Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 543
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
Продолжение таблицы 7
18. | Владислав Х. | 2 | 1 | 1 | Низкий |
19 | Эмиль Х. | 2 | 3 | 2 | Средний |
20. | Таисия Щ. | 1 | 2 | 1 | Низкий |
Таким образом, результаты проведенных методик «Разрезные картинки» (модификация Л.И. Переслени, О.И. Шурановой) «Прогрессивная цветная матрица Равена» (Дж. Равен, модификация Т.В. Розановой) показали, что у 3 детей – высокий уровень развития композиционных навыков (15 %), у 9 детей – средний уровень (45 %) и 8 детей (40%) обладает низким уровнем развития композиционных навыков.
| | | ||||||
| | | | | ||||
| | | | |||||
| | | | |||||
| | | | |||||
| | | | |||||
| | | | | | |||
| | | | | ||||
| | | | |
Рис. 1. Диаграмма уровня развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста по критерию целостного визуального восприятия
объекта в окружающей среде
Из рисунка 1 видно, что уровень развития композиционных навыков у большинства детей младшего школьного возраста на среднем уровне. Трое детей (Милена Д., Алиса С., Алиса Т.) имеют высокий уровень, остальная часть детей имеют средний и низкий уровень развития композиционных навыков.
Диагностические задания по целостному восприятию группы предметов в произведениях искусства:
-
Методика «Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн, модификация Н. Радлова) (Приложение 3).
Цель: определить уровень развитости целостности восприятия образа, умение строить самостоятельно умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи.
Диагностический материал: ряд сюжетных картинок на заданную тему со скрытым смыслом сюжета.
Порядок проведения: ребёнку предоставляются сюжетные картинки в нарушенной последовательности. Задача ребёнка – восстановить логическую комбинацию картинок, сопровождая своё решение рассказом. После того, как ребенок разложил все картинки, учитель записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребёнка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки. В этих случаях считается что, задание выполнено верно, если ребёнок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить рассказ, необходимо задать наводящие вопросы.
Обработка результатов представлена в таблице 8.
Таблица 8 Обработка результатов методики «Последовательные картинки»
(А.Н. Бернштейн, модификация Н. Радлова)
Уровень | Баллы | Характеристика |
1 уровень | 11-12 баллов | Ребёнок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ, то есть способен целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логичную версию рассказа, то есть способен целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое. |
2 уровень | 7-10 баллов | Ребёнок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа; по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ; составленная последовательность не соответствует рассказу; каждая картинка рассказывается |
Продолжение таблицы 8
2 уровень | 7- 10 баллов | отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа; на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы, то есть не в достаточной степени способен целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое. |
3 уровень | 0- 6баллов | Ребёнок не смог найти последовательность событий и отказался от рассказа; по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ или рассказ не составил; составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (но за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса меняет последовательность и соответствующий рассказ); каждая картинка описывается отдельно, сама по себе; на каждом рисунке просто перечислены отдельные предметы, то есть не способен целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое. |
-
«Воспроизведение визуальных репродукций» (Д. Векслер) (Приложение 4).
Цель: исследование объёма и скорости произвольного запоминания, определенного количества картинок, наглядно-образного, целостного восприятия групп предметов.
Диагностический материал: 4 картинки с изображением предметов, чистый лист бумаги, карандаш.
Порядок проведения: ребёнку предлагается в течение 10 секунд посмотреть на рисунок с изображением фигуры. Затем он должен воспроизвести изображение на чистом
листе бумаги. Можно демонстрировать фигуры по одной с последующим воспроизведением или последовательно несколько фигур с последующим воспроизведением всей группы.
Обработка результатов представлена в таблице 9.
Таблица 9 Обработка результатов методики «Воспроизведение визуальных
репродукций» (Д. Векслер)
Уровень | Баллы | Характеристика |
1уровень | 13-14 баллов | Ребёнок самостоятельно, без ошибок воспроизвёл все картинки, изображённые предметы идентичны образцу, допускается одна неточность, то есть в достаточной степени способен целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое. |
2 уровень | 9-12 баллов | Ребёнок самостоятельно воспроизвёл 3 из 4-х картинок верно, однако изображённые предметы идентичны образцу. Или воспроизвёл все картинки с некоторыми неточностями. Допускается 5 неточностей. То есть в не достаточной степени способен целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое. |
3 уровень | 0-8 баллов | Ребёнок самостоятельно воспроизвёл 2 из 4-х картинок верно, воспроизвёл все картинки с ошибками или самостоятельно не воспроизвёл ни одной картинки, то есть не способен целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое. |
Уровни развития композиционных навыков у детей младшего
школьного возраста на констатирующем этапе проектировочной работы по развитию целостного восприятия групп предметов, полученные по итогам выполнения диагностических заданий представлены в таблице 10.
Таблица 10 Уровни развитости композиционных навыков у детей младшего школьного
возраста по критерию целостного восприятия групп предметов в произведениях искусства
№ п/п | Фамилия, имя | Методика «Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн, модификация Н. Радлова), | «Воспроизведение визуальных репродукций» (Д. Векслер) | Итого | Уровень |
1. | Михаил. Б. | 1 | 2 | 2 | Низкий |
2. | Милена Д. | 3 | 3 | 3 | Высокий |
3. | Иван К. | 3 | 2 | 2 | Средний |
4. | Кира К. | 2 | 2 | 2 | Средний |
5. | Кирилл К. | 3 | 2 | 2 | Средний |
6. | Никита К. | 2 | 1 | 1 | Низкий |
7. | Владимир М. | 3 | 2 | 2 | Средний |
Продолжение таблицы 10
8. | Артём М. | 2 | 1 | 1 | Низкий |
9. | София М. | 3 | 2 | 2 | Средний |
10. | Егор М. | 3 | 2 | 2 | Средний |
11. | Ксения Н. | 3 | 2 | 2 | Средний |
12. | Евгений О. | 2 | 1 | 1 | Низкий |
13. | Александр П. | 3 | 2 | 2 | Средний |
14. | Инесса С. | 2 | 3 | 2 | Средний |
15. | Алиса С. | 3 | 3 | 3 | Высокий |
16. | Алиса Т. | 3 | 3 | 3 | Высокий |
17. | Артём Х. | 2 | 1 | 2 | Низкий |
18. | Владислав Х. | 2 | 2 | 2 | Средний |
19 | Эмиль Х. | 2 | 2 | 2 | Средний |
20. | Таисия Щ. | 2 | 1 | 1 | Низкий |