощения замысла.
Дети должны научиться видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета и группы предметов; видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти. Для этого необходимо организовывать работу по любованию произведениями искусства, работу по восприятию изображаемых предметов или объектов, беседы и дидактические игры, использование наглядности.
Для развития композиционных навыков в изобразительной деятельности необходимо развивать у детей целостное восприятие и композиционное мышление. Дети способны воспринимать предметы, в состоянии их словесно описать и проанализировать расположение относительно друг друга, им знакомы способы создания рисунка. Задача учителя состоит в том, чтобы оказать помощь детям при построении композиции, если это необходимо, предоставлять возможность самостоятельного определения замысла, способов его воплощения. И.С. Телегина [35] отмечает, что в процессе рисования дети выражают связное содержание, приобретают умение так расположить изображение, чтобы понятнее и красивее выразить задуманное, показать связь между действующими лицами.
Они включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку, тем самым развивают композиционное мышление.
Передача в рисунке какого-либо события требует объединения в пространстве отдельных предметов, расположения их соответственно содержанию. В сюжетном рисовании нужно передавать внешний вид отдельных предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), отношения, взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве; кроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величине требуется решение и еще одной задачи, а именно – выделение главного в теме, выразительная его передача в рисунке. Осознав главное в теме, ребёнок ставит на первое место изображение основного действия.
Во время занятий сюжетным рисованием у детей развивается мелкая моторика рук, тренируется память и внимание. Они учатся думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать, передавать свои впечатления об окружающей действительности, устанавливать смысловые связи между различными предметами и явлениями, передавать в рисунке пропорциональные соотношения между предметами. Всё это способствует совершенствованию композиционных навыков. Сюжетное рисование складывается из двух основных компонентов – детализация изображаемых образов (через наполнение их эмоционально-значимыми подробностями) и развитие событий во времени [4].
Методика работы над сюжетным рисованием с детьми должна строится в двух направлениях:
Проанализировав программы по изобразительному искусству 1-4 класс Б.Н. Неменского, В.Н. Кузина, Т.Я. Шпикаловой и др., можно сказать, что которые в процессе обучения в начальной школе дети развивают композиционные навыки через следующие виды работ: анализ (обсуждение) репродукций картин с целью выделения способов создания композиции; анализ (обсуждение) детских работ (творческих, самостоятельных и др.); моделирование композиционных схем в абстрактном материале на начальном этапе формирования композиционных навыков у детей при создании композиции в рисунке на заданную тему.
Развитию композиционных навыков в изобразительной деятельности также содействует познавательная активность, которая носит поисковый характер. Под её влиянием у детей постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами постоянно и активно ищут, испытывают эмоциональный подъём и радость от своего успеха [19]. Активизация познавательной активности детей без развития познавательного интереса невозможна, поэтому её необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять через беседы, которые раскрывают понятие «композиция» в изобразительной деятельности, её законы и правила. Через дидактические игры, применение нетрадиционных техник рисования, а также упражнения развиваются познавательные процессы, в том числе и композиционное мышление. М.А. Абрамова предлагает следующие дидактические игры:
Эти игры направлены как на проверку и закрепление знаний и умений, так и на развитие определённых познавательных процессов, необходимых для развития композиционных навыков [1].
Грамотно организованная методическая работа по развитию композиционных навыков в изобразительной деятельности предполагает учёт индивидуальных особенностей детей, ориентацию на зону ближайшего и актуального развития детей, создание психологически комфортной атмосферы на занятиях, установление учебного сотрудничества детей с учителем, структурирование занятий в логике от общего к частному.
Подытоживая вышеизложенное сделаем вывод:
Изобразительная деятельность является средством развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста. Она способствует развитию композиционного мышления, основанного на знании и умении применять законы и правила композиции: учатся думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать, передавать свои впечатления об окружающей действительности, устанавливать смысловые связи между различными предметами и группами предметов, целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира, передавать в рисунке пропорциональные соотношения между ними, воплощая свой художественный замысел.
Анализ программ по изобразительному искусству 1-4 класс Б.Н. Неменского, В.Н. Кузина, Т.Я. Шпикаловой и др., показывает, что в процессе обучения в начальной школе дети развивают композиционные навыки через следующие виды работ: анализ (обсуждение) репродукций картин с целью выделения способов
Чтобы грамотно нарисовать что-либо, общего впечатления о предмете недостаточно, необходимо знать правила и законы композиции и уметь применять их на практике. Дети младшего школьного возраста уже имеют опыт в предметном рисовании, рисовании с оригинальных картинок. Дети умеют пользоваться красками (акварель, гуашь), несколькими графическими материалами (карандаш, восковые мелки). Полученные умения и навыки при
работе над натюрмортом и пейзажем, совершенствуются в сюжетном рисовании. По мнению Л.А. Раевой [35], перед сюжетным рисованием рекомендуется проводить большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций. А в
процессе наблюдений рекомендует использовать игровые приемы. Побуждение детей к неравнодушному восприятию, познанию – залог инициативного, творческого создания и воплощения замысла.
