Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 543

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Задачи исследования:

методы исследования:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:

Диагностические задания по критерию композиционного мышления:

Содержание работы по развитию композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной

Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:

Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:

Композиционное мышление:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Б. Кустодиев, «Масленица»

Б. Кустодиев, «Зимняя ярмарка»


Продолжение таблицы 7


18.

Владислав Х.

2

1

1

Низкий

19

Эмиль Х.

2

3

2

Средний

20.

Таисия Щ.

1

2

1

Низкий


Таким образом, результаты проведенных методик «Разрезные картинки» (модификация Л.И. Переслени, О.И. Шурановой) «Прогрессивная цветная матрица Равена» (Дж. Равен, модификация Т.В. Розановой) показали, что у 3 детей – высокий уровень развития композиционных навыков (15 %), у 9 детей – средний уровень (45 %) и 8 детей (40%) обладает низким уровнем развития композиционных навыков.




























































































































Рис. 1. Диаграмма уровня развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста по критерию целостного визуального восприятия
объекта в окружающей среде
Из рисунка 1 видно, что уровень развития композиционных навыков у большинства детей младшего школьного возраста на среднем уровне. Трое детей (Милена Д., Алиса С., Алиса Т.) имеют высокий уровень, остальная часть детей имеют средний и низкий уровень развития композиционных навыков.
Диагностические задания по целостному восприятию группы предметов в произведениях искусства:

  1. Методика «Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн, модификация Н. Радлова) (Приложение 3).

Цель: определить уровень развитости целостности восприятия образа, умение строить самостоятельно умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи.

Диагностический материал: ряд сюжетных картинок на заданную тему со скрытым смыслом сюжета.

Порядок проведения: ребёнку предоставляются сюжетные картинки в нарушенной последовательности. Задача ребёнка – восстановить логическую комбинацию картинок, сопровождая своё решение рассказом. После того, как ребенок разложил все картинки, учитель записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребёнка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки. В этих случаях считается что, задание выполнено верно, если ребёнок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить рассказ, необходимо задать наводящие вопросы.

Обработка результатов представлена в таблице 8.

Таблица 8 Обработка результатов методики «Последовательные картинки»

(А.Н. Бернштейн, модификация Н. Радлова)


Уровень

Баллы

Характеристика



1

уровень



11-12

баллов

Ребёнок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ, то есть способен целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логичную версию рассказа, то есть способен целостно воспринимать и оценивать всю

изображаемую группу предметов как единое целое.


2

уровень


7-10

баллов

Ребёнок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа; по найденной им самим последовательности картинок

составил нелогичный рассказ; составленная последовательность не соответствует рассказу; каждая картинка рассказывается


Продолжение таблицы 8



2

уровень


7- 10

баллов

отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа; на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы, то есть не в достаточной степени способен целостно воспринимать и

оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое.


3

уровень


0-

6баллов

Ребёнок не смог найти последовательность событий и отказался от рассказа; по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ или рассказ не составил; составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (но за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса меняет последовательность и соответствующий рассказ); каждая картинка описывается отдельно, сама по себе; на каждом рисунке просто перечислены отдельные предметы, то есть не способен целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу

предметов как единое целое.




  1. «Воспроизведение визуальных репродукций» (Д. Векслер) (Приложение 4).

Цель: исследование объёма и скорости произвольного запоминания, определенного количества картинок, наглядно-образного, целостного восприятия групп предметов.

Диагностический материал: 4 картинки с изображением предметов, чистый лист бумаги, карандаш.

Порядок проведения: ребёнку предлагается в течение 10 секунд посмотреть на рисунок с изображением фигуры. Затем он должен воспроизвести изображение на чистом
листе бумаги. Можно демонстрировать фигуры по одной с последующим воспроизведением или последовательно несколько фигур с последующим воспроизведением всей группы.

Обработка результатов представлена в таблице 9.

Таблица 9 Обработка результатов методики «Воспроизведение визуальных

репродукций» (Д. Векслер)

Уровень

Баллы

Характеристика



1уровень


13-14

баллов

Ребёнок самостоятельно, без ошибок воспроизвёл все картинки, изображённые предметы идентичны образцу, допускается одна неточность, то есть в достаточной степени способен целостно воспринимать и оценивать всю

изображаемую группу предметов как единое целое.



2 уровень



9-12 баллов

Ребёнок самостоятельно воспроизвёл 3 из 4-х картинок верно, однако изображённые предметы идентичны образцу. Или воспроизвёл все картинки с некоторыми неточностями. Допускается 5 неточностей. То есть в не достаточной степени способен целостно воспринимать и оценивать всю

изображаемую группу предметов как единое целое.



3 уровень



0-8 баллов

Ребёнок самостоятельно воспроизвёл 2 из 4-х картинок верно, воспроизвёл все картинки с ошибками или самостоятельно не воспроизвёл ни одной картинки, то есть не способен целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу

предметов как единое целое.


Уровни развития композиционных навыков у детей младшего
школьного возраста на констатирующем этапе проектировочной работы по развитию целостного восприятия групп предметов, полученные по итогам выполнения диагностических заданий представлены в таблице 10.

Таблица 10 Уровни развитости композиционных навыков у детей младшего школьного

возраста по критерию целостного восприятия групп предметов в произведениях искусства

п/п

Фамилия, имя

Методика

«Последовательные картинки»

(А.Н. Бернштейн, модификация Н.

Радлова),

«Воспроизведение визуальных репродукций»

(Д. Векслер)

Итого

Уровень

1.

Михаил. Б.

1

2

2

Низкий

2.

Милена Д.

3

3

3

Высокий

3.

Иван К.

3

2

2

Средний

4.

Кира К.

2

2

2

Средний

5.

Кирилл К.

3

2

2

Средний

6.

Никита К.

2

1

1

Низкий

7.

Владимир М.

3

2

2

Средний

Продолжение таблицы 10



8.

Артём М.

2

1

1

Низкий

9.

София М.

3

2

2

Средний

10.

Егор М.

3

2

2

Средний

11.

Ксения Н.

3

2

2

Средний

12.

Евгений О.

2

1

1

Низкий

13.

Александр П.

3

2

2

Средний

14.

Инесса С.

2

3

2

Средний

15.

Алиса С.

3

3

3

Высокий

16.

Алиса Т.

3

3

3

Высокий

17.

Артём Х.

2

1

2

Низкий

18.

Владислав Х.

2

2

2

Средний

19

Эмиль Х.

2

2

2

Средний

20.

Таисия Щ.

2

1

1

Низкий