Дети должны научиться видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета и группы предметов; видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти. Для этого необходимо организовывать работу по любованию произведениями искусства, работу по восприятию изображаемых предметов или объектов, беседы и дидактические игры, использование наглядности.
Для развития композиционных навыков в изобразительной деятельности необходимо развивать у детей целостное восприятие и композиционное мышление. Дети способны воспринимать предметы, в состоянии их словесно описать и проанализировать расположение относительно друг друга, им знакомы способы создания рисунка. Задача учителя состоит в том, чтобы оказать помощь детям при построении композиции, если это необходимо, предоставлять возможность самостоятельного определения замысла, способов его воплощения. И.С. Телегина [35] отмечает, что в процессе рисования дети выражают связное содержание, приобретают умение так расположить изображение, чтобы понятнее и красивее выразить задуманное, показать связь между действующими лицами.
Они включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку, тем самым развивают композиционное мышление.
Передача в рисунке какого-либо события требует объединения в пространстве отдельных предметов, расположения их соответственно содержанию. В сюжетном рисовании нужно передавать внешний вид отдельных предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), отношения, взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве; кроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величине требуется решение и еще одной задачи, а именно – выделение главного в теме, выразительная его передача в рисунке. Осознав главное в теме, ребёнок ставит на первое место изображение основного действия.
Во время занятий сюжетным рисованием у детей развивается мелкая моторика рук, тренируется память и внимание. Они учатся думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать, передавать свои впечатления об окружающей действительности, устанавливать смысловые связи между различными предметами и явлениями, передавать в рисунке пропорциональные соотношения между предметами. Всё это способствует совершенствованию композиционных навыков. Сюжетное рисование складывается из двух основных компонентов – детализация изображаемых образов (через наполнение их эмоционально-значимыми подробностями) и развитие событий во времени [4].
Методика работы над сюжетным рисованием с детьми должна строится в двух направлениях:
-
Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений. Развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания; -
Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения.
Проанализировав программы по изобразительному искусству 1-4 класс Б.Н. Неменского, В.Н. Кузина, Т.Я. Шпикаловой и др., можно сказать, что которые в процессе обучения в начальной школе дети развивают композиционные навыки через следующие виды работ: анализ (обсуждение) репродукций картин с целью выделения способов создания композиции; анализ (обсуждение) детских работ (творческих, самостоятельных и др.); моделирование композиционных схем в абстрактном материале на начальном этапе формирования композиционных навыков у детей при создании композиции в рисунке на заданную тему.
Развитию композиционных навыков в изобразительной деятельности также содействует познавательная активность, которая носит поисковый характер. Под её влиянием у детей постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами постоянно и активно ищут, испытывают эмоциональный подъём и радость от своего успеха [19]. Активизация познавательной активности детей без развития познавательного интереса невозможна, поэтому её необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять через беседы, которые раскрывают понятие «композиция» в изобразительной деятельности, её законы и правила. Через дидактические игры, применение нетрадиционных техник рисования, а также упражнения развиваются познавательные процессы, в том числе и композиционное мышление. М.А. Абрамова предлагает следующие дидактические игры:
-
для развития восприятия можно использовать игру «Поиграем в сыщика»: найди и закрась круг – красным, квадрат – жёлтым, треугольник – синим, прямоугольник – зелёным цветом; -
для развития внимания – игра «Фокусник»: сосчитай, сколько квадратов поместилось в круге; -
для развития памяти – игра «Назови близнецов»: взглянув на образец, по памяти раскрась узнанную фигуру; -
для развития мышления можно использовать игру «Составь поезд»: найди слова, логически связанные друг с другом, отталкиваясь от обобщающего понятия.
Эти игры направлены как на проверку и закрепление знаний и умений, так и на развитие определённых познавательных процессов, необходимых для развития композиционных навыков [1].
Грамотно организованная методическая работа по развитию композиционных навыков в изобразительной деятельности предполагает учёт индивидуальных особенностей детей, ориентацию на зону ближайшего и актуального развития детей, создание психологически комфортной атмосферы на занятиях, установление учебного сотрудничества детей с учителем, структурирование занятий в логике от общего к частному.
Подытоживая вышеизложенное сделаем вывод:
Изобразительная деятельность является средством развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста. Она способствует развитию композиционного мышления, основанного на знании и умении применять законы и правила композиции: учатся думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать, передавать свои впечатления об окружающей действительности, устанавливать смысловые связи между различными предметами и группами предметов, целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира, передавать в рисунке пропорциональные соотношения между ними, воплощая свой художественный замысел.
Анализ программ по изобразительному искусству 1-4 класс Б.Н. Неменского, В.Н. Кузина, Т.Я. Шпикаловой и др., показывает, что в процессе обучения в начальной школе дети развивают композиционные навыки через следующие виды работ: анализ (обсуждение) репродукций картин с целью выделения способов